Образовательная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ



страница1/7
Дата27.05.2016
Размер0.54 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7
Утверждена

Президиумом Федерации

пауэрлифтинга России


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ,

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ШКОЛ

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

И ШКОЛ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

ПАУЭРЛИФТИНГ

(силовое троеборье)

С О Д Е Р Ж А Н И Е
Пояснительная записка 1
I. Нормативная часть программы 3

1.1. Организация учебно-тренировочного и учебно-воспитательного процесса 3

1.2. Основные задачи учебных групп 5

1.3. Планирование и учет учебно-тренировочного процесса 5


II. Методическая часть учебной программы 11

    1. Организационно-методические указания 12

2.2. Учебный план 14

2.3. План-схема годичных циклов подготовки 15

2.4. Комплексный контроль 17

2.5. Теоретическая подготовка 20

2.6. Воспитательная работа 27

2.7. Психологическая подготовка 29

2.8. Восстановительные мероприятия 30

2.9. Тренерская и судейская практика 32


III. Практический материал 33

3.1. Общая специальная подготовка 33

3.2. Специальная физическая подготовка 34

3.3. Организационные и методические указания 38

3.4. Восстановительные мероприятия 39

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа спортивной подготовки по пауэрлифтингу для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮСШОР), школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) и других учреждений дополнительного образования содержит нормативную и организационно-методические части, практико-теоретические основы подготовки атлетов на различных этапах многолетней подготовки.

Программа предназначена для планирования, организации и управления учебно-тренировочной и воспитательной работы в отделениях пауэрлифтинга спортивных школ олимпийского резерва и других учреждениях дополнительного образования детей, где ведется учебно-тренировочный процесс по спортивной дисциплине «пауэрлифтинг». Программа является основным документом планирования учебно-тренировочного процесса, включающего учебный годичный и тематический планы подготовки спортсменов, план теоретической и психологической подготовки. Однако данная программа является примерной и не рассматривается как единственно возможный вариант. Меняющиеся местные условия, различные материально-технические, кадровые возможности и другие факторы должны служить основанием для корректировки рекомендуемой программы в каждой спортивной школе.

Выбор тренером средств, приемов обучения зависит от основных задач учебно-тренировочного процесса, используемых методов и форм обучения, от индивидуальной подготовленности спортсмена, от материально-технического обеспечения данного вида спорта в конкретном учебном учреждении.

При разработке программы был учтен передовой опыт обучения и тренировки спортсменов, практические рекомендации по возрастной физиологии, педагогике и психологии, спортивной медицине и гигиене, опыт пограничных видов спорта, в том числе тяжелой атлетики, бодибилдинга.

Актуальность занятий пауэрлифтингом в отличие от тяжелой атлетики предполагает, что юные спортсмены развивают физической качество – силу с меньшими нагрузками на опорно-двигательный аппарат, что уменьшает травматизм.

Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач:

- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом;

- содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и становлению гражданственности учащихся;

- подготовка спортсменов высокой квалификации, вплоть до членов сборной России;

- подготовка спортсменов-инструкторов и судей по пауэрлифтингу.

Отличительной особенностью программы является её целенаправленность на общефизическую и специальную подготовку спортсменов высокого класса для сборных команд России.

Программа разработана для девушек и юношей с 12-14 лет до 23 лет и старше.

Сроки реализации и основные задачи деятельности отделений пауэрлифтинга спортивных школ различаются в соответствии с этапами подготовки спортсменов:

- на этапе начальной подготовки (2 года, возраст 13-15лет) – привлечение подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом, профилактика асоциальных проявлений у занимающихся, выявление наиболее способных учащихся с целью дальнейшего их спортивного роста;

- на учебно-тренировочном этапе (5 лет, возраст 15-20 лет) – планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности, освоение и совершенствование техники, формирование гражданственности;

- на этапе спортивного совершенствования (3 года, возраст 20-23 года) подготовка организма к максимальным нагрузкам, характерным для пауэрлифтинга, достижение высоких спортивных результатов, участие в деятельности отделения, школы в качестве судьи, инструктора.

- на этапе высшего спортивного мастерства (с 23 года и старше) достижение наивысшего результата на соревнованиях международного и Российского уровня.

Учебно-тренировочный процесс осуществляется в форме учебно-тренировочных занятий и учебно-тренировочных сборов. Режим занятий для каждой группы расписан в учебно-тематическом плане программы.

Программный материал рассчитан так, чтобы учащиеся на каждом этапе подготовки выполняли требования единой Всероссийской спортивной классификации и контрольно-переводных нормативов.

Соревнования являются формой подведения итогов и реализации программы.


I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебный материал программы состоит из теоретического и практического разделов и распределён по группам подготовки: начальной, учебно-тренировочной, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (табл. 1-17), что позволяет предложить тренерам спортивных школ единое направление, выработанное комплексным научным подходом к оценке тренировочного процесса в многолетней системе подготовки спортсменов силового троеборья от новичков до высоко-квалифицированных спортсменов.

Многолетняя подготовка атлетов – сложный процесс становления спортивного мастерства, каждый уровень которого характеризуется своими целям, задачами, средствами и организацией подготовки.


1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО

И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




  • Комплектование спортивных групп, организация учебно-тренировочных занятий, проведение учебно-воспитательной работы с занимающимися, осуществляется администрацией и тренерским советом школы. Это является одним из наиболее ответственных этапов организационной и методической деятельности всего коллектива.

  • Учебные группы комплектуются из числа наиболее способных к занятиям пауэрлифтингом детей, подростков, юношей и девушек, а так же спортсменов, перешедших из других видов спорта, проявивших способности к пауэрлифтингу и отвечающих требованиям по уровню спортивной подготовленности для поступления в спортивные школы.

  • В отдельных случаях учащиеся могут быть зачислены в учебную группу в порядке исключения по решению тренерского совета при условии, что эти учащиеся имеют определенный разряд и физические данные, позволяющие достичь требуемого уровня спортивной подготовки в течение учебного года.

  • В случае, если спортсмен имеет более высокий разряд, чем члены его учебной группы, и успешно справляется с тренировочными нагрузками, он может быть переведен на следующий год обучения с согласия тренерского совета и с разрешения врача.

  • В случае, если спортсмен входит в основной состав сборной команды региона (края, области) и выше и регулярно показывает высокие результаты, то независимо от возраста он может быть зачислен в группу высшего спортивно мастерства.

  • При выполнении нормативов по спортивной подготовке необходимо оценивать технику выполнения упражнений, в первую очередь, обращая внимание на скоростно-силовые и собственно-силовые способности.

  • Наряду с нормативами по спортивной подготовке при комплектовании учебных групп учитывается выполнение учащимися нормативов по общей физической подготовке.

  • Набор и прием в спортивную школу осуществляется тренерами-преподавателями школы. Зачисление оформляется приказом.

  • Юноши и девушки, записавшиеся в школу после начала учебного года, а также не прошедшие начальную спортивную подготовку, зачисляются в просмотровую группу. На следующий год они зачисляются в школу при условии выполнения контрольно-переводных нормативов и разрядных требований ЕВСК.

  • Работа в спортивной школе проводится круглогодично на основании данной программы.

  • Поступившие учащиеся, в спортивную школу, распределяются по учебным группам с учетом возраста, уровня спортивной и общефизической подготовленности.

  • Основными формами проведения учебно-тренировочной работы в спортивной школе являются:

- групповые теоретические занятия в виде бесед тренеров, врачей, лекций специалистов по темам, изложенным в программе;

- практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы по расписанию, утвержденному дирекцией школы;

- индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для спортсменов;

- участие атлетов в спортивных соревнованиях и восстановительных мероприятиях;

- учебно-тренировочные занятия, проводимые на лагерных и учебно-тренировочных сборах;

- просмотр и методический разбор учебных видеофильмов, крупных спортивных соревнований:

- тренерская и судейская практика.


  • В процессе теоретических и практических занятий учащиеся должны получить знания и навыки тренера-общественника и спортивного судьи.


Примечание. При проведении учебно-тренировочных занятий и участии в соревнованиях должны строго соблюдаться установленные в России требования по врачебному контролю, предупреждению травм, обеспечению должного технического и санитарно-гигиенического состояния мест занятий и соревнований, спортивного оборудования и инвентаря.
Большое значение для реализации целей спортивной подготовки атлетов имеет использование в работе спортивной школы передовых методов обучения, тренировки и организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса с помощью единой методической системы, доведенной до уровня поурочных программ.

Программа служит руководящим документом по организации и руководству учебно-тренировочным процессом для спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом всех возрастных групп, разрядов и различных половых признаков. Творческое применение системы программ будет способствовать совершенствованию методики отечественных атлетов. В многолетних программах учтено все лучшее и передовое, что имеется на сегодняшний день в теории и методике спортивной подготовки.


Таблица 1

Режимы учебно-тренировочной работы и требования

по спортивной подготовке

Этап

Год обучения

Возраст для зачисления


Минимальное число учащихся в группе



Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по физической и спортивной подготовке на конец учебного года

СОГ




с 13 лет

6

Согласно этапа подготовки

ГНП

1-й год

2-й год


13-14

14-15


15

15


6

9


КПН

КПН+ 2 юн



УТГ

1-й год

2-й год


3-й год

4-й год


5-й год

15-16

16-17


17-18

18-19


19-20

12

10

8



8

8


12

12

18



18

18


КПН+ 1 юн

КПН+3


КПН+2

КПН+1


КПН, 1 или КМС

ГСС

1-й год

2-й год


3-й год

20-21

21-22


22-23

6

6

6



24

24

28



КМС подтв.

КМС подтв., МС

МС


ГВСМ

Весь период

23 и старше

4

32

МС, МСМК

1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧЕБНЫХ ГРУПП


В соответствии с общими требованиями для спортивных школ определяются основные задачи для каждой учебной группы.
Для групп начальной подготовки:

Укрепление здоровья и закаливания организма, всестороннее физическое развитие, обучение технике пауэрлифтинга, формирование стойкого интереса к пауэрлифтингу, воспитание морально-волевых качеств, приобретение первого опыта участия в соревнованиях, а также начальных навыков в качестве помощника тренера и судьи, выполнение нормативов 2 и 1 юношеских разрядов.


Для учебно-тренировочных групп:

Дальнейшее укрепление здоровья, повышение уровня всесторонней и специальной физической подготовленности, развитие двигательных качеств и воспитание моральных, волевых качеств, изучение и совершенствование техники пауэрлифтинга, приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях, приобретение знаний и навыков тренера и судьи, выполнение нормативов 3, 2, 1 спортивных разрядов и «Кандидата в мастера спорта» по пауэрлифтингу.


Для групп спортивного совершенствования:

Дальнейшее повышение всестороннего физического развития, совершенствование качеств, необходимых троеборцу, совершенствование техники пауэрлифтинга, повышение развития волевых качеств и психологической подготовленности, приобретение соревновательного опыта, получение званий тренер-общественник и судья по пауэрлифтингу, подтверждение норматива «Кандидат в мастера спорта» и выполнение норматива для присвоения звания «Мастер спорта России».
Для групп высшего спортивного мастерства:

Совершенствование общей и специальной физической подготовки, совершенствование техники пауэрлифтинга и специфических качеств, необходимых троеборцу, повышение соревновательного опыта, повышение уровня развития волевых качеств и психологической подготовленности к участию в ответственных соревнованиях, совершенствование знаний и навыков тренера и судьи, получение звания судьи 1 категории, подтверждение норматива мастера спорта, выполнение норматива мастер спорта международного класса.


Примечание. Для перевода из одной учебной группы в другую учащиеся в конце учебного года сдают контрольно-переводные нормативы.
1.3. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЁТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-тренировочный процесс в спортивных школах планируется на основе учебных материалов, изложенных в данной программе.

2. Планирование учебных занятий и распределение учебного материала в группах проводится на основании учебного плана и годового графика распределения учебных часов, которые предусматривают круглогодичную организацию учебно-тренировочных занятий.

3. Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов, прохождение тренерской и судейской практики, восстановительные мероприятия и участие в соревнованиях.

4. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с развитием физкультурного движения, историей пауэрлифтинга, получают знания по анатомии, физиологии, врачебному контролю, гигиене, теоретические сведения о технике выполнения упражнений, методике обучения и тренировки, правилам и судейству соревнований.

5. На практических занятиях учащиеся овладевают техникой выполнения упражнений (присед, жим лёжа, тяга)., развивают свои физические качества, приобретают инструкторские и судейские навыки, выполняют контрольные нормативы. Участие в соревнованиях организуется в соответствии с годовым календарным планом.

6. Годичный цикл тренировочных занятий в группах подразделяется на подготовительные, соревновательные и переходно-восстановительные этапы, их может быть несколько. Троеборцы выступают на соревнованиях или осуществляют прикидки в конце каждого соревновательного месяца. После каждого участия в соревнованиях или прикидки троеборцам необходимо снижение тренировочной нагрузки.

7. В спортивных школах по пауэрлифтингу должны быть следующие документы планирования:

по планированию:



  • годовой план работы (разделы: организационный, учебно-спортивный, методический, воспитательной работы, врачебно-педагогического контроля);

  • план комплектования групп;

  • перспективный план учащегося;

  • учебная программа;

  • учебный план;

  • план учебно-тренировочных занятий на год;

  • план на месяц или период подготовки;

  • расписание занятий;

  • календарный план спортивно-массовых мероприятий.

по учёту:

  • журнал учёта групповых занятий;

  • личные карточки и заявления учащихся;

  • дневники тренировок спортсменов;

  • протоколы соревнований.


Таблица 2

Примерный план-график распределения учебных часов

для троеборцев в группе начальной подготовки 1-го года обучения




Виды подготовки

Месяцы

Всего часов

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

07

08

1

Теория

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

21

2

ОФП

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

120

3

СФП

12

12

14

14

14

14

14

14

12

13

15

14

162

4

Участие в соревнованиях

По календарному плану

5

Приемные и переводные испытания

2

2



















2

2




1

9


Таблица 3

Примерный план-график распределения учебных часов

для троеборцев в группе начальной подготовки 2-го года обучения



Виды подготовки

Месяцы

Всего часов

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

07

08

1

Теория

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

21

2

ОФП

13

13

13

13

13

13

13

13

14

14

14

14

160

3

СФП

22

22

24

24

24

22

22

22

21

22

24

23

272

4

Участие в соревнованиях

По календарному плану

5

Приемные и переводные испытания

2

2



















2

2




1

9

6

Инструкторская и судейская практика
















2

2

2













6


Таблица 4

Каталог: UserFiles -> orgs
orgs -> Программа «Профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников»
orgs -> Отчет о деятельности мбук «мцб моргаушского района чр»
orgs -> Информация о популяризации здорового образа жизни
orgs -> Проведение Международного дня толерантности в образовательных организациях
orgs -> I. Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ (повышение квалификации) объемом менее 72 часов; II
orgs -> Календарь знаменательных и памятных дат на 2015 год Январь Кӑрлач 1 января Андреева Алевтина Евстафьевна
orgs -> Предыстория его уходит в 20-е годы, когда в Чувашии были достигнуты значительные результаты в ликвидации неграмотности и становлении чувашской школы
orgs -> Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка
orgs -> Урок по развитию речи. 8 класс. «Памятники России память России»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница