Общая психология



Скачать 289.91 Kb.
Дата14.02.2016
Размер289.91 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»
Факультет довузовской подготовики


Программа дисциплины
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Для направления 010500.62 – «Психология»
Автор: И.Н. Семёнов (semenov@hse.ru)

Утверждена УМС Одобрена на заседании кафедры

Секция “Психология” общей и экспериментальной Председатель психологии

___________В.А.Штроо Зав. кафедрой

____________А.К.Болотова
“____”________2011 г. “____”______________2011г.

Утверждено УС факультета

довузовской подготовки

Ученый секретарь

________________________

«__»____________2011 г.

Москва 2011


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор программы

Доктор психологических наук, профессор Семёнов Игорь Никитович, I_samenov@mail.ru


Требования к студентам (пререквизиты)

Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины – знание истории, литературы, а также анатомии и физиологии (в объеме курса “Биология” для средней школы, включая знания строения человеческого организма, составляющих его органов и систем, процессов жизнедеятельности), знакомство с основными терминами и понятиями в области гуманитарного знания и общественных наук.



Аннотация

Психология – научная дисциплина, вскрывающая фундаментальные закономерности и всеобъемлющие механизмы внутреннего, субъективного мира человека и его поведения, трудовой деятельности, отношения к окружающему миру. Психология сочетает в себе фундаментальные (теоретические и экспериментальные) и прикладные аспекты, выявляющие детерминанты психической активности человека, способы психологического воздействия и психолого-педагогической коррекции поведения личности в различных, в т.ч. в профессиональных, экстремальных и учебных ситуациях.

В основу курса положены представления о творческой природе человеческой психики, которая рассматривается как способ и своеобразный инструмент познания действительности, решения нестандартных задач и проблем человеческой деятельности, как механизм не только отражения, но и порождения действительности. Именно индивидуальное своеобразие и творческая активность человека является существенным ресурсом развития общества.

Предлагаемая Программа обучения раскрывает основные понятия и принципы психологической науки, ее методологию и феноменологию, законы и правила, содержание внутреннего мира человека, особенности его поведения и деятельности в процессе социализации в современном обществе.



Учебная задача дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:


- знать предмет, объект, методы, основные понятия психологии, ее место в системе наук,

- знать естественно-научные основы психологии и ее методологические ориентации,

- иметь правильное представление о тенденциях развития современной психологической науки и практики,

- знать психологическое содержание основных психических процессов, свойств и состояний личности,

- уметь применять психологические знания при изучении смежных дисциплин и освоении различных сфер социальной практики.

Дисциплина читается в 1 и 2 семестрах факультета довузовской подготовки студентам, готовящимся к поступлению в магистратуру.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия




1

Психология в современном человекознании. Психологическая реальность, объект, предмет, методы психологии, ее основные понятия и практическое значение

11

4

4

3


2

Место психологии в системе наук и ее взаимодействие с общественными, естественными и техническими дисциплинами

6

2

2

2

3

Естественно-научные основы психологии

6

2

2

2

4

Человек как индивид, личность, субъект общения, труда и познания.

7

2

2

3


5

Психология познавательных процессов:

ощущение, восприятие, представление



7

2

2

3

6

Психология познавательных процессов:

память, мышление, воображение



11

4

4

3

7

Речь, внимание и сознание

7

2

2

3

8

Эмоции, потребности, мотивы, чувства и переживания

7

2

2

3

9

Активность и воля. Поведение и

деятельность.



7

2

2

3

10

Способности и одаренность. Профессионализм, мастерство и творчество

7

2

2

3

11

Личность, темперамент, характер, личность и индивидуальность человека

7

2

2

3

12

Общение и развитие человека в природе и обществе

7

2

2

3

13

Самосознание и рефлексия человека, его личностный и профессиональный рост



7

2

2

3

14

Направления психологического познания и современные отрасли психологической науки и практики

11

4

4

3




Итого:

108

34

34

40


БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК ИЛИ РИДЕР
1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для вузов. М. Академия. 2006.

512 с.


2. Психология для экономических факультетов/отв. ред. В.Н.Дружинин. СПб.- М.: 2000. 646 с.

3. Старовойтенко Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. М. Академический проект. 2001. 539 с.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ:



  • Текущий контроль: посещение семинаров;

  • Промежуточный контроль: контрольная работа;

  • Итоговый контроль: зачет;

  • Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Работа на семинарах

Контрольная работа

Зачет
Методика формирования результирующей оценки

  1. При определении результирующей оценки Орез учитываются: оценка за семинар Осем, оценка за контрольную работу Ок.р., и оценка за зачет Озач.

  2. Коэффициент (оценка относительной важности) имеет следующие значения: Wсем= 0,3; Wк.р.=0,3; Wзач=0,4.

  3. Пример расчета:



Если у студента

Осем = 7

Ок.р =5

Озач =8

при коэффициентах

Wсем =0,3

Wк.р. = 0,3

Wзач =0,4

То в результате

округленно Орез = 7

Орез = Осем.* 0,3 + Ок.р. * 0,3 + Озач * 0,4

= 7*0,3 + 5*0,3 + 8*0,4 = 6,8

  1. В ведомость и зачетную книжку студента выставляется двойная оценка, например: «зачтено (7)».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Психология в современном человекознании. Психологическая реальность,

объект, предмет, методы психологии, ее основные понятия и практическое значение

Различные значения термина “психология”. Общее представление о психике и ее изучении. Житейское и научное представление о психологии. Элементы психологических представлений о человеке в религиозных и философских воззрениях. Специфика психологической реальности. Объект, предмет и методы психологического познания. Психические процессы и система понятий психологии. Психология и естествознание. Психология и социальное познание. Психология и человекознание. Психология и общественная практика. Социализация человека и его творческая самореализация в профессиональной деятельности и в общественной сфере. Исследовательская и практическая психология.



Основная литература
1. Аткинсон Р.Л. и др. Введение в психологию Учебник для студентов университетов / под ред. В.П.Зинченко и др. Прайан-Еврознак. 203. с. 18-26; 36- 45

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Астраль. 2007. с. 4-39

3. Климов Е.А. Общая психология. М. Юнити.2001. с. 187-288; 338-473

4. Психология. Учебник для экономических вузов / под ред. В.Н. Дружинина. СПб.-М., 2000. с. 9-28; 44-56

5. Старовойтенко Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. М. Академический проект. 2001. с. 3-34

6. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М. Логос. 2006. с. 7-31


Дополнительная литература
1. Климов Е.А. О слове и мысли в психологии. М. МПСИ. 2008. с.38-49; 105-120; 133-144; 155-161

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для вузов. М. Академия. 2006. с. 3-23

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. Питер. 2009

4. Семенов И.Н. Человекознание, техникознание и рефлетехнологии как социокультурные факторы развития творчества в образовании //Мир психологии. 2010. N 3

5. Семенов И.Н. Панорама развития философско-психологической системы С.Л.Рубинштейна в современном человекознании // Психология. Журнал ВШЭ. 2009. N 3

6. Современная психология: справочное руководство / отв. ред. В.Н.Дружинин. ИНФПА. М. 1999. с. 7-18

7. Хейес Н., Орел С. Введение в психологию. Базовое издание по психологии от ведущих мировых экспертов. М. Эксмо. 2003. с.5-10; 605-
Тема 2. Место психологии в системе наук и ее взаимодействие

с общественными, естественными и техническими науками
Развитие психологических представлений в процессе философского и научного познания человека. Выделение психологии в самостоятельную науку. Система современных наук. Взаимодействие психологии с общественными, техническими и естественными науками. Психология и философия. Психология и математика. Психология и информатика. Психология и биология. Психофизика и психофизиология. Психология и кибернетика. Психология и социология. Психология и персонология. Психология и акмеология. Психология и культурология. Психология и гуманитарные науки. Психология и педагогика.

Основная литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб. Питер. 2006. Введение и первая глава.

2. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.-М., 2000. с. 28-56

3. Семенов И.Н. Индивидуальность в диалоге с собой //Психология индивидуальности: новые модели и концепции /под ред. Е.Б.Старовойтенко, В.Д.Шадрикова. М. МПСИ. 2009. с. 291-306




Дополнительная литература

1. Аткинсон Р.Л. с. 31-35

2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М. 2000

3. Климов Е.А. Общая психология. М. Юнити. 2001. с. 35-41; 49-61; 174-186

4. Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии, познавательной активности. М.-Воронеж. МОДЭК. 2000. с.

5. Хэйес Н., Оррелл С. Введение в психологию. М.: Эксмо, 2003. с. 5-8




Тема 3. Естественно-научные основы психологии.
Психика и ее биологический базис. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Генетика и психогенетика. Мозг и психика. Нервная система – материальная основа психики. Функции нервной системы. Рефлекторный принцип работы центральной нервной системы. Виды рефлексов и функции психики. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии. Проблема локализации психических функций. Эмоции и нарушения психических процессов. Психиатрия и патопсихология. Психология и психофармакология. Проблема психофизиологии отражения и психологии ориентировки. Проблема физиологии движений и психологии активности. Психология эмоций и поведения человека в биотической и социальной среде. Психология адаптации и активности. Психопатология и психотерапия.
Основная литература
1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. Астраль. 2007. с. 145- 211; 238-258

2. Психология. Учебник для экономических вузов /под ред. В.Н.Дружинина. СПб. Питер. 2002. с.57-69; 431-480

3. Современная психология: справочное руководство. М. 1999.

Дополнительная литература
1.Аткинсон Р.Л. и др. с. 51-852

2.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для вузов. М. академия. 2006. с. 206-222

3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. Питер. 2009

4.Хейес Н., Орел С. Введение в психологию. М. Эксмо. 2003. с. 97-194

5.Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М. Логос. 206. с. 206-218; 344-375
Тема 4.

Человек как индивид, индивидуальность, личность, субъект общения, труда и познания.

Психология человека как субъекта общения, труда и познания. Человек как индивид и как личность. Биологическое и социальное в личности человека. Роль общения в развитии личности человека. Возрастные особенности развития личности. Взаимодействие познавательной, эмоциональной и волевой сфер психики в развитии человека. Личность и индивидуальность. Проблема соотношения типического и индивидуального в личности человека.


Основная литература

  1. Абульханова К.А., Петровский В.А., Семенов И.Н. и др. Психология индивидуальности: новые модели и концепции /Под ред. Е.Б.Старовойтенко, В.Д.Шадрикова. М. 2009

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб. Питер. 2000

  3. Климов Е.А. Общая психология. М. ЮНИТИ-ДАНА. 2001. С. 320-330

Дополнительная литература



  1. Аткинсон. С. 402-410; 427-431; 432-436; 445-4451

  2. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. М. Владос. 2001. С. 3-19; 55-76; 154-159

  3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Г.С.Никифорова и др. СПб. Речь. 2003. С. 24-28; 45-50; 372-380

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. 2001.


Тема 5. Психология познавательных процессов: ощущение, восприятие, представление
Специфика психологического познания. Деятельность, сознание, познание. Специфически познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Универсальные психические процессы: память, внимание, воображение. Образ (представление) мира как условие деятельности. Восприятие и его основные свойства: апперцепция, предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. Восприятие человека человеком.

Память как сложный познавательный процесс. Запечатление, сохранение, воспроизведение прошлого опыта личности. Виды и закономерности мнемических процессов. Развитие памяти и мнемотехника. Виды, свойства и закономерности внимания. Внимание как умственное усилие. Контрольная функция внимания в процессе умственного действия. Внимание как самонаблюдение и как самопознание. Внимание как проявление направленности личности. Мышление как рациональная ступень познания, как отражение связей и зависимостей объектов окружающего мира. Обобщенный, опосредованный и абстрактный характер процессов мышления. Формально-логическая трактовка мышления: понятия, суждения и умозаключения как основные единицы мышления. Понятийное и проблемное мышление. Культурно-историческая природа мышления. Практическая деятельность как основа человеческого мышления. Виды мышления. Мышление и рефлексия.


Основная литература


  1. Психология /Под ред. В.Н.Дружинина. СПб. 2002. С. 89-93;160-188



Дополнительная литература

1. Аткинсон. С. 126-133; 159-164; 196-198;



Тема 7. Речь и сознание
Единство мышления и речи. Вторая сигнальная система и речь. Функции речи и ее виды. Развитие речи. Творческое (продуктивное) и репродуктивное (шаблонное) мышление. Анализ процесса мышления в условиях решения задачи. Зоны поиска вариантов решения. Создание, проверка гипотез и рефлексия результатов. Рациональное и интуитивное мышление. Творческое, креативное и эвристичесоке мышление. Мышление как способ присвоения и развития творческого опыта человечества. Воображение и творчество. Виды, свойства и закономерности воображения. Игровая деятельность как источник развития воображения в онтогенезе. Создание и освоение продуктов художественного творчества как способ культивирования воображения. Анализ воображения и фантазии как ключ к изучению творческой активности личности.

Основная литература
1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.-Воронеж., 1996.

2. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.

4. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб.-М., 2000.

5. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

2. Барабанщиков В.А. Системогенез чувственного восприятия. М., 1999.

3. Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск, 2001.

4. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 2000.

5. Мелоун С.А.Навыки мышления для менеджера М., 1997.

6. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1975.

7. Пономарев Я.А. Психология творения. М., 1999.

8. Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990.

9. Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1982.

10. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

11. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.

Тема 8. Эмоции, потребности, мотивы, переживания и воля

личности как субъекта бытия, поведения и деятельности.
Эмоционально-потребностная сфера личности. Эмоции и чувства как отражение действительности. Сигнальная и регулятивная функция чувств и эмоций. Формы переживания чувств. Настроение. Стрессовое состояние и этапы его развития. Виды эмоциональных состояний и эмоциональных реакций. Понятие переживания и его типы. Эмоциональное предвосхищение и эмоциональное воображение. Саморегуляция эмоциональных состояний. Определение воли, критерии волевого поведения. Проблема свободы воли в философии и психологии. Волевой процесс и его этапы. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов, проблема выбора и принятия решений. Мотивационный конфликт как условие волевого действия. Волевая регуляция как преобразование (переосмысление) проблемных ситуаций. Воля и личность. Развитие воли и волевые привычки. Личность как субъект бытия. Личность как субъект деятельности, ее продукт и условие развития. Потребность индивида быть личностью. Идеальное бытие личности и феномен отраженной субъектности. Ответственное поведение как характеристика личности. Самосозидание личности в процессе ее социального творчества. Потребность в самоактуализации как источник саморазвития личности. Самореализация личности в деятельности и творчестве.
Основная литература
1. Дружинин В.Н. Психология. СПб., М., 2000.

2. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2000.

3. Ильин В.Н.Психологи воли. М., 2000.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., М., 2009.


Дополнительная литература
1. Абульханова К.А. Время личности и время жизни. СПб., 2000.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2000

5. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 2000.

6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. М., 1998.

7. Рудик П.А. Психология чувств. М., 1986.

8. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. Л., 1990.

9. Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. М., 1986.
11. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М., 2006.
Тема 5. Развитие человека, его способности,

одаренность, профессионализм и творчество
Филогенез и онтогенез человека. Биологические предпосылки и социкультурные факторы психического развития человека. Периодизация и особенности возрастного развития человека. Общие и специальные способности. Способности и их измерение. Способности и их задатки. Способности и развитие личности. Способности как родовые свойства человека и характеристики конкретной индивидуальности. Способности и способы деятельности. Развитие способностей и их диагностика. Высшие формы способностей: одаренность, талант, гениальность. Мастерство и профессионализм. Талант и творчество.

Основная литература
1. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. М. Возрастная и педагогическая психология.

2. Кузин В.С. Психология. М.: Высшая школа, 1982.

3. Немов Р.С. Практическая психология. М.: Владос, 2001.

4. Психология творчества: школа Я.А.Пономарева. М.: ИП РАН, 2006.

5. Хрестоматия. М.: Академия, 2000.

6. Хуторский А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М.: Владос, 2000.


Дополнительная литература

1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: 1986.

2. Климов Е.А. Человек в разнотипных профессиях. М.: 1998.

3. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М., 2000.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.,1998.

6. Пономарев Я.А., Семенов И.Н. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука. 1990.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2009.

8. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. М., 1985.

9. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности. М., 2001.


Тема 6. Темперамент, характер, личность и индивидуальность человека
Темперамент как интегральное индивидуальное свойство человека. Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности и врожденное чувство организма. Основные свойства нервной системы. Типы высшей нервной деятельности. Свойства темперамента. Индивидуальный стиль деятельности и когнитивные стили. Индивидуальные свойства личности и их проявление в поведении. Понятие характера. Структура характера. Деятельностная детерминация характера и его пластичность. Установка как единица анализа характера. Условия формирования характера. Генерализация мотивов как источник происхождения характера. Отношение личности к собственному характеру. Характер как система отношений человека к миру, другим людям, к самому себе. Характер и акцентуация личности. Защитные функции характера. Характер как индивидуальный жизненный стиль.


Основная литература


1. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. Спб.-М., 2000.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.

3. Симонов П.В. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1988.

4. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1984.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2009.
Дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001

2. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.

3. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

4. Мерлин В.С. Очерк интегрального изучения индивидуальности. М., 1986.

5. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. М., 1985.


Тема 7. Самосознание и рефлексия личности человека, его

личностный и профессиональный рост
Сознание и самосознание. Самопознание и самоотношение. Самосознание и “образ Я”. Познавательный и эмоциональный аспекты “образа Я”. Я-идеальное и Я-реальное. Осознание собственных психических качеств как результат сравнения себя с другими людьми. Внутренний самодиалог и рефлексия. Типология и механизмы рефлексивных процессов. Роль рефлексии в самопознании и самосознании личности. Самооценка и самоуважение. Самосознание личности и жизненный путь. Развитие личности как преодоление жизненных проблем. Личностный рост и поиск смысла жизни. Самоопределение и самоактуализация личности. Препятствия на пути личностного роста и отклонения в личностном развитии. Психодиагностика и психокоррекция развития личности. Психоконсультирование и саморазвитие личности. Индивидуальная и групповая психотерапия личности. Профессиональная самореализация личности и ее карьерный рост.

Основная литература

1. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб.-М., 2000.

2. Крылов А.А. Психология. Учебник. М., 2000.

3. Семенов И.Н. Развитие психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М. – Воронеж., 2000.


Дополнительная литература

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М., 1999.

2. Абульханова К.А. Время личности и время жизни. СПб., 2000.

3. Берн Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

4. Как построить свое Я? /под ред. Зинченко В.П. М., 1991

5. Нойман Э. Присхождение и развитие сознания. М., 1998.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

7. Рубинштейн С.Л.. Бытие и созннаие. Человек и мир. М., 1998.

8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознаие. М., 1972.

9. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1994.


Тема 8. Общение личности в группах и взаимодействие в организациях.

Социальные роли, лидерство и управление
Человек в системе социальных взаимодействий. Деятельностное опосредование общения. Личность и общение. Самообщение и самопознание личности. Межличностное общение. Виды общения. Формальное и неформальное общение. Система жизненных отношений. Понятие группы в психологии. Основные факторы образования группы. Механизмы и особенности развития личности в группе. Групповая динамика и групповое поведение личности. Группа и коллектив. Личность в организациях. Лидерство и руководство. Личность в системах управления.

Основная литература

1. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988.

2. Дружинин В.Н. Психология. Учебник. СПб.-М., 2000.

3. Крылов А.А. Психология. Учебник. М., 2000.

4. Ольшанский В.Б. Психология – практикам: учителям, родителям и руководителям. М.: Тривола. 1996. – 262 с.
Дополнительная литература

1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М., 2001.

2. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

3. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. М., 1998.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.

5. Куницына В.И. и др. Межличностное общение. СПб., 2001.

6. Петровский А.В. Коллектив. Деятельность. Личность. М., 1986.

7. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб., 1999.


4. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб. 1999.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб., 2002.


ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ


Тематика контрольных работ
Отличие психологического научного знания и житейского знания.

Прикладная психология: ее основные виды и задачи

Основные этапы развития психики

Психические процессы, свойства и состояния

Возникновение и специфика сознания

Субъект и объект познания в психологии

Основные принципы психологического познания

Естественно-научные основания психологии и психофизиология

Когнитивная психология

Математическая психология

Психологическая квалиметрия

Понятие о человеческом капитале

Проблема измерения человеческого капитала

Сферы профессиональной помощи психолога

Основные познавательные процессы и их роль в жизнедеятельности личности

Виды восприятия и его свойства

Виды памяти и ее свойства, развитие и тренировка

Внимание как психическое состояние, управление вниманием

Мышление как высший познавательный процесс

Понятийное мышление и его развитие

Проблемное мышление и этапы решения задачи

Творческое мышление и креативность личности

Роль рефлексии в мышлении

Виды творческой деятельности и ее особенности

Психологические особенности творчества

Функции и виды речи, роль речи в психическом развитии

Воображение, его виды и способы развития

Психологические процессы, состояния и отношения

Эмоции, чувства и переживания личности

Психологические особенности юности

Психология гендерных различий

Психологические особенности любви

Психология эмпатии и сопереживания

Простые и сложные волевые действия, воспитание воли

Задатки и способности, одаренность и гениальность

Темперамент и его виды

Характер и его формирование

Потребности и мотивы поведения

Самосознание и его развитие

Рефлексия и ее роль в мышлении и развитии личности

Личностный рост и самореализация человека

Проблемы психологического обеспечения государственной службы

Принципы психологического познания

Интеллектуальное поведение животных и человека

Субъект и объект познания в психологии

Проблема сознания в психологии

Условия рациональной работы памяти

Мышление как процесс переработки информации

Типология рефлексивных процессов

Стадии решения мыслительных задач

Воображение и его роль в развитии мышления

Особенности индивидуальности человека

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Специфика и виды потребностей человека

Влияние мотивации на продуктивность деятельности

Представления о структуре личности в психологии

Самосознание и его роль в развитии личности

Защитные механизмы личности

Современная гуманистическая психология личности

Цели, виды и методы психотерапии

Жизненный путь и личностное самоопределение

Личностный рост и профессиональная самореализация

Социальные роли и поведение личности в группе

Профессиональная деятельность и деловое общение

Психология бизнеса и ее методы

Человеческий капитал: взаимодействие экономики и психологии

Зарубежные трактовки человеческого капитала.

Психология человеческого капитала

Психология лидерства и управления
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Вопросы к зачету




  1. Значение понятия «психология»и виды психологического познания

  2. Психика как субъективная реальность

  3. Предмет и объект психологии

  4. Социокультурное развитие психологии

  5. Основные понятия психологии

  6. Методологические ориентации психологии

  7. Место психологии в системе наук

  8. Связь психологии с философией

  9. Связь психологии с естествознанием

  10. Связь психологии с обществознанием

  11. Связь психологии с человекознанием

  12. Методы психологии

  13. Отрасли психологии

  14. Возникновение и филогенез психики

  15. Психическое отражение и образ мира

  16. Ориентировка и поведение человека

  17. Человек как индивид и как личность

  18. Человек как субъект общения

  19. Человек как субъект труда

  20. Человека как субъект познания

  21. Виды психических процессов

  22. Виды психических состояний

  23. Виды психических свойств человека

  24. Виды речи

  25. Виды познавательных процессов

  26. Виды перцептивных процессов

  27. Виды интеллектуальных процессов

  28. Виды эмоциональных процессов

  29. Виды способностей

  30. Виды темперамента

Вопросы к экзамену


1. Психология как наука: объект и предмет психологии, ее прикладное значение

2.Этапы становления психологии как науки

3.Место психологии в системе наук и ее отрасли

4.Возникновение и развитие психики.

5.Человек как объект и субъект познания

6.Методологические и естественно-научные основы психологии

7.Основные методы психологии

8.Виды познавательных процессов. Ощущения и восприятие.

9. Психологическая структура деятельности

10.Память и ее роль в познании

11.Внимание и его виды

12.Мышление и воображение

13.Мышление как процесс решения задач и проблем

14.Развитие мышления и речи в онтогенезе

15.Роль рефлексии в процессе мышления

16.Личность как субъект бытия и деятельности

17.Индивидуальные особенности личности

18.Способности и одаренность

19.Эмоции, потребности и мотивы

20.Темперамент и его виды

21.Характер и воля

22.Самосознание личности

23.Самопознание человеком своего Я и личностный рост

24.Возрастное развитие человека

25.Личность и общение, поведение личности в группе

Литература основная


1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Астрель. 2007. 352 с.

2. Климов Е.А. Общая психология. М. Юнити. 2001. 511 с.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для вузов. М. Академия. 2006. 512 с.

4. Психология. Учебник для экономических вузов /под ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер. 2002. 672 с.

5. Психология индивидуальности: новые модели и концепции /под ред. Е.Б.Старовойтенко, В.Д.Шадрикова. М. МПСИ. 2009. 383 с.

6. Старовойтенко Е.Б. Психология интеллектуальной жизни. М. Академический проект. 2001

7. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М. Логос. 2006. 388 с.

Литература дополнительная


1. Аткинсон Р.Л. и др. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов /под ред. В.П.Зинченко и др. М. Еврознак. 2003. 672 с.

2. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. М.: Владос. 2000. 256 с.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЭР СЭ. 2006. 511 с.

4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М. 1987

5. Еникеев М.И. общая и социальная психология. М. Норма. 1999. 624 с.

6. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. М. Кио Рус ДНК. 2001

7. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М. Аспект. 2003. 285 с.

8. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб. Питер. 2004. 463 с.

10. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. СПб.-М. Олма-Пресс. 2004. 864 с.

11. Мучински П. Психология. Профессия. Карьера. СПб. Питер. 2004 539 с.

12. Пакратов В.Н. Саморегуляция психичесого здоровья. М.: Из-во Института психотерапии. 352 с.

13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для вузов. М. Академия. 2006. 512 с. 253 с.

14. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /под ред. Г.С.Никифорова и др. СПб.: Речь. 2003. 447 с.

15. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. МПСИ.-МОДЭК. 1996.

16. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. СПБ.: Питер. 2009

17. Семенов И.Н. С.Л.Рубинштейн известный и неизвестный //Психология. Журнал ВШЭ. 2009. N 3

18. Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности. М.-Воронеж. МОДЭК. 2000

19. Современная психология: справочное руководство /под ред. В.Н.Дружинина. М.: МНФПА-Еврознак. 1999. 688 с.



20. Хейс Н., Орел С. Введение в психологию. Базовое издание по психологии от ведущих мировых экспертов. М.: Эсмо. 2003. 688 с.

Автор программы: _________________________________ /Семенов И.Н./
Каталог: data -> 2011
2011 -> Проскурякова Н. А
2011 -> Темы магистрам курсовые
2011 -> Программа обязательного учебного курса для специальности «Юриспруденция», уровень подготовки магистр
2011 -> Давыдова Е. А. Ст преподаватель кафедры экономической теории
2011 -> Программа дисциплины «Социология управления»
2011 -> Кафедра психологии личности (new 2011-2012) Старовойтенко Елена Борисовна
2011 -> Обязательный минимум содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 080200. 62 «менеджмент»
2011 -> Профессиональное самоопределение личности сущность профессионального самоопределения
2011 -> Программа дисциплины Организационная психология
2011 -> Российского философского общества этика и история философии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница