      
-
«СОГЛАСОВАНО»
|
|
|
«УТВЕРЖДАЮ»
|
Педагогическим советом №4
|
|
|
Зав. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №205»
|
Протокол № 4
|
|
|
____________ Т.В.Панкова
|
«28» _августа_2015 г.
|
|
|
«28» _августа_2015г.
|
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Всякому мила родная сторона»
МУНИЦИПАЛЬНОГО бюджетного ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Детский сад комбинированного вида № 205»
города Оренбурга
Составитель: Шабаева
Зульфия Равкатовна
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Оренбург 2015
СОДЕРЖАНИЕ
№
|
Разделы
|
Страницы
|
I.
|
Целевой раздел
|
3
|
|
Пояснительная записка……………………………………………………………
|
3
|
1.1.
|
Актуальность образовательной Программы…………………………………….
|
3
|
1.2.
|
Цель и задачи образовательной Программы …..……………………………….
|
3
|
1.3
|
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы………………………………………………………………………..
|
5
|
1.4
|
Возрастные характеристики развития детей……………………........................
|
6
|
1.5
|
Индивидуальные особенности детей………………………………...................
|
7
|
1.6
|
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста образовательной Программы…………………….………………………………
|
10
|
1.7
|
Обоснование выбора содержания Программы ….……………………………..
|
10
|
1.8
|
Формы подведения итогов реализации образовательной Программы………………………………………………………………………..
|
10
|
II.
|
Содержательный раздел
|
12
|
2.1
|
Описание образовательной деятельности по направлениям развития ребенка..
|
12
|
2.1.1
|
Социально - коммуникативное развитие…………………………………………
|
12
|
2.1.2
|
Познавательное развитие………………………………………………………….
|
12
|
2.1.3
|
Речевое развитие……………………………………………………………………
|
13
|
2.1.4
|
Художественно-эстетическое развитие…………………………………………..
|
13
|
2.1.5
|
Физическое развитие……………………………………………………………….
|
14
|
2.2
|
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников………………………………………………………………………
|
14
|
2.3
|
Тематическое планирование образовательной деятельности…………………...
|
14
|
2.4
|
Содержание образовательной Программы………………………………………
|
15
|
2.5
|
Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность…………………………………..
|
21
|
III.
|
Организационный раздел
|
22
|
3.1
|
Кадровое обеспечение Программы……………………………….………………
|
22
|
3.2
|
Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной Программы…………………………………………………………………………
|
22
|
3.3
|
Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания…………………………………………….………………………….
|
23
|
3.4
|
Время и сроки реализации парциальной образовательной Программы………………………………………………………………………..
|
24
|
3.5
|
Организация развивающей предметно-пространственной среды……………….
|
25
|
3.6
|
Карта наблюдения за эффективностью реализации Программы………………..
|
26
|
IV.
|
Литература………………………………………………………………………..
|
28
|
V.
|
Приложение……………………………………………………………………….
|
29
|
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность парциальной образовательной программы
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям, начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования является использование потенциала регионального компонента. Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает интеграцию в разных видах детской деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается
повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно - нравственного
развития ребёнка является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его района, области, города, страны». В данной программе речь идет о значении истории родного края и ее влияние на патриотическое воспитание дошкольников, на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.
Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную традиционную культуру. Мыслители XIX века Д.И. Писарев, Л. Н. Толстой, Н.Р. Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали всячески использовать его в своей деятельности. Приобщение дошкольников к национальным традициям открывает огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.
Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он
должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим
по объёму и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в образовательный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в занятие, вызывает в сознании воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведёт к развитию интереса
к образовательному процессу в ДОУ и повышению качества знаний.
Значение этой программы трудно переоценить, ведь краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйственной деятельности, изучение и охрана памятников и выдающихся объектов. Предметом изучения является местность, территория, которая носит название “родной край”.
В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.
Национально-региональный компонент призван отражать образовательное пространство, которое обозначается понятием «Оренбургская область». Содержание и объём этого понятия определяются природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона.
Национально-региональный компонент призван способствовать:
• формированию личности выпускника, как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
• гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Оренбургской области каждым ребенком;
• повысить статус образования как фактора развития региона;
• расширить комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов познания, содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры;
• расширять, углублять и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом.
-
Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель: формирование познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края, приобщение дошкольников к национальной культуре.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, представителям национальных и социальных культур.
- Воспитывать уважение и любовь к родному языку через знакомство с устным народным творчеством.
Образовательные:
- Формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры, воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре.
- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины.
- Формировать представления о достопримечательностях родного края, символике.
- Расширять представления о природных богатствах Оренбургской области: растительном и животном мире, полезных ископаемых.
- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
- Сформировать ценностные отношение к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению.
- Вызвать потребность и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
- Познакомить дошкольников с обычаями, традициями и обрядами, поверьями русского народа.
- Дать представления о предметах быта, обихода, жилище русского человека, его костюме.
- Уточнять и расширять знания о народном творчестве: декоративно - прикладном, словесном и др.
Развивающие:
-Развивать творчество, самостоятельность, инициативу.
-Развивать мышление и воображение дошкольников.
-Развивать у дошкольников навыки познавательно - исследовательской, творческой деятельности.
Методические рекомендации, условия реализации программы:
1. Уголок "Русская изба"
2. Научно-методическое обеспечение
-
дидактический материал (настольные игры, картинки, презентации и др.)
-
детские книги с иллюстрациями (сказки, потешки, о родном крае, о полезных ископаемых и др.)
-
предметы быта, одежда разных национальностей
3.Элементы декоративно-прикладного искусства в оформлении группы.
-
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания.
Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления об окружающем мире, в котором все объекты, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Кроме того, в программе предусматривается решение целей и задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
- системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность;
- гуманитарный подход предполагает обращённость к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т.е. становление в каждом ребенке субъективности;
- культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и
обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении
ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учётом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребёнка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на детей подготовительной к школе группы. Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в становление основ личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения им опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстают перед ребёнком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада. В более старшем возрасте - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России.
Очень важно вырастить ребёнка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт,
методику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Центральным звеном социализации является воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребёнка
в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к родному краю. В этот период
начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его
народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого влияния – в национальном языке,
который усваивает ребёнок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет.
Ребёнок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность, толерантность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Дети в возрасте 6-7 лет способны давать определения некоторым моральным понятиям и достаточно тонко их различать, могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях. Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы за счёт развития таких социальных по происхождению мотивов.
Программа рассчитана на детей 6 - 7 лет. В этом возрасте у каждого ребёнка уже складывается своя собственная картина окружающего мира. Ребёнок умеет анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать закономерности. Всё это помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и систематизировать поступающую информацию. Для того чтобы удовлетворить стремления, желания, в запасе семилетнего ребёнка уже имеются различные способы познания - действия и собственный опыт, слово взрослого. Эти способы познания качественно меняются на протяжении всего школьного возраста. Они становятся более осознанными и целенаправленными.
1.5 Индивидуальные особенности детей, воспитывающихся
в образовательном учреждении
Дети подготовительной группы, посещающие МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 205», имеют следующие индивидуальные особенности:
Физические особенности воспитанников ДОУ:
-
первая группа здоровья – 5 детей (10 %),
-
вторая группа здоровья – 30 детей (90 %),
-
третья группа здоровья – нет
Психологические особенности
|
Подготовительная группа№1
(6-7 лет)
|
Подготовительная группа№2
(6-7 лет)
|
гиперактивные
|
2
|
1
|
тревожные
|
5
|
4
|
агрессивные
|
3
|
2
|
демонстративные
|
8
|
5
|
обидчивые и эмоционально неустойчивые
|
2
|
1
|
эгоцентричные
|
7
|
6
| -
четвертая группа здоровья – нет
Таким образом, большинство детей, посещающих ДОУ, составляют дети со второй группой здоровья. В саду проводиться систематическая работа по повышению качества физического воспитания и оздоровления детей. Используются различные формы организации двигательной активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные минутки, подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке, бодрящая гимнастика, физкультурный досуг и праздники, организуются дни здоровья, самостоятельная двигательная деятельность детей в группе и т.д. Все формы подбираются с учетом возрастных особенностей, физического развития ребенка, состояния здоровья, физической подготовленности.
Психологические особенности воспитанников ДОУ:
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) – развиты эмоциональная и волевая регуляция поведения, повышение уверенности в себе, сформированы социально-нравственные представления и чувства у детей, определенной социальной позиции - основы психологической готовности к школьному обучению.
С детьми, которые имеют такую особенность как гиперактивность, тревожность, агрессивность проводяться мероприятия по комплексной - психологической и педагогической коррекции. Работа с детьми строиться индивидуально. Педагог чаще хвалит детей, избегает завышенных или заниженных требований, использует на занятиях элементы игры и соревнования, игнорирует негативные поступки и поощряет позитивные. Большие задания разбивает на последовательные части, контролируя каждое, строит процесс воспитания на положительных эмоциях, способствует элиминации (удаление, исчезновение) агрессии. Терпеливо обучает необходимым социальным нормам и навыкам общения.
С детьми, имеющими указанные психологические особенности необходимо проводить индивидуальные занятия с педагогом-психологом.
Педагогические особенности воспитанников ДОУ:
Интересы детей
|
Подготовительная группа №1
(6-7 лет)
|
Подготовительная группа №2
(6-7 лет)
|
Интерес к конструктивно-модельной деятельности
|
10
|
9
|
Интерес к музыке
|
5
|
4
|
Интерес к изобразительной деятельности:
|
15
|
10
|
Интерес к трудовой деятельности
|
11
|
8
|
Интерес к физкультуре
|
22
|
20
|
Интерес к художественной литературе
|
7
|
9
|
Интерес к театрализованной деятельности
|
11
|
10
|
Интерес к познавательной деятельности
|
17
|
15
|
Интерес к сюжетно-ролевым играм
|
13
|
14
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |