Образовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение»



Скачать 175.66 Kb.
Дата22.02.2016
Размер175.66 Kb.
ТипОбразовательная программа

1. Пояснительная записка


Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями «Хоровое пение» и лицензионными требованиями.

Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Возможно освоение программы в сокращенные сроки и по индивидуальному графику.

Зачисление производится согласно «Положению о Порядке приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам».

При приеме на обучение по программе «Хоровое пение» с целью выявления творческих способностей детей и физических данных, необходимых для освоения программы, проводится конкурсный отбор позволяющий определить:


  1. Интонационный и гармонический слух;

  2. Чувство метроритма;

  3. Память, внимание, эмоциональную отзывчивость ребенка;

  4. Вокальные данные.

Отбор детей проводится в форме индивидуального прослушивания.
2. Цель и задачи образовательной программы.
Цель дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» заключается в выявлении наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства в раннем возрасте и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования (ГОУ СПО).

Задачи:

1. Обучающие:

– освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства в пределах образовательной программы;

– овладение основными исполнительскими навыками, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;

- приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям хорового пения;

– обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;



  1. Развивающие:

– развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

– развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

– приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

– формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы (ГОУ СПО).

3. Воспитательные:

– формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

– приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;

– воспитание любви к музыке;

- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.


  1. Требования к уровню подготовки выпускников (планируемые результаты).

Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;

- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

б) инструментального: -

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений; навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

- умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

3.3. Результатом освоения программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) хорового:

- знания основного вокально-хорового репертуара;

- знания начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;

- знания основ дирижерской техники;

б) инструментального:

- знания основного фортепианного репертуара;

- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения читать с листа на фортепиано несложные хоровые партитуры;

умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями; в области теории и истории музыки:

- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);

- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);

- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки.

Результаты освоения программы «Хоровое пение» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

Предметная область 01.

ПО.01.УП.01 Хор:

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;

- знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

- знание профессиональной терминологии;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

ПО. 01. УП. 02 Фортепиано:

- воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

- знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

ПО.01. УП. 03 Основы дирижирования:

- знание основного вокально-хорового репертуара;

- умение создать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей хорового коллектива, солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

- наличие первичного практического опыта по разучиванию музыкальных произведений с хоровым коллективом.


Предметная область 02

ПО.02.УП.01 Сольфеджио:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности. В том числе:

- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

- вокально-интонационные навыки.

ПО.02. УП.02 Слушание музыки:

- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

ПО. 02. УП.03 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная): первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе

культуры, духовно-нравственном развитии человека;

знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения — формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

- знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

- знание профессиональной музыкальной терминологии;

- сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Вариативная часть

В.01.УП.01 Ансамбль

— наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;

— знание профессиональной терминологии;

— умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

— умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

— сформированные практические навыки исполнения авторских, народных и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе произведений для детей;

— наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

— наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

— знание сольного, ансамблевого и хорового репертуара;

— навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;

— наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

— наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста и ансамблиста.


4. Критерии оценки при проведении промежуточной аттестации.

В качестве средств текущего контроля успеваемости учитываются контрольные уроки, прослушивания и технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов (академических концертов) и переводных экзаменов.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с критериями, описанными ниже. Методы и средства оценки являются составной частью программ учебных дисциплин.




Оценка

Критерии оценивания выступления

5 (отлично)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание

своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива;



4 (хорошо)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная

работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора;



3 (удовлетворительно)

нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур

в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае

пересдачи партий;


2 (неудовлетворительно)

пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт;

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.


5.Форма и содержание итоговой аттестации.

Итоговая аттестация проводится с целью установить соответствие знаний, умений и навыков выпускников Федеральным государственным требованиям и проходит в форме выпускных экзаменов по следующим учебным предметам:

1) Специальность;

2) Сольфеджио;

3) Музыкальная литература.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

• знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

• знание профессиональной терминологии, основного репертуара для духовых и ударных инструментов, различных составов ансамблей, оркестров;

• достаточный технический уровень владения музыкальным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;

• умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения.



  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Материально-технические условия реализации программы «Хоровое пение» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.

Материально-техническая база ДМШ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Для реализации программы «Хоровое пение» школа располагает следующими учебными аудиториями:

концертный зал с роялем, пультами и звукотехническим оборудованием,

библиотекой,

учебными аудиториями для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

учебными аудиториями для занятий по учебным предметам «Хоровой класс» со специализированным оборудованием, «Оркестровый класс» с пультами, пианино;

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Специальность» и «Фортепиано» оснащены пианино или роялями.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки», оснащены пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.


  1. Программа творческой, методической культурно-просветительской деятельности ГБОУДОД г. Москвы «ДМШ им. Э.Г. Гилельса».

Творческая, методическая и культурно-просветительская деятельность ДМШ им. Э.Г. Гилельса направлена на реализацию целей и задач образовательной программы.

Программа творческой деятельности включает в себя:

  1. Выступление учащихся в концертных мероприятиях, организованных ДМШ им. Э.Г. Гилельса и другими учреждениями района, округа и города – концерты, приуроченные к праздничным датам; отчетные концерты отделов, школы, методических объединений ; концертные программы в рамках городских проектов (Ночь музыки, Ночь искусств, Библионочь и др.); концерты классов преподавателей.

  2. Организация и проведение внутришкольных конкурсов, олимпиад; а также открытых фестивалей исполнительского искусства на базе школы.

  3. Участие обучающихся в окружных, городских, региональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах.

Методическая работа направлена на решение следующих задач:

1. разработку и адаптацию образовательных программ образовательного учреждения;

2. освоение дополнительных профессиональных образовательных программ, посещение курсов повышения квалификации в объёме не менее 72 часов не реже чем один раз в пять лет;

3. разработку практических творческих методов обучения, направленных на формирование интереса к обучению, создание эмоционально комфортной, творческой атмосферы, включающей детей в творческий процесс и мотивирующих их к достижению и демонстрации собственных успехов;

4. организацию и участие в мастер-классах с участием ведущих педагогов города;

5. организация и проведение методических секций, научно-практических конференций обучающихся и преподавателей.

6. проведение открытых уроков, подготовку методических сообщений;

7. подготовка методических материалов к изданию.

8. участие преподавателей в конкурсах профессионального мастерства;

9. ознакомление педагогов с новой методической и периодической литературой по профилю.



Культурно-просветительская деятельность в рамках реализации образовательной программы включает в себя

  1. Реализацию культурно-просветительских и социальных проектов, направленных на развитие интереса к музыке как виду искусства, приобщение к мировому культурному наследию.

  2. Развитие взаимодействия с образовательными, культурными и социальными организациями района. Проведение силами преподавателей и учащихся школы выездных концертов-лекций о творчестве композиторов различных эпох и стилей.

  3. Посещение обучающимися учреждений и организаций культуры (филармонии, выставочных залов, музеев, образовательных учреждений СПО и ВПО и др.)

Каталог: upload -> iblock
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница