Образовательная программа «Всякому мила родная сторона»



страница1/4
Дата04.06.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4



«СОГЛАСОВАНО»







«УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим советом №4







Зав. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №205»

Протокол № 4







____________ Т.В.Панкова

«28» _августа_2015 г.







«28» _августа_2015г.


РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Всякому мила родная сторона»

МУНИЦИПАЛЬНОГО бюджетного ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Детский сад комбинированного вида № 205»

города Оренбурга

d:\documents\pictures\1366004821_107064_85.jpg
Составитель: Шабаева

Зульфия Равкатовна

воспитатель первой

квалификационной категорииd:\documents\pictures\58556ef3b1be.jpg

d:\documents\pictures\kuvandik-1.jpg


d:\documents\pictures\gazzavod-3.jpg

г. Оренбург 2015


СОДЕРЖАНИЕ



Разделы

Страницы

I.

Целевой раздел

3




Пояснительная записка……………………………………………………………

3

1.1.

Актуальность образовательной Программы…………………………………….

3

1.2.

Цель и задачи образовательной Программы …..……………………………….

3

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы………………………………………………………………………..

5

1.4

Возрастные характеристики развития детей……………………........................

6

1.5

Индивидуальные особенности детей………………………………...................

7

1.6

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста образовательной Программы…………………….………………………………

10

1.7

Обоснование выбора содержания Программы ….……………………………..

10

1.8

Формы подведения итогов реализации образовательной Программы………………………………………………………………………..

10

II.

Содержательный раздел

12

2.1

Описание образовательной деятельности по направлениям развития ребенка..

12

2.1.1

Социально - коммуникативное развитие…………………………………………

12

2.1.2

Познавательное развитие………………………………………………………….

12

2.1.3

Речевое развитие……………………………………………………………………

13

2.1.4

Художественно-эстетическое развитие…………………………………………..

13

2.1.5

Физическое развитие……………………………………………………………….

14

2.2

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………………………………………………………

14

2.3

Тематическое планирование образовательной деятельности…………………...

14

2.4

Содержание образовательной Программы………………………………………

15

2.5

Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность…………………………………..

21

III.

Организационный раздел

22

3.1

Кадровое обеспечение Программы……………………………….………………

22

3.2

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной Программы…………………………………………………………………………

22

3.3

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания…………………………………………….………………………….

23

3.4

Время и сроки реализации парциальной образовательной Программы………………………………………………………………………..

24

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды……………….

25

3.6

Карта наблюдения за эффективностью реализации Программы………………..

26

IV.

Литература………………………………………………………………………..

28

V.

Приложение……………………………………………………………………….

29

I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность парциальной образовательной программы
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям, начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование потенциала регионального компонента. Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает интеграцию в разных видах детской деятельности.



Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается

повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно - нравственного

развития ребёнка является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его района, области, города, страны». В данной программе речь идет о значении истории родного края и ее влияние на патриотическое воспитание дошкольников, на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную традиционную культуру. Мыслители XIX века Д.И. Писарев, Л. Н. Толстой, Н.Р. Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали всячески использовать его в своей деятельности. Приобщение дошкольников к национальным традициям открывает огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он

должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим

по объёму и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в образовательный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в занятие, вызывает в сознании воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведёт к развитию интереса

к образовательному процессу в ДОУ и повышению качества знаний.

Значение этой программы трудно переоценить, ведь краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйственной деятельности, изучение и охрана памятников и выдающихся объектов. Предметом изучения является местность, территория, которая носит название “родной край”.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

Национально-региональный компонент призван отражать образовательное пространство, которое обозначается понятием «Оренбургская область». Содержание и объём этого понятия определяются природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона.

Национально-региональный компонент призван способствовать:
• формированию личности выпускника, как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
• гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Оренбургской области каждым ребенком;
• повысить статус образования как фактора развития региона;
• расширить комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов познания, содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры;
• расширять, углублять и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом.


    1. Цель и задачи парциальной образовательной программы


Цель: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края, приобщение дошкольников к национальной культуре.

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, представителям национальных и социальных культур.


- Воспитывать уважение и любовь к родному языку через знакомство с устным народным творчеством.
Образовательные:
- Формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры, воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре.

- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины.

- Формировать представления о достопримечательностях родного края, символике.

- Расширять представления о природных богатствах Оренбургской области: растительном и животном мире, полезных ископаемых.

- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

- Сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению.

- Вызвать потребность и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

- Познакомить дошкольников с обычаями, традициями и обрядами, поверьями русского народа.

- Дать представления о предметах быта, обихода, жилище русского человека, его костюме.

- Уточнять и расширять знания о народном творчестве: декоративно - прикладном, словесном и др.


Развивающие:

-Развивать творчество, самостоятельность, инициативу.

-Развивать мышление и воображение дошкольников.

-Развивать у дошкольников навыки познавательно - исследовательской, творческой деятельности.


Методические рекомендации, условия реализации программы:
1. Уголок "Русская изба"

2. Научно-методическое обеспечение



  • дидактический материал (настольные игры, картинки, презентации и др.)

  • детские книги с иллюстрациями (сказки, потешки, о родном крае, о полезных ископаемых и др.)

  • предметы быта, одежда разных национальностей

3.Элементы декоративно-прикладного искусства в оформлении группы.


    1. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы


Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.

Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.

Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.

Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.

Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Кроме того, в программе предусматривается решение целей и задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

- системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность;

- гуманитарный подход предполагает обращённость к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т.е. становление в каждом ребенке субъективности;

- культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и

обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении

ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры;

- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей;

- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учётом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребёнка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на детей подготовительной к школе группы. Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в становление основ личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения им опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребёнком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада. В более старшем возрасте - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России.

Очень важно вырастить ребёнка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт,

методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

Центральным звеном социализации является воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребёнка

в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к родному краю. В этот период

начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его

народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке,

который усваивает ребёнок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет.

Ребёнок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность, толерантность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Дети в возрасте 6-7 лет способны давать определения некоторым моральным понятиям и достаточно тонко их различать, могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы за счёт развития таких социальных по происхождению мотивов.

Программа рассчитана на детей 6 - 7 лет. В этом возрасте у каждого ребёнка уже складывается своя собственная картина окружающего мира. Ребёнок умеет анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать закономерности. Всё это помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и систематизировать поступающую информацию. Для того чтобы удовлетворить стремления, желания, в запасе семилетнего ребёнка уже имеются различные способы познания - действия и собственный опыт, слово взрослого. Эти способы познания качественно меняются на протяжении всего школьного возраста. Они становятся более осознанными и целенаправленными.



1.5 Индивидуальные особенности детей, воспитывающихся

в образовательном учреждении
Дети подготовительной группы, посещающие МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 205», имеют следующие индивидуальные особенности:

Физические особенности воспитанников ДОУ:

  • первая группа здоровья – 5 детей (10 %),

  • вторая группа здоровья – 30 детей (90 %),

  • третья группа здоровья – нет

    Психологические особенности

    Подготовительная группа№1

    (6-7 лет)

    Подготовительная группа№2

    (6-7 лет)

    гиперактивные

    2

    1

    тревожные

    5

    4

    агрессивные

    3

    2

    демонстративные

    8

    5

    обидчивые и эмоционально неустойчивые

    2

    1

    эгоцентричные

    7

    6

  • четвертая группа здоровья – нет

Таким образом, большинство детей, посещающих ДОУ, составляют дети со второй группой здоровья. В саду проводиться систематическая работа по повышению качества физического воспитания и оздоровления детей. Используются различные формы организации двигательной активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные минутки, подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке, бодрящая гимнастика, физкультурный досуг и праздники, организуются дни здоровья, самостоятельная двигательная деятельность детей в группе и т.д. Все формы подбираются с учетом возрастных особенностей, физического развития ребенка, состояния здоровья, физической подготовленности.



Психологические особенности воспитанников ДОУ:

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) – развиты эмоциональная и волевая регуляция поведения, повышение уверенности в себе, сформированы социально-нравственные представления и чувства у детей, определенной социальной позиции - основы психологической готовности к школьному обучению.

С детьми, которые имеют такую особенность как гиперактивность, тревожность, агрессивность проводяться мероприятия по комплексной   -   психологической и педагогической коррекции. Работа с детьми строиться индивидуально. Педагог чаще хвалит детей, избегает завышенных или заниженных требований, использует на занятиях элементы игры и соревнования,   игнорирует негативные поступки и поощряет позитивные.   Большие задания разбивает на последовательные части, контролируя каждое, строит процесс воспитания на положительных эмоциях, способствует элиминации (удаление, исчезновение) агрессии. Терпеливо обучает необходимым социальным нормам и навыкам общения.

С детьми, имеющими указанные психологические особенности необходимо проводить индивидуальные занятия с педагогом-психологом.



Педагогические особенности воспитанников ДОУ:

Интересы детей

Подготовительная группа №1

(6-7 лет)

Подготовительная группа №2

(6-7 лет)

Интерес к конструктивно-модельной деятельности

10

9

Интерес к музыке

5

4

Интерес к изобразительной деятельности:

15

10

Интерес к трудовой деятельности

11

8

Интерес к физкультуре

22

20

Интерес к художественной литературе

7

9

Интерес к театрализованной деятельности

11

10

Интерес к познавательной деятельности

17

15

Интерес к сюжетно-ролевым играм

13

14
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница