Образовательная программа «Медиабезопасность детей и подростков»



Скачать 100.31 Kb.
Дата17.04.2016
Размер100.31 Kb.
Проект

Дополнительная образовательная программа

«Медиабезопасность детей и подростков»

Составители: Тагиров И.Х., Амирова Л.Ш.
Пояснительная записка

Исследование проблемы медиабезопасности детей и подростков в последние годы является особенно актуальным в связи с бурным развитием IT- технологий и информационно-коммуникативных сетей.

Образовательная программа «Медиабезопасность детей и подростков» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационнокоммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь и СМИ).

Программа разработана с учетом требований законов Российской Федерации: «Об образовании», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».



Цель программы: освоение детьми базовых принципов медиабезопасности и защиты от возможных компьютерных угроз.

Задачи обучения:

  1. познакомить школьников с нормативно-правовыми документами по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

  2. сформировать знания в области медиабезопасности детей, использующих Интернет, СМИ, различные виды телекоммуникаций;

  3. ознакомить с технологиями и средствами защиты информации;

  4. сформировать у учащихся навыки по профилактике и коррекции зависимого поведения, связанного с компьютерными технологиями и Интернетом.

Учебно-тематический план



Наименование

Количество

часов


Модуль 1

Информационно-психологическая безопасность личности в изменяющемся обществе. Психическое здоровье как ценность

6

1.1

Информационно-психологическая безопасность личности

2

1.2

Психологическая защищённость личности и информационно-психологическая безопасность

4

Модуль 2

Информационная этика и правовые аспекты защиты информации. Проблемы взаимодействия IT-технологий и развития личности

4

2.1

Информационная этика и право

2

2.2

Основные законы России в области компьютерного права и защиты детей

2

Модуль 3

Технические аспекты использования Интернета (возможности и безопасность)

8

3.1

Три кита Интернета: аппаратные средства, программное обеспечение, сети

2

3.2

Техническая онлайн-компетентность

2

3.3

Безопасное использование программного обеспечения

2

3.4

Сети

2

Модуль 4

Информация в Интернете (возможности и безопасность)

7

4.1

Виды информации в Интернете

1

4.2

Социальные сети

1

4.3

Потребность в информации

1

4.4

Информационная перегрузка

1

4.5

Информационная и медиакомпетентность

1

4.6

Достоверность информации, авторское право

2

Модуль 5

Коммуникация в Интернете (возможности и безопасность)

7

5.1

Виды и возможности интернет-коммуникации

1

5.2

Интернет как инструмент коммуникации

1

5.3

Сетевые возможности для обучения

1

5.4

Коммуникативная компетентность и общение в Интернете

2

5.5

Безопасность коммуникации в Интернете

2

Модуль 6

Потребление в Интернете (возможности и безопасность)

4

6.1

Интернет – среда и средство потребления

2

6.2

Потребительская компетентность пользователя Интернета

2




ИТОГО

36

Содержание программы
Модуль 1. Информационно-психологическая безопасность личности
в изменяющемся обществе. Психическое здоровье как ценность.

Тема 1.1. Информационно-психологическая безопасность личности.

Информационно-психологическая безопасность (ИПБ) как научно-практическое направление, созданное в целях обеспечения защищенности отдельной личности от противоправных информационных воздействий и создания информационной сферы.



Тема 1.2. Психологическая защищенность личности информационно-психологическая безопасность.

Психологическая защита личности как многоуровневая система социальных, социально-психологических индивидуально-личностных механизмов, образований и форм поведения, обеспечивающая информационно-психологическую безопасность человека в обществе. Психологическая защищенность в условиях действия многообразных информационных факторов и в различных информационно-коммуникативных ситуациях.

Три основных уровня организации психологической защищенности человека:

1) социальный (в масштабах общества в целом);

2) социально-групповой (в рамках различных социальных групп);

3) индивидуально-личностный.


Модуль 2. Информационная этика и правовые аспекты защиты информации. Проблемы взаимодействия IT-технологий и развития личности.
Тема 2.1. Лекция «Информационная этика и право».

Информационная безопасность. Угрозы информационной безопасности. Уровни информационной безопасности. Направления защиты компьютерной информации.



Тема 2.2. Семинар «Основные законы России в области компьютерного права и защиты детей».

Ознакомление с нормативно-правовой базой защиты пользователей информационно-коммуникативными средствами:

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (от 29.12.2010. № 436-ФЗ);

Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» (от 18.12.2006. № 231-ФЗ);

Федеральный закон «О связи» (от 07.07.200. № 126-ФЗ);

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (от 27.07.2006. № 149-ФЗ).


Модуль 3. Технические аспекты использования Интернета
(возможности и безопасность).

Тема 3.1. Три кита Интернета: аппаратные средства, программное обеспечение, сети.

Три составляющие, обеспечивающие пользователям доступ в Интернет, в контексте возрастающего темпа технологических изменений.



Тема 3.2. Техническая онлайн-компетентность.

Описание технической компетентности пользователя. Основа для развития информационной, коммуникационной и потребительской компетентности.



Тема 3.3. Безопасное использование программного обеспечения.

Риски программного обеспечения: непредвиденное поведение программы, потеря или порча данных, уязвимость в безопасности. Обзор и классификация компьютерных вирусов: способы распространения вирусов, история вредоносных программ, вирусная терминология, классификация вирусов, антивирусное программное обеспечение и антишпионские программы.



Тема 3.1. Сети.

Риски, связанные с сетью.



Модуль 4. Информация в Интернете (возможности и безопасность)
Тема 4.1. Виды информации в Интернете.

Риск получения ребенком доступа к неподходящей информации. Типы рисков.



Тема 4.2. Социальные сети.

Противостояние угрозам из Интернета. Инструкции по безопасному общению в чатах. Интернет-этика поведения в Интернете. Как не следует вести себя в Сети. Безопасное общение при использовании мобильной (сотовой) связи.



Тема 4.3. Потребность в информации.

Организация правильного поиска необходимой информации в сети Интернет и СМИ.



Тема 4.4. Информационная перегрузка.

Феномен «Интернет-зависимость». Профилактика Интернет-зависимости. Формирование информационной культуры пользователя.



Тема 4.5. Информационная и медиакомпетентность.

Умение эффективно и, безопасно использовать современные интернет-технологии.



Тема 4.6. Достоверность информации, авторское право.

Анализ сообщения. Необходимые условия для оценки надежности и достоверности информации в Сети. Авторское право – регулирование распространения информации в Интернет.


Модуль 5. Коммуникация в Интернете (возможности и безопасность).
Тема 5.1. Виды и возможности интернет-коммуникации.

Особенности и преимущества сервисов, обеспечивающих коммуникацию в Интернете.



Тема 5.2. Интернет как инструмент коммуникации.

Особенности коммуникации в Интернет.



Тема 5.3. Сетевые возможности для обучения.

Формирование умения взаимодействовать в информационно-образовательном пространстве.



Тема 5.4. Коммуникативная компетентность и общение в Интернете.

Способность и готовность использовать ресурсы Интернета.



Тема 5.5. Безопасность коммуникации в Интернете.

Обеспечение безопасности своей коммуникации в Сети.




Модуль 6. Потребление в Интернете (возможности и безопасность).
Тема 6.1. Интернет – среда и средство потребления.

Виртуальный товар и услуги. Формы и приемы распространения.



Тема 6.2. Потребительская компетентность пользователя Интернета.

Совокупность действий, предпринимаемых человеком при приобретении, использовании и избавлении от определенных товаров и услуг.


Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ;

  2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

  3. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10;

  4. Беки Уорли. Интернет: реальные и мнимые угрозы/ Пер. с англ. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. - 320 с.

  5. Галатенко В.А. Основы информационной безопасности. [Текст] 4-е изд. учеб. пособие, ВУЗ // - М: Издательство Бином. Лаборатория знаний, Интуит, 2008-205 с.

  6. Горбунова Л.Н., Анеликова Л.А., Семибратов А.М., Смирнов Н.К., Сорокина Е.В., Третьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. [Текст] Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОНПРЕСС, 2010. - 176 с.: ил.

  7. Методическое пособие для работников системы общего образования Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», 2013 - 156с.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница