Проект
Дополнительная образовательная программа
«Медиабезопасность детей и подростков»
Составители: Тагиров И.Х., Амирова Л.Ш.
Пояснительная записка
Исследование проблемы медиабезопасности детей и подростков в последние годы является особенно актуальным в связи с бурным развитием IT- технологий и информационно-коммуникативных сетей.
Образовательная программа «Медиабезопасность детей и подростков» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационнокоммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь и СМИ).
Программа разработана с учетом требований законов Российской Федерации: «Об образовании», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Цель программы: освоение детьми базовых принципов медиабезопасности и защиты от возможных компьютерных угроз.
Задачи обучения:
-
познакомить школьников с нормативно-правовыми документами по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
-
сформировать знания в области медиабезопасности детей, использующих Интернет, СМИ, различные виды телекоммуникаций;
-
ознакомить с технологиями и средствами защиты информации;
-
сформировать у учащихся навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом.
Учебно-тематический план
№
|
Наименование
|
Количество
часов
|
Модуль 1
|
Информационно-психологическая безопасность личности в изменяющемся обществе. Психическое здоровье как ценность
|
6
|
1.1
|
Информационно-психологическая безопасность личности
|
2
|
1.2
|
Психологическая защищённость личности и информационно-психологическая безопасность
|
4
|
Модуль 2
|
Информационная этика и правовые аспекты защиты информации. Проблемы взаимодействия IT-технологий и развития личности
|
4
|
2.1
|
Информационная этика и право
|
2
|
2.2
|
Основные законы России в области компьютерного права и защиты детей
|
2
|
Модуль 3
|
Технические аспекты использования Интернета (возможности и безопасность)
|
8
|
3.1
|
Три кита Интернета: аппаратные средства, программное обеспечение, сети
|
2
|
3.2
|
Техническая онлайн-компетентность
|
2
|
3.3
|
Безопасное использование программного обеспечения
|
2
|
3.4
|
Сети
|
2
|
Модуль 4
|
Информация в Интернете (возможности и безопасность)
|
7
|
4.1
|
Виды информации в Интернете
|
1
|
4.2
|
Социальные сети
|
1
|
4.3
|
Потребность в информации
|
1
|
4.4
|
Информационная перегрузка
|
1
|
4.5
|
Информационная и медиакомпетентность
|
1
|
4.6
|
Достоверность информации, авторское право
|
2
|
Модуль 5
|
Коммуникация в Интернете (возможности и безопасность)
|
7
|
5.1
|
Виды и возможности интернет-коммуникации
|
1
|
5.2
|
Интернет как инструмент коммуникации
|
1
|
5.3
|
Сетевые возможности для обучения
|
1
|
5.4
|
Коммуникативная компетентность и общение в Интернете
|
2
|
5.5
|
Безопасность коммуникации в Интернете
|
2
|
Модуль 6
|
Потребление в Интернете (возможности и безопасность)
|
4
|
6.1
|
Интернет – среда и средство потребления
|
2
|
6.2
|
Потребительская компетентность пользователя Интернета
|
2
|
|
ИТОГО
|
36
|
Содержание программы
Модуль 1. Информационно-психологическая безопасность личности
в изменяющемся обществе. Психическое здоровье как ценность.
Тема 1.1. Информационно-психологическая безопасность личности.
Информационно-психологическая безопасность (ИПБ) как научно-практическое направление, созданное в целях обеспечения защищенности отдельной личности от противоправных информационных воздействий и создания информационной сферы.
Тема 1.2. Психологическая защищенность личности информационно-психологическая безопасность.
Психологическая защита личности как многоуровневая система социальных, социально-психологических индивидуально-личностных механизмов, образований и форм поведения, обеспечивающая информационно-психологическую безопасность человека в обществе. Психологическая защищенность в условиях действия многообразных информационных факторов и в различных информационно-коммуникативных ситуациях.
Три основных уровня организации психологической защищенности человека:
1) социальный (в масштабах общества в целом);
2) социально-групповой (в рамках различных социальных групп);
3) индивидуально-личностный.
Модуль 2. Информационная этика и правовые аспекты защиты информации. Проблемы взаимодействия IT-технологий и развития личности.
Тема 2.1. Лекция «Информационная этика и право».
Информационная безопасность. Угрозы информационной безопасности. Уровни информационной безопасности. Направления защиты компьютерной информации.
Тема 2.2. Семинар «Основные законы России в области компьютерного права и защиты детей».
Ознакомление с нормативно-правовой базой защиты пользователей информационно-коммуникативными средствами:
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010. № 436-ФЗ);
Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» (от 18.12.2006. № 231-ФЗ);
Федеральный закон «О связи» (от 07.07.200. № 126-ФЗ);
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (от 27.07.2006. № 149-ФЗ).
Модуль 3. Технические аспекты использования Интернета
(возможности и безопасность).
Тема 3.1. Три кита Интернета: аппаратные средства, программное обеспечение, сети.
Три составляющие, обеспечивающие пользователям доступ в Интернет, в контексте возрастающего темпа технологических изменений.
Тема 3.2. Техническая онлайн-компетентность.
Описание технической компетентности пользователя. Основа для развития информационной, коммуникационной и потребительской компетентности.
Тема 3.3. Безопасное использование программного обеспечения.
Риски программного обеспечения: непредвиденное поведение программы, потеря или порча данных, уязвимость в безопасности. Обзор и классификация компьютерных вирусов: способы распространения вирусов, история вредоносных программ, вирусная терминология, классификация вирусов, антивирусное программное обеспечение и антишпионские программы.
Тема 3.1. Сети.
Риски, связанные с сетью.
Модуль 4. Информация в Интернете (возможности и безопасность)
Тема 4.1. Виды информации в Интернете.
Риск получения ребенком доступа к неподходящей информации. Типы рисков.
Тема 4.2. Социальные сети.
Противостояние угрозам из Интернета. Инструкции по безопасному общению в чатах. Интернет-этика поведения в Интернете. Как не следует вести себя в Сети. Безопасное общение при использовании мобильной (сотовой) связи.
Тема 4.3. Потребность в информации.
Организация правильного поиска необходимой информации в сети Интернет и СМИ.
Тема 4.4. Информационная перегрузка.
Феномен «Интернет-зависимость». Профилактика Интернет-зависимости. Формирование информационной культуры пользователя.
Тема 4.5. Информационная и медиакомпетентность.
Умение эффективно и, безопасно использовать современные интернет-технологии.
Тема 4.6. Достоверность информации, авторское право.
Анализ сообщения. Необходимые условия для оценки надежности и достоверности информации в Сети. Авторское право – регулирование распространения информации в Интернет.
Модуль 5. Коммуникация в Интернете (возможности и безопасность).
Тема 5.1. Виды и возможности интернет-коммуникации.
Особенности и преимущества сервисов, обеспечивающих коммуникацию в Интернете.
Тема 5.2. Интернет как инструмент коммуникации.
Особенности коммуникации в Интернет.
Тема 5.3. Сетевые возможности для обучения.
Формирование умения взаимодействовать в информационно-образовательном пространстве.
Тема 5.4. Коммуникативная компетентность и общение в Интернете.
Способность и готовность использовать ресурсы Интернета.
Тема 5.5. Безопасность коммуникации в Интернете.
Обеспечение безопасности своей коммуникации в Сети.
Модуль 6. Потребление в Интернете (возможности и безопасность).
Тема 6.1. Интернет – среда и средство потребления.
Виртуальный товар и услуги. Формы и приемы распространения.
Тема 6.2. Потребительская компетентность пользователя Интернета.
Совокупность действий, предпринимаемых человеком при приобретении, использовании и избавлении от определенных товаров и услуг.
Список использованной литературы:
-
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ;
-
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
-
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10;
-
Беки Уорли. Интернет: реальные и мнимые угрозы/ Пер. с англ. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. - 320 с.
-
Галатенко В.А. Основы информационной безопасности. [Текст] 4-е изд. учеб. пособие, ВУЗ // - М: Издательство Бином. Лаборатория знаний, Интуит, 2008-205 с.
-
Горбунова Л.Н., Анеликова Л.А., Семибратов А.М., Смирнов Н.К., Сорокина Е.В., Третьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. [Текст] Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОНПРЕСС, 2010. - 176 с.: ил.
-
Методическое пособие для работников системы общего образования Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», 2013 - 156с.
Поделитесь с Вашими друзьями: |