Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Пикалево
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
протокол № 9 от 28.08.2014
|
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 154 от 28.08.2014
приложение №4
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЕЧЕРНЕГО ОТДЕЛЕНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
ВВЕДЕНИЕ
|
4СТР.
| -
ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
|
5 СТР.
| -
АДРЕСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ
|
7 СТР.
| -
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
|
8 СТР.
| -
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
|
11 СТР.
|
РУССКИЙ ЯЗЫК
|
11 СТР.
|
ЛИТЕРАТУРА
|
18 СТР.
|
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
|
33 СТР.
|
МАТЕМАТИКА
|
40 СТР.
|
ИСТОРИЯ
|
53 СТР.
|
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
|
70 СТР.
|
ГЕОГРАФИЯ
|
80 СТР.
|
ФИЗИКА
|
85 СТР.
|
ХИМИЯ
|
93 СТР.
|
БИОЛОГИЯ
|
102 СТР.
|
ОБЖ
|
109 СТР.
|
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
|
118 СТР.
|
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
|
123 СТР.
|
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «РУССКОЕ ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»
|
131 СТР.
|
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ПК»
|
140 СТР.
|
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ
|
149 СТР.
|
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
|
154 СТР.
| -
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВНЕУЧЕБНОЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
162 СТР.
| -
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
|
165 СТР.
| -
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
|
169 СТР.
| -
ВАРИАНТЫ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДАЛЬНЕЙШЕГООБУЧЕНИЯ
|
171 СТР.
| -
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
|
172 СТР.
| -
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ
|
174 СТР.
|
Введение.
Вечернее отделение Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Пикалево осуществляет образовательный процесс для учащихся и работающей молодежи города, путем реализации программы среднего общего образования в целях формирования культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, создания основы для выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
С первых лет своей работы школа представляла собой целостное воспитательно-образовательное пространство, содержащее необходимые условия для развития школы.
Доброжелательность, уважение к личности, глубокая заинтересованность проблемами детей – характерные черты школы. Для многих ребят с трудной, нелегкой судьбой она стала домом, надеждой и опорой в жизни.
Цели и ценности образовательной программы.
Образовательная программа вечернего отделения представляет собой документ, который определяет содержание образования на вечернем отделении и технологии его реализации, определяет приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации, учебно-методического обеспечения образовательного процесса школы в период с 2014 по 2019 годы.
Образовательная программа строится на основе:
-
Конституции Российской Федерации;
-
Закона РФ «Об образовании»;
-
Положений «Конвенции о правах ребенка»
-
Устава школы;
-
Санитарных правил и норм.
Миссия вечернего отделения школы:
-
обеспечение условий для получения среднего общего образования учащимися с 15- летного возраста и старше, проживающими в разных районах города, попавшими в различные трудные жизненные ситуации, не способными по различным социальным причинам, в том числе из-за проблем со здоровьем продолжать обучение в дневных общеобразовательных школах;
-
обеспечение возможности совмещать учебную деятельность с учебой в учреждениях профессионального образования, с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях города;
-
возможность продолжить свое образование после некоторого перерыва в зрелом возрасте;
-
обеспечение условий для ускорения и продолжения процесса социализации личности учащихся;
-
воспитание конкурентоспособного гражданина, адаптированного в обществе и востребованного на рынке труда.
В данной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
-
-осуществление обучения и воспитания разносторонней, самостоятельной, свободной, интеллектуальной, культурной, нравственной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расами, национальными, этническими, религиозными социальными группами. Личности, имеющей устойчивую ценностную гражданско-патриотическую ориентацию;
-
обеспечение непрерывности среднего общего, среднего специального и высшего образования;
-
создание условий для осознанного выбора профессии;
-
обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
-
создание системы ценностных ориентаций, где приоритетным является культ знаний, научного поиска, творчества;
-
создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.
Целью деятельности МБОУ «СОШ №1» города Пикалево является определение общей стратегии развития образования в школе, приведение системы образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности.
Достижение поставленной цели определяет задачи школы:
-
Обеспечить усвоение учениками обязательного минимума среднего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта;
-
Гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней;
-
Создать основу для адаптации учеников к жизни в обществе, для осознанного выбора и следующего усвоения профессиональных образовательных программ;
-
Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Направления развития школы в соответствии с образовательной программой:
-
Усиление личностной направленности образования.
-
Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни.
-
Осуществление образовательного процесса на принципах разностороннего, универсального, базового и профильного обучения в сочетании с вариативными компонентами образования.
-
Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Адресность образовательной программы.
Образовательная программа среднего общего образования вечернего отделения МБОУ «СОШ №1» города Пикалево – это программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса.
Программа адресована:
Обучающимся и родителям:
-
для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОО (образовательной организации, далее ОО) по достижению каждым обучающимся образовательных ресурсов;
-
для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.
Учителям:
-
для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности;
Руководству школы:
-
для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы;
-
для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации и др.);
Учредителю и органам управления:
-
для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения в целом;
-
для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности школы.
ОО, исходя из гарантии прав граждан на получение бесплатного среднего общего образования, осуществляет образовательный процесс, соответствующий III ступени – среднего общего образования – 10-12 классы (нормативный срок освоения 3 года), является завершающим этапом общеобразовательной подготовки.
В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы среднего общего образования.
Дополнительных образовательных услуг школа не предоставляет. В образовательном учреждении изучаются иностранный язык (английский) в количестве часов, согласно учебного плана. Обучение ведется на русском языке.
В образовательном процессе используются современные информационные технологии.
Нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных обязательных программ общего образования, максимальный объем нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников школы, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса определены Государственным стандартом общего образования.
Учебный план
Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.
Базисный учебный план образовательных учреждений соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.
Учебный план среднего общего образования для вечернего отделения составлен с учетом требований ФБУП-2004 в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с учетом изменений, внесенных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312», от 01 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312» и от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года №.1089», а также в соответствии с инструктивно-методическими письмами Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.
В соответствии с письмом Минобразования Российской Федерации от 14 января 1999 года N 27/11-12 «О примерном учебном плане вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения (заочная форма обучения) продолжительность учебного года при заочной форме обучения составляет 36 недель.
Учебный план состоит из двух частей - федерального, регионального и школьного компонентов. Программы по предметам составлены на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы основании примерных программ по предметам. Программы откорректированы учителями и приняты на методическом совете школы.
Курсы регионального компонента («Экономика и законодательство Ленинградской области», «Экология и природопользование Ленинградской области») изучаются интегрировано в рамках следующих предметов: обществознание, биология, география.
Федеральный компонент усилен за счёт часов школьного компонента: выделен 1 недельный час на предмет «Алгебра» с целью успешной подготовки обучающихся к ЕГЭ.
По запросу обучающихся в 10,11, 12 классах предусмотрено выделение часов на факультативы.
Основой организации учебной работы по заочной форме обучения являются: самостоятельная работа обучающихся, групповые консультации и зачеты.
Группы по заочной системе обучения общеобразовательное учреждение открывает при наличии не менее 9 обучающихся. Учебные часы для группы еженедельно равномерно распределяются в течение 3-х учебных дней. Факультативы, индивидуальные консультации включаются в общее расписание занятий.
Образовательное учреждение на третьей ступени образования может организовывать образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с использованием различных форм контроля: контрольная работа, тестирование, зачет, пробный экзамен, творческая работа, устный опрос.
Учебный план урочной деятельности в 10,11,12 классах (вечернее отделение).
компонент
|
Учебный предмет
|
Классы
|
10
|
11
|
12
|
федеральный компонент
|
Русский язык
|
1
|
2
|
2
|
Литература
|
2
|
2
|
2
|
Иностранный язык
|
1
|
1
|
1
|
Математика
|
3
|
3
|
3
|
История
|
1
|
1
|
1
|
Обществознание (включая экономику и право)
|
2
|
1
|
1
|
География
|
1
|
-
|
-
|
Физика
|
1
|
1
|
1
|
Химия
|
1
|
1
|
1
|
Биология
|
-
|
1
|
1
|
Физическая культура
|
1
|
1
|
1
|
ОБЖ
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
ИТОГО:
|
14,5
|
14,5
|
14,5
|
Регионально-школьный компонент
|
Факультатив « Избранные вопросы математики»
|
1
|
1
|
1
|
Факультатив «Русское правописание: орфография и пунктуация»
|
1
|
1
|
1
|
Факультатив «Пользователь ПК»
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
Индивидуальные и групповые занятия по русскому языку
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
Индивидуальные и групповые занятия по математике
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
ИТОГО:
|
18
|
18
|
18
|
Перспективы развития учебного плана.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, является постоянным и может меняться только при принятии нового федерального базисного учебного плана.
Вариативная часть ежегодно формируется участниками образовательного процесса и обеспечивает региональные особенности содержания образования, а также индивидуальные потребности обучающихся, образовательный социальный заказ и запросы родителей, обучающихся.
Учебные программы.
Среднее общее образование – третья, завершающая ступень общего образования.
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Базисный учебный план для 10-12 классов устанавливает 3-летний нормативный срок освоения государственных образовательных программ среднего общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины
«Русский язык» 10-12 классы (базовый уровень).
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-12 классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко).
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-12 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков, коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление, расширение и совершенствование знаний по орфоэпии, лексике, морфемике, орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации. Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь. Повторение материала по синтаксису и пунктуации планируется проводить параллельно с выполнением заданий КИМов по каждой теме, что позволит вести подготовку к ЕГЭ на каждом уроке. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются диктанты, проверочные тестовые работы, комплексный анализ текста, сочинения по исходному тексту.
Курс русского языка в 10-12 классах направлен на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 10-12 классах по данной программе сводятся к следующему:
-
закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
-
закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
-
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
-
развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Рабочая программа рассчитана на 180 часов: 36 часов – 10 класс; 72 часа – 11 класс; 72 часа – 12 класс.
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-
обобщающая беседа по изученному материалу;
-
различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
-
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
-
составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С Единого государственного экзамена;
-
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-
письмо под диктовку;
-
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-
оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
взаиморецензирование;
-
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
разные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
-
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-
выполнение практических заданий из КИМов;
-
разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
-
информационная переработка устного и письменного текста:
-
составление плана текста;
-
пересказ текста по плану;
-
пересказ текста с использованием цитат;
-
определение проблемы текста;
-
аргументация своей точки зрения;
-
переложение текста;
-
продолжение текста;
-
составление тезисов;
-
редактирование;
-
создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
-
создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
-
создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
-
составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
По окончании курса русского языка в 10-12 классах учащиеся должны:
-
иметь представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
-
знать основные единицы и уровни языка, обладать знаниями по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
-
знать языковые нормы, уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и уметь применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка;
-
обладать орфографической и пунктуационной грамотностью;
-
овладеть функциональными стилями речи;
-
уметь создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения.
Содержание программы
10 класс (36 часов)
Введение (4ч.)
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России. Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Понятие нормы литературного языка, типы норм. Норма и культура речи.
Функциональные стили речи (4ч.)
Понятие о функциональных стилях; основные функциональные стили современного языка. Определение понятия «стиль». Разведение смысла понятий «Стиль писателя» (особенность выбора изобразительных средств языка того или иного писателя, манера сочинения) и «Функциональный стиль». Определение понятия «функциональный» в отношении к языку. Пять функциональных стилей речи. Их отличительные особенности.
Лексика. Фразеология. Лексикография (7ч.)
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы, паронимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление.
Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Фонетика. Графика. Орфоэпия (4ч.)
Звуки речи и буквы. Фонема. Позиционные чередования гласных. Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Основные правила произношения.
Морфемика и словообразование (10ч.)
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Основные способы формообразования в современном языке. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Приставки ПРЕ - и ПРИ - .Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Морфология
Имя существительное (7ч.)
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение способа выражения рода несклоняемых существительных и аббревиатуры. Число имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.
11 класс (72 часа)
Имя прилагательное (8ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных
Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитическая формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ИЙ. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.
Имя числительное (7ч.)
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов. Морфологический разбор имён числительных. Склонение имён числительных.
Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение (7ч.)
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений. Значение и особенности употребления возвратного, притяжательного и определительных местоимений.
Глагол (12ч.)
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/ непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Категория времени глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Морфологический разбор глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глаголов. Правописание глаголов.
Причастие (6ч.)
Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.
Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие (4ч.)
Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие (6ч.)
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий.
Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.
Слова категории состояния (2ч.)
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на – о, - е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи
Предлоги (4ч.)
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы (4ч.)
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.
Частицы (4ч.)
Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц.
Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие (2ч.)
Междометие как особый разряд слов. Группы междометий по значению. Стилистические свойства и особенности употреблений междометий. Звукоподражательные слова.
Повторение изученного (6ч.)
12 класс (72 часа)
Синтаксис (50 ч.)
Словосочетание. Понятие о словосочетании. Смысловые отношения между словами в словосочетаниях. Классификация словосочетаний. Типы связи слов в словосочетаниях.
Простое предложение. Предложение как основная синтаксическая единица. Коммуникативная функция предложений. Синонимика простых предложений разных типов. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Обособленные члены предложения. Разряды обособленных членов предложения. Обособление одиночных и распространённых приложений. Дефис в приложениях. Обособление обстоятельств. Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения. Вводные слова и вводные предложения. Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях. Обращение. Пунктуация при обращении. Порядок слов в предложении. Инверсия. Актуальное членение предложения. Пунктуация в простом предложении.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Сложноподчиненное предложение.
Значение бессоюзных сложных предложений. Сложные синтаксические конструкции.
Пунктуация в сложном предложении. Сложное синтаксическое целое. Период. Абзац. Диалог. Способы передачи чужой речи. Русская пунктуация.
Обобщающее повторение (22ч.)
Функциональные стили речи. Лексика. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Морфология и орфография. Словообразование и орфография. Синтаксис.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература:
1.Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А. Чешко.- М.: Просвещение, 2011.- 368с.
Дополнительная литература:
1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
2. Добротина И.Г. Русский язык. Теория, тренинги, решения. – М.: Издательский дом «Учительская газета», 2013. – 256 с.
3. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2015. Русский язык. Экзаменационные тесты. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 96 с.
4.Егораева Г.Т. ЕГЭ 2015. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 2. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 78 с.
5.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.
6.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
Электронные пособия:
1.1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация).
2.1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.
3. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме.
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература»
10-12 классы (базовый уровень)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе для 10-12 классов и программы по литературе В.Я.Коровиной базового и профильного уровней.
В 10-12 классах на изучение литературы на базовом уровне выделяется по 72 часа (из расчета 2 учебных часа в неделю) в каждом классе.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Программа по литературе 10 класса направлена на формирование общего представления об историко-литературном процессе 19 века в его связи с процессом историческим, систематизацию представлений об историческом развитии литературы.
Курс литературы преподается на историко-литературной основе.
В процессе изучения литературы у учащихся выстраивается историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливаются межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.
Программа по литературе 11-12 классов направлена на воссоздание историко-литературного процесса на протяжении ХХ века со всем обилием направлений и течений. Знакомство со многими новыми для практики школы авторами и произведениями подготовлено программой предшествующих классов. Программа 11-12 классов последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы, т.к. в выпускном классе дается картина литературы ХХ века и последнего десятилетия. Это история современной русской литературы во всём многообразии и сложности, изучение которой предполагает расширение круга теоретических сведений, которые были получены при изучении литературы ХIХ века, а также активное их применение в процессе анализа художественных произведений. Программа дает и параллельные сведения по истории искусств.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-
Выразительное чтение.
-
Различные виды пересказа.
-
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
-
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
-
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
-
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
-
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
-
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
-
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
-
сравнение, сопоставление, классификация;
-
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезисов, конспекта;
-
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Классы
|
Кол-во часов
|
Разделы рабочей программы
|
10класс
11 класс
12 класс
|
72часа
72 часа
72 часа
|
Русская литература
ХIХ в.
Русская литература
ХIХ и ХХ вв.
Русская литература
ХХ в.
|
| Программа реализуется на основе использования учебников, рекомендованных МОН РФ.
Класс
|
Программа
|
Учебник
|
Литература
10 класс
|
Авторы: В.Я. Коровина (базовый).
|
Литература. 10 класс: учебник в 2 частях / под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2012.
|
Литература 11- 12 классы
|
Авторы: В.Я. Коровина (базовый).
|
Литература. 11 класс: учебник в 2 частях / под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 2012.
|
Программа по литературе предназначена для общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания литературного образования в средней школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение предмета по базисному учебному плану.
Поделитесь с Вашими друзьями: |