Образовательная программа гбоу школа №333 Невского района Санкт-Петербурга 2015



Скачать 74,99 Kb.
Дата23.05.2016
Размер74,99 Kb.
ТипОбразовательная программа
Аннотация

к рабочей программе по Основам православной культуры

4 класс (2015-2016 учебный год)
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями);

  • Образовательная программа ГБОУ школа № 333 Невского района Санкт-Петербурга – 2015;

  • Учебный план ГБОУ школа № 333 Невского района Санкт-Петербурга – 2015-2016

Рабочая программа курса «Основы православной культуры» разработана на основе рекомендаций Министерством образования и науки Российской Федерации для учащихся 4 класса. Учебный предмет ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя модули:

1. Основы православной культуры

2. Основы исламской культуры

3. Основы буддийской культуры

4. Основы иудейской культуры

5. Основы мировых религиозных культур

6. Основы светской этики.


Программа рассчитана на 34 ч., 1 ч. в неделю.
ЦЕЛЬ учебного предмета ОРКСЭ – духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия; формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЗАДАЧИ учебного предмета ОРКСЭ:

  • формирование честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам многонационального государства

  • формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

  • формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

  • приобщение школьников к его духовным, нравственным и культурным ценностям развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества

  • возрождение духовно-нравственных традиций семьи

  • укрепление взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе

  • расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Эта модульная конструкция учебного предмета позволит удовлетворить образовательные запросы социума – в первую очередь, родителей школьников. Все модули нового предмета имеют светский, культурологический характер.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения

Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к истокам материальной и духовной культуры.

Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.

Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура.

Вопросы культурных традиций решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов.
Основными методическими приемами являются:


  • Исследовательская деятельность.

  • Поисковая деятельность.

  • Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов)

Формами работы:

  • являются заочные экскурсии;

  • Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

  • Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;

  • Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

  • Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

  • создание презентаций,

  • творческих практических работ.


Учащиеся должны:
Знать: термины “новый учебный год”, “новый календарный год”, “церковное Новолетие”, слова “церковь”, “храм”, “ангел”, “Пасха”, “Троица”, “Крещение”, “православный” иметь представление об их назначении; основы церковнославянского языка.
Уметь: рассказать о семье Богородицы, преподобном Сергии Радонежском и других святых, объяснить, чем именины отличаются от дня рождения, отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий, объяснить сюжет известных художественных полотен, например, “Видение отроку Варфоломею” М. В. Нестерова, “Воскрешение дочери Иаира” В.Д. Поленова, “Крещение князя Владимира” В.М. Васнецова и другие.
Понимать: смысловое значение имен, обращений: Пресвятая Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл молитв, смысл православных праздников.
Узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и лики других святых.
Проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, родителям, родственникам, окружающим людям (проявление заботы о них).

Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры.

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 -5 х классов:

– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.



Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 4–5 классов:

– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
УМК по данному предмету представлен следующим образом


  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики.

  • Мороз А.А. Основы православной культуры. Методическое пособие – «Сатисъ» - 2013.

  • Данилюк А.Я. Основы православной культуры.


Информационное методическое обеспечение
Рекомендуемая литература

1. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.

М.: Издательский дом «Покров», 2004.

2. Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа_Пресс, 1996.

3. Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.

4. Лукашенко К. «Сеятель». Третий и четвертый год обучения в школе и семье. 8_е

изд. СПб., 1914.

5. Пивоваров Б.И. «Православная культура России». Новосибирск, 2002; 2_е изд.

Новосибирск, 2010.

6. Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003.

7. Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия: В 2_х кн. М.: Лествица, 2003.

8. Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11_ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М._Л.,

1948. С. 425–488.

9. Ушинский К.Д. «Нравственное влияние как главная задача воспитания» // Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения»: В 2_х тт. Т. 1. М., 1953.



С. 327–332.

10. «Молитвы русских поэтов». XI–XIX: Антология / Автор-составитель В.И.Калугин. М.: Издательский дом «Вече», [2010].

11. «Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии: В 4_х кн. Приложение: Методическое пособие по основам красноречия. М.: Храм Христа Спасителя, 2009.__



Каталог: sveden -> files
files -> 1. Цели дисциплины
files -> Направления научно-исследовательской деятельности ноу впо «мгта» и Липецкого филиала ноу впо «мгта» и база для ее осуществления
files -> 1. общая характеристика направления подготовки дипломированного специалиста
files -> Педагогика и психология высшей школы для аспирантов бгсха им. В. Р. Филиппова
files -> Направления научно-исследовательской деятельности ноу впо «мгта» и Липецкого филиала ноу впо «мгта» и база для ее осуществления
files -> «История»
files -> «Философия»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница