Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»



Дата11.02.2016
Размер138 Kb.
#553
ТипОбразовательная программа



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации


«ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

(ТРИИК)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор: Панфилова Людмила Генриховна, к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории методологии, истории и мониторинга качества педагогического образования Федерального государственного научного учреждения «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской Академии Образования

Цель: раскрыть сущность инновационной технологии развития информационно - интеллектуальной компетентности и научить педагогов в ней работать.

Задачи:

• Проблематизировать к обучению.

• Обеспечить условия:

- для самостоятельного освоения теоретических основ технологии развития информационно-

интеллектуальной компетентности (ТРИИК) в формате данной технологии;

- для изучения дидактических основ проектирования образовательного процесса, ориентированного

на результаты, обозначенные в новом стандарте;

- для создания модели инновационного методического инструментария на основе

ТРИИК;

- для организации и проведения образовательного процесса на основе ТРИИК с апробацией



методического инструментария в реальном учебном процессе.

Формат обучения: в технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности.

Форма обучения: без отрыва от производства.

Категория обучаемых: заместители по УВР, учителя начальных классов, методисты.

Срок обучения: 72 часа, 20 недель, 5 месяцев.

Режим занятий: 4 часа в день, 1 день в неделю, 4 недели в месяц
Информационное общество предъявляет к современникам множество новых требований, одно из которых - умение ориентироваться в постоянно увеличивающемся потоке информации, управлять им и использовать его для решения практических задач.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к результатам образования школьников: личностным, метапредметным и предметным. К личностным результатам обучающихся относятся ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальную компетентность, сформированность гражданской идентичности школьников. Метапредметные результаты предполагают овладение универсальными учебными действиями, необходимыми для решения учебных и практических задач. Предметные результаты включают опыт специфической для данного учебного предмета деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению.

Особое внимание в стандарте уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, интерпретировать и обобщать, представлять и передавать, преобразовывать и использовать информацию в практической деятельности. Формирование перечисленных умений учащихся рассматривается как одна из важнейших задач педагога. Для этого учитель сам должен обладать информационно-интеллектуальной компетентностью: уметь работать с информационно-коммуникационными средствами, знать виды, особенности информации и требования логико-информационной корректности к ее использованию, владеть методами работы с нею в процессе профессиональной и социальной деятельности.

Организация образовательного процесса, обеспечивающая не только эффективное усвоение информации, но и возможность ее практического использования, определяет ключевую проблему современного обучения.

Как показало проведенное исследование, учителя при работе с информацией, делают основной акцент на владении информационно-коммуникационными средствами. Педагогам (88 % из числа опрошенных) не известны виды и особенности информации, некоторые из них не считают важным соблюдать логико-информационную корректность к ее использованию, методы работы с информацией большая часть педагогов отождествляют с методами обучения.

Опрос педагогов также показывает, что они испытывают трудности в организации учебного процесса, ориентированного на личностные и метапредметные результаты и нуждаются в методическом обеспечении реализации основной образовательной программы в контексте ФГОС.

Решить обозначенную проблему позволит организация процесса повышения квалификации, основанная на применении технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Данная компетентность может быть определена как совокупность информационно-интеллектуальных и организационных умений, обеспечивающих способность успешно работать с информацией в процессе самостоятельной познавательной деятельности при решении различных педагогических задач. Информационно-интеллектуальные умения означают владение методами работы с информацией, в основе которых лежат требования логико-информационной корректности их использования. Организационные умения – это способность к самоорганизации собственной деятельности, ее целеполаганию, планированию, выполнению, представлению результата.

Кроме компетентностного, ТРИИК базируется на других методологических подходах: развивающем, логико-информационном.

Развивающий подход ориентирует на создание условий для самоопределения и самоорганизации обучающегося педагога в процессе повышения его квалификации. Самоопределение предполагает осознание смысла и цели обучения, понимание значения приобретаемой компетентности для успешного решения профессиональных задач. Самоорганизация означает самостоятельное выполнение последовательности действий, необходимых для решения учебных задач.

Логико-информационный подход предусматривает особую организацию содержания, осваиваемой в ходе обучения информации, с учетом требований логико-информационной корректности (ясность, точность, последовательность, доказательность) и освоение методов работы с этой информацией.

Цель образовательной программы «Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности – раскрыть сущность инновационной технологии и научить педагога в ней работать.

В рамках данной образовательной программы повышения квалификации педагогам предлагается методическое обеспечение реализации основной образовательной программы, включающее технологию, на основе которой спроектирован учебный процесс, и представлен в методическом инструментарии (технологическая карта и дидактическое электронное сопровождение) для достижения образовательного результата в контексте ФГОС.

Первой особенностью образовательной программы является то, что данная технология является одновременно предметом освоения и способом обучения педагогов. Это позволяет уже на этапе освоения модулей программы не только получить представление о технологии, но и успешно освоить сам технологический цикл в ходе специально организуемой рефлексии учебного процесса.

Специфику имеет и содержание курса, оно включает введение и четыре модуля. В содержательной части введения в образовательный курс проводится анализ отношения педагогов к предстоящей учебной деятельности, изучается уровень его мотивации к достижению его успеха и начальный уровень информационно-интеллектуальной компетентности учителя. Содержание первого модуля включает изучение таких тем как: «Понятие «Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)» и ее соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); «Понятие «информация» и требования логико-информационной корректности к ее использованию»; «Методы работы с информацией в ТРИИК». В рамках изучения этой темы обучающиеся осваивают процедуры соответствующих методов работы с информацией: «Контекст», «Глосс», «Оптимус», «Структур», «Планус», и т д., Это позволяет каждому педагогу научиться корректно работать с информацией, а именно:



  • определять однозначный смысл полученной информации и значение используемых терминов;

  • осмысливать информацию и оптимизировать;

  • структурировать информацию, составлять план-оглавление (простой, сложный, тезисный);

  • систематизировать ее для представления в разных формах предъявления;

  • формулировать вопросы и давать ответы однозначно адекватные друг другу;

  • обосновывать свою точку зрения;

  • конструировать, реконструировать и проектировать информацию для выполнения учебных и практических задач.

Содержание второго модуля включает освоение темы «Целеполагание в ТРИИК», которая позволяет учителю научиться согласовывать цели и планируемый результат, а также корректно формулировать цели и задачи обучения. Изучение темы «Учебные задания в ТРИИК» обеспечивает умение корректно формулировать учебные задания, что способствует успешному обучению школьников и снимает трудности педагога в работе некорректными заданиями УМК. Освоение темы «Алгоритм подготовки учебного материала» готовит педагога к проектированию учебного процесса в контексте ФГОС.

Вторая особенность программы заключается в том, что учитель не только проектирует учебный процесс на основе ТРИИК, но на этапе освоения практических модулей создает модель инновационного методического инструментария: технологическую карту (ТК) и дидактическое электронное сопровождение (ДЭС) к ней, которые апробирует в своей педагогической практике и представляет по итогам обучения в виде выпускной аттестационной работы.


Эффективность освоения данной программы педагогами будет определяться динамикой уровня умений работать с информацией (данные входной и выходной диагностики), а также рефлексивный контроль, в рамках которого слушатели будут транслировать результаты в данных самоанализа и самооценки итогов освоения образовательной программы. Экспертная оценка методических разработок и результатов из апробации на уроке (или мастер-классе), позволит установить степень овладение учителями информационно-интеллектуальной компетентностью в решении методических задач.

Апробация данной программы в рамках повышения квалификации позволила снять ряд трудностей, возникающих у педагогов при работе с учебно-методической информацией: согласно результатам опроса, из 100% педагогов, участвовавших в курсовой подготовке, 82% свободно выполняют предварительную подготовку учебного материала, используя методологические знания об элементарных требованиях логико-информационной корректности к использованию информации; 76% пользуется системой методов работы с информацией и успешно выполняет процедуры оптимизации, структурирования, конструирования информации, а также корректно формулирует вопросы и учебные задания; 96 % осознают необходимость строить учебный процесс таким образом, чтобы школьники не только приобретали умение работать с информацией, но успешно его использовали в рамках интеллектуально-преобразовательной деятельности.

В результате обучения педагоги успешно осваивают новую модель практической деятельности для работы по новому стандарту. Это позволит учителю повысить качество обучения, раскрыть творческий потенциал учащихся и целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность, эффективно расходовать учебное время, сохранить здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки, обеспечить успешную самореализацию личности.

Таким образом, обучение по данной программе обеспечит условия не только для повышения уровня информационно-интеллектуальной компетентности учителя, но и реализацию требований ФГОС к результатам образования.


Принципы отбора содержания и организации учебного материла
Отбор содержания учебного материала обусловлен положением учебной дисциплины в системе повышения квалификации, интегративным характером исследовательской деятельности учителя

в современных условиях, базирующихся на принципах междисциплинарного взаимодействия различных областей знания, конвергенции, системности, модульности, вариативности.

Организация учебного материала предполагает деление дисциплины на теоретические и практические модули, которые взаимно обусловлены. Теоретические модули направлены на самостоятельное освоение теоретических основ технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности и дидактических основ построения учебного процесса в контексте ФГОС. Практические модули ориентированы на применение приобретенных знаний и умений для создания модели образовательного процесса, и ее оформления в технологической карте, включая дидактическое электронное сопровождение, апробации разработок в реальном учебном процессе и оформления в виде итоговой выпускной работы.
При успешном освоении данной программы, обучающиеся:


  • будут знать

- теоретические основы технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности;

- виды информации и требования логико-информационной корректности к ее использованию;

- методы работы с информацией;

- основы целеполагания в ТРИИК;

- принципы формирования учебных заданий в ТРИИК:

- алгоритм подготовки учебного содержания в ТРИИК;



  • будут уметь

- прогнозировать результаты обучения;

- проектировать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения;

- разрабатывать модель технологической карты любой учебной темы и конструировать к ней дидактическое электронное сопровождение (ДЭС) на основе ТРИИК;

- проводить урок (занятие) с использованием ТРИИК, технологической карты и ДЭС;

- анализировать и оформлять результаты деятельности по использованию ТРИИК и методического инструментария;


  • будут владеть

- элементарными требованиями логико-информационной корректности к использованию информации;

- методами работы с информацией;

- методом прогнозирования (моделирование);

- технологией информационно-интеллектуальной компетентности.


Модульный учебно-тематический план

Модули обучения



Часы

Всего

Лекцион-

ные семинары



Практи-

ческие


занятия

Самосто-ятельные

занятия


М.1 Теоретические основы технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности

1.1 Самоопределение педагогов к обучению в технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности. Входной контроль.

1.2. Понятие «Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности» и ее соответствие требованиям ФГОС.

1.3. Понятие «информация» и требования логико-информационной корректности к ее использованию.

1.4. Методы работы с информацией в ТРИИК


22

2

2


10

2
2

6


10

2
2

6


М 2 Проектирование учебного процесса, в соответствии с требованиями нового стандарта к результатам образования.

2. 1. Целеполагание в ТРИИК

2.2. Учебные задания в ТРИИК

2.3. Алгоритм подготовки учебного материала в ТРИИК



20

-

10
4

4
2


10
2

2
6


М 3 Создание модели инновационного методического инструментария

3.1. Разработка технологической карты по теме, выбранной учителем.

3.2. Конструирование дидактического электронного сопровождения (ДЭС) к технологической карте.


20

-

10

8

2



10

8

2



М 4 Апробация модели методического инструментария в учебном процессе

4.1. Проведение уроков (занятий) на основе ТРИИК и методического инструментария.

4.2. Анализ апробации, описание результатов инновационной деятельности и оформление методического инструментария в виде выпускной аттестационной работы.


10




2

2


8

4
4


Итоговый контроль










Защита выпускной аттестационной работы

(проекта)



ИТОГО:

72

2

32

38



Основное содержание программы
Освоение модулей реализуется в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности.
МОДУЛЬ 1. Теоретические основы технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
1.1.Самоопределение педагогов к обучению в технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности. Входная диагностика.

1.2. Понятие «Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)».

Введение понятия «технология» и его эволюция. Признаки технологии. Обоснование названия технологии. Основные педагогические подходы, на которых базируется ТРИИК, их сущность, актуальность для обучения. Взаимосвязь подходов и требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. Обоснование технологического цикла в ТРИИК.



1.3. Понятие «информация» и требования логико-информационной корректности к ее использованию.

Понятие «информация», ее свойства и особенности. Виды информации и их классификация. Способы представления информации. Требования логико-информационной корректности к использованию информации в рамках практической деятельности.



1. 4. Методы работы с информацией в ТРИИК.

Понятие «методы работы с информацией» и их классификация в данной технологии. Сущность методов в ТРИИК и их процедуры. Учебные задания для работы с информацией, обеспечивающие освоение процедур определенного метода. Метапредметные умения учащихся, формируемые в процессе освоения процедур определенного метода работы с информацией.


МОДУЛЬ 2. Проектирование учебного процесса, в соответствии с требованиями нового стандарта к результатам образования.
2.1. Целеполагание в ТРИИК.

Понятие «прогнозирование», процесс получения опережающей информации о результатах действий, определение будущих изменений и ожидаемого результата на основе анализа. Понятие «проектирование», сущность образовательного процесса в контексте ФГОС и его проектирование. Роль учителя и ученика в учебном процессе в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования. Понятие «цель», «целеполагание» и уровни целей: стратегические, личные, дидактические. Понятие «задача», согласование цели, задачи обучения и планируемого результата. Система целеполагания в ТРИИК. Алгоритм формулирования цели. Практика корректного формулирования цели, задачи.



2.2. Учебные задания в ТРИИК

Понятие «учебное задание» и его место в ТРИИК. Система учебных заданий в ТРИИК. Подготовка ситуативного задания. Формулирование заданий в учебно-познавательной (на «знание», «понимание», «умение», диагностическое), в интеллектуально-преобразовательной и рефлексивной деятельности, обеспечивающих условия для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов младших школьников. Практика корректного формулирования учебных заданий всех видов.



2.3. Алгоритм подготовки учебного материала в ТРИИК

Процесс отбора содержания в соответствии с целью изучения темы и формирование глоссария в рамках определенного контекста. Структурирование учебного содержания в рамках данной темы и оптимизация учебного материала в соответствии с целью деятельности. Конструирование (реконструирование) учебных текстов для продуктивного восприятия учебной информации и формулирование различных учебных заданий, обеспечивающих эффективное освоение содержания темы. Проектирование учебного процесса, ориентированного на результаты, обозначенные в новом стандарте.


МОДУЛЬ 3. Создание модели инновационного методического инструментария
3.1. Разработка технологической карты по теме, выбранной учителем

Понятие «модель», «моделирование», преимущество моделирования. Понятие «технологическая карта», модель технологической карты и ее структура: название темы, цели изучения, основное содержание темы, термины и понятия, планируемый результат, организация образовательного пространства (межпредметные связи, ресурсы, формы) технология изучения темы. Принципы конструирования технологической карты на основе ТРИИК. Оформление модели технологической карты по теме, выбранной учителем.


3.2. Конструирование дидактического электронного сопровождения (ДЭС)

Понятие «дидактическое электронное сопровождение». Современное средство обучения - комплект дидактического электронного сопровождения к технологической карте, включающий презентации и фото видео демонстрации, манипулирование информационными элементами, диагностику знаний и умений в интерактивном режиме. Разработка комплекта ДЭС к технологической карте на основе ТРИИК.


МОДУЛЬ 4. Апробация модели методического инструментария в учебном процессе
4.1. Проведение уроков (занятий)

Консультирование обучающихся по подготовке и проведению обучающих занятий (уроков). Апробация методических разработок в реальном учебном процессе (или на занятиях в рамках учебной группы). Самоанализ педагогической деятельности. Оформление диагностических материалов апробации.


4.2. Анализ апробации, описание результатов инновационной деятельности

Рефлексия собственной учебной деятельности. Оформление модели инновационного инструментария (технологическая карта и ДЭС) в виде выпускной аттестационной работы.

Выходная диагностика.
Основные понятия


  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения.

  • Личностные, метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные), предметные умения:

  • Информационно-интеллектуальная компетентность: информационно-интеллектуальные и организационные умения.

  • Развитее: самоопределение, самоорганизация, самоанализ, самооценка.

  • Виды информации, критерии логико-информационной корректности к использованию информации: ясность, точность, последовательность, доказательность.

  • Методы работы с информацией: «Контекст», «Глосс», «Оптимус», «Структур», «Планус», «Проблемус», «Аргумент», «Конструкт», «Реконструкт», «Проект».

  • Целеполагание, учебные задания, алгоритм подготовки учебного содержания.

  • Методический инструментарий: технологическая карта, дидактическое электронное сопровождение.


Ожидаемые результаты обучения
Самостоятельная разработка инновационного методического инструментария на основе ТРИИК: технологическая карта (ТК) и дидактическое электронное сопровождение к ней по теме (ДЭС), выбранной учителем и апробация методических разработок в реальном учебном процессе.

Умение использовать ТРИИК в рамках профессиональной деятельности.



Текущая аттестация
Формирование преподавателем материалов для методического инструментария в виде «Рабочего портфолио». Выполнение диагностических и комплексных работ, включающих задания интеллектуально-преобразовательной деятельности.

Объем учебных часов 72, что соответствует 4 модулям. Каждый модуль имеет теоретические, практические и самостоятельные занятия, которые осваиваются в режиме данной технологии.

Усвоение каждого модуля оценивается с использованием системы рейтинговой оценки, которая позволяет оценивать результаты освоения каждой темы и модуля, а также курса в целом. Оценка (в баллах) за каждую тему и модуль зависит от качества и сроков выполнения всех входящих в него заданий. Общая оценка определяется суммой баллов за отдельные темы и модули.

Выполнение заданий каждого модуля составляет 30 баллов, выполнение заданий 4 модулей 120 баллов.


Итоговая аттестация
Проведение уроков (занятий) с использованием ТРИИК и методического инструментария (ТК и ДЭС). Оформление аналитических материалов по апробации разработок в практической деятельности.

Представление и защита выпускной аттестационной работы в виде разработанного методического инструментария (технологическая карта и дидактическое электронное сопровождение) по теме, выбранной учителем.


Примерный перечень заданий
Задания для самостоятельной работы

Выполнение в рабочей тетради заданий для самостоятельной работы:



  • сущность ТРИИК и обоснование ее актуальности для формирования личностных и метапредметных умений учащихся, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения;

  • структура технологического цикла ТРИИК;

  • элементарные требования логико-информационной корректности к использованию информации;

  • методы работы с информацией;

  • целеполагание в ТРИИК;

  • учебные задания в ТРИИК для формирования метапредметных умений;

  • алгоритм подготовки учебного содержания для разработки технологической карты, по теме выбранной учителем.


Задания для выполнения итоговой работы

Представление и защита выпускной аттестационной работы в виде разработанного методического инструментария (технологическая карта и дидактическое электронное сопровождение) по теме, выбранной учителем.

1. Разработка технологической карты по теме:


  • формулирование цели деятельности в рамках учебной темы и каждого содержательного блока;

  • формулирование планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных;

  • подготовка содержания учебной темы, выбранной учителем;

  • формулирование учебных заданий:

- ситуативного к учебной теме;

- на «знание», «понимание», «умение», диагностических к каждому содержательному блоку;

- на «самоанализ» и «самооценку» учебной деятельности.

2. Разработка дидактического электронного сопровождения к технологической карте:



  • подготовка фото, видео и других экспозиционных материалов в рамках учебной темы;

  • оформление презентации;

  • подготовка и оформление обучающих и тестирующих модулей для диагностики знаний и умений в интерактивном режиме.


Задания для оценивания деятельности слушателя в период обучения

  • Выполнение входной рефлексивной анкеты.

  • Выполнение выходной рефлексивной анкеты.

  • Оформление самоанализа и самооценки результатов деятельности по освоению каждой темы, модуля и полного курса.

  • Оформление методического инструментария: технологическая карта и дидактическое электронное сопровождение к ней по теме выбранной учителем.


Способы оценки обучающихся
Оценка динамики формирования умений работать с информацией проводится с помощью входной и выходной диагностики посредством выполнения диагностических работ (тестов, заданий на интеллектуально-преобразовательную деятельность и комплексных работ).

Оценка изменений (знаний и умений) обучающихся проводится посредством самоанализа и самооценки (рефлексивный контроль) результатов освоения модулей образовательной программы.

Оценка методической разработки (технологическая карта и ДЭС), спроектированных обучающимися по выбранной теме, проводится в условиях апробации на открытом занятии в рамках учебной группы (третий и четвертый модули) и общественной экспертизы.
Критерии оценивания
Методическая разработка, выполненная преподавателем, оценивается по следующим основным критериям:


  • соответствие разработки требованиям и характеристикам ТРИИК;

  • подготовка предметного содержания с учетом элементарных требований логико-информационных корректности к использованию информации;

  • соответствие планируемых результатов обозначенным целям деятельности;

  • соответствие ДЭС заявленной теме технологической карты.


Ресурсное обеспечение
Материально-техническое


  • аудитория на 25 человек для практических и самостоятельных занятий, в которой одновременно возможно заниматься по группам;

  • мультимедийная установка, экран, ноутбук с программами: Word, Power Pont;

  • 6 -7 компьютеров (ноутбуков) для подготовки методического инструментария в электронном виде в рамках самостоятельной практической деятельности обучаемых.


Учебно-методическое обеспечение
Основная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бупменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.: ил.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, М.: Просвещение, 2009, - 39с.

3. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК): научно-методическое пособие / Л.Г. Панфилова, Т.Е. Матвеева, С.А. Сапон. – Великий Новгород, 2010.- 93 с.

4. Панфилова Л.Г. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК): Рабочее портфолио (электронное) – Великий Новгород, 2010..

5. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120с. – (Стандарты второго поколения).

6. Технологические карты для УМК «Перспектива» по основным предметам начальной школы для 1, 2, 3 класса - http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info

7. Федоров Б.И. Алгоритмы обучения. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004. – 182 с.



Дополнительная литература

1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.

2. Арьяева Л.В., Пленова Т.Ф., Федотова Е.Ю. «Язык и речь учителя»: Методическое пособие, СПб, СПбАППО, 2006, - 32 с.

3. Бершадский М.Е. Понимание как педагогическая категория. (Мониториг когнетивной сферы: понимает ли ученик, то что изучает?) – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 176 с.

4. Воровщиков С.Г. Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. – М.: 2007. – 352

5. Матвеева Т.Е. Логико-информационный подход к конструированию системы учебных заданий (на материале истории России): научно-методические рекомендации / Т.Е. НИРО. – Великий Новгород, 2010. 68с.

6. Новые требования к содержанию и методике в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA 2000 / А.Г. Каспаржак, К.Г. Митрофанов, К.Н. Поливанов и др. – М.: «Университетская книга», 2005. – 128 с.

7. Панфилова Л.Г. Сапон С.А. «Дидактический потенциал технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности» // Академические записки // Научный журнал Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, выпуск 4 (12), СПб, изд-во АППО, 2010.

8. Сапон С.А. Структурирование учебного текста как условие повышения качества образования. // Ученые записки Института Непрерывного образования [текст]: сб. статей / сост. Е.В. Иванов; Нов.ГУ им. Я. Мудрого. – Выпуск 11. – Великий Новгород, 2008. Кн.1 – 304 с. На с.274-278

9. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. М. «Педагогика», 1974.- 192 с.

9. Фундаментальное ядро содержания общего образования, М, Просвещение 2009 – 48 с.

Автор программы,

кандидат педагогических наук Л.Г.Панфилова

30.03.2012




Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды
2014 -> Государственный образовательный


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница