Образовательная программа высшего образования программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 39. 06. 01 Социологические науки



Скачать 344.62 Kb.
Дата17.04.2016
Размер344.62 Kb.
ТипОбразовательная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал в г. Тобольске

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра сервиса и туризма

Скульмовская Л.Г.


МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Образовательная программа

высшего образования – программа подготовки

научно-педагогических кадров в аспирантуре

39.06.01 Социологические науки

(Социальная структура, социальные институты и процессы)

Тюмень


2014

Скульмовская Л.Г. Методика и техника социологических исследований.

Учебно-методический комплекс для аспирантов специальности 39.06.01 Социологические науки (Социальная структура, социальные институты и процессы). Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014, 15 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями (ФГОС ВО / ФГОС ВПО) с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Методика и техника социологических исследований [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой сервиса и туризма.



Утверждено первым проректором Тюменского государственного университета.














Содержание







стр.

1

Цели и задачи модуля, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины

4

1.1

Цели и задачи освоения дисциплины

4

1.2

Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего освоение дисциплины

4

1.3

Связь с предшествующими дисциплинами

4

1.4

Связь с последующими дисциплинами

4

1.5.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы

4

2

Содержание дисциплины

4

2.1

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

4

2.2

Лекционный курс

5

2.3

Практические (семинарские) занятия

8

3

Организация текущего и промежуточного контроля знаний

10

3.1

Текущий контроль

10

3.1.1

Контроль над самостоятельной работой аспирантов

10

3.1.2

Иные формы текущего контроля

11

3.2

Промежуточный контроль

12

3.3

Примерные вопросы для зачета

12

4

Технические средства обучения и контроля

13

5

Материальное обеспечение дисциплины

13

6.

Литература

13

6.1

Основная

13

6.2

Дополнительная литература

15

6.3

Словари

15

6.3

Электронные ресурсы

15




Дополнения и изменения в рабочей программе

15

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины. Изучение данного курса предлагает освоение методологии и методики конкретных социологических исследований. Главная цель – изложение основных методов проведения эмпирического исследования, включая все этапы – разработку программы в ее методологическом и методическом аспекте, проведение полевого этапа, обработку первичной информации, социологический анализ.

Задачи дисциплины:

  1. Приобретение практических навыков планирования и организации исследования

  2. Выработка умений разрабатывать и применять методики сбора, обработки и анализа социологических данных и практической деятельности

  3. Стимулирование научно-исследовательской деятельности аспирантов: участие в исследовательских процедурах, осуществляемых различными научными подразделениями, выступление с сообщениями и докладами на студенческих конференциях.

1.2. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

- знать принципы и методы проведения эмпирических исследований;

- знать понятийный аппарат эмпирической социологии;

- уметь применять полученные знания в период проведения социологической практики; при анализе инструментов и результатов социологических исследований;

- уметь составлять программу социологического исследования;

- уметь обрабатывать и анализировать полученную социологическую информацию.

1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Курс предполагает наличие у аспирантов знаний о социологической науке в объеме программы высшего профессионального образования.



1.4. Связь с последующими дисциплинами

Знания и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности. Курс «Методика и техника социологических исследований» является одной из учебных дисциплин социологического цикла, который нацелен на подготовку специалистов-социологов прикладной ориентации, способных принять действенное участие в решение актуальных проблем социальной и культурной сфер общественной жизни.

Изучение данного курса, наряду с другими социологическими дисциплинами («Социология», «Социология культуры») позволяет приобрести знания и умения, необходимые для полноценной профессиональной деятельности выпускников.

1.5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате научно-исследовательской работы и подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук аспирант должен обладать следующими компетенциями:

ОПК-4 –способность определять перспективные направления развития и актуальные задачи исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии на основе изучения и критического осмысления отечественного и зарубежного опыта

УК-1   способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях



2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Вид учебной работы


Объем часов / зачетных единиц

Трудоемкость изучения дисциплины


180 / 5

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:




Лекции

28

Практические занятия

26

Самостоятельная работа аспиранта (всего)

126

в том числе:




Подготовка реферата

4

Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку

122


2.2. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Наименование тем и разделов

Аудиторные занятия

(часы)


Самостоятельная работа

Всего часов

лекции

семинары




1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Методология, процедура и организация социологических исследований

1.

Методология и методика социологического исследования: виды, структура, организация

4

4

16

24

2.

Программа социологического исследования как теоретико-методологическая основа исследовательских процедур

4

4

16

24

Раздел II. Методы сбора социологической информации

3.

Метод опроса в социологическом исследовании. Анкетный опрос. Особенности метода. Интервью

4

4

16

24

4.

Социометрический метод. Анализ документов как метод сбора социологической информации. Методы наблюдения и социального эксперимента в социологии

4

4

16

24

Раздел III. Измерение и выборочный метод в социологическом исследовании

5.

Методологические проблемы измерения в социологии и аспекты выборочного метода

4

4

16

24

6.

Случайные и неслучайные выборки в социологическом исследовании. Определение объема выборки. Ремонт выборки

4

4

14

22

Раздел IV. Обработка и анализ социологических данных

7.

Первичная обработка социологической информации. Построение статистических таблиц как способ представления и анализа информации

4

2

14

20

8.

Графическая интерпретация эмпирических зависимостей. Теоретический анализ и интерпретация социологических данных

2

-

14

16




КСР










4




ИТОГО:

28

26

122

180/5


2.2. Лекционный курс.

Раздел 1.Методология, процедура и организация социологических исследований

Тема 1. Методология и методика социологического исследования: виды, структура, организация

Роль социологических исследований в развитии социологии как науки об обществе, решении научных и практических проблем современности и прогнозировании процессов общественного развития.

Содержание понятия «метод». Теоретические и эмпирические методы познания. Методология как учение о методе и системе принципов и способов теоретической и практической деятельности.

«Социальный факт» как предмет изучения социологии. Виды социальных фактов. Статистический и социологический факты. Понятия «метод», «техника», «инструмент», «процедура» социологического исследования.

Методика как совокупность методов, технических приемов, процедур и операций исследования. Классификация методов и технических приемов. Общая характеристика классов методов.

Определение социологического исследования, его функции и задачи. Виды социологических исследований: теоретические и эмпирические; фундаментальные и прикладные; макро- и микросоциологические исследования. Характеристика основных этапов социологического исследования, содержание и последовательность специальных процедур в рамках каждого этапа. Роль пилотажа в социологическом исследовании. Организационные процедуры: разработка необходимой документации, подготовка исполнителей, инструктивных материалов. Организация контроля исполнения исследовательских процедур на всех стадиях работы. Виды итоговой документов. Возможные формы внедрения результатов исследования.



Тема 2. Программа социологического исследования как теоретико-методологическая основа исследовательских процедур

Роль и функции программы в социологическом исследовании. Структура программы теоретико-прикладного исследования: основные разделы и их элементы. Требование к программе исследования. Методологические раздел и его составные части – концептуальная схема исследования.

Проблема исследования. Практическая и научная проблема. Классификация социальных проблем: по цели исследования; по «носителю» проблемы; по масштабам распространения; по времени действия; по глубине противоречия. Цели исследования, их зависимость от характера проблемы и вида исследования. Определение задачи, типы задач.

Объект исследования как носитель социальной проблемы. Системно-функциональный анализ объекта исследования. Понятие «фактор». Виды факторов: общие и специфические; объективные и субъективные; прямые и косвенные. Схематическое представление системного анализа объекта.

Понятийный аппарат исследования. Теоретическая интерпретация понятия. Цель процедуры эмпирической и операционализации понятий.

Понятие «научная гипотеза». Гипотеза как основной инструмент социологического исследования, связующее звено между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования. Типы гипотезы: исходные и выводные, описательные, объяснительные, прогнозные, основные и неосновные, первичные и вторичные. Ожидаемые результаты исследования.



Раздел II. Методы сбора социологической информации

Тема 3. Метод опроса в социологическом исследовании. Анкетный опрос. Особенности метода. Интервью

История формирования метода: статистическая и психологическая традиции. Достоинства и недостатки метода. Критерии качества данных опроса: достоверность и надежность информации. Основные фазы опроса. Виды опроса: по степени охвата изучаемой совокупности, по частоте проведения, по характеру взаимодействия исследователя и респондентов, по численности участников процедуры. Способы контроля информации, получаемой методом опроса.

Анкетный опрос: особенности метода, его характеристика. Организация анкетного опроса. Разновидности анкетного опроса. Анкета как инструмент сбора социологической информации. Требования к содержанию и конструкции вопросов. Типы вопросов: по форме, конструкции, по цели, функции, содержанию. Особенности организации почтового опроса. Прессовый опрос. Использование опроса в социологическом мониторинге.

Тема 4. Социометрический метод. Анализ документов как метод сбора социологической информации. Методы наблюдения и социального эксперимента в социологии

Отличительные черты интервью как особого вида опроса. Возможность и ограничения метода. Классификация интервью. Вопросы организации и проведения процедуры. Виды инструментов, особенности инструмента формализованных интервью. Подготовка интервьюеров, формы контроля их работы.

Возможности и специфика организации телефонного интервью. Методика «фокус-группы» как особый вид группового интервью. Использование метода экспертных оценок в социологическом исследовании, его основное назначение и сфера применения. Особенности опросного инструмента. Отбор экспертов. Формы проведения опроса экспертов.

Анализ документов как метод сбора социологической информации. Понятие «документ» в социологии. Многообразие документальных источников. Классификация документов по различным основаниям. Характеристика и виды письменных, статистических, иконографических, фонетических, машиночитаемых документов. Их возможности и достоинства. Методика отбора документов, инструменты их анализа.

Принципы традиционного и формализованного анализа документов. Сущность метода контент-анализа документов. Условия применения метода. Категории анализа, единицы смысла и единицы счета. Инструменты контент-анализа. Контроль надежности информации. Интерпретация результатов.

Характеристика метода наблюдения как способа получения социологической информации. Особенности, возможности и ограничения применения метода в социологическом исследовании, цели исследования. Нормативные требования к применению метода в социологическом исследовании. Достоинства и недостатки. Виды наблюдения, классификация: 1) по степени; 2) по положению наблюдателя; 3) по условиям организации; 4) по частоте проведения. Способы контроля информации. Самонаблюдение. Методика изучения бюджета времени с использованием самонаблюдения.

Определение и характеристика социального эксперимента, его особенности по сравнению с другими методами сбора данных. Роль наблюдения в эксперименте. Структура и основные элементы социального эксперимента. Виды эксперимента: а) по характеру экспериментальной ситуации; б) по целевому критерию; в) по организационной структуре; г) по логической структуре доказательства гипотез. Требования к экспериментальным исследованиям. Использование социометрического метода в социологии. Общая характеристика метода. Назначение и возможности социометрических процедур, типы связей, изучаемых с помощью социометрии. Разновидности социометрических тестов. Условия проведения социометрического опроса, правила организации, основные этапы. Виды социометрических критериев. Особенности формы инструмента социометрической процедуры. Обработка и анализ результатов. Принципы построения социоматриц, расчета социометрических индексов.

Раздел III. Измерение и выборочный метод в социологическом исследовании

Тема 5. Методологические проблемы измерения в социологии и аспекты выборочного метода

Становление количественных методов в науке. Роди статистики в становлении количественных методов в социологических науках, методы статистического наблюдения. Основные направления применения количественных методов в социологии.

Шкала как инструмент измерения социальных объектов. Определение понятия, его структурные элементы. Значение понятия «шкалирование». Уровни измерения в социологических исследованиях. Классификация шкал по различным основаниям: 1) одномерные и многомерные; 2) установок и оценок; 3) числовые; 4) вербальные; 5) графические шкалы.

Методологические аспекты выборочного исследования. Сплошное и несплошное статистическое наблюдение. Методы несплошного наблюдения. Суть выборочного метода. Значение понятия «выборка». Вероятностные расчеты как основа выборочного метода. Правило рэндомизации. Определение понятий выборочного статистического наблюдения: «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «единицы отбора и наблюдения», «критерии выборки» и «объем выборки». Цели выборочного исследования. Точность и смещение выборки. Случайные и систематические ошибки, возможности их контроля и корректировки. Репрезентативность выборки, способы ее обеспечения. Принципы дифференциации и общая характеристика случайных и неслучайных выборок.



Тема 6. Случайные и неслучайные выборки в социологическом исследовании. Определение объема выборки, ремонт выборки

Основа случайных выборок, виды документов, которые могут быть использованы в качестве основы выборки. Требование к основе выборки.

Типы случайных выборок, дифференцированных по способу отбора. Простой случайный (повторный и бесповторный). Технические приемы простого случайного отбора. Особенности системного отбора, расчет шага выборки.

Стратифицированный отбор: суть процедуры, стратифицирующие признаки. Достоинства и ограничения методов. Особенности серийной (гнездовой) выборки. Естественные особенности, используемые в качестве «серий». Территориальная выборка, возможности и ограничения серийной выборки.

Многоступенчатые и комбинированные выборки. Многофазовый отбор. Взаимопроникающая выборка. Панели. Особенности случайных выборок. Причины использования неслучайных методов отбора. Типы неслучайных выборок. Характеристика особенностей, случаи применения и способы реализации стихийных, доступных, целенаправленных выборок.

Квотная выборка как один из наиболее часто используемых видов неслучайных выборок. Принципы формирования квотных выборок. Сходства и различие квотной выборки со случайных методов отбора. Взаимосвязанные и независимые контрольные параметры. Достоинства и недостатки квотной выборки. Степень достоверности информации, получаемой с помощью неслучайных выборок.

Зависимость объема выборки от степени однородности изучаемой совокупности. Расчет объема случайных выборок; используемые в этих целях формулы. Характеристика и критерии, входящие в состав формул: дисперсия, средняя ошибка выборки, предельная ошибка, коэффициент доверия и др. Значение понятия «ремонт выборки», цель процедуры.

Раздел IV. Обработка и анализ социологических данных

Тема 7. Первичная обработка социологической информации. Построение статистических таблиц как способ представления и анализа информации

Подготовка собранной социологической информации к математической обработке. Верификация информации – суть процедуры, способы верификации. Редактирование первичного социологического материала: причины необходимости процедуры, формы редактирования, контроль качества, полноты и точности заполнения инструмента.

Кодирование информации. Понятие «код», суть процедуры кодирования. Кодирование при разработке инструмента и при первичной обработке данных. Сплошное и позиционное кодирование. Основные правила процедуры. Кодирование открытых вопросов. Статистическая группировка социологических данных. Суть и цель процедуры. Виды статистических группировок. Атрибутивные и вариационные, дискретные и непрерывные, одномерные и многомерные ряды распределений. Перекрестные (комбинированные) группировки: цель и суть процедуры. Структурные, типологические и аналитические группировки. Характеристика формы, структуры и принципов построения и оформления статистических таблиц. Понятие «подлежащие» и «сказуемое» применительно к статистическим таблицам. Виды таблиц по подлежащему и сказуемому. Требование к составлению таблиц.

Тема 8. Графическая интерпретация эмпирических зависимостей. Теоретический анализ и интерпретация социологических данных

Достоинства графического метода. Виды графического представления эмпирических данных. Диаграммы и графики. Основные элементы графика. Гистограмма как форма представления вариационных рядов. Техника построения гистограмм.

Виды диаграмм, техника из построения. Возможности использования в социологическом исследовании картографического метода. Понятие статистической зависимости. Виды статистических зависимостей. Понятие «корреляция» и «корреляционный анализ». Цели и возможности корреляционного анализа.

Логика анализа социологических данных. Основные этапы и процедуры. Понятие описания. Основные методы описания. Группировка социологических данных в процессе описания. Интерпретация данных, способы преобразования данных в показатели; выявление взаимосвязи признаков. Методы эмпирической типологизации. Теоретическая типологизация. Понятие объяснения в социологии. Структура и механизм объяснения. Способы проверки гипотез. Прогнозирование социальных процессов: сущность прогнозирования, его вероятный характер. Критерии прогностической модели. Виды и методы прогнозирования. Направление использования социологических данных. Оформление результатов исследования. Виды отчетных документов. Структура отчета, требование к отчету. Выводы и рекомендации по итогам социологического исследования.



2.3. Практические (семинарские) занятия.

Семинарское занятие 1

Тема: методология и методика социологического исследования: виды, структура, организация

  1. Методы познания действительности. Методологические уровни социологии.

  2. Социальный и статистический факты. Обоснование достоверности и истинности фактульного знания.

  3. Метод, техника, процедура социологического исследования.

  4. Классификация методов конкретного социологического исследования.

  5. Виды социологических исследований, дифференцированных по различным основаниям.

  6. Логика исследования, его основные этапы и процедуры.

  7. Особенности прикладного исследования.

Семинарское занятие 2

Тема: Программа социологического исследования как теоретико-методологическая основа исследовательских процедур

  1. Рассмотрите основные элементы методологического раздела.

  2. Сформулируйте проблемные ситуации в социокультурной сфере России, Ханты-Мансийского автономного округа, г.Нижневартовска.

  3. Определите социальные проблемы и возможные темы исследования.

  4. Поставьте цели и задачи исследования, определите их типологические характеристики.

  5. Опишите объект и предмет исследования по выбранной теме.

  6. Отработайте навыки интерпретации понятий, используемых при анализе проблемы и формулировке задач исследования.

  7. Изучите виды факторов в системном анализе объекта.

  8. Отработка навыков формирования исследовательских гипотез различных типов.

  9. Опишите структуру процедурного раздела программы.

  10. Каковы виды исследовательских стратегий? Дайте характеристику и обоснование исследовательской стратегии по выбранной теме.

  11. Дайте характеристику методического обеспечения исследований, обоснование выбора методических процедур и предполагаемых инструментов.

  12. Каковы основные характеристики выборки будущего исследования?

  13. Отработка навыков составления рабочего плана исследования по выбранной теме.

Семинарское занятие 3

Тема: Метод опроса в социологическом исследовании. Анкетный опрос и его особенности. Интервью

  1. Общая характеристика метода. Достоинства и недостатки.

  2. Надежность и достоверность информации. Нормативные требования к инструменту.

  3. Виды опроса и их особенности.

  4. Специфика анкетного опроса, методика его организации.

  5. Структура анкеты, требования к ее оформлению.

  6. Основные требования к разработке вопросов. Классификация вопросов.

  7. Методика проведения почтового опроса.

  8. Особенности социологического интервью. Его виды и формы.

  9. Возможности и специфические характеристики интервью по телефону.

  10. Характеристика метода «фокус-групп».

  11. Функции, виды и формы экспертного опроса.

  12. Роль и область применения анализа документов в социологическом исследовании. Классификация документов по различным основаниям.

  13. Суть традиционного анализа, выделяемые характеристики документа.

  14. Характеристика метода контент-анализа, условия и сферы применения.

  15. Этапы и процедуры контент-анализа, особенности инструмента для проведения контент-анализа.

Семинарское занятие 4

Тема: Социометрический метод. Анализ документов как метод сбора социологической информации. Методы наблюдения и социального эксперимента в социологии

  1. Специфика социологического наблюдения, его место в системе методов сбора социологической информации, функции, возможности и ограничения метода.

  2. Характеристика видов социологического наблюдения.

  3. Инструменты наблюдения. Анализ разработанных студентами планов и инструментов.

  4. Характеристика социального эксперимента, особенности организации.

  5. Структурные элементы, виды эксперимента.

  6. Характеристика социометрического метода, основные назначение, виды социометрических процедур.

  7. Особенности инструмента социометрического опроса, его виды; классификации социометрических критериев.

  8. Способы отработки и анализа результатов социометрии.

Семинарское занятие 5

Тема: методологические проблемы измерения в социологии и аспекты выборочного метода. Виды и методы выборки

  1. Шкала как измерительный инструмент социальных объектов. Элементы шкалы и этапы ее формирования

  2. Классификация шкал по различным основаниям.

  3. Анализ одномерных, многомерных, числовых, вербальных и графических шкал на примерах, подготовленных самостоятельно студентами.

  4. Характеристика методов несплошного наблюдения.

  5. Значение понятие «выборка», суть выборочного метода.

  6. Основные понятия выборочного метода.

Семинарское занятие 6

Тема: Случайные и неслучайные выборки в социологическом исследовании. Определение объема выборки. Ремонт выборки

  1. Характеристика методов случайного отбора и техники их реализации.

  2. Основные виды неслучайных выборок, условия их использования.

  3. Определение объема случайных и неслучайных выборок.

  4. Характеристика процедур ремонта выборки.

  5. Методика коррекции различных отклонений выборки.

Семинарское занятие 7

Тема: Первичная обработка социологической информации. Построение статистических таблиц как способ представления и анализа информации

  1. Подготовка собранной социологической информации к математической информации.

  2. Редактирование первичного социологического материала.

  3. Кодирование информации.

  4. Статистическая группировка социологических данных.

  5. Характеристика формы, структуры и принципов построения и оформления статистических таблиц.

  6. Виды графического представления эмпирических данных.

  7. Логика анализа социологических данных.

  8. Оформление результатов исследования.

3. Организация текущего и промежуточного контроля знаний

Программа дисциплины включает два вида контроля знаний аспирантов: текущий контроль и контроль промежуточных результатов усвоения.



3.1. Текущий контроль проводится во время занятий. К текущему контролю относятся контроль над самостоятельной работой, также проверка знаний, умений и навыков аспирантов на практических занятиях.

3.1.1. Контроль над самостоятельной работой аспирантов.

Контроль над самостоятельной работой аспирантов предполагает изучение учебного материала, запланированного на самостоятельную проработку.



Темы для самостоятельного изучения.

Практическая работа (домашнее задание)

  1. Отработка навыков формирование простой случайной выборки.

  2. Выбор объекта и формирование стратифицированной выборки.

  3. Разработки плана территориальной выборки и его реализации.

  4. Осуществление процедуры квотной выборки.

  5. Расчет средних и предельных ошибок.

  6. Определение объема случайных и неслучайных выборок.

  7. Отработка навыков ремонта выборки.

3.1.2. Иные формы текущего контроля: выполнение реферата, доклада, конспектирование статей и др. проводятся согласно плану практических занятий.

Примерные темы для рефератов:

  1. Разведывательное исследование и его цели.

  2. Описательное исследование и его особенности.

  3. Аналитическое исследование и основные требования к нему.

  4. Панельное и повторное исследование: общее и особенное.

  5. Монографическое исследование и его специфика.

  6. Общие требования к программе социологического исследования.

  7. Основные виды социологического исследования.

  8. Структура программы социологического исследования.

  9. Основные методы сбора информации.

  10. Анализ документов.

  11. Опрос.

  12. Экспертные опросы.

  13. Наблюдение.

  14. Фокус-группы.

  15. Основные методы организации социологического исследования.

  16. Интерпретации и операционализация основных понятий социологического исследования.

  17. Социальный эксперимент.

  18. Гипотезы социологического исследования.

  19. Цели и задачи социологического исследования.

  20. Объект и предмет социологического исследования.

  21. Международные, кросскультурные исследования.

  22. Научный метод в социологии.

  23. Социальные и социологические исследования.

  24. Уровни социологического исследования.

  25. Методология и методика социологического исследования.

  26. Социальное измерение.

  27. Методы социологического измерения.

  28. Выборочный метод в социологическом исследовании.

  29. Методологический раздел программы социологического исследования

  30. Методический раздел программы социологического исследования

  31. Этапы социологического исследования.

  32. Генеральная и выборочная совокупность.

  33. Структурно-функциональный анализ предмета исследования.

  34. Проблема социологического исследования.

  35. Виды вероятных выборок, особенности и техника их формирования.

  36. Квотная неслучайная выборка.

  37. Корреляционный анализ.

  38. Интервью.

  39. Репрезентативность выборки.

  40. Прессовый опрос.

  41. Анкетный опрос.

  42. Почтовый опрос.

  43. Социологические центры России.

  44. Контент-анализ.

  45. Рейтинги.

  46. Измерительные шкалы (определение, компоненты, принципы построения и дифференциации).

  47. Учет осознаваемых и бессознательных факторов в психологии респондента.

  48. Социометрический метод в социологии.

  49. Тесты в социологическом исследовании.

  50. Понятие «количество», «качество», «величина» в социологии.

  51. Этапы и направления формирования теории измерения.

  52. Сплошные и несплошные методы статистического наблюдения.

  53. Построение статистических таблиц как способ представления и анализа социологической информации.

  54. Континуальная классификация шкал измерения.

  55. Методика построения и условия применения шкал Богардуса и Лайкерта.

  56. Шкала «равных интервалов» Терстоуна.

  57. Шкалограммный анализ Гуттмана.

  58. Определение объема выборки. Ремонт выборки.

  59. Первичная обработка социологической информации.

  60. Статистическая группировка социологических данных.

  61. Статистические процедуры на одномерных распределениях.

  62. Графическая интерпретация эмпирических зависимостей.

  63. Анализ статистических взаимосвязей социальных признаков.

  64. Программа обработки и анализа социологической информации.

  65. Теоретический анализ и интерпретация социологических данных.

  66. Методика анализа бюджетов времени населения.

  67. Социология в России: опросы общественного мнения и социальный прогноз.

Контрольные задания

  1. Анализ предложенных документов по схеме:

А. вид, статус, форма документа; форма информации.

Б. время, место создания, периодичность документа, индикатор, авторство.

В. цель создания документа, его функции.

Г. содержание документа (темы, проблемы, виды фактических данных, к какому временному периоду относится информация и др.)

2. Отработка навыков выделения категорий анализа, единиц смысла и единиц счета на материале периодических изданий

3. Обработка навыков формирования простой случайной выборки.

4. Выбор объекта и формирование стратификационной выборки.

5. Разработка плана территориальной выборки и его реализация.

6. Осуществление процедуры квотной выборки.

7. Расчет средних и предельных ошибок.

8. Определение объема случайных и неслучайных выборок.

9. Отработка навыков ремонта выборки.



3.2. Промежуточный контроль.

Основной вид промежуточного контроля – зачет.



3.3. Примерные вопросы для зачета.

  1. Как можно классифицировать методы социологического исследования?

  2. Что представляет собой социологическое исследование, каковы его возможности?

  3. Назовите виды социологических исследований, дифференцированных по различным основаниям.

  4. Перечислите основные этапы и процедуры социологического исследования.

  5. Каковы роль и функции программы исследования?

  6. Назовите разделы и основные элементы программы.

  7. Какова роль гипотезы в исследовании?

  8. Назовите виды исследований, дифференцированных по стратегическому критерию, и охарактеризуйте особенности каждого из них.

  9. Какие методы социологической информации Вы знаете?

  10. Перечислите виды опросных методов и сделайте сравнительный анализ их достоинств и недостатков.

  11. Какие виды вопросов могут быть использованы в инструментах опроса?

  12. Назовите виды документальных источников. В каких целях может быть использован метод анализ документов?

  13. В чем состоит суть метода контент-анализа?

  14. Каковы функции и возможности наблюдения в социологическом исследовании?

  15. Что представляет собой метод социометрии?

  16. Каковы особенности метода социального эксперимента по сравнению с другими методами сбора социологической информации?

  17. Каковы основные направления применения количественных методов в социологии?

  18. Какие уровни измерения возможны в социологических исследованиях?

  19. Что такое измерительная шкала?

  20. По каким основаниям можно классифицировать измерительные шкалы?

  21. Какие методы несплошного статистического наблюдения применяются в социологическом исследовании?

  22. В чем суть выборочного метода?

  23. Почему возникают ошибки выборки как их можно дифференцировать?

  24. Назовите виды случайных выборок и дайте им краткую характеристику.

  25. Каковы принципы построения квотной выборки?

  26. От чего зависит объем выборочной совокпности?

  27. Какими способами определяется объем случайных и неслучайных выборок?

  28. В чем суть процедуры ремонта выборки?

  29. Какие способы кодирования применяются в инструментах опроса?

  30. Назовите виды статистических группировок социологической информации.

  31. Какова структура статистической таблицы?

  32. Какие формы графического представления эмпирических данных применяются в социологии?

  33. Каковы цели корреляционного анализа социологических данных?

  34. Каковы цели корреляционного анализа социологических данных?

  35. Назовите основные процедуры теоретического анализа социологических данных.

4. Технические средства обучения и контроля.

Презентации в формате Power Point.



5. Материальное обеспечение дисциплины.

Для обеспечения данной дисциплины используется материально-техническая база, соответствующая действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающая проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта:

-аудитории для лекционных и практических занятий,

-мультимедийные лекционные аудитории,

-компьютерные классы, пригодные для тестирования аспирантов в режиме on-line и off-line.

-компьютерные классы с выходом в Интернет и в локальную сеть академии.



6. Литература

6.1. Основная:

  1. Методическое пособие для аспирантов по специальности «22.00.04   Социальная структура, социальные институты и процессы» / сост. Г. М. Талипова.   Тобольск: ТГСПА, 2013.   160 с. - (Дистанционное образование)

  2. Социология: учебник для бакалавров / О. Г. Бердюгина, В. А. Глазырин, А. В. Грибакин и др. ; ред. В. А. Глазырин.   4-е изд., испр. и доп.   Москва : Юрайт, 2013. - 400 с.

  3. Глотов М.Б. Социология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Б. Глотов. - 2-е изд.   Москва: Академия , 2013.   400 с. - (Высшее профессиональное образование). - (Бакалавриат)

  4. Чупров В. И. Социология молодежи: учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок.   Москва: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 336 с.


6.2. Дополнительная:


  1. Мягков А.Ю. Обеспечение анонимности в социологическом опросе. (Аналитический обзор зарубежных исследований) // Социологические исследования. 1999. № 5.

  2. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии / пер. с нем. / под ред. Н.С. Мансурова. М.: Авва-Астра, 1993.

  3. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов / под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М.: Интерпракс, 1996.

  4. Синкевич Э.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер, 2005.

  5. Социология. Учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юнити-Дана, 2000.

  6. Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию: Учебн. пособие. М.: Аспект Пресс, 2004.

  7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.


6.4. Электронные ресурсы:

1. Библиотека «Буклиб» - http://buklib.net

2. Библиотека РГИУ - http://sbiblio.com/biblio/archive/bandurin_dejatelnost/10.aspx

3. «Веда» - электронная библиотека - http://www.lib.ua-ru.net/

4. Библиотека все о туризме - http://tourlib.net

5. Электронная библиотека e-library - elibrary.ru

6. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» - http://biblioclub.ru

7. ЭБС «Лань» - http://e.lanbook.com/

8. ЭБС «Глобус» - http://leeet.net
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

за ___________/___________ учебный год


В рабочую программу курса ОД.А.04.2; цикл ОД.А.00 «Дисциплины по выбору аспиранта» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли Социологические науки, специальность «22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы» вносятся следующие дополнения и изменения.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница