Образовательная политика в России в XIX начале XX века Земляная Татьяна Борисовна



Скачать 231.27 Kb.
Дата21.04.2016
Размер231.27 Kb.
ТипСтатья
Образовательная политика в России в XIX - начале XX века
Земляная Татьяна Борисовна,

Институт научной информации и мониторинга РАО,

zemlyanaya@yandex.ru

Павлычева Ольга Николаевна,

Институт научной информации и мониторинга РАО,

olganik78@mail.ru
Аннотация

Статья посвящена характеристике основных направлений государственной политики в области образования в XIX - начале XX века. В статье подчеркивается важность и значительные масштабы проводимой государственной политики в сфере народного образования, содержится характеристика системы образования в России в указанный период и подчеркивается тот факт, что образовательная система России, масштабы которой за столетие значительно возросли, развивалась в основном как государственная.

Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем, кто занимается изучением и подготовкой научной литературы по истории образования.

Ключевые слова: образование, школа, воспитание, государственная политика в области образования, обучение, грамотность, просвещение, библиотека, училище, книга, учебник, светская школа, духовное образование, сословное образование, гимназия.
Abstract

Article is devoted to the characteristic of the main directions of a state policy in the field of education in XIX - the beginning of the XX century. In article importance and considerable scales of a carried-out state policy in the sphere of national education is emphasized, the education system characteristic contains in Russia during the specified period and that fact is emphasized that the educational system of Russia, which scales in a century considerably increased, developed generally as state.

Article is calculated on lawyers, historians, and also everything who is engaged in studying and preparation of scientific literature on an education stories.

Keywords: education, school, education, state policy in the fields of education, training, literacy, education, library, school, the book, the textbook, secular school, spiritual education, class education, a gymnasium

В начале 19 века в период царствования Александра I, кроме 4 университетов, были открыты 4 лицея, 58 гимназий, 100 уездных и значительное число приходских или народных училищ. Правительство уделяло большое внимание созданию учебных заведений, особенно университетов и гимназий, однако средства его были ограничены. Поэтому часто правительство обращалось за материальной поддержкой к обществу. Крупные пожертвования были сделаны Демидовым и Безбородком: Демидовым для устройства лицея в Ярославле, а Безбородком для гимназии высших наук (впоследствии лицея) в Нежине.

Александровские школы носили весьма отчетливые следы предшествующей эпохи — были энциклопедичны, а время, отведенное на изучение положенных в них предметов, совсем не отвечало сложности их и числу.1

В правительственных сферах в эту эпоху, как отмечает С.В. Рождественский, находила себе сторонников мысль, что лицеи являются более подходящим для России типом учебных заведений, чем университеты. В.П. Кочубей по поводу намерения дюка-де-Ришелье основать в Одессе лицей писал Сперанскому: «не университеты нужны нам, когда некому в них учиться, а особливо университеты на немецкую стать, но училища первыя и вторыя. Система лицеев есть самая лучшая, какую для России принять можно».

Сознавая весь вред, причиненный России чрезмерным увлечением всем иностранным, император Николай I решился преобразовать народное воспитание на началах народности. Для этой цели император назначил устройства учебных заведений и в Высочайшем рескрипте 14 мая 1826 г. на имя министра народного просвещения говорилось: «Обозревая с особенным вниманием устройство учебных заведений, в коих российское юношество образуется на службу государству, я с сожалением вижу, что не существует в них должнаго и необходимаго единообразия, на коем должно быть основано как воспитание, так и учение. Предмет сей столь быстрое может иметь влияние на благо государственное, что нужно без всякого отлагательства поспешить исправлением сего недостатка в нашей учебной части…» 2

Итоги развития народного образования к концу XIX в. очень значительны и показательны. Реформы Александра II, в том числе в сфере просвещения, дали мощный импульс развитию системы образовательных учреждений. Консервативные проявления в государственной политике в области образования тормозили процесс последовательного и динамичного развития российской школы, но не могли остановить его.

Кардинальные изменения в обществе, последовавшие в результате проведения буржуазных реформ и, прежде всего, отмены крепостного права, явились заметным стимулом к овладению знаниями крестьянством, самым многочисленным классом российского общества.

Получение крестьянами личной свободы вынудило власти обратить пристальное внимание на начальное образование, основы всей системы обучения. Большую роль в развитии начального образования сыграли трехгодичные земские школы, созданные как на скромные средства местного бюджета, так и па пожертвования подвижников.

Под влиянием изменений в обществе и, прежде всего, стремительного развития экономики государство предпринимает важнейший шаг в системе среднего образования (осуществляет переход от реальных классов к реальным гимназиям), представлявший существенную меру как в подготовке специалистов для набирающих силу промышленности, торговли, банковской системы, так и для открытия высших учебных заведений технического профиля.

Образовательная система России, масштабы которой за столетие значительно возросли, развивалась в основном как государственная. Конец XIX в. - время, когда в силу причин политического характера происходит сужение университетской демократии, вводятся серьезные ограничения при поступлении в вузы юношей неправославного вероисповедания и из семей низших сословий. Усиливается контролирующая функция государства в образовательной системе.

Анализ функционирования образовательной системы в XIX в. убеждает в том, что общество диктовало необходимость принятия образовательных стандартов в переломные периоды своего развития, и они в значительной степени способствовали выполнению задач по подготовке специалистов.

На рубеже XIX и XX веков Россия сделала резкий скачок в развитии промышленности. Подъём, охвативший почти все отрасли, был вызван внутренними накоплениями капитала, крупными капиталовложениями в железнодорожное строительство, протекционной политикой и значительным притоком иностранного капитала. Так, добыча угля в Донбассе увеличилась более чем в три раза (по сравнению с 1892 г.), нефти более чем в два раза, выплавка чугуна почти в три раза. Высокими темпами развивалось машиностроение. Ускорился процесс формирования пролетариата. К началу XX века насчитывалось около 10 млн. рабочих, а вместе с семьями не менее 22 млн. человек, т.е. 18 % всего населения страны. Развитие капитализма вызвало острую потребность в грамотных рабочих, квалифицированных технических и обслуживающих кадрах.

Состояние народного образования и помещичье-крепостническая система школ пришли в противоречие с развитием производительных сил. Правительство, обеспокоенное ростом демократических настроений народных масс и открытием земских и городских школ, стало усиленно насаждать церковноприходские школы. В начале XX века срок обучения в них повысился: в одноклассных до 3 лет, в двухклассных до 5 лет. Родители учеников были вынуждены нести значительную часть расходов на содержание церковно-приходских школ под видом добровольных пожертвований. Учащиеся нередко использовались приходским духовенством для домашних услуг. С каждым годом правительство отпускало на церковноприходские школы всё больше средств. С 1885 г. по 1902 г. ассигнования возросли с 55 тыс. до 10,3 млн. рублей. На все другие начальные школы России в 1902 г. правительство отпустило лишь 5 млн. рублей. В местностях, где существовали церковноприходские школы, открытие земских школ задерживалось. Царское правительство добилось значительного роста числа церковноприходских школ: с 5517 в 1885 г. до 42696 в 1905 г., что составило 46,5 % всех начальных школ России. Их количество стало снижаться после революции 1905-1907 гг.

В конце XIX - начале XX вв. школа России вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Общество и государство осознали, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие. В стране на рубеже веков возникли сотни новых просветительских обществ и народных библиотек начали выходить новые педагогические журналы (в 1916 г. издавалось 304 педагогических журнала): «Русская школа», «Вестник воспитания», «Образование» и др. Школьно-педагогическая проблематика привлекала внимание политиков, философов, социологов, психологов, деятелей культуры. Проблемы просвещения и образования остро звучали на многочисленных съездах и совещаниях начала века: Первом всероссийском съезде деятелей обществ народных университетов и других просветительских организаций частной инициативы в 1908 г., Первом всероссийском съезде по женскому образованию в 1912-1913 гг., Первом всероссийском съезде по вопросам народного образования в 1913-1914 гг. и других.

Все эти обстоятельства принудили нового министра просвещения Н.П. Боголепова заявить о намерении приступить к подготовке реформы школы. Министерство начало разработку проекта. Специальная комиссия, в которую входили представители министерства, директора гимназий и реальных училищ и видные профессора, обсуждала цели и типы общеобразовательной школы, направленность учебно-воспитательной работы в ней. В частности, был обсужден проект профессора П.Г. Виноградова, предусматривавший создание единой школы со сроком обучения восемь лет, которая должна была иметь младший (пять лет) и старший (три года) концентры с осуществлением в последнем разделения (фуркации). Но проект так и не был принят правительством. Сменивший Н.П. Боголепова П.С. Ванновский создал новую комиссию, которая предложила проект школьной реформы, предусматривавший создание одного типа средней школы — реальной, с разделением, начиная с 5 класса, на отделения с латинским языком и без него, но с усилением естествознания. Этот проект вызвал недовольство консервативных кругов в правительстве, и все поправки свелись лишь к частичному изменению учебного плана, а вскоре министр был оправлен в отставку.

На рубеже XIX-XX вв. вопрос о реформах школьного образования оказался в центре общественного внимания в России. Либеральные партии и педагогические организации (кадеты, Московское педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и др.) предлагали обширную программу демократических реформ школы (бесплатное обязательное начальное обучение, преемственность всех ступеней образования, равенство мужского и женского образования и т. д.), которая была принята на съездах по народному образованию в 1908-1913 гг. Сходные требования выдвигались в программах радикальных партий, прежде всего РСДРП, но при этом необходимым условием подобной перестройки школы называлось революционное свержение самодержавия.

В качестве первого шага в реформировании школы политические партии и общественно-педагогические организации предлагали введение всеобщего начального обучения. В конце XIX в. вопрос о всеобщем обучении обсуждался в 24 из 34 губернских земств; 20 из них создали фонды организации всеобщего обучения.

Революция 1905-1907 г. подняла передовую часть учительства и учащихся на борьбу за преобразование школы. Правительство было вынуждено считаться с этим, а поэтому пошло на ряд смягчающих мер: теперь педагогическим советам предоставлялось больше прав в решении вопросов внутришкольной жизни средних учебных заведений, к жизни школы была привлечена родительская общественность, разрешили создавать родительские комитеты, под давлением общественного мнения был отменен экзамен по греческому языку в мужских гимназиях, ослаблен внутришкольный режим и внешкольный надзор за учащимися, воспитательные комиссии во главе со священниками, осуществлявшие этот надзор, ликвидировали, предоставлялось больше свободы в подборе книг для школьных библиотек, земствам разрешили открывать двухклассные училища, а председателей уездных земских управ — вводить в состав училищных советов.

Начавшаяся в январе 1905 г. Революция резко обострила кризис школьной системы царизма, поставила вопрос о ее полном уничтожении, превратила народное просвещение в арену острой идеологической борьбы. Одним из ярких свидетельств несостоятельности школьной политики явился мощный взрыв антиправительственных выступлений среди учащихся средних учебных заведений и студенчества.

В центре академических требований учащейся молодежи находились вопросы коренного изменения школьного режима. Так, забастовавшие 4 февраля 1905 г. гимназисты Петербурга потребовали изгнания из учебной программы латинского языка, отмены вмешательства школьного начальства в домашнюю жизнь учеников, отмены существующей системы наказаний, вежливого обращения со стороны педагогического персонала, отмены определенных часов, назначенных для гуляния во внеклассное время, свободного посещения театров, концертных вечеров, библиотек, общественных читален, свободы совещаний в стенах учебных заведений и др.

Широкие масштабы приняли выступления студенчества, требовавшего отмены полицейского надзора за высшей школой, удаления реакционных профессоров и преподавателей, демократизации системы образования, автономии высшей школы. Во многих случаях академические протесты студенчества тесно переплетались с политическими требованиями свержения самодержавия и созыва Учредительного Собрания народных представителей, установления в стране политических свобод.3

В комплексе целей политики самодержавия в области начального народного образования на первом этапе создания народных школ – в период реформ 1860-х годов – превалировали социальные моменты, связанные с отменой крепостного права в России. С конца 60-х и до середины 90-х годов в структуре целей этой политики доминирующую роль играли политические соображения, что было вызвано, с одной стороны, активизацией земской деятельности в области начального народного образования, и, с другой, - усилением русификаторских тенденций в политическом курсе самодержавия. На рубеже 19-20в.в. в ряду целевых устремлений правительства по отношению к народной школе все большее значение стали приобретать мотивы экономического характера, свидетельствовавшие о постепенном осознании правительством роли образования как фактора развития производительных сил страны. В этот период происходит определенное сбалансирование, соподчинение политических, социальных и экономических целевых элементов в правительственной политики, направленной на данное звено школы. Последнее незамедлительно влечет за собой изменения в системе средств и методов этой политики: пересмотр характера, географии и способов финансирования начальной народной школы, унификацию объема и содержания образования в ней путем введения единых учебных программ, переориентацию фронта наступления так называемых образцовых министерских училищ, церковноприходских школ и т.д.4

Массовый взрыв революционных выступлений среди учащихся застал врасплох учебную администрацию. Отчаянно пытаясь спасти старый школьный режим, она металась между применением суровых репрессий и попытками мелких уступок. Осенью 1905 г. Либерально настроенный министра народного просвещения И.И. Толстой, сменивший на этом посту министра генерал-лейтенанта В.Г. Глазова, представил председателю Совета министров С.Ю. Витте специальную записку, в которой излагались насущные задачи министерства: необходимость введения всеобщего начального обучения, преподавания на родном языке в школах национальных районов, проведения реформы средней школы и разработки нового университетского устава.

Рассмотрев на заседании 1 ноября 1905 г. Вопрос о мерах, которые дали бы возможность упорядочить школьную жизнь до введения общей реформы законодательным путем, Совет министров был вынужден признать, что «правительство своими средствами не может удовлетворить все более и более растущую потребность в среднем образовании».5

Продолжив рассмотрение предложений Министерства народного просвещения на заседаниях 11 и 13 ноября 1905 г., Совет министров счел возможным предоставить попечителям учебных округов на основании ходатайств советов средних учебных заведений право разрешать местному учебному начальству отступать от действующих правил и циркуляров, регламентирующих внутренний распорядок в учебных заведениях. При средних учебных заведениях разрешалось образовывать родительские комитеты. Их представителям предоставлялись одинаковые с попечителями учебных заведений права в попечительских и в хозяйственных советах.

Составленный на основе решения Совета министров «всеподданнейший доклад» дважды представлялся на утверждение Николаю II. В первом случае он вообще не был рассмотрен: царь остался недоволен оформлением документа. Во втором случае он был утвержден указом от 16 ноября 1905 г., за исключением пункта, признававшего необязательным для учеников ношение форменной одежды вне школы. Считая, что отсутствие форменной одежды затруднит учебному начальству контроль за поведением учащихся все школы, царь отказался его принять. Однако через несколько дней И.И. Толстой все же сумел убедить Николая II в необходимости сохранения этого пункта.6

В соответствии с требованиями учащихся и демократической общественности Министерством народного просвещения был принят ряд других частных мер, ослаблявших школьный режим. Во многих средних учебных заведениях прекратились слежка за учащимися и применение физических наказаний, был ослаблен контроль за внеклассным чтением и участием учащихся в религиозных обрядах. В мужских гимназиях отменялся экзамен по греческому языку. Циркуляром Министерства народного просвещения от 15 мая 1906 г. Вводился новый учебный план для реальных училищ, значительно расширявший объем преподавания общеобразовательных предметов. По мере спада революционной войны и наступления реакции учебная администрация стремилась восстановить утраченные позиции, вызывая новые волнения и протесты среди учащихся, создавая реальные предпосылки для оживления антиправительственной агитации в стенах средней школы.7

Таким образом, революция оказала влияние на некоторую либерализацию школы, но после революции Министерство народного просвещения повело наступление на школу.

В 1907-1908 гг. были восстановлены переводные экзамены, отмененные в конце XIX в., и ужесточены требования к их проведению. При министре просвещения Л.А. Кассо была усилена власть директоров гимназий и ограничены права педагогических советов и родительских комитетов, повышена плата за обучение, что свидетельствует усилении реакции в области школьной политики.

В 1904 г. на реформу образования были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией. Первая Государственная дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения (1906г), который не был одобрен Государственным советом. В 1907 г. Вторая Государственная дума рассмотрела правительственный проект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», основные положения которого вошли в закон 1908 г. о дополнительных ассигнованиях на нужды начального народного образования, Согласно этому закону города и земства стали получать некоторые суммы под реализацию планов всеобщего обучения. Законом 1908 г. предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение.

В 1908 г. средняя школа России вступила в один из наиболее тяжёлых периодов своего существования. Наступление столыпинской реакции по всему фронту всё шире и глубже захватывало систему средних учебных заведений. Новый министр народного просвещения Шварц откровенно считал мероприятия своего предшественника Кауфмана недостаточными и слабыми. Основной задачей вновь назначенный чиновник считал сломить до конца революционное настроение молодёжи и установить такой режим, чтобы не было даже малейших намёков на повторение «печальных событий». Министр потребовал от директоров средних школ подробные характеристики всего педагогического персонала, отражающие в полной мере политические взгляды и педагогическое мастерство наставников молодёжи. Он обязал руководителей школ изучать каждого педагога во всех отношениях. Рекомендовал посещать уроки учителей и добиваться высокого качества преподавания при определённой политической направленности.

В июне 1910 г. министерство народного образования представило в Государственную думу проект реформы образования, устанавливающий единый тип средней школы-гимназии. При них иметь приготовительные классы, открывать подготовительные училища с 3-летним курсом обучения. Окончившие училища, согласно проекту, должны приниматься в 3 класс гимназии. В проекте была сформулирована задача новой средней школы: «Среднее учебное заведение должно дать учащимся совокупность знаний, необходимых для занятий наукой, развить и укрепить духовные силы юношей. Общество и государство ожидает от средней школы юношей с достаточно развитой волей, обладающих энергией, нравственных, воспитанных, сознающих свой долг перед отечеством». За обучение в средней школе устанавливалась плата с родителей, а освобождать от неё следовало не более 10% учащихся.

С конца 1910 г. министерство народного просвещения возглавил Кассо, крупный российский помещик. Своим резким возвышением, как считают некоторые историки, он обязан близкому другу Распутину. Проект, разработанный Шварцем, Кассо посчитал совершенно неприемлемым. По решению Николая II новый министр изъял из Думы проект реформы образования, а затем получил санкцию царя на снятие всякого обсуждения нововведений своего предшественника.

В ноябре 1912 г. (15 ноября) в Таврическом дворце начала работу Государственная дума четвертого созыва. Еще третьей Государственной думой было разработано законодательство для введения всеобщего начального образования, обозначены пути реформирования средней и высшей школы.

В самом начале работы Государственной Думы было внесено три законопроекта о введении в России всеобщего начального обучения.

Однако, как отмечает О.В. Овчинников: «между первыми двумя законопроектами не было существенной разницы. Оба они были проникнуты идеей привлечь к школьному делу широкие массы местного самоуправления к решению вопросов организации школьного дела и по существу повторяли основные положения, звучавшие в предыдущем созыве думы. 3-й проект предусматривал развитие школы на основе великорусского воспитания»8.

6 февраля 1913 г. в Думу было внесено предположение о реформе средней школы. В докладе комиссии по народному образования содержалась многосторонняя критика "толстовской школы". Основное содержание доклада, скорее всего, напоминало обвинительное заключения исполнительной власти обвиненной во всех бедах российского образования9. По мнению депутатов Думы, их главная задачи сводилась к тому, чтобы "...руководствуясь принципами установленными в согласии с выводами современной педагогики и с требованиями общественной пользы, принципами признанными Министерством народного просвещения и Государственной Думой третьего созыва, выработать такую систему законоположений которая бы обеспечивала бы действительное применение к жизни этих руководящих принципов10".

Предлагалось улучшить содержание обучения. Изучение всех предметов, по мнению депутатов, «должно было бы делиться на два, этапа, сначала изучались природоведческие и человековедческие дисциплины к первым из которых относились основы естественных наук, а ко вторым - язык, литература, основы психологии и история. Второй этап обучения должен был включать углубленное изучение математики, графических искусств и иностранных языков. Проект подробно рассматривал такие вопросы, как учебное время, физическое воспитание учащихся, преподавание пения, обучение детей с физическими и умственными недостатками.

Проектом предусматривалось право на создание специальных групп с углубленным изучением определенных предметов, разрешалась многотипность средних учебных заведений. Предполагалось также разделить учебные предметы на обязательные и дополнительные. В этой связи планировалось выделить три категории изучаемых предметов: обязательные для изучения всеми учащимися, обязательные для окончивших начальную школу и обязательные для поступающих в гимназии.

Другие положения детально регламентировали организацию подготовки учительского персонала, распределение полномочий педагогических советов, учредителей, попечительских советов и родительских организаций. Гимназиям, содержащимся на местные средства предоставлялись большие, по сравнению с государственными полномочия»11.

Первая сессия Государственной Думы четвертого созыва сформировала новые направления развития образовательной системы. Проявилась тенденция к созданию единой школьной системы, в частности к объединению церковно-приходской системы образования с начальными училищами, уделялось внимание вопросам подготовки штата для образовательных заведений. Во вторую сессию основная работа депутатов сосредоточилась в совещаниях по разработке вопросов, касающихся подготовки учащего персонала для низших учебных заведений, по рассмотрению законопроектов о штате Министерства, народного просвещения, по высшим учебным заведениям, по реформе средней школы.

Как справедливо резюмирует О.В. Овчинников, особенностью данного созыва стало внимательною отношение депутатов к социальному и профессиональному развитию учительства. Большое внимание депутаты уделили вопросам частного и донского образования12.

В законопроекте «и частных учебных заведениях классах и курсах» подробно рассматривались правовые аспекты организации "того типа учебных заведений. Аналогично государственным школам и гимназиям они делились на три ступени: низшие, средние и высшие. По своему организационному строению частные учебные заведения могли быть мужскими, женскими и смешанными. При частных школах могли организовываться общежития. Большими правами обладали учредители, которые могли существенным образом влиять на многие стороны учебно-воспитательного процесса. Закон детально прописывал круг лиц, которые не могли выступать учредителями, а также порядок открытия, и руководства учебными заведениями. В целом данные законопроект содержал весьма обширную программу развития частного образования в России и оговаривал формы государственного контроля и регулирования в этой сфере13".

Под руководством министра народного просвещения П.Н. Игнатьева был разработан План реформы средней школы (1916 г.), которым предусматривалось создание единой школы (гимназии) с семилетним курсом, обучения и двумя ступенями. После четвертого класса учащиеся должны были обучаться по трем направлениям: новогуманитарное (с базовым предметами литературой и языками), гуманитарно-классическое (с углубленным изучением древних языков), реальное (с двумя отделениями - естественных наук и математики). В учебном плане должны были доминировать отечественные язык и литература, история и география.

Территория страны была разделена в начале XX в. на 15 учебных округов, во главе которых стояли попечители. Общее руководство народным образованием осуществляли губернские и уездные училищные советы, в которые входили представители министерства просвещения, синода и других ведомств, имевших свои учебные заведения, а также земств и городов. Тяжесть практической работы по организации начального образования несли на своих плечах директора и инспектора народ­ных училищ и епархиальные наблюдатели церковных школ.

Сеть начальных учебных заведений в начале XX в. состояла из министерских, церковно-приходских, земских и школ других ведомств. К сожалению, статистические данные, приводимые в различных работах, не всегда совпадают, хотя и позволяют проследить общие тенденции развития начального образования в России. По данным всероссийской школьной переписи 1911 г., начальных училищ (отмечается, что это около 98% действительного числа) в стране насчитывалось 100295, в них обучалось более 6 млн. детей. В 1915 г. в России было 122123 училищ (по другим данным, 150 тыс.) с числом учащихся более 8 млн. Различия в статистических данных связаны как с условиями военного времени, когда не было возможности получить и обобщить все сведения о школах по различным ведомствам, так и с очень быстрыми темпами развития сети начальных училищ. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, за это время было открыто 50 тыс. новых школ. Тем не менее уровень развития народного образования все еще не соответствовал потребностям. Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял в 1914 г. по империи 30,1% (в городах - 46,6%, в сельской местности — 28,3%). Первая мировая война замедлила динамику роста начального образования в России. В начале века меняются приоритеты в развитии разных типов начальных школ. Почти совсем исчезают одно- двухгодичные школы грамотности, в которых давали элементарные знания чтения, письма, счета и закона божьего. Увеличивается число училищ с более длительным сроком обучения по сравнению с трех- четырехгодичными начальными школами. Растет число городских училищ и двухклассных начальных училищ с пяти- шестилетним курсом.

В 1912 г. появились высшие начальные училища с четырехгодичным курсом обучения (после трех- четырехлетней элементарной школы), в учебный план которых включались дополнительно алгебра, геометрия, физика, история, география, естествоведение, рисование, черчение, пение и гимнастика). Училища открывали в городах (преобразовывая существующие городские училища или создавая новые) и в селах. В 1915 г. в стране насчитывалось 1,5 тыс. высших начальных училищ и число их продолжало расти.

Церковно-приходские школы составляли в 1905 г. 46,5% всех начальных школ - 42696. В годы первой русской революции их число уменьшилось (в 1911 г. - около 40 тыс.), но до 1917 г. церковно-приходская школа занимала значительное место в системе начального образования.

Наряду с общеобразовательными начальными школами в России существовали многочисленные низшие профессиональные училища - лесные, железнодорожные, ремесленные, сельскохозяйственные, мореходные и другие.

Ареной постоянной борьбы прогрессивных и консервативных сил была высшая школа. В ходе революции 1905 г. были приняты «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения», согласно которым восстанавливалась выборность профессоров и автономия университетов, ослаблялся надзор за студентами. Была начата подготовка нового университетского устав. Однако, наступившая в 1908 г. реакция привела к возврату к Уставу 1884 г. Многочисленные протесты студентов и преподавателей против устаревших форм управления высшей школой, приводили к увольнению педагогов, запрещению любых студенческих организаций и т.д. Перспективный план развития российской высшей школы, включающий открытие новых университетов и других высших учебных заведений, в том числе в отдаленных районах страны, провозглашающий обязательным условием развития инженерно-технического образования сочетание специального и общего образования, был разработан в 1916 г. под руководством наиболее прогрессивного министра просвещения дореволюционного периода П.Н. Игнатьева. К сожалению, многие важные реформы в области начального, среднего и высшего образования, задуманные и начатые этим министром, не были доведены до конца в связи с его отставкой в декабре 1916 г. и последующими революционными событиями.



При сложности и противоречивости развития системы образования на рубеже XIX-XX вв. российская школа переживала период подъема, выразившийся в значительном росте количества учебных заведений, числа учащихся, необычайном разнообразии типов и форм образовательных учреждений, богатстве и содержательности учебного процесса в лучших учебных заведениях.
Литература

  1. Днепров Э.Д. Школьная политика: содержание понятия и аспекты изучения (на материалах дореволюционной России). / Школа России и в период революции 1905-1907 г.г.: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1985.

  2. Казакова С.В. Вопросы народного образования в особых журналах Совета министров 1905-1907 г.г. – В кн.: Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма: Малоисследованные проблемы и источники. Сб. науч. Трудов. - М.: 1980.

  3. Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории народного образования в России: до эпохи реформ Александра II. - М., 1910.

  4. Овчинников О.В. Работа над законодательством о народном просвещении в Государственной думе IV созыва. / История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник тезисов. - М.: ООО «Педагогика». -1998.

  5. Проекты Законов, одобренные Государственной Думой. Сессия 1. СПб. 1913. Документ № 128.

  6. Тебиев Б.К. В.И. Ленин и большевисткая партия в борьбе за школу и просвещение в период революции 1905-1907 годов. / Школа России и в период революции 1905-1907 г.г.: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1985.




1 Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории народного образования в России: до эпохи реформ Александра II. - М., 1910. С.221-222.

2 Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории народного образования в России: до эпохи реформ Александра II. - М., 1910. С.221-222.

3 Тебиев Б.К. В.И. Ленин и большевисткая партия в борьбе за школу и просвещение в период революции 1905-1907 годов. / Школа России и в период революции 1905-1907 г.г.: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1985, С.57-58.

4 Днепров Э.Д. Школьная политика: содержание понятия и аспекты изучения (на материалах дореволюционной России). / Школа России и в период революции 1905-1907 г.г.: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1985, С. 33-34.

5 Казакова С.В. Вопросы народного образования в особых журналах Совета министров 1905-1907 г.г. – В кн.: Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма: Малоисследованные проблемы и источники. Сб. науч. Трудов. - М.: 1980, С.278.

6 Казакова С.В. Вопросы народного образования в особых журналах Совета министров 1905-1907 г.г. – В кн.: Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма: Малоисследованные проблемы и источники. Сб. науч. Трудов. - М.: 1980, С. 281.

7 Тебиев Б.К. В.И. Ленин и большевистская партия в борьбе за школу и просвещение в период революции 1905-1907 годов. / Школа России и в период революции 1905-1907 г.г.: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1985, С. 60.

8 Овчинников О.В. Работа над законодательством о народном просвещении в Государственной думе IV созыва. / История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник тезисов. - М.: ООО «Педагогика». -1998. - С.13-17.

9 Овчинников О.В. Работа над законодательством о народном просвещении в Государственной думе IV созыва. / История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник тезисов. - М.: ООО «Педагогика». -1998. - С.13-17.

10 Проекты Законов, одобренные Государственной Думой. Сессия 1. СПб. 1913. Документ № 128.

11 Овчинников О.В. Работа над законодательством о народном просвещении в Государственной думе IV созыва. / История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник тезисов. - М.: ООО «Педагогика». -1998. - С.13-17.

12 Овчинников О.В. Работа над законодательством о народном просвещении в Государственной думе IV созыва. / История и современное состояние Российского образования. Малоисследованные проблемы. Сборник тезисов. - М.: ООО «Педагогика». -1998. - С.13-17.

13 Проекты законов, одобренные Государственной Думой. Сессия II. Вып. VI. СПб. 1914. № 513.

Каталог: attachments -> article -> 156
article -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
article -> Методические рекомендации по информированию родителей
article -> Адреса распространения
article -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница