ПРОГРАММА
преемственности дошкольной и начальной ступеней образования МАДОУ «ДС № 19
г. Благовещенска» - МОАУ СОIII №26
Обоснование программы
Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.
Школа и детский сад два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно- воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
МОАУ COIII № 26 основная общеобразовательная школа имеет широкие возможности для реализации программы преемственности, гак как в условиях педагогического процесса реализуются образовательные программы ДОУ и начальная школа.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольной группы и начальной школы МОАУ COIII № 26 возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Преемственность с позиции школы эго опора на тс знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Программа преемственности основывается на следующих теоретико - методологических положениях:
-
фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;
-
научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного и начального образования;
-
действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного и начального образования.
Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет в рамках программы преемственности:
-
Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково - символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).
-
Социальное развитие: осознание социальных нрав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.
-
Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.
-
Готовность к дальнейшему образованию: речевое развитие как предпосылка изучения предмета «Родной язык», познавательное развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д.
Цель программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования в условиях функционирования МОАУ COIII № 26
Задачи программы:
-
Создать на территории школы единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными стандартами.
-
Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса.
-
Создать психолого - педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
-
Способствовать преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных стандартов.
-
Создать единую стратегию в работе с родителями.
-
Обеспечить профессиональный рост педагогов.
Принципы построения программы
Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
Содержательные компоненты преемственности
Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный - правильное соотношение между
непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический - постановка в центр воспитательно - образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Направления реализации программы преемственности
Организационно методическое обеспечение
|
Работа с детьми дошкольной группы
|
Работа с родителями
|
Организационно-методическое обеспечение включает:
-
Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
-
Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе.
-
Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
-
Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.
-
Семинары-практикумы.
-
Взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе.
-
Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
-
Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
Данное направление имеет несколько аспектов:
Информационно - просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно воспитательной работы. Изучение программы старших групп и первого класса. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».
Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующем обсуждением).
Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
Работа с детьми включает:
-
Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной группы в рамках школы.
-
Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
-
Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольной группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.
-
Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
-
Совместное проведение родительских собраний.
-
Проведение дней открытых дверей.
-
Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
-
Открытые занятия
-
Консультации воспитателя, учителя начальных классов
-
Организация экскурсий по школе.
-
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:
1.Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить ребенка к школе» (о значении УУД для обучения в школе).
-
Лекторий в рамках школы будущего первоклассника.
-
Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» и др.
Этаны реализации программы преемственности
Направления работы
|
1 этап подготовительный
2013 - 2014
|
2 этап
Внедренческий
2014 - 2015
|
3 этап
Результативный
2015 - 2016
|
Теоретическое и информационное обеспечение программы. Сбор и анализ (анкеты, срезы, тесты)
|
Теоретический анализ состояния проблемы в научно – методической литературе, материалов передового педагогического опыта по проблеме преемственности. Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. Подготовка нормативно – правовой базы. Разработка программы. Определение уровня готовности детей к школе. Владение современными педагогическими технологиями построения образовательного процесса в ДОУ и начальной школе.
|
Определение влияния инновационных технологий на воспитательно – образовательный процесс. Определение уровня и качества знаний детей в соответствии с ФГОС НОО. Оценка деятельности дошкольных групп и начальной школы со стороны родителей.
|
Обработка информационно –ьаналитических материалов по сравнению двух этапов. Определение уровня и качества знаний детей в динамике. Педагогическая диагностика. Анализ влияния инновационных технологий на развитие образовательного учреждения.
|
Финансовое, материально- техническое обеспечение
|
Изучение наличия и оптимального использования МТ базы.
|
Организация работы психолого- педагогической службы и сопровождение детей. Консультирование родителей будущих воспитанников. Организация кружковой работы.
|
|
Работа с педагогическими кадрами
|
Разработка и утверждение программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования». Разработка и утверждение основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
|
Внедрение программы. Разработка и внедрение перспективного плана работы с детьми в соответствии с ФГОС. Использование разных видов деятельности. Повышение квалификации работников в рамках преемственности.
|
Интеграция образовательных областей. Собеседование, изучение материалов. Определение качества и результативности.
|
Работа с детьми
|
Выявление интересов потребностей, проблем в развитии. Оценка возможностей уровня развития и качества знаний с использованием новых технологий.
|
Организация образовательного процесса на основе принципов ФГОС. Определение уровня развития, анализа достижения результатов с предыдущими годами.
|
Подготовка индивидуальной карты при переходе на следующую ступень обучения. Обработка результатов по усвоению программы.
|
Работа с семьей. Поиск развития педагогического сотрудничества.
|
Предоставления возможности ознакомления с результатами деятельности педагогов и детей через различные организационные формы работы. Психолого – педагогические консультации. Анкетирование и опрос родителей для выявления родительских потребностей и ожиданий.
|
Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы через наглядную информацию, творческие отчеты пред родителями.
|
Анализ взаимодействия с семьей по достижению поставленной цели.
|
Анализ выполнения программы развития. Обеспечение оптимального пути выполнения программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования»
|
Подготовка карт анализа. Выявление и анализ недостатков, корректировка.
|
Использование систем контроля за деятельностью педагога и ребенка. Оценка использования результативности индивидуальных планов. Анализ выполнения образовательной программы и 2- го этапа развития программы.
|
Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками воспитательно – образовательного процесса; обобщение опыта работы, внедрение и распространение в дошкольные учреждения. Составление методических рекомендаций. Подготовка публикаций о результатах работы.
|
На основе выделенных направлений в программе составлен совместный план работы дошкольных образовательных групп и классов начальной школы по реализации преемственности.
Ожидаемые результаты программы
-
Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
-
Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.
-
Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.
-
Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов.
-
Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.
-
Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.
Вся деятельность программы ориентирована на модель дошкольника. Модель выпускника дошкольных групп - предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник
Поделитесь с Вашими друзьями: |