Образовательные услуги в России: экономика знаний индифферентна к кризису



Скачать 33.85 Kb.
Дата14.02.2016
Размер33.85 Kb.
Захарова И.В.

Ульяновский государственный

технический университет

Образовательные услуги в России:

экономика знаний индифферентна к кризису
Мировой финансовый кризис неизбежно коснулся всех отраслей экономики нашей страны. Но если рассматривать экономику знаний не как систему социальных и производственных отношений, а как принцип существования современного социума, то можно абстрагироваться от кризисных реалий. Несомненно, инновационные проекты, связанные с наукоёмкими технологиями, страдают в условиях финансового кризиса. Но к нему гораздо меньше чувствительна продуцирующая их система образования России. Образовательные услуги остаются социальным благом, предоставляемым бесплатно, из-за низкой покупательской способности населения и активного государственного контроля данной сферы. Управление образованием только частично использует коммерческие принципы, сектор платного образования продолжает оставаться незначительным, а наиболее адекватным управленческим подходом для образования является некоммерческий маркетинг. Как одно из направлений социального маркетинга, он рассматривает рыночное поведение некоммерческих организаций. Их главная особенность – отсутствие финансовых целей деятельности. Общество и отдельные индивиды заинтересованы в некоммерческих продуктах таких организаций. Продуктами образовательных учреждений являются трансляция культурного опыта, социализация индивидов и связанные с ней личностные изменения – формирование знаний, навыков, мировоззрения, профессионализма и пр. Эффективность работы коммерческих организаций отражается в получаемой прибыли, а основной эффект работы некоммерческой организации – это поведенческий отклик потребителей её услуг. Он выражается, например, в выборе школы родителями первоклассников, в выборе абитуриентом формы обучения или специальности, в выборе ребёнком спортивной секции или кружка.

Исходя из концепции некоммерческого маркетинга, работа образовательного учреждения имеет следствием два типа социального влияния на окружающую среду: непосредственное влияние на конкретных потребителей образовательных услуг (связанное с их личностными изменениями) и опосредованное влияние на социально-экономическую ситуацию территории данного учреждения (уровень развития человеческого потенциала, качество жизни населения). Рынок образования зависим от социально-экономических условий конкретных регионов, что усилил ФЗ №131 «О местном самоуправлении».

Нормативы бюджетного обеспечения системы образования определены законодательно как установленная доля от ВВП. Бюджетное финансирование гарантирует для неё минимум средств, хотя не обеспечивает ей в условиях кризиса расширенного воспроизводства. Помимо зависимости от бюджетов различных уровней, система образования находится под сильным административным государственным контролем. И в ситуации финансового кризиса для обеспечения её стабильности предпринимаются меры, далёкие от принципов свободного рынка: внедряются государственные программы переподготовки кадров, смягчаются государственными дотациями условия оплаты за услуги высшей школы, предлагается продлевать обучение в школе до 12 лет, в вузах в массовом порядке внедрять магистратуру, упростить приём в аспирантуру. Эти меры имеют целью не столько совершенствовать систему образования, сколько сдерживать кризисные процессы рынка труда. Что подтверждает значимость образовательных услуг и для будущего экономического развития государства, и для стабильности государства в условиях кризиса.

Экономика знаний объективно является этапом социально-экономического развития современного общества. Финансовый кризис – только одно из условий такого развития. Он сказывается на всех отраслях и сферах общественного производства, но не может изменить общего инновационного направления социально-экономического общества. На рынке образовательных услуг действуют, преимущественно, некоммерческие организации. Под гарантиями бюджетного финансирования они в значительной мере защищены от финансового кризиса, но сохраняются возможности их дополнительного финансирования через получение грантов, спонсорской поддержки и (в меньшей мере) инвестиционной поддержки. Доходы же от коммерческой деятельности при кризисе минимальны.

В заключение отметим перспективы рынка образовательных услуг как ресурса инновационной экономики России:

- социальное расслоение сохранит диверсификацию рынка образования по покупательской способности потребителей, в результате чего сохранятся разрыв в качестве услуг, предоставляемых секторами «элитного» и «массового» образования и разрыв в уровне их финансирования;



- усиление кризиса в отдельных регионах России спровоцирует обострение конкурентной борьбы образовательных учреждений на местных рынках, их инноватику и использование принципов маркетингового управления;

- значимым фактором конкурентоспособности образовательного учреждения является его социальное влияние, поэтому будет более активно использоваться анализ такого непосредственного и опосредованного влияния организаций на потребителей и местное сообщество как инструмент в конкурентной борьбе и как средство привлечения инвестиций.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница