Образовательная программа «Управление. Уверенность. Успех.»



Скачать 186.31 Kb.
Дата27.04.2016
Размер186.31 Kb.
ТипОбразовательная программа
Департамента образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение города Москвы

Детский оздоровительно-образовательный центр «Команда»







«УТВЕРЖДАЮ»






Директор ГБОУ ДООЦ «Команда»

___________О.Н. Коровацкая


«___» _______________2015 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Управление. Уверенность. Успех.»

(просветительский проект «Субботы активиста»)


Срок реализации 1 год. (36 часов)

Возраст обучающихся - 14 - 18 лет


Принята на заседании

Педагогического совета

« » 2015 г.


Авторы:

Лопа Н.А.,

Кабаченко Д.А.,

Куранина Н.М.



Москва - 2015 г.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Управление. Уверенность. Успех» разработана специально для просветительского проекта «Субботы активиста», имеет социально-экономическую направленность и рассчитана на активистов и лидеров ученического самоуправления образовательных организаций города Москвы в возрасте от 14 до 18 лет.


Актуальность программы

Данная программа разработана для активистов ученического самоуправления, то есть для учеников, которые обладают лидерской (социальной) одаренностью и активно заняты в своих школах в деятельности органов ученического самоуправления. Все знания, умения и навыки, полученные на занятиях, они могут применять не к абстрактным понятиям, а непосредственно в организации работы ученического самоуправления. Что делает программу актуальной и практико-ориентированной. Кроме того, программа составлена таким образом, что все практические задания каждый участник программы разрабатывает для себя на своем собственном примере, опираясь только на свой личный опыт, что помогает получить непосредственный результат и сформировать свою личную индивидуальную траекторию развития.


Новизна программы

Программа имеет трехуровневую структуру, которая рассчитана на слушателей разного возраста, а так же разного опыта работы в ученическом самоуправлении и управленческой деятельности. Программа сочетает в себе как теоретический материал, который предоставляется каждому участнику, так и практические задания, которые каждый активист выполняет, опираясь на личный опыт и личные характеристики, а так же практические занятия по результатам которых каждый активист получает конкретный продукт применимый в работе ученического самоуправления касательно конкретной ситуации и актуальный именно для активиста-составителя. Данная структура разработана специально для программы «Управление. Уверенность. Успех.» Новизна программы состоит в том, что каждый слушатель ставит перед собой свои индивидуальные задачи, опираясь на личный опыт и мотивацию.


Педагогическая целесообразность программы

Данная программа направлена на создание условий для развития активистов ученического самоуправления, развитие мотивации к познавательной и интеллектуальной деятельности, обеспечение эмоционального благополучия активистов, создание условий для профессионального самоопределения и самореализации. Программа разработана с учетом современных образовательных технологий и строится на педагогических принципах:



  • принцип доступности: от простого - к более сложному, исключая перегрузки;

  • принцип систематичности и последовательности - содержание учебного процесса выстраивается в определенной трехуровневой структуре со сменой теоретического и практического материала;

  • принцип воспитывающего обучения;

Эффективным для  развития детей является введение нового теоретического материала через диалог, что позволяет слушателю самостоятельно формулировать индивидуальную задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории, повышает мотивацию и личную заинтересованность в выполнении практических заданий и ведет к более глубокому ее усвоению.

Цель программы - формирование индивидуальной траектории развития каждого участника программы, как для себя с учетом личного опыта и мотивации, так и для работы органа ученического самоуправления который представляет слушатель.

Задачи программы:

1. Обучающие задачи:



  • Развитие познавательного интереса и мотивации к управленческой деятельности;

  • Приобретение знаний по вопросам теории управления, лидерства, коммуникации и конфликтологии; умений – грамотного целеполагания, расстановки приоритетов, управления временем, написания речи для публичных выступлений и ведения переговоров, а так же навыков по технике речи, управлению эмоциональным состоянием и составлении индивидуальных планов с использованием технологий планирования, целеполагания и управления временем.

2. Воспитательные задачи:

  • Формирование социальной активности; личной ответственности за свой выбор; культуры общения и поведения в социуме и коллективе.

3.Развивающие задачи:

  • Развитие самостоятельности; ответственности; активности.

  • Формирование потребности в самопознании, саморазвитии и самоопределении.

Состав учебной группы является постоянным, в нее входят лидеры и активисты ученического самоуправления города Москвы рекомендованные образовательными организациями к прохождению данного курса. Количество обучающихся в группе не должно превышать 60 человек.

Формы организации занятий по программе: теоретические занятия проходят в форме лекции-диалога, проблемной лекции, «круглого стола», конференции. Практические форме семинара, собеседования, деловой игры, диспута, анализа конкретных ситуация (кейсов), дискуссионного клуба.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 3 академических часа.

Программа рассчитана на 36 часов и имеет практикоориентированный характер. Курс включает в себя три модуля.



  • Психология управления

  • Личная эффективность

  • Мастерство публичных выступлений.

Каждый из модулей подразделяется на 4 занятия в месяц по 3 часа. Первый час представляет собой теоретическое занятие, два последующих предполагает выполнение практических заданий и обсуждение полученных результатов в группах. Последнее зачетное занятие каждого модуля проводится в форме дискуссионного клуба с привлечением специалистов и мастеров данного направления. По итогам прохождения курса предполагается проведение конференции.

Ожидаемые результаты обучения по программе:

В результате освоения программы обучающийся должен:



Знать: основные принципы управления; функции управления; структуру управления; модели управления; понятие лидерство; основные теории лидерства; законы лидерства; понятие локуса контроля и харизмы; понятие команды, командоформирования и принципы командной работы; понятие эмоционального интеллекта его структуру; понятие и типы конфликтов; типы конфликтных личностей; типы поведения в конфликтных ситуациях; способы регулирования конфликтов; понятие управления временем.

Уметь: грамотного ставить цель; расставлять личные приоритеты, управлять своим временем; писать речи для публичных выступлений; находить новые идеи, распределять роли в команде; урегулировать конфликтные ситуации; принимать решения и вести переговоры.

Иметь навыки: дыхательной гимнастики; разминки артикуляционного аппарата; активизации пассивного запаса слов; управления эмоциональным состоянием; составления индивидуального плана с использованием технологий планирования, целеполагания и управления временем.

Определить: свой уровень развития лидерских качеств; локус контроля; характерные для себя роли в команде; уровень своего эмоционального интеллекта; степень конфликтности.

Формы контроля: оценка качества освоения программы включает текущую, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

- Текущая оценка проводится в форме блиц-опроса по содержанию теоретического материала, а так же в форме обсуждения в мини-группах результатов индивидуальных практических заданий.

- Промежуточная аттестация проходит после каждого образовательного модуля методом потрфеля обучающегося (портфолио), что позволяет каждому обучающемуся самостоятельно оценить уровень своего познавательного и творческого труда, а так же степень достижения поставленных задач. Кроме того материалы портфеля оценивают другие обучающиеся (взаимная оценка) и эксперты (преподаватели). Обучающийся самостоятельно отбирает и структурирует материалы в «Портфель», кроме того готовит по данным материалам самоанализ который отражает умения обучающегося принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений. Здесь же он может выразить свое мнение по поводу оценки преподавателя, группы, в которой он работал.

- Итоговая аттестация проходит в форме конференции в которой принимают участие все слушатели.



Оценка эффективности программы:

Качественные критерии оценки эффективности программы:

- Реальное внедрение образовательных и управленческих технологий в практику деятельности органов ученического самоуправления

- Постоянный интерес со стороны активистов, педагогов, родителей, администрации школ и представителей государственно-общественного управления образованием города Москвы.

Количественные критерии оценки эффективности программы:

- Численность активистов прошедших программу, удовлетворенных качеством ее проведения. (Уровень удовлетворенности определяется посредством анкетного опроса)



Учебно-тематический план

п/п

Наименование учебных модулей, разделов и тем

Количество часов

Всего

Лекционных

Практических

1.

Модуль 1 Психология управления

3

9

12

1.1.

Управление

1

2

3

1.2

Лидерство

1

2

3

1.3.

Распределение ролей в команде

1

2

3

1.4.

Дискуссионный клуб (зачетная работа)

0

3

3

2.

Модуль 2. Личная эффективность

3

9

12

2.1.

Эмоциональный интеллект

1

2

3

2.2.

Конфликтология

1

2

3

2.3

Управление временем

1

2

3

2.4.

Дискуссионный клуб (зачетная работа)

0

3

3

3.

Модуль 3. Мастерство публичного выступления

3

9

12

3.1.

Техника речи

1

2

3

3.2.

Ораторское искусство

1

2

3

3.3.

Переговоры

1

2

3

3.4.

Дискуссионный клуб (зачетная работа)

0

3

2

ИТОГО










36


Содержание программы

МОДУЛЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

    1. Управление.

Понятие управления. Функции управления. Структура управления. Модели управления. Тест «Лидерство»

1.2. Лидерство.

Понятие Лидерства. Теории лидерства. 7 навыков современного лидера. Законы лидерства. Понятие харизмы. Локус Контроля. Тест на определение локуса контроля.



1.3. Распределение ролей в команде.

Понятие команды и командоформирования. Лидерство и руководство. Групповые феномены. 10 методик поиска новых идей. Распределение ролей в команде по Белбину. Тест на определение характерной роли в команде (самодиагностика по М. Белбину)



1.4. Дискуссионный клуб.

МОДУЛЬ 2. ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

2.1. Эмоциональный интеллект

Понятие эмоционального интеллекта. Структура эмоционального интеллекта. Развитие эмоционального интеллекта. Обратная связь в развитии эмоционального интеллекта - Окно Джохари. Построение ценностной иерархии. Тест на определение эмоционального интеллекта Холла.



2.2. Конфликтология.

Понятие и типы конфликта. Конфликтогены. Типы конфликтных личностей. Типы поведения в конфликтных ситуациях. Способы регулирования конфликтов. Тест «Конфликтная ли вы личность?»



2.3. Управление временем.

Понятие управления временем. Целеполагание как основа управления временем. Технология SMART. Система целеполагания по Франклину. Матрица приоритетов Эйзенхауэра. Методы и технологии управления временем. Техника хронометрирования. Составление реестра времени. Методика «баланс времени». Десять «золотых правил» Л. Зайверта. Матрица принятия решений.



2.4. Дискуссионный клуб.

МОДУЛЬ 3. МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.

3.1. Техника речи.

Разминка. Дыхательная разминка. Артикуляционная гимнастика. Регистры. Высота звука. Громкость звука. Скорость речи. Активизация пассивного запаса слов.



3.2. Ораторское искусство.

Понятие ораторской речи. Подготовка к выступлению. Диагностика аудитории. Разработка плана выступления. Психологический настрой. Внешний вид оратора. Основная часть выступления. Самопрезентация. Работа с проблемной аудиторией. Кульминация и завершение выступления. Структура окончания публичного выступления.



3.3. Переговоры.

Теория коммуникации и переговорного процесса. Активное слушание. Аргументация. Ссылки на авторитетные источники. Доказательства фактами. Иллюстрация. Спор. Аналогия. Главная функция переговоров. Подготовка к переговорам. Алгоритм проведения переговоров. Завершение переговоров. Анализ итогов деловых переговоров.



3.4. Дискуссионный клуб.
Методическое обеспечение программы

№ п/п

Раздел и темы программы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение занятия

Форма подведения итогов

1

Модуль 1 Психология управления













1.1

Управление

Лекция-диалог; семинар; тестовое задание.

словесный, наглядный, практический, индивидуально-фронтальный, групповой.

Помещение, мультимедийное оборудование, маркерная доска, маркеры.

Блиц-опрос, групповое обсуждение

1.2

Лидерство

Проблемная лекция; семинар; тестовое задание

словесный, наглядный, практический, индивидуально-фронтальный, групповой.

Помещение, мультимедийное оборудование, маркерная доска, маркеры.

Блиц-опрос, групповое обсуждение

1.3

Распределение ролей в команде

Круглый стол; тестовое задание

наглядный, практический, индивидуально-фронтальный, групповой.

Помещение, мультимедийное оборудование, маркерная доска, маркеры.

Блиц-опрос, групповое обсуждение

14

Дискуссионный клуб (зачетная работа)

Дискуссионный клуб, взаимная оценка.

Практический, групповой

Помещение, мультимедийное оборудование, маркерная доска, маркеры, микрофоны

Метод портфетя, взаимная оценка, самоанализ

2

Модуль 2. Личная эффективность













2.1

Эмоциональный интеллект

Лекция-диалог; тестовое задание; практическое задание.

Словесный, наглядный, частично-поисковый, коллективно-групповой

Помещение, мультимедийное оборудование, маркерная доска, маркеры.

Блиц-опрос, групповое обсуждение

2.2

Конфликтология

Проблемная лекция; семинар; тестовое задание

Словесный, наглядный, частично-поисковый, коллективно-групповой

Помещение, мультимедийное оборудование, маркерная доска, маркеры.

Блиц-опрос, групповое обсуждение

2.3

Управление временем

Мини-лекция, практическое занятие на освоение технологий.

Практический, исследовательский, коллективно-групповой

Помещение, мультимедийное оборудование, маркерная доска, маркеры.

Блиц-опрос, групповое обсуждение

2.4

Дискуссионный клуб (зачетная работа)

Дискуссионный клуб, взаимная оценка.

Практический, групповой

Помещение, мультимедийное оборудование, маркерная доска, маркеры, микрофоны

Метод портфетя, взаимная оценка, самоанализ

3.

Модуль 3. Мастерство публичного выступления













3.1

Техника речи

Практическое занятие на освоение техник

Практический, индивидуально фронтальный

Помещение, маркерная доска, маркеры, карандаши.

Беседа

3.2

Ораторское искусство

Лекция, семинар.

Словесный, групповой

Помещение, мультимедийное оборудование, маркерная доска, маркеры

Блиц-опрос, групповое обсуждение

3.3

Переговоры

Лекция, семинар.

Словесный, групповой

Помещение, мультимедийное оборудование, маркерная доска, маркеры

Блиц-опрос, групповое обсуждение

3.4

Дискуссионный клуб (зачетная работа)

Дискуссионный клуб, взаимная оценка.

Практический, групповой

Помещение, мультимедийное оборудование, маркерная доска, маркеры, микрофоны

Метод портфетя, взаимная оценка, самоанализ

4.

Итоговая конференция







Помещение, мультимедийное оборудование, маркерная доска, маркеры, микрофоны

Конференция


Условия реализации программы

-Материально-технические

- Помещение на 60 человек.

- Компьютерное и мультимедийное оборудование;

- Маркерная доска, маркеры

- Микрофоны.



-Учебно-методические и информационные-

- Рабочие тетради «Управление. Уверенность. Успех»

- Учебно-методический комплекс «Управление. Уверенность. Успех»

- Тестовые материалы:



  • Тест «Лидер»

  • Тест на локус контроля Роттера

  • Самодиагностика по М. Белбину

  • Тест на определение эмоционального интеллекта Холла

  • Тест Томаса Килмена

  • Тест «Конфликтная ли Вы личность?»



Список использованной литературы


  1. Ананченко М.Ю. Лидерство и мифы о лидерств

  2. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – М., 2012.

  3. Архангельский Г. Тайм-менеджмент. Полный курс. М., 2013

  4. Аллен Д. Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса.М., 2007.

  5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом организаций.

  6. Васильченко Ю.Л., Таранченко З.В. Черныш М.В. Самоучитель по тайм-

  7. менеджменту. СПб., 2007

  8. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2005.

  9. Джуэлл Л. Лидерство в новую эпоху.

  10. Калинин С. И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем. СПб.,2006

  11. Ковалев А., Морев Б. Арсенал оратора. Полный боекомплект. - М.: АльпинаПаблишер, 2012.

  12. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструментыразвития личности. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  13. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. - М., 2013.

  14. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. – М., 2007.

  15. Осетрова Н., Сурикова О. Тренинг развития управленческих навыков. – М.,2009.

  16. Лешутина И. Риторика. Искусство публичного выступления.- М.: Претекст, 2008.

  17. Немов Р.С. И.Р. Алтунина. Социальная психология. СПб.:Питер, 2010

  18. Психология и этика делового общения под редакцией В.Н. Лавриненко ЮНИТИ М.: 2006

  19. Рыженкова И.К. Повышение личной и командной эффективности. – М., 2009.

  20. Тайлер Д. Управление временем. М., 2006


Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница