Образовательный стандарт высшего образования Алтгту система воспитания студентов



Скачать 306,32 Kb.
Дата10.02.2016
Размер306,32 Kb.
#186
ТипОбразовательный стандарт

СТО АлтГТУ 12500 - 2013



СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
Система качества

Образовательный стандарт

высшего образования АлтГТУ

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

имени И.И.Ползунова»
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН Управлением внеучебной работы Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова.

2 Стандарт соответствует ГОСТ Р 1.5 2004 в части требований к построению, изложению и оформлению стандартов.

3 УТВЕРЖДЁН И ВВЕДЁН В ДЕЙСТВИЕ

4 ВЗАМЕН СТП 12 500-99.



Cодержание


1. Назначение и область применения 4

 Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. 5

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу. 6

Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ. 6

 Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. 6

5. Общие положения о воспитательной работе со студентами 7

7. Формы и методы воспитательной работы со студентами 9

7.1 Организация учебно-воспитательного процесса 9

7.2 Создание системы общей и специальной информированности студентов 10

7.3 Реализация демократичной и открытой системы социального партнерства 11

7.4 Обеспечение профессиональной готовности преподавателей к реализации современных педагогических принципов 12

8. Основные направления формирования личности будущего специалиста 12

8.1 Профессиональная подготовка 12

8.2 Воспитание патриотизма и интернационализма, культуры межнационального общения 13

8.3 Нравственное воспитание личности 13

8.4 Эстетическое воспитание личности 14

8.5 Воспитание физически и духовно здоровой личности 14

9. Формирование гуманитарной среды в вузе – основа подготовки специалиста ххι века 15

12. Проведение социологических исследований 18



Стандарт организации

____________________________________________________

Система качества

Образовательный стандарт

высшего образования АлтГТУ. Взамен

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СТП 12 500-99
____________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ
Ректор
___________А.А. Ситников

(подпись)
_"_____"________________

(дата)


  1. Назначение и область применения




ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (далее – АлтГТУ, университет).

Выпускник высшего учебного заведения – бакалавр, специалист, магистр, аспирант (далее - специалист).
1.1 Стандарт разработан с целью создания нормативной базы системы воспитательной работы в университете. Он содержит ряд требований:

– к содержательной направленности, структуре, формам, методам и средствам развития и становления профессиональных и личностных качеств студентов в течение всего периода обучения в университете;

– к организации воспитательной работы со студентами в АлтГТУ.

1.2 Положения настоящего стандарта подлежат применению структурными подразделениями, лицами профессорско–преподавательского состава, научно–техническими работниками, учебно–вспомогательным персоналом и сотрудниками университета в качестве руководства в воспитательной работе со студентами, как в процессе учебы, так и в свободное от занятий время.




  1. Нормативные ссылки

2.1 Конституция РФ.

2.2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

2.3Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71.

2.4 Устав ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова».

2.5 Концепция воспитательной работы (СМК ОПД 01-11-2009).



2.6 Положение о кураторе студенческой академической группы (СМК ОПД 01-20-2009).
3. Основные термины и определения
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

 Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.


  Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.

 Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.


Развитие - количественные и качественные изменения психики живых существ, совершенствование умственных и физических возможностей индивида, формирование у него новых способностей и психических структур, позволяющих осуществлять новые для него виды деятельности.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Социализация - качественные и количественные изменения системы ценностей, социально-значимых убеждений и установок, ценностных ориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимые для достижения успеха в определенном обществе (социуме).

Гуманизация высшего образования - «очеловечивание», одухотворение, демократизация внутриколлективных отношений в системах «студент-студент», «преподаватель-студент», введение в учебно-воспитательный процесс принципов педагогики сотрудничества, творческого, индивидуализированного подхода, формирование у студентов гуманистических мотивов.

Гуманитаризация высшего образования - средство реализации гуманистической сути обучения и воспитания, интеллектуальной, социокультурной, коммуникативной сущности человека как субъекта сознания и деятельности, активного элемента развития общества.

Компетентность – системное понятие, которое определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессиональной деятельности. В более узком понимании под профессиональной компетентностью понимается круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом; совокупность которых отражает социально-профессиональный статус, профессиональную квалификацию, а также некие личностные, индивидуальные особенности (способности), обеспечивающие возможность реализации определенной профессиональной деятельности.

Компетенция – личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Все компетенции можно разделить на профессиональные и личностные.
Профессиональные (специальные) компетенции – совокупность знаний, умений и навыков, которые непосредственно характеризуют специалиста в профессиональной области.

Личностные компетенции – качества, которые характеризуют специалиста как личность (личностно-психологические характеристики – моральные, деловые и психологические качества, которые необходимы для занятия определенным видом деятельности; характеристики здоровья и физической подготовки; характеристики культурного развития).


  1. Организационная структура

4.1 Общее руководство внеучебной и воспитательной работой со студентами осуществляет администрация АлтГТУ в лице ректора.

4.2 Инициирует и координирует деятельность всех подразделений университета, участвующих в воспитательной работе со студентами, начальник Управления внеучебной работы (далее-УВР) совместно с Советом по внеучебной работе (Концепция воспитательной работы АлтГТУ СМК ОПД 01-11-2009).

В УВР входят внеучебные структуры в качестве основных подразделений: органы студенческого самоуправления, совет кураторов, совет по внеучебной работе, спортивный клуб «Политехник», студенческие объединения, студенческий клуб.

4.3 Организацией работы со студентами на факультетах руководят деканы (директора) факультетов (институтов) через заместителей деканов (директоров) по воспитательной, в том числе внеучебной работе со студентами.

4.4 Заместители деканов (директоров) по воспитательной, в том числе внеучебной работе со студентами осуществляют эту деятельность на кафедрах в сотрудничестве с кураторами групп.

4.5 Важным аспектом воспитательной работы в АлтГТУ является функционирование института кураторов, особенно на 1-2 курсах, что способствует адаптации студентов в университете. Куратор непосредственно подчиняется заведующему кафедрой, который в свою очередь – заместителю декана (директора) по воспитательной работе. Функции, обязанности куратора закреплены Положением о кураторе студенческой академической группы (СМК ОПД 01-20-2009).

  1. Общие положения о воспитательной работе со студентами

5.1 Формирование личности будущего специалиста является основной задачей системы АлтГТУ, обеспечивающей развитие и становление профессионала, гражданина, интеллигента, обладающего современным научным мировоззрением, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

5.2 Направленность воспитательной работы определяется гуманистическими целями университета, социальным заказом на качественную подготовку специалистов с высшим образованием, индивидуальными потребностями всех участников учебно-воспитательного процесса.

5.3 Важнейшими направлениями воспитательной работы в АлтГТУ следует считать:

– усиление воспитательного аспекта профессиональной подготовки с учетом мировоззренческих знаний, относящихся к системно ориентированному пониманию таких связей, как человек-человек, человек-общество, человек-техника, человек-природа;

– комплексное решение возникающих проблем в области осуществления учебного процесса, организации быта, досуга и отдыха, художественного и научно-технического творчества; развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни; организация правового и патриотического воспитания студентов; организация работы по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения; содействие в работе студенческих общественных организаций, клубов, объединений; информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации.

– создание комфортного социально-психологического климата, атмосферы доверия и творчества, обеспечение реальных условий для развития участников воспитательного процесса на началах педагогики сотрудничества, демократии и гуманизма, их активного взаимодействия;

– совершенствование фундаментальной научной подготовки в области социально-гуманитарных, общенаучных и технических дисциплин. Фундаментализация образования рассматривается как база общекультурной, социальной и научно-технической основы формируемой системы знаний, культуры, современного мировоззрения, а также таких необходимых качеств специалиста, как универсальность инженерного знания, широта научно-технической мысли, способность к самообразованию, профессиональной мобильности;

- поддержка и развитие добровольческих инициатив студенческой молодежи, организация и координация различных видов волонтерской деятельности;

– развитие материально-технической базы и объектов, предназначенных для организации внеучебных мероприятий;

– поиск наиболее эффективных путей и средств воспитания студентов во всех сферах их жизнедеятельности;

– организация и проведение социологических исследований, способствующих оптимизации учебно-воспитательного процесса.

5.4 Формирование личности студента предполагает осуществление системы воспитательных воздействий, включающей учебный процесс, научные исследования, общественную, художественно–творческую деятельность, сферу общения, бережное отношение к окружающей среде и природе, любовь к искусству и т.д.

5.5 Основными принципами организации системы обучения и воспитания в современных условиях должны стать:



  • соответствие организации учебно-воспитательной работы и всей деятельности АлтГТУ современным принципам развития высшего образования в стране (демократизации, гуманизации, совершенствованию личности, повышению ее активности и развитию др.);

– единство научного, прикладного и практического аспектов функционирования системы воспитания;

– стремление к наиболее полному удовлетворению потребностей всех участников процесса обучения-воспитания;

– научное обеспечение развития системы обучения и воспитания студентов.

5.6 Формируемые в университете социально-значимые качества личности будущего специалиста:

– мировоззренческие (гуманизм, одухотворенность, гармоничность, целостность);

– профессиональные (профессиональная компетентность): наличие знаний, умений, навыков, творческих способностей, активности, ответственности;

– социальные (активность, чувство долга, коммуникативность, коллективизм, мужество, воля, оптимизм, настойчивость, энергичность, организованность, мобильность, дисциплинированность, честность и др.);

– определенный культурный и интеллектуальный уровень;

– гражданская зрелость.


  1. Цели и задачи воспитательной работы со студентами

Цель: обеспечение необходимых научно-методических, организацион­ных, кадровых, информационных и других условий для развития системы воспитательной работы в АлтГТУ; содействие развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению и социализации, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.

Задачи:

- формирование профессиональных и личностных компетенций;



- формирование у студентов высокой нравственной культуры;

-  повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений;

- формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;

- привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;

- сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, преемственность в воспитании студенческой молодежи;

- укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к табакокурению, наркотикам, алкоголизму, антиобщественному поведению.


  1. Формы и методы воспитательной работы со студентами

Закон РФ «Об образовании» подчеркивает тесную связь между образованием и воспитанием «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» (статья 2).

Воспитание – это системный и кропотливый процесс управления развитием личности через создание благоприятной воспитательной среды, её наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать уникальные способности каждой личности.

Воспитательная работа - деятельность образовательного учреждения, которая должна быть направлена на формирование у обучаемых мировоззрения, правил и норм поведения, духовно-нравственных, культурных, эстетических, гражданских и социальных качеств и их адаптацию в общественной жизни.


7.1 Организация учебно-воспитательного процесса


7.1.1 Наибольшее воспитательное воздействие на студентов в стенах АлтГТУ оказывает организация образовательного процесса, который объединяет учебный, научный и воспитательный аспекты и создает атмосферу активного, творческого овладения специальностью. Задачи воспитания реализуются как через содержание преподаваемых учебных дисциплин, через воспитание личным примером, так и через создание благоприятной воспитывающей среды для самореализации личностного потенциала, через внеучебную деятельность студентов.

Основными требованиями к организации учебного процесса, обеспечивающего подготовку инициативных, творчески мыслящих специалистов, являются:

– соответствие подготовки специалистов государственным квалификационным характеристикам и учебным планам, призванным обеспечить реальное единство учебно-воспитательного и научного процесса и дать возможность мобильно, в зависимости от постоянно развивающихся потребностей общества и производства, менять его содержание и приоритеты;

– совершенствование учебно-воспитательного процесса путем создания атмосферы состязательности за глубокое и творческое освоение учебных дисциплин, внедрения в учебный процесс ЭВМ, деловых игр и других форм активной учебной деятельности, стимулирующих творчество и самостоятельность мышления студентов, развития междисциплинарного знания;

- повышение уровня научных исследований, укрепление связи научного процесса с задачами повышения качества подготовки специалистов (внедрение в учебный процесс элементов творческого поиска, привлечение большинства студентов к научно-исследовательской работе в рамках учебного процесса, осуществление мер, направленных на широкое привлечение к руководству НИР преподавателей, научных сотрудников и аспирантов); обеспечение развития фундаментальных исследований как основы повышения теоретического уровня прикладных разработок и важнейшего условия подготовки специалистов широкого профиля;

– совершенствование форм контроля над ходом учебной деятельности, осуществление постоянного контроля за выполнением плана СРС;

– систематический анализ и обобщение опыта работы кафедр и факультетов по применению различных форм и методов учебно-воспитательной деятельности, наиболее эффективно формирующих профессиональные качества студентов и отвечающих задачам социально-экономического развития общества в современных условиях;

– проведение смотров-конкурсов академических групп, предметных олимпиад и т.п.; организация проведения научно-технических конференций, представления студенческих работ на конкурсы и смотры и т.д.;

– создание условий для развития студенческого самоуправления вопросами трудового и профессионального воспитания.

7.1.2 Средствами достижения профессиональной подготовки студентов является организация практической деятельности студентов во всех сферах вузовской жизни: в учебном процессе и научно–исследовательской работе, в производстве и общественно–полезных работах.


7.2 Создание системы общей и специальной информированности студентов


7.2.1 Непрерывное информирование студентов о различных сферах жизнедеятельности университета в течение всего периода их обучения обеспечивается созданием постоянно обновляемой системы представления информации, включающей в себя:

– работу многотиражной газеты "Алтайский политехник", студенческого журнала «На сковородке»;

– передачи по телевидению;

организацию тематических выставок литературы, другие формы активного взаимодействия с библиотекой, музеями, центрами;

– публикации в стенной печати, создание различных стендов, буклетов, справочной литературы и т.д.;

– встречи со студентами старших курсов, выпускниками АлтГТУ, учеными, ведущими специалистами и т.д.;

– проведение общеуниверситетских мероприятий, праздников, торжественных ритуалов;

– разработка и внедрение рекомендаций (по организации умственного труда и самостоятельной работы студентов в рамках учебной деятельности и т.д.), пропаганда положительного опыта работы группы и отдельных студентов в средствах массовой информации и стенной печати и т.д.


7.2.2 Система информации должна обеспечить:

– ознакомление студентов с традициями АлтГТУ, его структурой, правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями студентов и т.д.; организацией учебного процесса и НИР; задачами и направлениями деятельности различных подразделений и общественных организаций университета; возможностями культурного, духовного и физического развития в стенах АлтГТУ и за его пределами;

– формирование умений и навыков учебной, научно-исследовательской и общественной работы: при работе с книгой, конспектом, компьютером, при подготовке к лабораторной работе, зачету, коллоквиуму, к семинарским занятиям; самостоятельной работе студентов, поиске и хранении научной информации и т.д.;

– развитие самостоятельности, активности, интереса к умственной работе (планирование режима работы и своевременной реализации графиков учебного процесса, организация рабочего места, правильное использование ТСО и т.д.), воспитание целеустремленности и дисциплинированности.


7.3 Реализация демократичной и открытой системы социального партнерства

Процесс воспитания и обучения обеспечивается правильно построенной системой взаимоотношений между педагогом и обучаемыми. Отношения между студентом и преподавателем должны строиться на основе сотрудничества, партнерства.

7.3.1 Необходимыми условиями для реализации демократичной системы социального партнерства в АлтГТУ являются:

– функционирование института преподавателей-кураторов студенческих групп младших курсов очного отделения. В их функции должны входить проблемы информирования студентов по различным вопросам жизнедеятельности университета, наставничество и обеспечение социального партнерства;

– наличие в штате студенческого городка воспитателей-психологов, в круг обязанностей которых должно входить решение социально-психологических проблем, вопросов организации досуга студентов, проживающих в общежитиях, их быта, студенческого самоуправления и другие вопросы;

– регулярные встречи студенческой молодежи с представителями администрации АлтГТУ, факультетов, заведующими кафедрами, кураторами;

– участие представителей Студенческого правительства, студенческого профкома, выражающих интересы студентов, в работе органов управления университетом;

– совершенствование различных форм студенческого самоуправления (участие студентов в выборах ректора и деканов, в работе Ученых советов университета и факультетов, приемных, стипендиальных и аттестационных комиссиях, студенческих советах общежитий и др.).

7.3.2 Важным шагом в воспитательной работе АлтГТУ должно стать создание социологической службы, среди направлений деятельности которой существенное место должно отводиться проблемам социально-педагогической поддержки студентов и преподавателей.

7.4 Обеспечение профессиональной готовности преподавателей к реализации современных педагогических принципов


7.4.1 Реализация задач обучения и воспитания осуществляется в процессе сотрудничества, партнерства преподавателя со студентами. Эта сфера деятельности требует от педагога знания особенностей развития личности и психологии.

7.4.2 С целью обеспечения профессиональной готовности к реализации современных педагогических принципов преподаватели обязаны непрерывно повышать свой уровень педагогической культуры, развивать умения управления взаимоотношениями в учебном коллективе, осваивать корпоративную социальную ответственность.

7.4.3 Совершенствование педагогического и профессионального мастерства преподавателей обеспечивается:

– системой повышения квалификации и переподготовки кадров;

– постоянно действующими семинарами;

– для начинающих преподавателей - работой Школы молодого преподавателя.

Особое внимание в подготовке и переподготовке кадров уделяется психолого-педагогическим знаниям, культуре и этике общения, формированию и совершенствованию коммуникативных умений и навыков.


8. Основные направления формирования личности будущего специалиста

8.1 Профессиональная подготовка


Важнейший элемент в системе подготовки будущего специалиста, его формирования как личности - современные знания.

8.1.1 Профессиональная подготовка направлена на:

– развитие у студентов потребности к учебе, воспитание отношения к труду и профессионализму как к высшим нравственным и жизненным ценностям;

– формирование умений и практических навыков эффективного использования фундаментальных и естественнонаучных знаний в решении прикладных задач и в научных исследованиях;

– формирование трудовой активности во всех сферах образовательной деятельности, в овладении передовыми приемами и средствами инженерного труда.

– создание в студенческой среде атмосферы взаимной требовательности к овладению знаниями;

– развитие заинтересованности в познании основ профессии, что является важнейшим условием творческой активности будущих молодых специалистов;

– повышение когнитивной деятельности в учебной и внеучебной жизни студентов; 

- формирование у обучающихся внутренней потребности в постоянном повышении профессиональных компетенций за счет дополнительных видов обучения и самообразования, стремление к творческому поиску, уверенность в своих деловых возможностях.

8.1.2 Важнейшими направлениями совершенствования профессиональной подготовки специалистов следует считать:

– организацию учебного процесса на основе передовых педагогических технологий, обеспечивающих возможность выбора модели обучения и получения студентом комплекса знаний, максимально отвечающих его потребностям, идеалам, ценностям и индивидуальным способностям (разработка учебных планов и программ, форм и методов обучения, индивидуализирующих различные модели подготовки, взаимоотношений между студентами и преподавателями);

– обеспечение условий для развития творческой самообразовательной деятельности студентов (рациональное планирование, организация и контроль самостоятельной работы студентов, использование различных форм и методов организации воспитательного процесса, развития самостоятельности и инициативы).


8.2 Воспитание патриотизма и интернационализма, культуры межнационального общения


8.2.1 Основополагающую роль в системе воспитания имеют следующие направления: гражданские, правовые, патриотические, интернациональные, политические. Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор, формирование гражданского долга. Осознание ответственности личности за будущее своего дома, родины, Земли.

Гражданско-правовое и патриотическое воспитание включает в себя:

- формирование у молодежи политической культуры, политической сознательности и грамотности; умение вести дискуссию, оценивать общественное явление;

- формирование у студентов российского национального самосознания, формирование знаний по проблемам патриотизма и интернационализма, культуры межнационального общения;

- формирование юридической грамотности и культуры, знаний правовых основ государственности, правовых норм и законов;

Воспитание чувства ответственности, дисциплины во всех сферах деятельности.

8.2.2 Формирование культуры межнационального общения достигается:

– овладением и применением определенных интернационалистских норм поведения, способов и форм дружественных взаимоотношений между представителями различных этнических групп;

– воспитанием гуманного отношения, такта и уважения к представителям других национальностей;

– поддержанием в студенческой среде критического отношения к проявлениям шовинизма и национального эгоизма, овладением знаниями социальной психологии для восприятия особенностей культуры и быта представителей других национальностей.

8.2.3 Воспитание патриотизма и интернационализма осуществляется, в основном, в учебном процессе. Важная роль в воспитании патриотизма и интернационализма принадлежит факультету военного обучения.

8.3 Нравственное воспитание личности


Приоритетным направлением воспитания является развитие уровня духовности молодежи, осознание ею гражданского долга и гражданского достоинства, личной ответственности перед людьми, гуманизма, культуры, свободы совести и вероисповедания.

Нравственность предполагает наличие у человека внутренней общественной морали, которая регулирует его поведение, основывается на мировоззрении, совести, ответственности, справедливости, честности, долге, добродетели и сострадании.

Процесс духовно-нравственного воспитания в АлтГТУ предполагает организацию помощи студентам в преодолении и разрешении ими тех или иных жизненных проблем, конфликтов и т.п. в рамках принятых общественных норм.

8.4 Эстетическое воспитание личности


Эстетическое воспитание предполагает формирование устойчивой потребности у обучаемых постоянного и системного восприятия и понимания произведений искусства, проявления интереса и приобщение к художественному творчеству. В результате эстетического воспитания должны быть сформированы способности к эмоционально-чувственному, духовно-возвышенному восприятию художественных произведений и мира в целом; приобщение студентов к миру искусства во всех его проявлениях; умение противостоять влиянию «массовой» культуры низкого эстетического уровня; овладение правильной коммуникативной функцией, используемой как в быту, так и в других видах общения и выступлений.

8.5 Воспитание физически и духовно здоровой личности


8.5.1 Физическое воспитание является приоритетным направлением, способствующим формированию физически и духовно здоровой личности. Оно направлено на:

– всестороннее развитие и укрепление физических и духовных сил;

– развитие у студентов знаний по физической культуре и спорту;

– воспитание морально-волевых качеств, непрерывное повышение мастерства студентов-спортсменов и вовлечение всей студенческой молодежи в массовую спортивную работу;

– внедрение физической культуры и спорта в быт студентов, проведение оздоровительной работы и пропаганды санитарно-гигиенических знаний.

8.5.2 Предметом особого внимания в работе по физическому воспитанию молодежи должно стать создание в университете комплексной спортивно-оздоровительной программы, в которой в полной мере могут быть использованы разнообразные формы работы.


8.6 Правовое воспитание личности
Правовое воспитание занимает одно из ведущих мест в системе воспитания студенческой молодёжи. Целенаправленная деятельность по правовому воспитанию студентов ориентирована на нормативную регуляцию поведения человека в обществе, где право выступает внешним регулятором всех видов социально-значимой деятельности, внутренним регулятором которой выступает нравственно-правовая ответственность личности и личностный нравственно-правовой самоконтроль. Правовое воспитание направлено на:

  • формирование системы правовых знаний, уважения к законам Российской Федерации, правовой культуры студентов. 

  • формирование правосознания личности студента, знания и необходимости соблюдения прав и обязанностей;

  • формирование личностного нравственно-правового самоконтроля;

  • формирование правовых знаний студента в целях защиты прав и свобод специалиста в сфере рыночной экономики.

8.7 Экологическое воспитание

Экологическое воспитание должно повысить ответственность будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа - человек – общество.

Экологическое воспитание способствует формированию экологической культуры и мышления (овладение студентами фундаментальных знаний и представлений об окружающем мире, формирование понимания единства с природой, целей и мотивов взаимодействия с ней, способности выбрать экологически целесообразные стратегии деятельности, умение использовать экологические принципы во всех областях человеческой деятельности).

9. Формирование гуманитарной среды в вузе – основа подготовки специалиста ххι века


9.1 Важнейшей качественной основой реформирования АлтГТУ в настоящее время выступает гуманизация образования. Главная задача гуманизации ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения студентов и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

9.2 Основу гуманизации составляет процесс гуманитаризации. Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

9.3 Целью гуманизации и гуманитаризации АлтГТУ является формирование в вузовском коллективе гуманитарной среды. Особенность формирования гуманитарной среды университета в современных условиях состоит в том, что ее содержание должно быть гуманистическим, по направленности соответствовать целям ХХΙ века. Такая среда направлена на превращение АлтГТУ не только в учебный, профессиональный центр, но и в культурный, научный, интеллектуальный, в центр просвещения и воспитания.

Гуманитарная среда вуза имеет три уровня:

общевузовская среда, включающая все направления деятельности педагогической системы, имеющая соответствующую материально–техническую инфраструктуру и решающая задачу подготовки специалистов;

социокультурная среда - часть общевузовской среды, обеспечивающая гуманистическую направленность формирования духовного мира личности, базирующаяся на социально–культурной инфраструктуре АлтГТУ;

гуманитарная среда – часть социокультурной среды, базирующаяся на получении мировоззренческого гуманитарного знания, на формировании гуманистических ценностей личности.

9.4 Основными направлениями функционирования гуманитарной среды в АлтГТУ выступают мировоззренческое, культурно-образовательное, воспитательное.

9.5 Гуманитарная среда АлтГТУ призвана способствовать:

– получению будущими специалистами системного гуманитарного знания;

– формированию различных взглядов и позиций на развитие общественно-политических и экономических процессов;

– развитию и саморазвитию личности, созданию условий для ее постоянного общекультурного и профессионального роста.

9.6 Функционирование гуманитарной среды обеспечивается целенаправленной деятельностью всех заинтересованных структур вуза: кафедр, управленческих и организационных подразделений, коллективов преподавателей и студентов. Составными элементами этой деятельности являются:

– преподавание широкого спектра обязательных и элективных курсов по гуманитарным наукам, включение естественнонаучных и технических знаний в единый универсальный цикл наук о человеке, обществе и природе;

– повышение значимости науки, образования, духовных ценностей, общей культуры в формировании личности специалиста;

– расширение фундаментальной гуманитарной и естественнонаучной составляющей высшего образования как основы целостного и системного восприятия мира;

– возрастание роли общей и специальной информированности студента, решение проблемы определения принципов отбора и систематизации знаний, поиска новых форм их синтеза;

– активное влияние различных видов духовной культуры, науки, искусства, естественных и гуманитарных наук; уважение к людям других религиозных взглядов, свобода совести, свобода вероисповедания;

– изменения во взаимоотношениях между преподавателями и студентами: активный переход от авторитарных методов общения к свободному партнерству, к сотрудничеству в учебно-воспитательном процессе, совместному творческому поиску, воссоздание традиций существования научных школ;

– расширение самоуправленческих начал в деятельности структур университета, участие студенчества в формировании новой учебно-воспитательной политики.

9.7 Создание гуманитарной среды как необходимого условия успешного функционирования высшей школы требует комплексного решения взаимосвязанных проблем в области:

– осуществления учебного процесса;

– организации быта, досуга и отдыха;

– художественного и научно-технического творчества;

– развития физической культуры;

– формирования здорового образа жизни;

–создания комфортного социально-психологического климата, атмосферы доверия и творчества, реализации идеи педагогики сотрудничества, демократии и гуманизма.

10. Функции органов руководства и управления
10.1 Воспитательную работу в университете координирует Совет по внеучебной работе, возглавляемый начальником Управления внеучебной работы (УВР).

В состав Совета, утверждаемый приказом ректора, входят:

начальник УВР, ответственный за НИРС, деканы факультетов / директора институтов (или их заместители по учебно-воспитательной работе), председатель Совета кураторов университета, начальник Управления студенческого городка (или его заместитель по воспитательной работе), директор научно-технической библиотеки, директор студенческого клуба, председатель спортклуба «Политехник», представители форм студенческого самоуправления, руководители центра культуры и других структурных подразделений, имеющих отношение к воспитательной работе в вузе.

10.1.2 Совет по внеучебной работе призван:

– инициировать и координировать деятельность всех подразделений университета, участвующих в воспитательной работе со студентами;

– осуществлять научно-методическое обеспечение, общее руководство и контроль выполнения планов воспитательной и внеучебной работы в вузе.

10.1.3 Совет по внеучебной работе осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии со структурными подразделениями университета, органами студенческого самоуправления, имеющими отношение к обеспечению, управлению и оценке результатов учебно-воспитательной деятельности вуза.

10.1.4 Разработка планов, организация и контроль их выполнения, анализ результатов с предложениями по совершенствованию воспитательной работы возлагается:

– на факультетах (в институтах) - на заведующих кафедрами и деканов факультетов / директоров институтов (их заместителей по учебно-воспитательной работе);

– в общежитиях - на начальника Управления студгородка (или его заместителя по воспитательной работе).


10.2. Заместитель декана (директора) по воспитательной работе со студентами осуществляет организацию и обеспечивает проведение воспитательной работы среди студентов факультета (института). В круг обязанностей заместителя декана (директора) по воспитательной работе со студентами входит:

- формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и возрождение традиций университета;

- организация работы по пропаганде и внедрению физической культуры и здорового образа жизни;

- информационное обеспечение студентов и работников факультета через информационные стенды, прессу и другие средства информации;

- организация работы кураторов академических групп, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса;

- разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы воспитательной работы, подготовка методической и локальной нормативной документации по организации воспитательной работы на факультете;

- организация внеучебного процесса, связанного с художественно-творческой деятельностью студентов;

- организация работы по первичной профилактике наркомании и табакокурения студентов;

- организация совместно с заместителями декана по научной работе научно-исследовательской работы студентов во внеучебное время;

- внедрение в практику внеучебной работы научных достижений, результатов социологических исследований;

- проведение анализа и контроля внеучебной работы на факультете, распространение передового опыта работы других факультетов и вузов;

- организация участия студентов в мероприятиях вузовского уровня, а также организация участия студентов факультета в мероприятиях, проводимых городскими (краевыми и т. п.) структурами по работе со студенческой молодежью;

- содействие в работе Совета старост, профсоюзной студенческой организации факультета, других общественных организаций, клубов и объединений;

- подготовка предложений по поощрению студентов за активное участие в общественной жизни факультета, согласно утвержденным положениям о проведении мероприятий;

- осуществление взаимосвязи соответствующих структур университета с профессорско-преподавательским составом кафедр, факультета по организации воспитательной работы.

10.2.1 Заместитель декана (директора) по воспитательной работе имеет право:

- в пределах своей компетенции представлять факультет в других учреждениях и организациях;

- входить в состав Ученого совета факультета (института);

- участвовать в работе стипендиальной комиссии факультета, в распределении средств материального поощрения.
10.3 Куратор осуществляет организацию воспитательной работы с академической группой на основании Положения о кураторе студенческой академической группы (СМК ОПД 01-20-2009).
В результате реформирования всех направлений деятельности университет должен стать не только центром подготовки профессионалов, но и широким культурно-образовательным и культурно-нравственным пространством, где господствуют гуманистически-нравственные ценности.
11. Финансовое и материально-техническое обеспечение социально-воспитательной работы со студентами
11.1. Хозяйственное содержание зданий, сооружений и помещений структурных подразделений, составляющих материальную базу воспитательной и внеучебной работы, осуществляется Управлением инженерным и хозяйственным обеспечением (УИХО).

11.2. Финансируется воспитательная и внеучебная работа со студентами ежегодно утверждаемым бюджетом университета на Ученом Совете: за счет бюджетных и внебюджетных средств.



  1. Проведение социологических исследований

Важная роль в решении задач формирования личности будущего специалиста отводится социологическим исследованиям, основным направлением которых должен стать анализ комфортности гуманитарной среды в АлтГТУ с целью выявления недостатков и слабых мест в деятельности коллектива и выработки конкретных рекомендаций, направленных на совершенствование воспитательной и внеучебной работы в университете.




Составители:

Начальник УВР И.В. Огнев


Руководитель Центра обеспечения

образовательной деятельности,

председатель НМС Б.В. Семкин
Главный специалист ЦООД Т.Ф. Свит

Согласовано:

Проректор по учебной работе Я.Л. Овчинников

Начальник ОМКО С.А. Федоровых




Каталог: media
media -> Департамент образования и молодежной политики
media -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
media -> Маргарита Валерьевна Донцова
media -> Вестник Моск ун-та. Сер. 14. Психология. №2006. с. 82-89
media -> Вестник Московского университета. Серия 14 — Психология, №4, 2004, с. 61-69
media -> Решение №173 от 24 октября 2013 года Об утверждении состава председателей
media -> Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С. Ф. Жилкин [и др.]; авт ред. А. В. Князева; Тольяттинский гос ун-т. Тольятти, 2007. 375 с. 100 экз
media -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»
media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала
media -> Год. Самообследование по направлению осуществляется на основе приказа ректора от 18. 12. 2012 №447/12 «Об организации общественно-профессиональной аккредитации». Сокращения, принятые в тексте отчета: апим

Скачать 306,32 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница