Таксономия Блума - это иерархически взаимосвязанная система образовательных целей. Каждый ее уровень направлен на формирование определенных навыков мышления (от простого к сложному). В основе пирамиды
Блума лежат знания - понимания. Три высших уровне (анализ - синтез - оценивания) обеспечивают развитие навыков мышления высокого уровня.
Таксономия Блума. Виды деятельности учителей и учащихся
Навыки мышления
|
Содержание
|
Деятельность учителя
|
Учебная деятельность учащихся
|
Знания
|
Перевод и распознавание информации
|
Рассказывает, показывает, руководит, указывает
|
Слушают, запоминают, усваивают, учат наизусть, узнают, вспоминают, называют; цитируют, распознают (что-то уже знакомое ранее), регистрируют, относят к определенной категории
|
Понимание
|
Понимание предоставленной информации; пересказ собственными словами
|
Сверяет с правильным (правилом), сопоставляет, демонстрирует
|
Обсуждают, распознают, рассказывают, объясняют, делают сообщения, демонстрируют примеры
|
Использование
|
Использование концепций, идей в новых ситуациях
|
Наблюдает, обращает внимание, способствует, помогает, критикует
|
Используют, употребляют, рассчитывают, демонстрируют, инсценируют, рассматривают, проверяют, иллюстрируют, приводят примеры, толкуют, определяют соотношение, составляют перечень, описывают в общих чертах
|
Анализ
|
Разбиение информационных данных в связанные между собой части
|
Сопроводит, наставляет, помогает делать попытки, помогает с источниками информации
|
Анализируют, упорядочивают, систематизируют, сравнивают, устанавливают связи (между словами, частями целого), противопоставляют, различают, дифференцируют, выделяют части, выводят (выводы, последствия, и т.д.), упорядочивают, задают вопросы, определяют соотношение, отделяют, упорядочивают
|
Синтез
|
Объединение информационных данных для создания нового целого
|
Расширяет, оценивает, отражает, влияет
|
Приводят в систему, компонуют, соединяют, создают, проектируют, разрабатывают, придумывают, конструируют, создают (принципы, правила), объединяют в одно целое, укрупняют, придают завершенный вид, трансформируют, модифицируют, подправляют, систематизируют, приводят в рабочее состояние, перестраивают, перераспределяют, перерабатывают, сооружают, используют вместо чего-то, формулируют гипотезы
|
Оценивание
|
Определение ценности на основе критериев
|
Проясняет, вносит ясность, допускает, признает, согласовывает, приводит к согласию
|
Оценивают, расценивают, аргументируют, приводят доказательства, определяют (величину, ценность, польза, вред), отдают предпочтение; делают выбор, приводят в соответствие (требованиям, стандартам, критериям), делают выводы, убеждают, принимают решения, отстаивают, оправдывают (мероприятия, поступки, и т.д.), судят, приписывают (класс, ранг), становятся арбитрами, предусматривают, прогнозируют, распределяют места, предоставляют рекомендацию, подкрепить доказательствами, свидетельствуют в пользу (чего-то/кого-то)
|
Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией
* Идет от простейшего к наиболее сложному
* Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания
Например, можно предложить такие учебные задания в соответствии с уровней пирамиды
Блума (знание, понимание, использование, анализ, синтез, оценивание) на содержательные вопросы:
что такое романтизм? что такое сонет?
РОМАНТИЗМ
Знания
воспроизведение или узнавания информации
|
Понимание
понимание и интерпретация
|
Использование
преобразование из одних условий в другие
|
Дайте определение романтизма.
|
Объясните, какие исторические события и личности повлияли на формирование романтизма?
|
Рассмотрите картину Е.Делакруа «Свобода на баррикадах». Докажите, что картина принадлежит к направлению романтизма.
|
Анализ
Идентифицировать части и установить соотношение
|
Синтез
Составить части вместе, чтобы сформировать единое целое
|
Оценивание
Выявить ценности или использовать уже известные критерии
|
Какие черты романтизма проявились в сказке Е.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес»?
|
Как вы думаете, был ли шанс у Цахеса стать Человеком? Чтобы вы ему посоветовали?
|
Откуда, по-вашему, берутся Цахеси? В чем опасность для общества?
|
СОНЕТ
Знания
воспроизведение или узнавания информации
|
Понимание
понимание и интерпретация
|
Использование
преобразование из одних условий в другие
|
Дайте определение сонета. Назовите формы сонета
|
Как возник сонет? Объясните значение слова.
|
Прочитать сонет Петрарки и Шекспира. Доказать, что эти произведения можно отнести к жанру сонета
|
Анализ
Идентифицировать части и установить соотношение
|
Синтез
Составить части вместе, чтобы сформировать единое целое
|
Оценивание
Выявить ценности или использовать уже известные критерии
|
Назовите особенности сонетов В.Шекспира. Проанализируйте один из них.
|
Составьте презентацию «Венок шекспировских сонетов», используя полотна художников эпохи Возрождения
|
Сделайте вывод, почему поэты и в наше время обращаются к жанра сонета?
|
Известная т.н. «Ромашка» вопросов, основанная на таксономии Блума.
1) Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые нужно назвать некоторые факты,
вспомнить и выдать информацию. их часто используют при традиционных формах контроля:
на зачетах или текстах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
2) Уточняющие вопросы: часто начинаются со слов «Итак, ты говоришь, что...?»,
«Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, кажется, вы сказали о...?»
Цель этих вопросов: предоставить человеку возможность обратной связи относительно сказанного.
Иногда их ставят, чтобы получить информацию, которой нет в сообщении, но, которая ощутима.
Очень важно спрашивать без негативной мимики. Можно продемонстрировать пример
(поднять брови, широко раскрыть глаза): «Ты действительно думаешь, что...?»
3) Интерпретационные (пояснительные) вопросы. Часто начинаются со слова «Почему?».
В некоторых ситуациях могут воспринимать негативно - как побуждение к оправдание.
В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей.
«Почему листья на деревьях осенью желтеют?» Если ответ на этот вопрос известен,
оно с интерпретационного «переходит» в простое. Следовательно, этот тип вопроса срабатывает
тогда, когда в ответе есть элемент самостоятельности.
4) Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элемент условности,
прогноза, мы называем его творческим
5) Оценивающий вопрос. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий,
явлений, фактов. «Почему-то хорошо, а что плохо?», «Чем один урок отличается от другого?»
6) Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой,
мы называем его практичным. «А как вы поступили бы на месте героя?.
Использование этой стратегии показывает, что ученики разного возраста (начиная с первого класса)
понимают значение всех типов вопросов (могут привести примеры). При использовании
«Ромашки вопросов» можно сохранить визуальное оформление. Детям нравится формировать
вопросы по любой теме, записывая их на лепестки. Работая с учениками старшего возраста,
можно оставить одну классификацию, тогда задача будет выглядеть таким образом:
«Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному
практическом и одном оценочном вопросу. Возможно, текст поможет нам ответить на них».

Поделитесь с Вашими друзьями: |