«Образ матери в музыке, по­эзии, изобрази­тельном искус­стве»



Скачать 70.63 Kb.
Дата16.02.2016
Размер70.63 Kb.
ТипУрок
Конспект урока по музыке в 3 –м классе

Подготовила: учитель музыки МАОУ гимназия восточных языков №4 г. Хабаровск Земенкова Елена Павловна

Тема урока: «Образ матери в музыке, по­эзии, изобрази­тельном искус­стве».

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Цель: создать условия для получения учащимися знаний в ходе анализа музыкальных и художественных произведений в процессе изучения темы «Образ матери в музыке, по­эзии, изобрази­тельном искус­стве».

Задачи:

1.Образовательная – познакомить с образом Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке.

2.Развивающая – развить вокально-хоровые навыки, творческие способности; умение выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений в процессе изучения темы «Образ матери в музыке, по­эзии, изобрази­тельном искус­стве».

3.Воспитательная – формировать интерес к музыке, знания о церковной музыке; воспитать любовь и уважение к произведениям искусства, осознанное чувство уважения к матери, внимательные и заботливые отношения в семье.



Структура:

-сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;

-подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

-ознакомление с новым материалом;

-музыкальная игра;

-подведение итогов урока;

-рефлексия;

-домашнее задание.



Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Аве Мария»; С. В. Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся»; тропарь Владимирской иконе Божией Матери; песня «Мама» на слова А. Шульгиной и музыку В. Гаврилина, песня «Богородица» в исполнении С.Лазаревой, песня «Мама» итальянского композитора Биксио.

Используемые технологии: личностно-ориентированная технология; здоровьесберегающая технология; игровая технология; коммуникативная технология; информационная технология.

Программное обеспечение: программа, составленная на основе авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011).

Предполагаемый результат: формирование у детей художественного вкуса, творческого воображения, основанного на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературным словом; формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким, забота).

Оборудование: фортепиано (синтезатор); музыкальный центр; компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран, интерактивная доска.

Оформление доски: рисунки детей с изображением матерей.

Ход урока

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие «Добрый день».

2. Музыкальная разминка. Гамма до - мажор, распевки: «С этажа и на этаж», «Вверх идем мы семь ступеней», на слог «лю», «Жук», скороговорка «Сидит белка», дикционное упражнение «Камыши».

3.Введение в тему урока. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама». Такими словами мне хочется начать наш урок. Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей). Правильно, о маме. Почему о маме? (Ответы детей). Мы сегодня поговорим о маме в преддверии праздника – «День матери», который стали отмечать в России с 1998 года, в последнее воскресенье ноября. А что для вас обозначает слово «мама»? (Ответы детей).


4.Изучение нового материала. Тема нашего урока «Образ матери в музыке, по­эзии, изобрази­тельном искус­стве». Кто ответит, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Ответы детей). Правильно, слушать и анализировать музыкальные и художественные произведения о маме. Ребята, вы знаете, что в искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины – матери. Эта вечная тема волновала, и будет волновать многие и многие века, она близка каждому человеку. Многие творцы искусства - композиторы, художники, писатели всего мира создали гениальные произведения, посвященные самому дорогому и любимому для каждого человека - маме. Давайте рассмотрим эту тему в изобразительном искусстве, рассмотрим и проанализируем картины: «Петроградская мадонна» К. Петрова-Водкина и «Мадам Шарпантье с детьми» О. Ренуара. Картина «Петроградская мадонна» К. Петрова-Водкина была написана в 1920 году. Художник назвал свою картину «1918 год в Петрограде». Другое название картины - «Петроградская мадонна». Кто из вас знает, кто такая «мадонна»? (Ответы детей). Слово Мадонна обозначает Богоматерь, Богородица. Как вы считаете, какой изображена мама на картине «Петроградская мадонна» К. Петрова-Водкина? (Ответы детей). К. Петров-Водкин рисует образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе. Общая интонация картины тревожная — жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается, как желание уберечь сына от невзгод. Название мадонны — «Петроградская» сравнивается с традиционным изображением икон Божией Матери (Владимирская, Донская, Казанская). Ребята, а кто из вас слышал об иконах, а об иконах Божией матери? (Ответы детей). А что обозначает слово икона? (Ответы детей). Икона- это изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер. Владимирская икона Божьей Матери - одна из икон, написанных святым евангелистом Лукой. В V в. она была перенесена из Иерусалима в Константинополь, а в VII в. прислана в Киев великому князю Юрию Долгорукому. Сын князя Андрей Боголюбский отличался благочестием и перед отъездом в свою Ростовскую вотчину взял икону с собой. На пути Богородица явилась князю во сне и повелела поставить икону во Владимире. Это было в 1158 г. Князь создал храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и перенес в него икону, украсив золотом, серебром и драгоценными камнями. С этого времени икона стала называться Владимирской. Много раз этот святой образ спасал русскую землю от нашествий. Давайте рассмотрим картину «Мадам Шарпантье с детьми» О.Ренуара. Картина «Мадам Шарпантье с детьми» была написана французским художником 19 века Огюстом Ренуаром. Давайте сравним содержание этих картин, определим их эмоциональный строй и подумаем над тем, какими знакомыми им музыкальными произведениями можно озвучить эти живописные полотна. Какой изображена мама на картине О. Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми»? (Ответы детей). Эта картина напротив, передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные позы матери, детей и даже собаки полны покоя и умиротворения. А на ваших рисунках, какой изображена мама? Какое у нее лицо, глаза? (Ответы детей).

Мы с вами рассмотрели образ матери в изобразительном искусстве. Но вы ребята знаете, что образ мамы воспет и в поэзии. Давайте послушаем в исполнении учащихся стихотворения о маме.



Образ матери воспроизведен не только в поэзии, изобразительном искусстве, а также звучит и в музыке. Сейчас мы послушаем и проанализируем музыкальные произведения. В русской православной церкви есть молитва, обращённая к матери – «Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова, давайте ее послушаем и дадим анализ произведения. Дайте характеристику музыкального фрагмента. (Ответы детей). Следующее музыкальное произведение, которое мы прослушаем - «Аве Мария» Франца Шуберта. «Аве Мария» обозначает «Радуйся, Мария!» Дайте музыкальную характеристику прослушанного фрагмента. Давайте послушаем «Тропарь иконе Божией Матери». А что обозначает слово «тропарь»? (Ответы детей). Тропарь- это молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо. Что мы слышим в этих произведениях? (Ответы детей). Это музыкальные обращения к Богородице, в которых воспета красота гармонии, чистого и благозвучного обращения к образу Богородицы. Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое. Музыка, воспевающая Богородицу, простая и величественная одновременно. А сейчас давайте послушаем и проведем сравнительный анализ музыкальных произведений- песен «Мама» В. Гаврилина (на слова А. Шульгиной) и «Мама» итальянского композитора Биксио — аналогично сопоставлению картин. Песня «Мама» В.Гаврилина - последний номер вокально-симфонического цикла «Земля». Этот цикл включает в себя 7 контрастных песен, не связанных сюжетно, но объединенных общей темой. Особую популярность получил седьмой- «Мама». Каков характер этой песни? (Ответы детей). В песне чувствуется выразительность, нежность и трогательность строк о маме, интонационность песенной мелодии, чистота и строгость распева. Давайте послушаем песню - «Мама» итальянского композитора Биксио. Дайте характеристику этой песни. (Ответы детей). Песня «Мама» итальянского композитора звучит контрастно песне В. Гаврилина «Мама», так как в ней преобладает национальный колорит, придающий музыке страстность и экспрессивность выражения чувства. Какая из песен больше соответствует образу картины О. Ренуара? (Ответы детей)

5. Музыкальная игра «Угадай-ка». Я буду исполнять небольшие фрагменты из песен, а вы должны угадать, что это за песня: «Спи моя радость усни», «Солнечный круг», «Ложкой снег мешая», «Песенка мамонтенка», «Мама-1 слово».

6. Итог и вывод по уроку. Чем мы сегодня занимались на уроке? (Ответы детей). В каких видах искусства мы рассматривали и сравнивали образ матери? (Ответы детей). Образ матери изображен в литературе, музыке и живописи. Музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, они помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений. Образ матери является символом всего самого дорогого, родного, кровного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать… Образ мамы, матери сравнивается с образом богоматери, богородицы. Мама, как и богоматерь не предаст, не разлюбит, все время будет с вами, чтобы ни случилось. Слушание песни «Богородица» в исполнении С. Лазаревой

7. Рефлексия. Оценивание работ учащихся, выявить активных, поблагодарить всех за внимание.

8. Домашнее задание. Нарисовать рисунок на одну из прозвучавших на этом уроке песен о маме.

В завершении нашего урока давайте исполним песню «Вдалеке от мамы». Закончить наш урок мне хочется такими словами: давайте будем любить и беречь своих мам! Всем «До новых встреч». Завершение занятия – «До свидания».


Используемая литература:

1. http://get-tune.net/ - Самый крупный музыкальный архив



2. http://ale07.narod.ru – Ноты, Аккорды - Песни и песенники

3. Курушина Т.А. Музыка. Конспекты уроков. Издательство «Учитель». Волгоград.2009г.
Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница