Обобщение педагогического опыта



Скачать 124.82 Kb.
страница1/2
Дата22.02.2016
Размер124.82 Kb.
ТипЗадача
  1   2
МБДОУ детский сад №5 «Теремок» комбинированного вида.

Творческая работа «Обобщение педагогического опыта»
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша».

Выполнила воспитатель

старшей группы

МБДОУ д/с №5 «Теремок»
Рыжакова Людмила

Александровна


г.Шахунья

2012г
Содержание

Введение


  1. Условия возникновения и становления опыта.

  2. Актуальность опыта.

I. Цели и задачи педагогического опыта.

1. Длительность работы над опытом.

2. Диапазон опыта.

II. Теоретическая база опыта.

1.Технология опыта. Этапы работы.

2. Результативность опыта.

III. Практическая часть опыта.


  1. Организация учебно-воспитательного процесса.

  2. Результативность работы.

IV. Заключение

  1. Результаты опыта.

  2. Адресная направленность опыта.

Литература

Приложение



Введение

Условия возникновения и становления опыта

«Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности »

В.А.Сухомлинский.


Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.

В процессе чувственного познания у них формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Понимание логических определений, понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания.

Чем богаче будут их естественно - научные представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям.

В связи с этим дошкольник является субъектом естественно-математического пространства и этому отводится важное место в системе дошкольного образования.


Актуальность опыта

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.


Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой.


В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и
т. п.), поскольку учебники математики вышеуказанных систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования.

Одним из путей развития математических способностей дошкольников, по мнению автора, является совершенствование содержания занятий математического цикла, активное использование блоков Дьенеша. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

А самое главное, играть этими блоками будет интересно и малышам двух-трех лет и пятилетним дошколятам. А некоторые игры заинтересуют даже первоклашек!


Цели и задачи педагогического опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке инновационных подходов к организации и методике проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста по математике с использованием блоков Дьенеша, способствующих эффективному развитию математических способностей.
Цель опыта: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша.

Объектом исследования является мышление старших дошкольников,

предметом – процесс развития логического мышления дошкольников средствами логико – математических игр с блоками Дьенеша.

Задачи опыта

1. Изучение научно – теоретических основ развития логического мышления у старших дошкольников.

2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий (изготовление карточек, таблиц).

3. Разработка и внедрение системы по использованию блоков Дьенеша для развития логического мышления у дошкольников.

4. Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша)

5. Повышение интереса педагогов к использованию логических блоков Дьенеша для развития логического мышления старших дошкольников.



Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом охватывает период с 2010 по 2012 год и включает 3 этапа:



Первый этап - 2009-2010 учебный год.

Цель: Выявить уровень сформированности первичных понятий, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий у детей старшего дошкольного возраста, спланировать работу на текущий год с учетом результатов первичной диагностики.



Второй этап – с 2010 по 2011 год.

Цель: развивать у детей основы математических способностей, элементы логического мышления, формировать интерес к учебной деятельности средствами использования дидактического материала - блоков Дьенеша.



Третий этап - итоговый 2011-2012 учебный год).

Цель: Выявить уровень сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, уровень развития логического мышления и готовности к школьному обучению.



Диапазон опыта

Мною была разработана система занятий по математике для старшей и подготовительной группы с использованием дидактического материала - блоков Дьенеша, которая способствует активизации мыслительной деятельности дошкольников, формированию элементарных основ логического мышления, повышению интереса детей к занятиям.

Раскрыты теоретические основы построения занятий в старших возрастных группах, формы и методы поэтапной работы с использованием дидактического материала, предлагается определенная система игр по развитию у дошкольников логического мышления с использованием блоков Дьенеша.

При решении поставленных задач изучала и анализировала психолого-педагогическую и методическую литературу, современный передовой опыт по проблеме логического развития, готовила тесты и анкеты для родителей, разработала диагностический инструментарий, с помощью которого выявляла уровни выполнения детьми программы по математике.


Разработала перспективный план работы по старшему и подготовительному возрасту.

Создала предметно-развивающую среду, которая включала в себя: дидактические средства: наглядный материал (игры и упражнения, схемы, карты) с блоками Дьенеша, модели, экспериментирование; практические (игровые) методы и приёмы.

На основе логических блоков изготовила игровой материал. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали уровню сложности заданий.

Игры я составила на основе комплекта геометрических фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

Заметила, что блоки Дьенеша помогли мне в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношением, включать подмножества в состав множества.

Если вижу, что мои дошкольники усвоили свойства геометрических фигур, ввожу специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность у детей к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать.

Практика моей работы подтверждает, что обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимые им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Исходя из этого, выделила ряд задач, над которыми работала углубленно:

1.Обучение детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве.

2. Развитие у детей: логического мышления, речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

3. Воспитание коммуникативных навыков, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Вариантом логических игр для детей использовала игры с обручами.

При подготовке к подобным играм вначале формирую у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Кладу на пол обруч, обвожу указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавляю, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Задаю вопрос, где сидит ребенок (внутри или вне обруча). Затем предлагаю ребенку стать внутри обруча.

Все это можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию. Разомкнув эту линию, дети убеждаются в том, что по отношению к ней нет таких мест, о которых можно было бы сказать, что они находятся внутри или вне этой линии.

Перед проведением игры с двумя обручами необходима следующая подготовительная работа: показываю детям два обруча разного цвета, например, синий и красный, и располагаю их на полу. Выясняется, какое место (какая часть пола) находится внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей.

Затем ребенку предлагаю стать внутри обоих обручей, другому - внутри синего, но вне красного, третьему - внутри красного, но вне синего, а четвертому - вне обоих обручей.

В ходе практического этапа проводила также диагностику, интегрированные занятия, дидактические игры, вела наблюдения и беседы с детьми, давала тестовые задания, создавала проблемные ситуации.

Проводила мониторинг, открытые занятия, развлечения и развлекательные мероприятия, используя сказки, задачи – шутки, загадки, считалки, головоломки, сценарии проведения математических досугов.

Выступала на родительских собраниях, круглых столах, педагогических советах, методических объединениях по проблеме «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».

Диапазон опыта три года.


Теоретическая база опыта

В основе опыта лежат идеи Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А. Н. Колмогорова, В.А. Крутецкого, Л. М.Векнера, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Г. Петрова, Ю. Т. Матасова, С. Л. Рубинштейна, Е. А. Стребелевой и др., которые подчеркивают ведущую роль активного взаимодействия индивида с социальной средой. На основе социокультурной теории была предложена теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления, формированием элементарных математических способностей можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. И. Пинский утверждали, что при организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов. Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Белошистая А.В. в книге «Формирование и развитие математических способностей дошкольников» описывает две составляющие математических способностей: сенсорные способности (восприятие форм, размеров, количества, пространственного расположения), интеллектуальные способности (мышление: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование и др.); при этом внимание, память, воображение выступают в качестве условий успешности математической деятельности дошкольников.

Согласно исследованиям А.В. Белошистой эффективность педагогического процесса, нацеленного на развитие математических способностей дошкольников, обеспечивается, в частности, следующими условиями:

А) основным способом обучения ребенка необходимо сделать конструктивно-моделирующий способ деятельности с математическим материалом, а основным способом развития мыслительной деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации, что соответствует ведущему типу мышления детей дошкольного возраста (наглядно-действенному в возрасте 3-5 лет и наглядно-образному в 6-10 лет);
Б) для построения систематической конструктивно-моделирующей деятельности ребенка на математических занятиях использовать такое математическое содержание, которое позволяет при работе с ним обеспечить полноценную опору сенсорики ребенка на вещественную или графическую модель.

В настоящее время выделено несколько подходов к определению задач и содержанию математического воспитания старших дошкольников. В основу опыта легла идея Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей об использовании универсальных и уникальных по своим развивающим возможностям дидактических материалов - блоков Дьенеша, применение которых в работе с дошкольниками дает очень высокие результаты, позволяя развивать у них логико-математические умения и представления, основы математических способностей.



Новизна опыта заключается в разработке системы занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша, систематизации и сериации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел. В работах Е.И.Пановой изложены методические рекомендации по использованию дидактических игр и логических блоков.
Одним из наиболее эффективных пособий на мой взгляд являются логические блоки Дьенеша, которые способствуют развитию у детей креативного мышления, памяти, воображения и других психических процессов. Самостоятельности в выполнении простых, логико-математических действий, их осознание, развитие способности детей управлять собой, в жизненных ситуациях. Выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений.

  1. Технология опыта

Цель опыта: формирование математических способностей детей старшего дошкольного возраста путем использования блоков Дьенеша на занятиях математического цикла.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:



  • Введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая бы позволила дошкольнику повысить интерес к учебной деятельности, тем самым стимулировать активную мыслительную деятельность,

  • Использование наряду с традиционным оборудованием и пособиями дидактический материал, который способствует формированию математических способностей, элементарных навыков логического мышления,

  • Использование наряду с традиционными формами организации учебного процесса интегрированные, комплексные и сюжетно-игровые занятия,

  • Создание условий для приобретения дошкольниками основ логического мышления и активного их использования в разнообразной деятельности.


Этапы работы

Исходя из всего вышеизложенного, были намечены следующие этапы работы:



  1. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

  2. Ознакомиться с опытом педагогов – коллег, работающих по данной схеме.

  3. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни.

  4. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.

  5. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводится целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).

  6. Составить план – схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.

  7. В течение всего временного промежутка (учебный 2010 – 2012 год) наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно – образного) у каждого конкретного ребенка.

В виду того, что математические способности это совокупность специфических компонентов, в работе с детьми были поставлены следующие задачи:

1. Знакомить детей с геометрическим фигурами и формой предметов,


размерами, цветом. Научить выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину).

2. Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать,


классифицировать, обобщать предметы: по одному из этих свойств; по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине); по трем свойствам (цвету, форме и размеру; размеру, форме и толщине).

  1. Учить детей овладению приемами замещения и моделирования свойств,
    умению кодировать и декодировать информацию о них, используя
    слова: «и», «или», «не», «все», «любой», «каждый».

  2. Учить усваивать элементарные навыки алгоритмической культуры
    мышления: счету и счетным операциям при помощи чисел, измерения, вычисления.

  3. Учить оперировать знаниями о цвете, величине, форме, развивать умение ориентироваться в пространстве.

  4. Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение; умение составлять различные воображаемые предметы, фантастические образы из блоков Дьенеша.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, в частности математического развития, мыслительные умения дают немногие. Основные особенности блоков Дьенеша - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Этот дидактический материал помогает осваивать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренирует тактильно-осязательные анализаторы. Способствует максимальному развитию мелкой моторике рук, речи, что немаловажно для совершенствования математических способностей.

Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Для решения поставленных задач была продумана система работы, которая включает в себя:


  • создание определенной предметно-развивающей среды в группе;

  • разработка перспективно-тематического плана занятий по математике на старшую и подготовительную группу;

  • разработку конспектов тематических занятий по математике для старшей и подготовительной группы на год с использованием блоков Дьенеша;

  • систематизация игр с блоками Дьенеша;

  • составление сценариев праздников и развлечений с математическим содержанием;

  • изготовление нестандартных дидактических игр математического содержания использование данного дидактического материала.

Таким образом, в группе был оформлен центр развивающих игр, где в постоянном доступе (наряду с другими играми) располагались блоки Дьенеша, периодически лишь варьировались и усложнялись игровые задания.

На первом этапе, прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, детям была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками и палочками. Дети использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Наблюдая за детьми, педагог делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребенка, находила ту «ступень», с которой следует начинать движение вперед. Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, толщине.

1) - «Найди все фигуры (блоки) как эта по цвету (размеру, форме)»;

- «Найди не такую фигуру как эта по цвету (размеру, форме)»;

2) - «Найди все такие фигуры как эта по цвету и форме (по форме и
размеру, размеру и цвету)»;


  • «Найдите не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по форме и
    размеру и т.п.)»;

  • «Найдите такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера и т.п.».

3) Предлагались детям игры и более сложного варианта: найдите такие
же, как предъявляемая фигура по цвету и форме, но другие по размеру и т.п.
А в игре «Цепочка» было предложено от произвольно выбранной фигуры
построить как можно более длинную цепочку:

  • - чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме (цвету, размеру);

  • - чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и размеру (цвету и
    размеру и т.п.);

  • - чтобы рядом были фигуры одинакового цвета (формы, размера).

  1. В игре «Второй ряд» детям предлагалось выложить в ряд 5 — 6 любых
    фигур. Построить под ними второй ряд, но такой, чтобы под каждой фигурой
    верхнего ряда оказалась фигура другой формы (размера, цвета); такой же
    формы (цвета, размера) и т.п.

  2. В игре «Домино» одновременно могут участвовать не более четырех детей. Фигуры делятся поровну между участниками. При отсутствии фигуры

ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить

можно по разному:



  • Фигурками другого цвета (размера);

  • Фигурками того же цвета (размера), но другой формы и т.п.

6) В игре «Раздели фигуры» используются игрушки. Предлагается

разделить все фигурки между игрушками. Необходимо, чтобы дети

разделили правильно, предлагать ответить на вопросы:


  • Какие фигурки оказались у мишки? (все красные)

  • А у зайки? (все не красные).



Можно предложить разделить по-другому: чтобы у мишки оказались все

крупные, чтобы у зайки оказались все толстые.

После этого усложняются игровые правила:


  • Разделите все фигуры так, чтобы у мишки оказались все сини, а у зайки все
    квадратные.

  • У мишки оказались все треугольные, а у зайки все большие.

  • У мишки оказались все некруглые, а у зайки все желтые.

Видя, что дети хорошо справляются с данными заданиями можно еще усложнить: «Раздели фигуры»

  • Какие фигуры достались Буратино? (круглые, не желтые, маленькие).

  • Какие фигуры получил Чебурашка? (желтые, маленькие, не круглые).

- Какие достались сразу и Буратино и Чебурашке? (круглые, желтые,
маленькие) и т.п.

- Какие оказались ничьи? (большие, не круглые, не желтые).

В работе с детьми используются опорные карточки-символы, которые помогают быстро сориентироваться при выполнении задания, правильно построить свой ответ и подробно описать результат действий. Так цвет обозначается пятном, а цвет пятна обозначается буквой («К», «Ж», «С»), форму – соответственно контурами фигур, толщину условными обозначениями человеческой фигуры (толстый и тонкий), величину - силуэтом дома (высокий и низкий).

Пользуясь карточками, дети называют имя каждого блока. В словаре детей появились такие определения: «Это красный, большой, круглый, толстый». На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красный блок. Задание постепенно усложнялись. И дети постепенно выявили свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. Педагог предлагает детям игры: «Кто быстрее соберет блоки?», «Поручение», «На свое место» и следила, чтобы дети выполняли все быстро и качественно, чтобы блоки в данных играх были в поле зрения играющих -это обеспечивало детям опору на непосредственном восприятии свойств блока при решении задач.

Промежуточная диагностика (2011 г.) показала положительную динамику развития математических способностей, логического мышления детей и качества усвоения программного материала. Количество детей с высоким уровнем развития повысилось на 5%, со средним уровнем - на 9,5%, с низким уменьшилось на 10%.

Наблюдая за использованием игр детьми, видя повышенный интерес к ним, я разработала цикл занятий с включением данного дидактического материала на основе программы «Детство». Был составлен перспективный план на старшую и подготовительную группу, где предусматривалось постепенное усложнение, как всего материала, так и игровых заданий с блоками Дьенеша. (Приложение №1).

Все занятия планировались в игровой форме: это и путешествие, и полет на космическом корабле и путешествие в город геометрических фигур. Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показала, увлеченные игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость.

Планируя педагогическую деятельность на неделю, необходимо проследить взаимосвязь учебных занятий и других видов детской деятельности. Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую.

Результаты первичного обследования позволяют распределить детей на три группы: с высоким, средним и низким уровнем развития.Error: Reference source not found Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных». Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, предлагаются варианты подобных задач, а так же игры соревновательного характера.

Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, необходимо внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, предусмотреть смену вида деятельности. Детям с высоким уровнем развития: отлично справляющимися с конкретной задачей предлагается «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности. Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.

Задача последующих занятий усложнялась: у детей развивалось умение выявлять свойства блоков по слову, без опоры на наглядность. Блоки убирались под салфетку, а игровые образы помогали заинтересовать детей в отборе - «запасов на зиму» в «норку» (коробку), выбирая по слову ведущего либо красные, либо круглые. Успешно проводились и другие игры: «Засели домики», «Кто быстрее спрячет». Победителями оказывались те дети, кто первым и безошибочно выполнит задания.

Далее дети знакомились со словами и знаками, обозначающими отсутствие свойств. Например:






Предлагала детям игры: «Переводчик», «Помоги Незнайке». В этих играх дети рассказывали Незнайке о блоках, переводили в слова то, что обозначает карточка, научили Незнайку по-разному рассказывать про цвета, величину. А в играх «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход» - дети учились оперировать одновременно двумя свойствами.

Не вызывали у детей трудностей и логические игры с кругами. У них формируется четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии. Например: имеется один круг. У каждого ребенка в руках один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием педагога (внутри круга все красные блоки, а вне круга — все остальные). После чего детям задавались такие вопросы: какие блоки лежат внутри круга? (красные); какие оказались вне круга? (не красные). Верен именно такой ответ, так как важно лишь то, что внутри круга лежат все красные блоки, и никаких других там нет, а свойство блоков вне круга определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

Я проводила игры с двумя кругами, давала два разноцветных круга (синий и красный), круги пересекаются, поэтому имеют общую часть. Детям давалось задание: расположить круги так, чтобы внутри синего круга оказались все круглые блоки, а внутри красного круга все красные. На первых порах дети затруднялись, куда положить красные и круглые блоки (их место в общей части двух кругов). После выполнения задания дети отвечали на вопросы:


  1. Какие блоки лежат внутри обоих кругов?

  2. Внутри синего, но не красного?

  3. Внутри красного, но вне синего?

  4. Вне обоих кругов?

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают и запоминают цвет, форму, величину и толщину предмета, тренируют мелкую моторику рук, совершенствуют речь, мышление, внимание, память и воображение.

С одной и той же игрой могут заниматься дети трех - семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в «необыкновенный мир» возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.




  1. Каталог: DswMedia
    DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
    DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
    DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
    DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
    DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
    DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
    DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
    DswMedia -> Заседания педагогического совета
    DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница