Образовательная программа мбоу «Буйская сош»



Скачать 418.16 Kb.
страница1/2
Дата02.06.2016
Размер418.16 Kb.
  1   2
Администрация МО «Бичурский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Буйская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена и одобрена

На заседании педагогического совета

Протокол№___от29.08.2015г


Утверждена

Приказ№___от 01.09.2015г.

Директор школы:______Разуваева В.Я.

Адаптированная

образовательная программа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2015

Содержание

1.Общая характеристика образовательной программы………………………………………3

2.Приоритетные направления образовательной деятельности ……………………………..5

3.Цели и задачи образовательной политики Учреждения …………………………………..5

4.Организация учебно – воспитательного процесса………………………………………….7

5.Учебный план специальных (коррекционных) классов VIII вида ……………………… 10

6.Воспитательная работа в специальных (коррекционных) классах VIII вида …………...19

7.Управление реализацией образовательной программы …………………………………...21

8.Контроль, анализ, регулирование хода выполнения образовательной программы. …….23

     

 1. Общая характеристика образовательной программы



  Образовательная программа  МБОУ «Буйская СОШ»для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – является стратегическим документом  учреждения, направленным на обучение, воспитание, коррекцию развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей и личностных склонностей.

При проектировании образовательной программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья были использованы:

-Закон РФ «Об образовании»,

-Конвенция ООН о правах ребенка,

-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;

-Декларация о правах инвалидов;

-Устав школы;

-Локальные акты школы.

Образовательная программа МБОУ «Буйская СОШ»VIII вида имеет следующие существенные черты:


  • актуальность – программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем учреждения;

  • стратегичность – программа предопределяет общие направления жизнедеятельности педагогического сообщества, акцентирует внимание на вопросах стратегического значения и выработке общих подходов к их решению;

  • инновационность – образовательная программа есть стратегический план осуществления основных нововведений в образовательном учреждении;

  • прогностичность – программа отражает не только сегодняшние, но и будущие требования к учреждению, способна соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться; направлена на реализацию не только актуальных, но и перспективных, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование;

  • системность – в программе отражена системность в организации образовательного процесса,

  • мониторинг – программа определяет конечные и промежуточные результаты и способы их достижения.

Механизм реализации:

Формирование рабочих документов:

  • рабочие предметные программы

  • системно-деятельностный подход в обучении,

  • формирование универсальных учебных действий


1.Основные принципы развития образовательного процесса в  МБОУ «Буская СОШ»:

 природосообразность – разумное руководство  естественным

процессом саморазвития воспитанника.

          Культуросообразность – овладение социальными нормами, опытом исполнения различных социальных ролей;



  • демократизация отношений педагога, воспитанника и его родителей в разработке индивидуального образовательного маршрута на пути самоопределения каждого обучающегося;

  • гуманизация образовательной среды и средств педагогической поддержки развития личности, социального самоопределения каждого воспитанника;

  • интенсификация педагогических процессов, предполагающая смещение акцента от усвоения знаний, умений и навыков к овладению методами моделирования, технологией поиска оптимальных решений возникающих задач;

  • социальная направленность содержания образования.


2. Аналитическое обоснование программы:

 


  1. Реализация конституционного права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

  2. Гарантия реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, в независимости от места проживания, тяжести нарушений психофизического развития, познавательных способностей.

  3. Неоднородность умственной отсталости учащихся (легкая, умеренная и тяжелая степень, аутизм, сопутствующие заболевания), требующие дифференциации специального образовательного стандарта, преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования.

  4. Необходимость выделения в структуре образовательных задач — удовлетворение особых образовательных потребностей разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

  5. Введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников, использование специфических методов,  приемов и средств обучения, индивидуализация обучения, обеспечение особой образовательной среды, максимальное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательного учреждения.

   3. Назначение, цель и смысл программы:

Образовательная программа адаптивна, ориентирована на создание условий для личностного развития учащихся с проблемами здоровья. Этому способствуют различные типы  рабочих образовательных программ, представляющие возможность удовлетворения интересов детей и подростков в социализации, самореализации, в индивидуальном развитии и овладении трудовыми навыками.

         Основная образовательная программа призвана обеспечить:

1) удовлетворение особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся;

2) условия для общеобразовательной подготовки и воспитания с учетом психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся;

3) формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения специального государственного образовательного стандарта;

4) коррекцию недостатков умственного и психофизического развития, поведенческих функций учащихся;

5) адресную индивидуальную помощь детям, обучающимся на дому;

6) адаптацию и социально-психологическую реабилитацию  для последующей интеграции в общество;

7) формирование у учащихся навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, трудовых навыков, способствующих осознанному выбору самостоятельной деятельности после окончания школы;

8) охрана и поддержание здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.

9) воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье.

Учреждение создает условия для максимального развития обучающихся. В процессе педагогической деятельности обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов познавательного развития детей, ориентированных на зону ближайшего развития каждого ребенка.

В основе организации деятельности учреждения  лежит модель коррекционно-развивающего обучения, позволяющая реализовывать личностно-ориентированный подход к учащимся.

В центре образовательной системы школы стоит личность ребенка, которой обеспечиваются безопасные, комфортные условия  развития, основанные на принципах гуманизма и  сотрудничества.  Личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе  общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении со взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий дети обладают возможностью к развитию. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации  учебно-воспитательного процесса .

В связи с этим, на первый план выступают следующие задачи по формированию личности ребенка:



  • Оказывать помощь ребенку в преодолении социально-педагогические трудностей,  возникшего кризиса в развитии.

  • Корректировать отклонения, имеющиеся в развитии и поведении.

  • Создать положительную «Я-концепцию», снять «синдром неудачника».

  • Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.

  • Помочь адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри — коллективные отношения. Создать благоприятный психологический климат при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников.

  • Учитывать возрастные, умственные, психофизические особенности;

  • Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.

Организация обучения и воспитания  умственно отсталых детей     строится на следующие принципах:

  • воспитывающая и развивающая направленность обучения;

  • научность и доступность обучения:

  • систематичность и последовательность;

  • связь обучения с жизнью:

  • принцип коррекции в обучении:

  • принцип наглядности:

  • сознательность и активность учащихся:

  • индивидуальный и дифференцированный подход:

  • прочность знаний, умений и навыков.

2. Приоритетные направления образовательной деятельности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Буйская средняя общеобразовательная школа» в специальных (коррекционных) классах  реализует  специальную (коррекционную) образовательную программу для детей с умственной отсталостью VIII вида для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологический реабилитации для последующей интеграции в общество. Учреждение обеспечивает

1) условия для обучения, воспитания,  социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения специального государственного образовательного стандарта;

3) адаптацию и социализацию учащихся к жизни в обществе;

4) обучение различным профилям труда с учетом психофизических особенностей детей в местных условиях;

5) формирование здорового образа жизни.

Учреждение создает условия для максимального развития учащихся. В работе педагогического коллектива обеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов детей с опорой на сензетивность того или иного возраста, на зону ближайшего развития и т.д.

3. Цели и задачи образовательной политики Учреждения

Специальные (коррекционные) классы 8 вида создаются для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии и трудовой подготовки, социально – бытовой реабилитации для последующей интеграции в общество.

Цели и задачи специальной (коррекционной) школы 8 вида:



  • Обеспечение обучающимся условий для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в обществе.

  • Осуществление комплексной системы обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей адекватный их возможностям уровень общего образования по специальным учебникам и программам.

  • Обеспечение первоначальной профессиональной подготовки и социально – трудовой реабилитации детей в соответствии с их психофизическим развитием и индивидуальными возможностями.

  • Коррекция недостатков умственного и физического развития в процессе образования и трудового обучения учащихся, воспитательной работы по устранению дефектов общего и речевого развития, а также лечебно – профилактических мероприятий.

Образовательная программа школы выступает как средство удовлетворения потребностей:

  • ученика, поскольку является средством осуществления его личностных запросов. В этом аспекте ОП реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности, зафиксированной в ст 8 «Конвенции о правах ребенка»;

  • родителей, поскольку является «гарантией наилучшего обеспечения интересов ребенка» (ст 3 «Конвенции о правах ребенка»);

  • учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности, как право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;

  • школы, поскольку дает ей право на свою неповторимость;

  • общества, поскольку будущее общества определяется здоровым развитием ребенка.

Целевые ориентации, заложенные в образовательной программе следующие:

Личность ребенка



  • Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.

  • Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.

  • Создать положительную Я-концепцию, снять «синдром неудачника».

  • Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.

  • Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутриколлективные отношения.

  • Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.

  • Привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.

Педагогический коллектив Учреждения учитывает, что личность ребенка – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе  общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формирование личности его возможно только в общении с взрослыми и происходит в процессе ведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условий дети обладают возможностью к развитию. Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависит от особенностей организации  учебно-воспитательного процесса в классах VIII вида.

Основными условиями развития обучающихся считаем:



  • учет возрастных особенностей;

  • развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;

  • создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников.

Основными направлениями образовательной деятельности являются:

  • охрана и поддержание здоровья детей;

  • формирование основ здорового образа жизни обучающихся;

  • обеспечение общеобразовательной подготовки с учетом психофизических особенностей обучающихся;

  • адресная индивидуальная помощь детям, обучающимся на дому;

  • подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях производства;

  • обновление содержания образования;

  • повышение специальной компетентности обучающихся;

  • усиление функциональной грамотности выпускников.

4. Организация учебно-воспитательного процесса.   Оценка результатов образовательной деятельности.

 Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года составляет 35 недель.

Срок проведения государственного экзамена по  трудовому обучению в 9 классе устанавливается  директором школы по согласованию с Управлением образования.

Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней

Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом всех требований СанПиН.

Режим работы школы:

Продолжительность учебной недели 5 дней.



Продолжительность уроков:

  • 1 класс –   сентябрь- ноябрь(3 урока по 35 минут), ноябрь-декабрь(4 урока по 35 мин),с января 4 урока по 45 мин.

  • 2 – 9 класс – 45минут.

Во всех классах в течение урока (после 15 – 20 минут работы) проводятся динамические паузы продолжительностью 1 – 2 минуты.

Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:

-          5 – 6 класс – до 2 часов;

-          7 – 8 класс – до 2,5 часа;

-          9 класс – до 3 часов.

Перерыв между образовательными предметами и началом занятий в кружках, составляет 45 минут. В это время организуется  отдых обучающихся.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: экскурсия, деловая игра. Разнообразны и формы работы с детьми на уроке: проведение опыта, лабораторная работа, работа с картой, рисование по воображению, работы в группах, составление плана и т.д.

Одним из основных средств коррекции отклонений развития обучающихся, развития, прежде всего, сохранного интеллекта, является подготовка обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по общеобразовательным предметам.

Задача Учреждения при обучении обучающихся специальных (коррекционных)  1-9 классов VIII вида по традиционным для всех общеобразовательных школ предметам заключается в обеспечении их тем уровнем знаний, практических умений и навыков, которые необходимы для успешной социальной адаптации в современном обществе.

Математика, русский язык, природоведение, история, география, биология, обществознание – основные предметы образовательного блока, которые строятся на основе усвоения элементарных теоретических знаний при усиленной роли практической направленности. В тематическом планировании по этим предметам указывается наличие оборудования по данной теме, предусматривается работа со словарем, различные формы практической деятельности обучающегося и предусматривается объем теоретических знаний и практических умений во всем уровням обучения.

Предназначение учебных предметов данного блока – способствовать развитию всех высших психических функций, расширению кругозора, формированию социального опыта.

Психофизические особенности обучающихся в Учреждении учитываются при уровневой дифференциации учебного материала. Во всех реализуемых учебных программах, тематических планах прописаны минимальные требования к базовому, минимально необходимому, индивидуальному уровням элементарного усвоения общеобразовательных дисциплин. Принцип дифференциации обучения, необходимый в работе с обучающимися специальных (коррекционных) классов VIII вида, осуществляется на практике благодаря данному подходу к организации образовательной деятельности. На основе диагностики усвоения программного материала по предмету учителю дается возможность дифференцированно подходить к оценке фактических знаний, умений и навыков. Данный принцип соблюдается и при осуществлении контроля за соответствием уровня знаний требованиям нормативно-правовых актов (при проведении контрольных работ, проверки знаний обучающихся).

Второй блок общеобразовательных дисциплин: допрофессионально- трудовое обучение (4-5 классы), профессионально-трудовое обучение (6-9 классы), музыка и пение; изобразительное искусство; физическая культура – способствует коррекции двигательно-моторной, сенсорной, эмоционально-волевой сферы. Они способствуют развитию у обучающихся эстетических чувств, художественного вкуса, физической работоспособности, привычек, направленных на здоровый образ жизни. Динамика результативности данных предметов более очевидна в практическом плане.

Программы по изобразительной деятельности внедряются с применением нетрадиционных методик, что способствует, в первую очередь, развитию творческого воображения обучающихся.

Программный материал по музыке и пению,  дается через реализацию комплексных методик по данным дисциплинам.

Основной задачей специальных (коррекционных) классов VIII вида является подготовка выпускников к жизни в обществе, профессионально-трудовой деятельности в условиях производства. Поэтому  одним из важнейших предметов на протяжении всего периода обучения в Учреждении (с 1 по 9 класс) является трудовое обучение. В содержании программы по предмету, методах работы четко прослеживается преемственность между допрофессионально-трудовым (4-5 классы) и профессионально-трудовым (6-9 классы) обучением. Профессионально-трудовое обучение – единственный учебный предмет, по которому проводится в выпускном классе государственная (итоговая) аттестация.

В соответствии с требованиями нормативно-правовых документов освоение основного общего  образования  заканчивается государственной (итоговой) аттестацией по трудовому обучению, результаты которой являются одним из показателей успешности образовательной деятельности Учреждения

Коррекция специфических нарушений, затрудняющих формирование жизненно необходимых знаний, умений и навыков, осуществляется также и на занятиях по специальным коррекционным предметам. Федеральный компонент коррекционного блока представлен учебными предметами интегративного характера: развитие  устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1-4 классах и социально-бытовая ориентировка в 5-9 классах.

Уроки развития устной речи способствуют более активному усвоению знаний и практических умений при обучении русскому языку, чтению, биологии, истории, географии и другим предметам.

Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития, практической подготовке к самостоятельной жизни осуществляется на уроках социально-бытовой ориентировки.

В Учреждении существует система собственно коррекционных  занятий. Опытным путем школа определила их направление, роль и место в общем образовательном процессе. Сложившаяся система коррекционных занятий позволяет сделать вывод о результативности и перспективности ее применения в нашем Учреждении, так как за последние три года наблюдается повышение уровня и качества успеваемости. Цели и задачи коррекционных  занятий:

- способствовать личностному развитию обучающихся, развитию механизмов компенсации;

-          способствовать подготовке обучающихся к профессиональному труду в условиях предприятия.

-          специфической формой учебных занятий являются индивидуальные и групповые занятия, к которым относятся логопедические, коррекционные, факультативные, психо-коррекционные занятия.

Коррекционные и логопедические занятия проводятся в специализированном кабинете, что дает обучающимся возможность отойти от классно-урочной системы, и делает данные занятия не только стабилизирующими в плане коррекции определенных нарушений, но и способствуют совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Требования к данным занятиям определены государственными нормативными документами.
МБОУ «Буйская средняя общеобразовательная школа» в специальных (коррекционных) классах VIII вида осуществляет комплексную систему обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающую адекватный их возможностям уровень общего образования и первоначальной профессиональной подготовки.

Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII вида  выполняет функцию путеводителя по областям знаний и является нормативным документом для школы.

На основе базисного учебного плана школа вправе разработать собственный план, который будет отражать тип классов и их специфику.

Стандарт образования раскрывает ступени обучения, их продолжительность, допустимую учебную нагрузку на каждой ступени, а также дает представление о содержании и структуре образования как целого, в котором присутствует федеральный, региональный и  школьный компоненты.

Стандарт образования дает возможность Учреждению, имеющему специальные (коррекционные) классы для детей с нарушениями интеллекта, выбрать те образовательные области, которые в наибольшей мере соответствуют возможностям этой категории аномалии, определяют возможные ступени и сроки их обучения.

Именно эти параметры соблюдались при разработке учебного плана специальных (коррекционных) классов, программ учебных предметов, структуры управления и организации учебной деятельности с учетом решения специфических задач.



Структура учреждения:

-           обучение – 1- 9 классы;

-          1-4 классы –  этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической задачей специального обучения;

-          5-9 классы – осуществляется обучение основным общеобразовательным предметам и профессионально-трудовое обучение, при этом ставится целью социально-трудовая и бытовая адаптация и реабилитация умственно отсталых обучающихся.

Учебный план включает перечень всех учебных предметов, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый предмет, и распределение этих часов в течение учебной недели. Наряду с традиционными предметами в учебный план включены специфические, имеющие коррекционную направленность  занятия, а также индивидуальные и малогрупповые занятия по исправлению недостатков речевого и физического развития.

В 1 - 9 классах из традиционных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и развитие речи, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение и музыка; осуществляются физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение. Задача общеобразовательных предметов и трудового обучения заключается в обеспечении обучающихся тем уровнем знаний, умений и навыков, которые необходимы для их успешной социальной адаптации.

Специальная задача коррекции имеющихся у обучающихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и  навыков осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, но и на специальных занятиях.

Учебный план учреждения позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному образовательному стандарту для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

5. Учебный план специальных (коррекционных) классов VIII вида.

Пояснительная записка к учебному плану


На начало 2015-2016 учебного года в школе на учете по специальному коррекционно-развивающему обучению состоит всего 2учащихся, из них
YIII вида ( дети с нарушением интеллекта)-2чел
Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).

Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания.Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал.

Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Обучение по индивидуальной образовательной программе на основе образовательных программ С(к)ОУ VIII вида и учебному плану С(к)ОУ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью 1 ребенок обучается на дому, для него составлен индивидуальный учебный план

Индивидуальное обучение на дому.
Основное общее образование


Общеобразовательные области

Число учебных часов в неделю

Всего




5кл.




I







Общеобразовательные курсы







Чтение и развитие речи

1

1

Письмо и развитие речи

2

2

Математика

2

2










Природоведение

2

2

Изобразительное

искусство



1

1

II







Трудовая подготовка







Профессионально трудовое обучение

2

2

Итого

10

10


Учебники для 5 класса специального коррекционного ОУ 8 вида


Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

5

Просвещение

Малышева З.Ф. Чтение.

5

Просвещение

Перова М.Н., КапустинаГ.М. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид).

5

Просвещение

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид).

5

Просвещение

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид).

5

Просвещение

Ковалёва Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд.

5

Просвещение

Учебный план для учащихся разработан в соответствии с действующими Санитарными правилами СП 2.4.2. 782-99 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»; с требованиями Государственного стандарта общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное (коррекционное) обучение по VIII виду организованно с учетом программ специальных (коррекционных) ОУ VIII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе для основной ступени, рекомендованных Управлением реабилитационной службы и специального образования РФ.

В учебном плане выделяются: инвариантная часть (образовательные и коррекционные курсы, трудовая подготовка) и вариантная часть (обязательные занятия по выбору и факультативные занятия).

При обучении учащихся в 5,9 классах реализуются программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Предметы по выбору программами обеспечены.

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в сроки, действующие для всех образовательных учреждений.

Продолжительность урока – 45 мин.


В специальном (коррекционном) обучении по программе VIII вида предусматривается интегрированное обучение. Основной задачей интегрированного обучения детей с ОВЗ в школе является стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с особенностями в развитии в отдельные группы.

Интегрированное обучение и воспитание не является обязательным. В каждом конкретном случае такая форма обучения организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Обучение ведется согласно заявлению родителей или их законных представителей.



Начальная ступень

Обучение русскому языку и чтению осуществляется в двух направлениях: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи с целью формирования навыков правильного, беглого и выразительного чтения произведений, доступных пониманию учащихся; формирования умений правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; социальной адаптации в плане общего развития и формирования нравственных качеств.

Учебный предмет «Математика» предполагает формирование арифметических счётных навыков, ознакомление с основами геометрии.

«Искусство» изучается в виде предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» (ИЗО) с целью развития художественного вкуса, развития навыков пространственной ориентации и зрительно-двигательной ориентации, развития эстетических чувств.

Учебный предмет «Технология» предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов (бумага, ткань).

Учебный предмет «Физическая культура» ориентирован на укрепление здоровья школьников, выполнение спортивных нормативов, кроме того, в предмет включены мотивационные уроки, направленные на формирование у школьников здорового образа жизни.

К коррекционным занятиям относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, занятия с целью привития учащимся вопросов социальной адаптации в самостоятельной жизни, развития положительных нравственных качеств личности, развития культуры взаимоотношений, формирования навыков приспособления к условиям социальной среды путем усвоения и принятия норм, правил, способов поведения, принятых в обществе, развитие артикуляционного аппарата, исправление дефектов речи.

Школьный компонент:

- с целью расширения кругозора, развития образного мышления, речи учащихся увеличено учебное время на предмет «Чтение и развитие речи».

- увеличено учебное время на изучение предмета «Математика» для формирования и развития вычислительных навыков.



Основная ступень

Учебные предметы «Русский язык и развитие речи» и «Чтение и развитие речи» ориентированы на овладение учащимися функциональной языковой грамотностью, социальную адаптацию в плане общего развития и формирования нравственных качеств.

Учебный предмет «Математика» ориентирован на подготовку учащихся к практической деятельности в повседневной жизни.

Учебный предмет «Природоведение», который вводится в 5 классе, предполагает подготовку учащихся к усвоению систематических знаний по географии и биологии.

Учебный предмет «География» предполагает изучение физической и экономической географии,

Учебный предмет «Биология» предполагает изучение растительного и животного мира, раздела «Человек», а также раздела «Общая биология».

«Искусство» в 5-8 классах изучается в виде отдельных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство (ИЗО)» ориентации и зрительно-двигательной ориентации; развития эстетических чувств.

Учебный предмет «Технология» реализуется в рамках раздельного обучения мальчиков и девочек, что способствует их всесторонней подготовке к будущей жизни. Девочки обучаются кулинарии, швейному делу, вязанию, а юноши - столярному и слесарному делу.

Учебный предмет «Физическая культура» ориентирован на формирование у школьников физического, психического здоровья, выполнение спортивных нормативов.

В 5-9 классах вводятся коррекционные занятия с целью привития учащимся вопросов социальной адаптации в самостоятельной жизни, развития положительных нравственных качеств личности, развития культуры взаимоотношений, формирования навыков активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил, способов поведения, принятых в обществе, занятия с логопедом - развитие артикуляционного аппарата, исправление дефектов речи.

Занятия по социально-бытовой ориентировке: использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых по разделам «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище», «Личная гигиена» и т.д.
 Учебный план составлен  с целью реализации в образовательном учреждении начального, основного (общего) образования для детей с нарушениями интеллекта по программам специальных (коррекционных) классов и разработан в соответствии с действующим законодательством РФ в области   образования лиц на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных)  образовательных учреждений, классов  VIII вида .

Учебный план МБОУ «Буйская СОШ»» разработан  на 2015-2016 учебный год и предусматривает 9-лстний срок обучения с 5-дневной учебной неделей.

 

Образовательная область «Общеобразовательные курсы»:



1.  Язык и речь – все предметы представлены полностью, распределение часов соответствует Базисному плану.

2.  Математика - распределение часов соответствует Базисному плану.

3. Природа  - все предметы представлены полностью, распределение часов соответствует Базисному плану.

4. Обществознание – все предметы представлены полностью, распределение часов соответствует Базисному плану.

5.Искусство - все предметы представлены полностью, распределение часов соответствует Базисному плану.

6. Физическая культура - распределение часов соответствует Базисному плану с учетом рекомендаций о введении в учебный план третьего часа физической культуры.

Образовательная область «Трудовая подготовка» представлена полностью. Распределение часов по трудовому обучению полностью соответствует Базисному плану.

Начальная школа 1-4 классы.

Образовательные области и предметы

Цели и задачи обучения

Русский язык:

Обучение грамоте

Чтение и развитие речи

Письмо и развитие речи



Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст

Выработать элементарные навыки грамотного письма

Повысить уровень общего речевого развития учащихся

Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Формировать нравственные качества

Математика

Дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность

Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств ребенка, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Практическая направленность обучения и связь с другими учебными предметами.




Подготовка к усвоению абстрактных математических понятий, формирование способности мыслить отвлеченно.

Изобразительное искусство

Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности.

Учить устанавливать сходства и различия, развивать аналитико-синтетическую деятельность.

Учить ориентироваться в задании, планировать свою работу.

Исправлять недостатки моторики, совершенствовать зрительно-двигательную координацию.

Развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Музыка и пение

Формировать знания о музыке, музыкально-эстетический словарь, ориентировку в средствах музыкальной выразительности.

Совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, слух и память.

Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения, активизированию творческих способностей.

Коррегировать отклонения в интеллектуальном развитии.

Физическое воспитание

Коррекгировать и компенсировать недостатки физического развития.

Развивать двигательные возможности, совершенствовать двигательные навыки и умения.




Укреплять здоровье, содействовать нормальному физическому развитию.

Трудовое обучение

Сообщить элементарные знания по видам труда.

Формировать трудовые качества, обучать доступным приемам труда, развивать самостоятельность в труде, прививать интерес к труду.

Формировать организационные умения в труде, учить выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Исправлять недостатки познавательной деятельности.

Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Исправлять дефекты общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Формирование элементарных представлений и понятий об окружающем мире.

Развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся, коррегировать их мышление.

Совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;

Исправлять недостатки моторики, развивать зрительно-двигательную координацию;

Формировать точность и целенаправленность движений и действий.

Укреплять здоровье учащихся, снимать эмоциональное напряжение.

5-9 классы




Образовательные области и предметы

Цели и задачи обучения

Русский язык:

Чтение и развитие речи



Письмо и развитие речи

Обучить школьников навыкам правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских, зарубежных и современных писателей;

Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Коррегировать речь и мышление

Математика

Дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность

Повышать уровень общего развития учащихся.

Коррегировать недостатки познавательной деятельности и личностные качества.

Практическая направленность обучения и связь с другими учебными предметами.

Природоведение

Формировать некоторые элементарные представления об окружающем мире.

Подготовить учащихся к лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Учить устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Воспитывать любовь к природе.

Коррегировать недостатки психофизического развития и познавательных возможностей и интересов учащихся.

Биология

Сообщить учащимся знания об основных элементах неживой и живой природы.

Формировать правильное понимание природных явлений.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Прививать навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.

География

Развивать и коррегировать познавательную деятельность учащихся.

Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе.




Развивать абстрактное мышление, расширять словарный запас.

Патриотическое, интернациональное, эстетическое и экологическое воспитание учащихся.

История

Изучать исторический материал с древности до настоящего времени.

Формировать правильные исторические представления.

Развивать мыслительную деятельность и речь.

Формировать умение выражать свои мысли историческими терминами.

Проводить краеведческую работу, формировать гражданские качества учащегося, знакомить с современной жизнью России.

Обществознание

Дать элементарные основы обществоведческих знаний.

Создать условия для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности.

Развивать мыслительную деятельность и речь.

Социально-бытовая ориентировка

Практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду.

Формировать знания и умения, способствующие социальной адаптации.

Повышать уровень общего развития учащихся: систематизировать и совершенствовать навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.

Формировать умения пользоваться услугами организаций, предприятий и учреждений, в которые им придется обращаться.

Способствовать усвоению морально-этических норм поведения.

Изобразительное искусство

Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности.

Развивать аналитико-синтетическую деятельность.

Улучшать зрительно-двигательную координацию.

Развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.




Формировать умения применять полученные знания и умения в учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности.

Музыка и пение

Формировать музыкальную культуру школьников.

Развивать эмоциональное, осознанное восприятие музыки в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, во время слушания музыкальных произведений.

Развивать нравственные качества школьника, способствовать адаптации в обществе.

Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения, активизированию творческих способностей.

Коррегировать отклонения в интеллектуальном развитии.

Физическая культура

Укреплять здоровье, содействовать нормальному физическому развитию, повышать работоспособность учащихся.

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, формировать навыки правильной осанки.

Дать знания в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.

Развивать чувства темпа и ритма, координации движений.

Трудовое обучение



Подготовить учащихся к поступлению в ПТУ

Знакомство с приемами и способами обработки древесины.

Формировать навыки владения столярными инструментами и приспособлениями. Знакомить с правилами ухода за ними.


Учебный план на 2015-2016год

Коррекционное обучение по программе 8 вида

(пятидневная неделя)

Пояснительная записка

В МБОУ «Буйская СОШ» по специальной коррекционной программе 8 вида обучается 1 ученик в 8 классе. Ребенок обучается вместе со всеми в классе. На него заведен отдельно классный журнал, составлены рабочие программы на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой, отдельно составляется поурочное планирование. Обучение ведется по специальным учебникам. По предметам, которые не включены в УП 8 вида Алёша учится в меру своих способностей, возможностей и организации индивидуальной деятельности учителем.





Предметные области

Учебные

предметы


Классы

Количество часов в неделю

8 кл




Класс-комплект

8 кл




Число учащихся

11

Филология

Русский язык

и развитие речи

3

Чтение и развитие речи

2

Иностранный язык

3

Математика и информатика

Математика

5

Информатика и ИКТ

1

Общественно-научные предметы



История

2

Обществознание (включая экономику и право)

1

География

2

Естественно – научные предметы

Физика

2

Химия

2

Биология

2

Искусство

Музыка




ИЗО

1

Технология

Технология

1

Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Физическая культура

3

Итого

31

Часть, формируемая участниками образовательных отношений




Литература Бурятии

2

Предельно допустимая учебная нагрузка при 5-и дневной учебной недели

33

Учебники 8класса для коррекционного обучения 8 вида




Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

8

Просвещение

Малышева З.Ф. Чтение.

8

Просвещение

Эк В.В. Математика.

8

Просвещение

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид).

8

Просвещение

Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. .

8

Просвещение

Данилова Г.И. Искусство.

8

Дрофа

Ковалёва Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд.

8

Просвещение

Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России для специальных (коррекцион-ных) учебных заведений.

8

Валдос


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница