Аннотации рабочих программ дисциплин учебного плана по специальности
13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования
ОД.А.00 Обязательные дисциплины
Аннотация рабочей программы дисциплины ОД.А.01 История и философия науки
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «История и философия науки» являются введение в общую проблематику философии науки, анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, получение представления о тенденциях исторического развития науки, ознакомление аспирантов с содержанием основных методов современной науки, принципами формирования научных гипотез и критериями выбора теорий, формирование понимания сущности научного познания и соотношения науки с другими областями культуры.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Дисциплина «История и философия науки» относится к циклу «Обязательных дисциплин» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).
В ходе изучения курса наука рассматривается как способ существования знания, особый вид духовной деятельности и социальный институт. Курс «История и философия науки» служит основой для изучения других дисциплин, касающихся философских вопросов конкретных научных областей.
Программа курса включает знакомство с современными философскими дискуссиями по проблемам науки и освоение материала, позволяющего ставить и решать исследовательские задачи в данной области на современном уровне.
Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать: содержание дисциплины "История и философия науки"; иметь достаточно полное представление о возможностях применения полученных знаний для философского анализа проблем фундаментальных и прикладных областей науки; понимать природу, основания и предпосылки роста и развития современной науки, роль науки в развитии цивилизации, ценность научной рациональности и ее исторических типов.
Уметь: использовать в познавательной деятельности научные методы и приемы; применять полученные знания для постановки и решения исследовательских задач, связанных с изучением той или иной области природы и культуры.
Владеть: принципами анализа различных философских концепций науки, навыками самостоятельного философского анализа содержания научных проблем, познавательной и социокультурной сущности достижений и затруднений в развитии науки.
Содержание дисциплины
Общие проблемы философии науки
Предмет и основные концепции современной
философии науки
Наука в культуре современной цивилизации
Возникновение науки и основные стадии ее
исторической эволюции
Структура научного знания
Динамика науки как процесс порождения нового знания
Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
Наука как социальный институт
Современные философские проблемы областей научного знания
Целями освоения дисциплины по подготовке аспирантов к кандидатскому экзамену по английскому языку является совершенствование и дальнейшее развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, складывающейся из полученных знаний, развитие умений и навыков, необходимых для адекватного и эффективного общения в различных областях профессиональной и научной деятельности.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися при изучении дисциплин, составляющих фундамент владения английским языком, заложенного в бакалавриате (практика иностранного языка, теория родного языка), а также специальных гуманитарных дисциплин (лексикология, фонетика, синтаксис).
Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:основы английского языка (фонетика, грамматика, лексика современного английского языка).
Уметь:
- пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения в научной сфере;
- читать оригинальную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки;
- максимально точно и адекватно извлекать основную информацию, содержащуюся в тексте, проводить обобщение и анализ основных положений предъявленного научного текста для последующего перевода на язык обучения, а также составления резюме на иностранном языке
- свободно читать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствующей отрасли знаний;
- вести беседу по специальности.
Владеть:
- орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической нормами изучаемого языка и правильно использовать их во всех видах речевой коммуникации, в научной сфере в форме устного и письменного общения;
- монологической речью на уровне самостоятельно подготовленного и неподготовленного высказывания по темам специальности и по диссертационной работе (в форме сообщения), а также неподготовленной монологической и диалогической речью в ситуации официального общения в пределах программных требований;
- диалогической речью, позволяющей ему принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с его научной работой и специальностью.
Содержание дисциплины
1. Повторение: английский алфавит, орфография, правила чтения, счет.
Лексика: Приветствие на английском языке, знакомство
Грамматика: Оборот there is/are, степени сравнения имен прилагательных
6. Лексика: Воспитание, история, прошлые события
Грамматика: Past Simple (Indefinite) Tense, глагол “to be” в Past Simple
7. Лексика: Моя научная работа
Грамматика: Future Indefinite Tense, многоэлементные определения (атрибутивные комплексы)
8. Лексика: Описание диссертации (структура, цели, задачи)
Грамматика: Придаточные предложения условия+ Будущее время (If-clause + Future Indefinite Tense)
9. Лексика: Работа с научной литературой по теме исследования
Грамматика: Some / Any и их производные, обороты на основе неличных глагольных форм
10. Лексика: Обучение в аспирантуре
Грамматика: Present Perfect Tense, усеченные грамматические конструкции
11. Лексика: История вопроса по теме исследования
Грамматика: Past Perfect Tense, Past Continuous Tense
12. Лексика: Перспективы научного исследования по теме диссертации
Грамматика: Модальные глаголы, Passive Voice
(Страдательный залог)
Виды учебной работы
Практические занятия, самостоятельная работа.
Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».
Форма промежуточной аттестации
Кандидатский экзамен
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.02 Иностранный язык (немецкий)
Цели освоения дисциплины
Основной целью изучения немецкого языка аспирантами всех специальностей является достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе: свободно читать оригинальную литературу на немецком языке в соответствующей отрасли знаний; оформлять извлеченную из немецких источников информацию в виде перевода или резюме; делать сообщения и доклады на немецком языке на темы, связанные с научной работой аспиранта, вести беседу по специальности.
В задачи аспирантского курса «Немецкий язык» входят совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по немецкому языку в различных видах речевой коммуникации.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе, и в результате изучения иностранного языка в вузе.
Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин, формирующих навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности.
Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать: основы немецкого языка (фонетика, грамматика, лексика современного немецкого языка).
Уметь: делать резюме, сообщения, доклад на немецком языке; диалогической речью в ситуациях научного, профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала и в соответствии с избранной специальностью; понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки; читать, понимать и использовать в своей научной работе оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки; составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме; написать сообщение или доклад по темам проводимого исследования.
Владеть: подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), умениями письма в пределах изученного языкового материала.
Содержание дисциплины
1. Страны изучаемого языка: Германия, Австрия, Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн. Географическое положение, политическое устройство, основные достопримечательности.
Чтение текстов СМИ: Специфика межкультурной коммуникации на уровне масс-медиа. Речевой этикет нации. Проблема перевода текстов СМИ. Особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.
Грамматика: Особенности словообразовательной системы. Склонение имён существительных и имён прилагательных.
2. Научная мысль Германии: от истоков до современности. Истоки научной мысли Германии: средневековье и новое время. Развитие немецкой науки в 19-20 веках. Современная немецкая наука.
Чтение научной литературы. Научные, научно-технические, научно-популярные и энциклопедические тексты.
Грамматика: особенности немецкого синтаксиса (порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении, особенности порядка слов в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях, место подлежащего в немецком предложении).
3. Великие учёные Германии. Жизненный путь исследователя, становление человека как учёного.
Грамматика: система спряжения глаголов немецкого языка, понятие залога (Aktiv, Passiv), понятие наклонения (Indikativ, Konjunktiv, Imperativ)
Виды учебной работы
Практические занятия, самостоятельная работа.
Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».
Форма промежуточной аттестации
Кандидатский экзамен
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.02 Иностранный язык (французский)
Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Иностранный язык (французский)» является подготовка специалистов высокой квалификации, способных вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; использовать иностранный язык в научных исследованиях; анализировать и обрабатывать информацию, полученную в ходе изучения источников на иностранных языках; представлять итоги проделанной работы в виде рефератов и статей на иностранном языке.
В задачи аспирантского курса «Иностранный язык (французский)» входят совершенствование и дальнейшее развитие полученных в высшей школе знаний, навыков и умений по французскому языку в различных видах речевой коммуникации.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Дисциплина относится к циклу ОД.А.00 Обязательные дисциплины.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и компетенциях, усвоенных обучающимися в средней общеобразовательной школе, и в результате изучения иностранного языка в вузе.
Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин, формирующих навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности.
Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать: основы современного французского языка (фонетика, лексика, грамматика)
Уметь: делать резюме, сообщения, доклад на французском языке; диалогической речью в ситуациях научного, профессионального и бытового общения в пределах изученного языкового материала и в соответствии с избранной специальностью; понимать на слух оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания, навыки языковой и контекстуальной догадки; читать, понимать и использовать в своей научной работе оригинальную научную литературу по специальности, опираясь на изученный языковой материал, фоновые страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки; составить план (конспект) прочитанного, изложить содержание прочитанного в форме резюме; написать сообщение или доклад по темам проводимого исследования.
Владеть: подготовленной, а также неподготовленной монологической речью, всеми видами чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), умениями письма в пределах изученного языкового материала.
Содержание дисциплины
1. Страны изучаемого языка: Франция, Канада, Швейцария, Люксембург. Географическое положение, политическое устройство, основные достопримечательности.
Чтение текстов СМИ: Специфика межкультурной коммуникации на уровне масс-медиа. Речевой этикет нации. Проблема перевода текстов СМИ. Особенности языка печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.
Грамматика: Особенности словообразовательной системы.
2. Научная мысль Франции: от истоков до современности. Истоки научной мысли Франции: средневековье и новое время. Развитие французской науки в 19-20 веках. Современная французская наука.
Чтение научной литературы. Научные, научно-технические, научно-популярные и энциклопедические тексты.
Грамматика: особенности французского синтаксиса (порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложении, особенности порядка слов в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях).
3. Великие учёные Франции. Жизненный путь исследователя, становление человека как учёного.
Грамматика: система спряжения глаголов французского языка, понятие залога, понятие наклонения.
Виды учебной работы
Практические занятия, самостоятельная работа.
Формы текущего контроля успеваемости аспирантов
Выполнение упражнений, аналитическая работа, оценка письменного перевода научного текста по специальности по системе «зачтено-незачтено».
Форма промежуточной аттестации
Кандидатский экзамен
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.03Общая педагогика, история педагогики и образования
Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «Общая педагогика, история педагогики и образования»: формирование педагогической компетентности аспирантов как составной части их профессиональной подготовки; расширение базовых педагогических знаний, необходимых для сдачи кандидатского экзамена и успешной профессионально-педагогической деятельности; формирование профессионального педагогического мышления.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Данная дисциплина относится к обязательным дисциплинам цикла ОД.А.03 и логически связана с такими дисциплинами, как философия, национальные образовательные системы и образовательная политика, методология и методы научных исследований, педагогическая практика.
Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать основные категории, понятия, законы, направления развития педагогики; основные закономерности и этапы исторического развития образования; уметь анализировать и оценивать получаемую информацию; владеть нормами взаимодействия и сотрудничества.
Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
знать:
- теоретические основания педагогической науки и системы образования;
- историю становления педагогической науки и современные тенденции развития педагогических теорий и систем;
- особенности содержания и организации целостного педагогического процесса в образовательных учреждениях, диагностику его хода и результатов;
- основные общенаучные характеристики исследования в области образования;
- цели, задачи, содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания;
- современные инновационные технологии в сфере образования для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
- основные положения разработки учебно-программной документации;
- основы управления образовательными системами;
- возможности использования педагогической теории и практики при решении социальных и профессиональных задач;
уметь:
- организовывать образовательно-воспитательный процесс в разных социокультурных условиях;
- применять педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
- анализировать, планировать и оценивать образовательный процесс и его результаты;
- самостоятельно осуществлять поиск информации по заданной педагогической проблеме, ее обработку и презентацию;
- анализировать профессиональные и учебно-проблемные ситуации;
- уметь включаться в дискуссию по проблематике современного образования,
Анализ педагогических идей древнегреческих философов, схема-таблица, работа с первоисточниками, эссе на тему «Хочу поспорить с …», кроссворд по истории зарубежной педагогики, аналитический обзор, работа с историко-педагогическими текстами, реферат по истории русской педагогики, схема-таблица, эссе на тему: «Что я взял бы у педагогов прошлого для воспитания современных детей», творческая работа(сочинение, рассуждение) о взаимосвязи педагогической науки и практики, характеристика методов психолого-педагогического исследования.
Форма промежуточной аттестации
Кандидатский экзамен
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.04Методология и методы педагогического исследования
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Методология и методы педагогического исследования» являются формирование у аспирантов совокупности компетенций организации и проведения психолого-педагогических исследований, развитие у них склонности к поисковой исследовательской деятельности, к творческому решению научно-исследовательских психолого-педагогических задач.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Данная дисциплина логически связана с такими дисциплинами, как: история и философия науки, общая педагогика, история педагогики и образования, педагогика и психология высшей школы, педагогическая диагностика.
Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать ведущие философские направления, современные парадигмы педагогики, основные методы научного познания, уметь анализировать и систематизировать полученную информацию.
Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
знать:
- современные ориентиры развития образования;
- теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;
- методологические основы и ведущие принципы научно-исследовательской деятельности в психолого-педагогических науках;
- соответствующий понятийно-категориальный научный аппарат педагогического исследования;
- особенности и методы проведения экспериментальной работы, способы обработки результатов;
- современные диагностические методы и методики, необходимыми для разностороннего анализа педагогического процесса в образовательном учреждении;
уметь:
- анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных педагогических исследований;
- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
- количественно описывать и интерпретировать полученные результаты.
владеть:
-современными методами научного исследования в педагогике;
-способами осмысления и критического анализанаучной информации;
- навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.
Содержание дисциплины
Методологические основы педагогического исследования
Понятийно-категориальный аппарат педагогического исследования
Этапы научного исследования по педагогике: подготовка, организация, проведение
Работа с научно-педагогической литературой
Методы научно-педагогического исследования
Общенаучные логические методы и приемы познания
Эмпирические методы педагогического исследования
Обработка результатов педагогического исследования
Оформление результатов научного труда. Научный текст. Публичная защита научной работы.
Анализ методологических подходов с позиции современной парадигмы образования, обоснование актуальности выбора темы, формулирование проблемы, объекта, предмета, задач исследования, гипотезы; характеристика этапов педагогического исследования, виды представления обработанной информации (выписка, цитаты, тезисы, резюме, конспекты – плановый, текстуальный, свободный, тематический); схема методов научно-педагогического исследования; использование общенаучных логических методов и приемов познания применительно к конкретной педагогической проблеме; разработка эмпирических методов исследования, программа и процедура измерения; педагогическая интерпретация результатов математической обработки экспериментальных данных; текст научной статьи, мини-диссертационной работы.
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Аннотация рабочей программы дисциплины
ОД.А.04 Национальные образовательные системы и образовательная политика
Цели освоения дисциплины
Целями дисциплина «Национальные образовательные системы и образовательная политика» формирование у аспирантов адекватного представления о тенденциях развития современной образовательной политики в разных традициях национальных образовательных систем.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Данная дисциплина относится к дисциплинам по выбору цикла ОД.А.04 и логически связана с такими дисциплинами, как: история и философия науки, общая педагогика, история педагогики и образования, педагогика и психология высшей школы.
Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать основные категории, понятия, законы, направления развития философии образования; основы педагогики, политологии, социологии; уметь анализировать и оценивать получаемую информацию; владеть нормами взаимодействия и сотрудничества.
Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
знать:
- факторы и условия развития национальных систем высшего образования и образовательной политики;
- основные направления их изменений;
- особенности политики интеграции разных национальных систем высшего образования в мировое образовательное пространство.
уметь:
- различать социально-педагогические и организационные особенности разных национальных систем;
- формулировать основные направления реформирования современного образования в рамках основных тенденций развития образовательной политики;
- обосновывать компаративные методики исследования политики образования.
владеть:
- методами и методиками компаративного подхода; социокультурного подхода, системного подхода и организационного подхода.
Содержание дисциплины
Образовательная политика как феномен современности
Основные направления развития и реформирования образовательной политики. Уровни образовательной политики
Социально-ориентированная и рыночно-ориентированная образовательная политика
Европейские системы образования и образовательная политика
Американская традиция в образовании и образовательная политика
Образование и образовательная политика стран Азиатско-Тихоокеанского региона
Образовательная политика России. Федеральный и региональный уровни российской образовательной политики
Целями освоения дисциплины «Педагогическая диагностика» являются: ознакомить аспирантов с особенностями, принципами и содержанием педагогической диагностики, трудностями и противоречиями, способами совершенствования профессионально-диагностической деятельности.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Данная дисциплина относится к дисциплинам по выбору цикла ОД.А.05 и логически связана с такими дисциплинами, как: общая педагогика, история педагогики и образования, методология и методы педагогического исследования, педагогика и психология высшей школы.
Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать базовые методы педагогического исследования, основы диагностической деятельности педагога, уметь организовывать диагностические процедуры, анализировать и обрабатывать полученные экспериментальные данные.
Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
знать:
- теоретические основания диагностической деятельности педагога;
- логику и структуру диагностической деятельности педагога;
- современный спектр диагностической деятельности в образовании;
- современные диагностические методы и методики, необходимыми для разностороннего анализа педагогического процесса в образовательном учреждении, его планирования и прогнозирования;
- формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов.
уметь:
- организовывать диагностическую деятельность;
- разрабатывать программы диагностика различных аспектов развития учащихся;
- применять методики для диагностики индивидуального развития учащихся;
Целями освоения дисциплины «Технологии дистанционного обучения» являются формирование у аспирантов углубленных знаний в области содержания, основных принципов дистанционного обучения и их использования в научной и педагогической деятельности.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Данная дисциплина относится к дисциплинам по выбору цикла ОД.А.05 и логически связана с такими дисциплинами, как: общая педагогика, история педагогики и образования, педагогика и психология высшей школы.
Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать современное состояние уровня и направлений развития вычислительной техники и программных средств; сущность информационных технологий и их образовательные возможности; уметь работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными.
Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
знать:
основные технологии, принципы дистанционного обучения в вузе;
возможности гипертекстовой технологии по созданию дистанционных учебных курсов;
уметь:
работать в глобальных компьютерных сетях, использовать в учебной и научной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией;
использовать технологии дистанционного обучения в образовательном процессе;
владеть:
навыками разработки дистанционных курсов в различных системах;
технологией создания автоматизированных систем контроля знаний.
Аналитический обзор, презентация одного из порталов дистанционного обучения, разработка блоков дистанционного курса.
Форма промежуточной аттестации
Зачет
ФД.А.00 Факультативные дисциплины
Аннотация рабочей программы дисциплины
ФД.А.01 Технология создания научных, учебных изданий и проектов
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Технология создания научных, учебных изданий и проектов» являются: формирование у аспирантов компетентности в сфере научно-методической деятельности как составной части их профессионально-педагогической подготовки.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Данная дисциплина логически связана с такими дисциплинами, как: общая педагогика, история педагогики и образования, методология и методы педагогического исследования, педагогика и психология высшей школы.
Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать основные категории, понятия, законы, направления информатики; документоведения.
Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
знать:
- типологию научных и учебных изданий, требования к их содержанию и оформлению;
- виды электронных изданий, требования к их содержанию, оформлению и регистрации;
- основные государственные стандарты;
- ведущие организации-грантодатели, фонды-доноры;
- сущность проектной деятельности, типологию проектов;
- требования к содержанию и оформлению конкурсной документации.
уметь:
- оформлять результаты научной деятельности в форме тезисов, статей, монографий;
- составлять учебную программу, создавать учебно-методические издания и др.;
- оформлять библиографические списки и ссылки;
- разрабатывать проект и заполнять различные формы заявок.
Схема классификации научных изданий, тезисы и научная статья, модель учебного пособия, библиографический список
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Аннотация рабочей программы дисциплины
ФД.А.02 Педагогика и психология высшей школы
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» являются: формирование у аспирантов психолого-педагогической компетентности как составной части их профессионально-педагогической подготовки; раскрытие психологических (возрастных, личностных, познавательных) особенностей студентов; овладение базовыми психолого-педагогическими знаниями, лежащими в основе процесса подготовки будущих специалистов в вузе; формирование профессионального педагогического мышления; ознакомление с современными формами и методами организации учебного процесса в высшей школе.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Данная дисциплина относится к циклу факультативных дисциплин ФД.А.00 и логически связана с такими дисциплинами, как философия, национальные образовательные системы и образовательная политика, методология и методы научных исследований, методики преподавания специальных дисциплин, педагогическая практика.
Для освоения данной дисциплины аспирант должен знать основные категории, понятия, законы, направления развития педагогики и психологии; основные закономерности и этапы исторического развития высшего образования; уметь анализировать и оценивать получаемую информацию; владеть нормами взаимодействия и сотрудничества.
Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- особенности содержания и организации целостного педагогического процесса в высшей школе;
- психологические особенности студентов;
- цели, задачи, содержание, формы, методы и средства обучения и воспитания в вузе;
- современные инновационные технологии в сфере высшего образования для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в вузе;
- возможности использования педагогической теории и практики при решении социальных и профессиональных задач;
- методы профессионального и личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
- современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса вузе;
- основные способы педагогического проектирования образовательного процесса в вузе.
Уметь:
- организовывать образовательно-воспитательный процесс в вузе в изменяющихся социокультурных условиях;
- применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
- анализировать, планировать и оценивать образовательный процесс в вузе и его результаты;
- использовать современные инновационные технологии в сфере высшего образования;
- реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности;
- систематизировать и распространять методический опыт в профессиональной области;
- проектировать различные компоненты образовательного процесса в высшей школе;
Владеть:
- использованием педагогической теории и практики вузовского обучения при решении социальных и профессиональных задач;
- навыками педагогического общения в различных профессиональных ситуациях;
- инновационными технологиями в современных социокультурных условиях для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в вузе;
- способами анализа, планирования и оценивания образовательного процесса в вузе и его результатов;
- навыками самоанализа и самоконтроля педагогической деятельности;
- способами обобщения и распространения методического опыта;
- способами проектирования различных компонентов образовательного процесса в высшей школе.
Содержание дисциплины
1. Психолого-педагогические основания профессионально-личностного развития специалиста
2. Особенности развития личности студента
3. Психолого-педагогическое изучение личности студента
Цель освоения дисциплины «Язык научного текста» – познакомить аспиранта с особенностями языка научного текста, текста диссертации, реферата и устного научного выступления, а также научить практическим навыкам стилистической работы с научным текстом.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Дисциплина ФД.А.03 «Язык научного текста» относится к циклу факультативных дисциплин и логически связана с такими дисциплинами, как стилистика, языкознание, профессиональная терминология.
Знания, умения, навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать: признаки научного текста; особенности лексики, морфологии и синтаксиса научного текста; терминологию специальности, по которой готовится диссертационное исследование.
Уметь: ориентироваться в разных типах текстов; уметь создать собственный научный текст в практической и научно-исследовательской работе.
Владеть: навыками использования терминов, принадлежащих языку научного текста; лексическим запасом, необходимым для написания научной работы, а также знаниями особенностей научного текста.
Содержание дисциплины
ВВЕДЕНИЕ
ТемА 1. Диссертация и реферат как разновидности научного текста.
РАЗДЕЛ I.
СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ДИССЕРТАЦИИ И РЕФЕРАТА.
Тема 2. Лексика, лексические особенности научного текста.
Тема 3. Грамматические особенности научного текста.
ТЕМА 4. Синтаксические особенности.
ТЕМА 5. Основные языковые конструкции, которые могут быть использованы при написании различных научных текстов (практические рекомендации с учетом специальности соискателя). Цитирование. Особенности употребления цитат в тексте диссертации, знаки препинания при цитировании.
РАЗДЕЛ П.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ПО ТИПУ НАУЧНОГО ТЕКСТА.
РАЗДЕЛ III.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ ДИССЕРТАЦИИ И РЕФЕРАТА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.