Образовательная программа «Школа актива»



Скачать 487.08 Kb.
Дата21.04.2016
Размер487.08 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка


Введение

Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило

общество перед решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности, формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.

Россия в наше время нуждается в новом поколении активистов, людей, обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе.

Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности.

Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде.

Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени детей и подростков, являющаяся важнейшим фактором социализации личности.

Важно осознавать, что сегодняшние школьники – завтрашние лидеры общества. К тому же старая поговорка: «Лидерами не рождаются – лидерами становятся», - сегодня не менее верна, чем когда либо. Знания и навыки, приобретенные в школьные годы, помогут учащимся в самосовершенствовании, саморазвитии, а в дальнейшем могут быть развиты и отточены.

Ключевая задача воспитательной системы заключается в том, чтобы помочь растущему человеку уверенно войти в современный мир, найти в нем свое достойное место, осуществить осознанный выбор социальной роли и реализовать ее в созидательной деятельности.

От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества в настоящее время и в будущем.

Образовательная программа «Школа актива» построена с учётом главной цели воспитания - становления личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора, нести ответственность за эти решения перед собой, группой, коллективом, управлять самим собой, предъявляя к себе требования, необходимые для лидера, владеющего навыками организаторской деятельности, культурой делового и свободного общения.

Организация социальной практики позволяет органично соединить знания и практическую общественно-значимую деятельность, в которой развиваются организаторские способности. Результативность программы заключается в приобретении подростками опыта в социально значимой деятельности в специально организованных условиях обучающего и развивающего пространства.


Направленность программы. Программа «Школа актива» по целевой направленности социально-педагогическая, призвана решить в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи и нацелена на создание объединения обучающихся сплоченной инициативной команды, стремящейся к саморазвитию и самореализации.

Уровень освоения: общекультурный

Актуальность программы. Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях перехода на новые стандарты образования главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни. Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения в социально-развивающих услугах, а также влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих подростков.

Возрастные особенности старших школьников предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоопределения личности, самоутверждения молодежи в активной социальной роли. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность старшеклассников, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах. Следствием этого явилась чрезвычайная востребованность подготовки лидеров, ориентированных на деятельность в общественных объединениях.



Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность построения программы заключается в том, в соответствии с целью программы она направлена на развитие личности подростка, его социализацию и самоутверждение в обществе.

Цель образовательной программы

Развитие личности подростка, способного к самоопределению и самовыражению, через включение его в разнообразную содержательную и коллективную деятельность, овладение лидерскими социально значимыми качествами.



Достижению этой цели способствует решение следующих задач

Обучающие:

- приобщать обучающихся к освоению новых знаний по формированию лидерских качеств, навыков руководства, организаторской деятельности;



- способствовать формированию начальных навыков социального проектирования и реализации социально-значимых проектов.
Развивающие:

- развивать организаторские, коммуникативные и лидерские способности;

- способствовать развитию аналитического и критического мышления,

самооценке

- развивать опыт согласованного эффективного взаимодействия, построения

отношений и связей со сверстниками и окружением;

- содействие развитию детского и молодежного движения


Воспитательные:

- побуждать к осознанному ценностно-смысловому самоопределению в

деятельности

объединения;

- создать условия для нравственного становления обучающихся, мотивации к

Социально - значимой деятельности, активизации ученического

самоуправления,

создания благоприятного психологического климата в детском коллективе

- приучать к системному анализу разнообразных социальных процессов,

процессов в жизнедеятельности общественного объединения, своей

деятельности; отношений, складывающихся с окружающими людьми.
Условия реализации образовательной программы.

Программа адресована подросткам, обучающимся в средних и старших классах школ. В этом возрасте у подростков появляется стремление к независимости, проявление самостоятельности. Им свойственны ориентация на мир взрослых: стремление утвердится в их мире, желание поставить себя в роль взрослого; у подростков возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности, они могут воздействовать на сверстников. В этом возрасте происходит изменение поведения: у подростков выстраивается система ценностей и взглядов, заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние мировоззренческие этажи. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Ярко выражено желание выяснить для себя свои собственные способности, особенности. Все эти потребности могут быть реализованы только в процессе активного опробования себя во взаимодействии с окружающими, в различных видах деятельности, поступках, действиях.

Прием в объединение основывается на желании обучающихся.

Возраст обучающихся - 13-17 лет

В учебных группах могут обучаться дети и подростки разного возраста.

Срок реализации программы -2 года.

Количество часов на первом и втором годах обучения -144 часа. 2 раза в неделю по 2 академических часа

Логика подачи материала в программе курса основана на принципе “от теории – к практике”. Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это умение – применить теорию к практике, станет критерием успешности прохождения данного курса. Программа предполагает плодотворное сотрудничество, тесное взаимодействие, с образовательными учреждениями района, На занятиях обучающиеся получают знания в области педагогики, социологии, развивают учебно-исследовательскую активность.


Формы организации деятельности обучающихся.

Исключительное значение в программе отдаётся групповым формам работы, позволяющим подросткам проявлять активность, наиболее полно реализовывать свои умения и навыки.


Наиболее используемыми формами проведения занятий являются

1. Лекции

2. Семинары

3. Игры:


- деловые игры, позволяющие в миниатюре моделировать и совершенствовать

деятельность партнёров;

- игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и

Развить, собранность внимания, развить навыки коллективной слаженной

работы;

- игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств,



на умение работать в атмосфере полного доверия

4. Тренинги

5. Проектная деятельность как вид групповой работы по приобретению знаний,

умений и навыков, необходимых для успешного общения;



  1. Конкурсы

  2. Дискуссионные методы работы, круглые столы, мозговой штурм;

  3. Творческие встречи с разными специалистами, лидерами в различных сферах деятельности человека.

  4. Творческие мастерские

  5. Акции

Ожидаемый результат: развитие следующих компетенций
Личностные

  • формирование мотивации к конкретному виду творческой

деятельности;

  • готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами

поведения и этическими нормами;

Познавательные

  • умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные

умение управлять своими эмоциями, анализировать свои действия и

деятельность коллектива, корректировать свою деятельность,

принимать решения и нести ответственность за сделанный выбор;



  • планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и

условиями реализации

  • проявление познавательной активности и сотрудничества


Коммуникативные

  • умение эффективно взаимодействовать со своими сверстниками и

детьми младшего возраста

  • умение формулировать собственное мнение и позицию

  • умение учитывать разные мнения, стремление к координации

различных позиций в сотрудничестве

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Предметные

  • формирование навыков работы в группе;

  • приобретение знаний о видах и типах игр;

  • формирование первичных организаторских навыков

  • умение организовать и провести игру в объединении;

  • освоение знаний и умений организаторской работы;

  • приобретение основ детского социального проектирования.

Знания, умения, навыки, полученные к концу первого года обучения:

- знать кто такой лидер, технологию КТД, социального проектирования, что входит в «чемодан лидера»;

- уметь содержательно организовать досуг обучающихся, работать в команде;

- владеть сценической речью, актерским мастерством, навыками проектирования, организаторскими способностями.


Знания, умения, навыки, полученные к концу второго года обучения:

- знать структуру детского социального проекта, методику разработки и проведения игровых программ, возрастные и психологические особенности в организации игровой деятельности;

-уметь проектировать, проводить досуговые и игровые программы, работать со специальной литературой, в социальных сетях.

- владеть актерским мастерством, сценической речью, умением работать с аудиторией, навыками проектирования, синтеза, анализа, исследовательской деятельности.


Механизм отслеживания результатов:

- диагностика знаний, умений, навыков, проявлений уровней воспитанности, степени групповой сплоченности;

- анализ результатов выступлений детей на уровне района;

- мнение родителей, общественности, социума о деятельности объединения.


Формы подведения итогов обучения: тематические мероприятия анкеты, опрос, методики «Интервью», «Коллаж», наблюдение, тестирование.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница