Образовательное учреждение высшего



страница1/12
Дата26.10.2021
Размер0,53 Mb.
#174117
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Связанные:
Референс (1)


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики, психологии и социологии Кафедра психологии развития и консультирования
УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Е.Ю.Федоренко

« » 2018г.

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА


37.03.01 Психология
Индивидуально-личностные особенности участников буллинга в подростковом возрасте


Руководитель

подпись, дата



канд.психол.наук,доцент В.Н.Бvтенко


Выпускник

Красноярск 2018



Е.Б. Грачева

����������

��������.............................................................................................................. 4

����� 1. ���������-���������������� ��������

������������ �������� � ���������� .......................................... 9

1.1. ������� �������� � �����............................................................................... 9



1.2. �������������� ����� ������������ ���������........................................ 16

1.3. �������������-��������������� ����������� ����������-����������

�������� ................................................................................................................. 23

������ �� ������������� ����� ......................................................................... 34

����� 2. ������������ �������������-����������

������������ ���������� �������� � ������������

��������............................................................................................................. 35

2.1. ����������� � ������ ������������� ������������ ............................... 35

2.2. ���������� ������������, ������ � ������������� ������ ..................... 41



������ �� ������������ �����.......................................................................... 61

���������� ..................................................................................................... 66

������ �������������� ���������� ........................................... 69

���������� � ................................................................................................. 74

���������� �.................................................................................................. 77

���������� � ................................................................................................. 80

���������� �.................................................................................................. 83

���������� � ................................................................................................. 91

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования.

В настоящее время разнообразные проблемы, присущие подростковому возрасту, находятся во внимании множества наук о развитии человека и общества, и в ряду разнообразных проблем получила свое внимание проблема так называемого буллинга — подросткового насилия, но не в рамках классического подхода к подростковым конфликтам, как это можно было бы ожидать, а как проблема долговременной травли «жертвы». Хотя сам подростковый возраст является по своей природе достаточно конфликтным, и участие подростков в конфликте является нормальным, проблема буллинга отличается тем, что в нем речь идет не о ситуативном противоречии между двумя сторонами, а в создании, сознательно подростками, долговременного статуса для выбранной «жертвы», стремлении не дать сменить этот статус. Хотя, ближайшим аналогом такого статуса мог бы быть статус изгоя, но явление буллинга является проблемой другого рода — она фиксирует у обидчиков «жертвы» чувство безнаказанности, снимает моральные границы по отношению к другому человеку, и носит в целом социально-опасный характер, так как такое поведение регулируется не столько нормами общества, нормами и ценностями подростковой группы, сколько блокировкой обратной связи от «жертвы» и окружающих о аморальном ходе конфликта. Иначе говоря, феномен буллинга по своей природе, очень близок по своему воздействию на окружающих людей и на саму «жертву» к феномену «расчеловечивания», опробованному когда-то нацистами.

Так как, подростковый возраст является периодом пересмотра социальных стереотипов и выработки новых, является важным не допускать переход обычных подростковых конфликтов, в такую деструктивную форму затяжного воздействия на «жертву» как буллинг, равно как и не допускать возникновение «жертвы» в среде подростков, поскольку есть риск

закрепления такой формы взаимодействия с более слабым у подростков, и переноса его в последующем на другой возрастной этап, не говоря уже о том, что сама жертва получает достаточно серьезную психологическую, а часто и физическую травму.



Для исследования этого феномена существует ряд сложностей, как теоретического, так и практического характера.

Например, в теоретическом плане, пока еще существует недостаточно наработок, объясняющих этот феномен, особенно в связи с подростковым возрастом, так как эта проблема не только возрастная она носит характер социальной, поскольку является для самого общества крайне нежелательным образцом поведения у подрастающего поколения. С точки зрения классических теорий агрессии [4], [5], [6], конфликтов [2], возрастной психологии и педагогики [16] и т.п., сложность объяснения феномена буллинга в том, что даже на уровне понятий нет четкого понимания — что есть агрессия, что есть конфликт, что есть жертва и обидчик, и т.п., в каждом теоретическом подходе есть свой взгляд на проблему, но он, как правило, ограничен только рамками какого-то одного подхода. Кроме того, не всегда в объяснении феномена буллинга не учитывается возрастной аспект, так как буллинг не является обязательно возникающим в подростковом возрасте именно как устойчивое явление — это явление часто возникает в закрытых от влияния взрослого группах (класс, сверстники), и не всегда его можно увидеть явно со стороны. Поэтому сложно установить особенности буллинга именно как явления во всех его аспектах. В этом заключается уже проблема практического характера — буллинг сложно определить и отделить от обычных подростковых конфликтов, которые могут быть яркими по проявлению, но короткими по своей природе. Поэтому существует затруднение диагностического характера. Также есть проблема профилактики такого явления, поскольку здесь речь идет не только о умении подростков взаимодействовать друг с другом, общаться, но речь идет о морально-ценностной основе отношений, а именно эта сфера крайне закрыта

от влияния педагогов на подростков, так как в подростковом возрасте моральные авторитеты уже утрачивают свое влияние и приобретают ценность совсем другие люди.

С учетом обозначенной актуальности рассматриваемой проблемы, и ее практической и теоретической значимости, в работе были определены цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования.

Цель исследования: изучение индивидуально-личностных особенностей участников буллинга в подростковом возрасте.



Объект исследования: подростковый буллинг

Предмет исследования: индивидуально-личностные особенности подростков - участников буллинга, такие как: самооценка, фактор локус контроля и копинг стратегия.

В качестве гипотезы было сформулировано предположение о том, что у подростков — участников буллинга, индивидуально-личностные особенности, такие как: самооценка, фактор локус контроля и копинг стратегия, различаются по своей структуре в зависимости от статуса «жертвы» и статуса «обидчика».

Также были определены задачи исследования:



  1. Провести анализ теоретических и эмпирических исследований, посвящённых проблемам насилия и буллинга в образовательной среде

  2. Выделить потенциальных «жертв» и «обидчиков»

  3. Изучить психологические характеристики подростков, участников буллинга в образовательной среде. На примере исследования личностной характеристики, представления о себе (личная самооценка) подростков.

  4. Выявить фактор локус контроля респондентов.

  5. Выявить тенденцию реагирования на фрустрирующую ситуацию, и способы преодоления конфликта и выбор форм совладающего поведения (выбор копинг - стратегии) у участников буллинга.

  6. Проанализировать и интерпретировать полученные данные Теоретико-методологической основой исследования являются:

  • теоретические исследования проблемы локус-контроля;

  • теоретические и практические исследования зарубежных и отечественных ученых проблемы самооценки (Будасси, Дембо- Рубинштейн);

  • теоретические подходы к исследованию копинг - стратегий (К. Томас, Д.Г. Скотт, Р. Лазарус, Емельянов).

Методы и методики исследования.

  1. Теоретический анализ литературы.

  2. Опросник «Ситуация буллинга в школе»

  3. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

  4. Тест на локус контроля Дж. Роттера.

  5. Тест Э. Хайма (Е. Heim) для определения стиля борьбы со стрессом (копинг-стратегии).

  6. Статистический метод обработки эмпирических данных (корреляционный анализ Спирмена).

Эмпирическую базу составили результаты исследовательско- экспериментальной взаимосвязи личностных качеств и стратегий поведения в конфликте участниками буллинга. В исследовании участвовали 78 учащихся седьмых Гимназии №2 г. Красноярска.

Основные этапы исследования:

На первом этапе исследования разрабатывались теоретические основы проблемы, на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных ученых.

На втором этапе осуществлялась работа по исследованию индивидуально-личностных особенностей подростков, участников буллинга.

На третьем этапе проводился анализ полученных данных с применением статистических методов обработки результатов.

Практическая значимость: выявленные особенности подростков, участников буллинга, дают возможность более четкой структурной характеристики «жертв» и «обидчиков», что создаёт возможности для

разработки соответствующих программ по коррекции и профилактике. Полученные данные и разработанные рекомендации представляют интерес для психологов и педагогов, работающих с подростками, и могут быть использованы для снижения рисков подросткового буллинга в школе.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница