Обобщение личного опыта с проведения исследования



Скачать 104.21 Kb.
Дата24.04.2016
Размер104.21 Kb.
Автор статьи: Габитова Ирина

Класс: 9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 города Белово»

Руководитель: Голодова Альмира Миралиевна

Тема работы: обобщение личного опыта с проведения исследования

e-mail: golodovaalmira@mail.ru

Общение. Реальное или виртуальное?
Цель: ответить на вопрос: "Какова причина распространения виртуального общения?" и понять, какое же общение всё-таки лучше: реальное или виртуальное.

Задачи: рассказать о видах виртуального и реального общения, указать достоинства и недостатки обоих типов общения, проанализировать статистические данные и результаты анкетирования.



Общение – базовая потребность человека

Как известно, человек - существо социальное. Люди издревле жили в соседстве себе подобными, объединялись в общины для общего дела (например, чтобы охотиться, защищаться, позже - возделывать землю). Они и сейчас объединяются для достижения общей цели. Естественно, что люди, осуществляя совместную деятельность, вступают друг с другом в контакт, представляющий собой, по мнению известного отечественного психолога Бориса Дмитриевича Парыгина, «сложный и многогранный процесс, которой может выступать в одно и то же время, как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» [1].

Общение - это одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми [2]. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.

В отечественной психологии существует несколько подходов к пониманию общения. Предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон - либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции.



Уровни общения

Во всем многообразии диалогов, их вариаций выделяют шесть уровней общения: примитивный, манипулятивный, деловой, игровой, духовный, уровень масок [3].

Существует также особый уровень – общение в критической ситуации. Подобные ситуации способствуют снятию масок, более плодотворному субъективному контакту, совместному принятию решений. Общение межличностное значительно изменилось с развитием радио и телевидения, хотя замена личных контактов на опосредованные не была столь заметна при появлении письма и книг, граммофона и радио. Телевидение представляет на экране как бы картину естественного общения; такое общение оказало значительное влияние на культуру общества и развитие психическое людей - в частности; через учебное телевидение и видеофильмы.

Способы виртуального общения

Новый вид общения открывается и в связи с компьютеризацией и появлением Интернета - глобальной компьютерной сети. Такой тип общения называют виртуальным. В настоящее время существует много способов общения в Интернете, основными из которых являются электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры и многое другое.

Сейчас особую популярность приобрели социальные сети. Этот термин появился в работе Джеймса Барнса «Классы и собрания в норвежском островном приходе» в 1954 году [4]. Во второй половине XX века это понятие начало активно использоваться на Западе при исследованиях социальных связей и человеческих отношений, а сам термин на английском языке стал общеупотребительным. Со временем в социальной сети в качестве ее узлов стали рассматривать не только людей как представителей социума, но и любые другие объекты, которые могут иметь социальные связи, например: города, страны, фирмы, сайты, их ресурсы и т.п.

Первая в мире социальная сеть в ее общепринятом понимании появилась в 1995 году. Classmates.com представляла собой систему с четким социальным позиционированием - она была призвана объединить выпускников учебных заведений. Проект оказался весьма успешным, однако довольствовался своей ограниченной рыночной нишей. В последующие годы интернет-сообщество присматривалось к новым социальным сетям, появляющимся с завидной периодичностью: в 1996-м году была создана сеть SixDegrees, 1997-й ознаменовал появление универсального органайзера AsianAvenue (впоследствии преобразованного в социальную сеть), в 1998-ом компания Amazon.com купила PlanetAll, в 1999-м стартует Blackplane. Началом расцвета социальных сетей можно считать 2003 год, когда были запущены проекты MySpace, Hi5 и Linkedln [5].

Таким образом, социальная сеть - мощный инструмент, который позволяет пользователям общаться друг с другом, а компаниям - получать от этого выгоду. Возможно, что их рост не прекратится в скором времени и они будут востребованы еще очень долго.

Как видно из истории социальных сетей, они приобрели за недолгое время бешеную популярность. Их влияние на жизнь людей огромное, многие даже не осознают до конца масштабы этого явления, а ведь социальные сети – это уже самое популярное занятие в Интернете. Более 80% компаний по всему миру использую социальные сети в работе. Около 78% людей доверяют информации из социальных сетей. Они, можно сказать, стали центром Всемирной паутины.

Как предмет исследования «социальная сеть» разрабатывается в социологии. Разные социологи трактуют это понятие по-разному, однако они сходятся в одном: социальная сеть - это один из типов отношений людей друг с другом. Помимо этого, существуют и другие способы виртуального общения [6]. .

Электронная почта. Возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями продемонстрировала саму возможность общения посредством вычислительных сетей.

Телеконференции, или группы новостей стали следующим этапом развития систем общения. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, различные способы группировки сообщений.

Интерактивные беседы. С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в Интернете в режиме постоянного присутствия, и как логичное развитие этой ситуации, появляется сервис общения в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение в течении незначительного промежутка времени в пределах нескольких секунд после отправки его собеседником. Специализированный сервис такого рода получил название Internet Relation Chat (IRC).

Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.

Форумы. Эта форма общения является развитием идеи телеконференций. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение — в ответ на уже написанные.

Блоги (от англ. web log — web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал — т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми; самый распространенный подход — это ведение блога как собственного дневника.

Особенности виртуального общения

Виртуальное общение имеет свои особенности:

Как правило, имя пользователя идентифицирует формальное имя, зачастую сокращенное (ник, от англ. nickname — уменьшительное имя, прозвище, кличка). Основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции обычным текстом передать сложно и не всегда такой текст воспринимается одинаково, то со временем появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста, — смайлы (от англ. smile — улыбка). Характерная особенность часто общающейся группы людей — накопление активно использующейся социальной истории отношений (шуток, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). Такая история служит отчасти и средством опознавания «свой — чужой». В сетевых сообществах одной из форм проявления такой истории стало формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений, часто — жаргона.

Положительные и отрицательные стороны виртуального общения

Общение посредством Интернета особенно важно для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным причинам межличностно обеднена. Такие люди используют сеть Интернет, как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Виртуальное общение не обязательно может проходить только в рамках одной страны. Всемирная сеть, охватывая почти все цивилизованные уголки нашей планеты, является мощным средством межкультурной коммуникации, которая способствует сближению народов и росту их как национального, так и межнационального самосознания. Вести дела и общаться через Интернет, бесспорно, очень удобно: не нужно выходить из дома, держать себя в рамках, поддерживать связь с родственниками или друзьями из другой страны... Казалось бы, что плохого может быть в общении через Интернет? Преимуществ много, но у такого стиля общения, как у всякой другой вещи, есть и обратная сторона. Какие же опасности могут подстерегать пользователя Всемирной паутины? Где в системе трещины? Можно выделить 3 основные.

Первая трещина - информация о человеке [7].

Эта проблема характерна для социальных сетей. На данный момент они, по сути, являются огромной базой данных с самой разнообразной информацией о сотнях миллионов людей по всему миру, которая к тому же неплохо структурирована. В последнее время сети все больше открываются внешнему миру, а многие личные данные пользователей уже доступны для всех желающих. Современные социальные сети предлагают пользователям указать практически все о себе: фото; видео; связи ; интересы; образование; информацию о работе; места, в которых бывает человек; предпочитаемые продукты; личные мысли и т.д. Большинство информации доступно без регистрации, достаточно найти страницу пользователя в популярных социальных сетях, остальное можно увидеть после добавления к пользователю в "друзья", а вся информация, включая личную переписку, доступна администрации этой сети, и никакие настройки приватности не скроют её. Стоит вспомнить о вирусах и фишинге, которые могут незаметно для пользователя воровать логины и пароли и после использовать их для незаконных действий (например, автоматическая рассылка спама от лица пользователя).

Вторая трещина системы - небольшая польза.

Проблема многих социальных сетей, особенно не тематических – это небольшая полезность. Люди проводят там огромное количество времени, а взамен получают только электронное общение, чаще всего текстовое, которое передает только 7% информации, что делает такое общение очень непродуктивным, а также большое количество данных, 90% из которых не представляет ценности вообще. Понимая эту проблему, многие социальные сети стараются создавать новые инструменты, которые позволяют пользователям внутри них покупать-продавать, работать, развлекаться и т.д. Решение этой проблемы станет основой развития сетей в ближайшие 3-5 лет.

Трещина №3 - Интернет-зависимость

На сегодняшний день представить себе мир без интернета практически невозможно. С его помощью мы смотрим фильмы, общаемся с друзьями, узнаем новости и совершаем покупки, не выходя из дома. Изначально интернет – это просто еще один инструмент для расширения своих возможностей, как в деловой сфере, так и в плане отдыха и приятного общения. Но когда человек начинает проводить слишком много времени в Сети это может стать тревожным сигналом. Виртуальное пространство становится на первое место в ущерб реальному миру и отношениям. Впервые термин «Интернет-зависимость» был введен в обращение в 1994 году психиатром Иваном Голдбергом. Он определил его, как навязчивое стремление выйти в Интернет и оставаться там как можно дольше. При этом он отметил, что у людей, страдающих Интернет - зависимостью, наблюдается абстинентный синдром, поведение, направленное на постоянное нахождение on-lain, потеря интереса к социальной жизни, пренебрежение своим внешним видом и удовлетворением других потребностей. Это признанное психологическое заболевание, а зависимость от виртуального общения - её новая форма. Причины этого явления вполне объяснимы: у каждого человека есть явные и скрытые потребности, которые он стремится удовлетворить, это может быть потребность в общении, самореализации, экономии времени или еще чего-то, а социальная сеть дает ощущение удовлетворения этих потребностей. И все это кажется очень доступным, стоит написать красивую цитату и тебе отвечают 10 человек; стоит загрузить новое фото и тебе скажут 10 человек, какой ты красивый; стоит сделать пару кликов и в друзьях уже новый интересный знакомый… Однако, по сути, это уход от реальности, подмена реального на виртуальное, которое только дает ощущение удовлетворения потребностей, а на самом деле Интернет не может заменить реальной жизни, и поэтому человеку хочется еще и еще, и еще, но чем больше он получает «общения» через Интернет, тем больше его хочется, а потребности все также остаются неудовлетворенными, по крайней мере, большинство из них. Подобная зависимость постепенно развивается у многих людей, которые единожды попали в социальную сеть. Лечить зависимость сложно. Прежде всего, нужно осознать наличие проблемы и признать её для самого себя. Вторым шагом лечения должна стать замена виртуального общения на реальное, и постепенно, с помощью друзей и родственников, можно будет вылечиться.

Изначально свободное общение пользователей, как таковое, во всех этих сервисах вовсе не было самоцелью. Их назначением было обеспечение деловых задач — информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации.

Результаты анкетирования

Для выявления приоритетного общения среди 7-х и 8-х классов нашей школы я провела анкетирование. В опросе приняло участие 39 обучающихся.

Как показали результаты анкетирования, в нашей школе виртуальное и реальное общение находится в процентном соотношении 50/50. Исследование показало, что ребята общаются с целью получить информацию, узнать новое, не чувствовать себя одинокими, развиваться, веселиться. При этом некоторые обучающиеся указали на то, что они предпочитают виртуальное общение только для получения быстрой информации (например, узнать о заданном домашнем задании), другие – для раскрепощения. Самыми популярными социальными сетями среди опрошенных оказались: «В контакте», «Мой мир», «Одноклассники». Время на общение в социальных сетях занимает от 10 минут до 5 часов ежедневно.

Заключение

Общение в Интернете прочно входит в нашу жизнь. Люди в виртуальном мире могут свободно общаться, обмениваться информацией, забыть на время некоторые психологические проблемы (например, застенчивость, проблемы с речью и т.д.).

Но в виртуальном общении эмоции подмениваются смайликами, рукопожатие – нажатием на клавиши, жесты – на словесные выражения (целую, обнимаю и т.д.).

Я считаю, что реальное общение не должно полностью быть заменено виртуальным. Конечно, Интернет очень удобен для поиска и получения информации, знакомств с новыми людьми и многого другого. Но видеть эмоции, жесты, слышать оттенки голоса, ощущать прикосновения мы можем, общаясь с реальными людьми. И более того, зная язык жестов, можно в некоторой степени определить правдивость слов собеседника, что через компьютер сделать невозможно.


Ссылки:

  1. http// biblios.newgoo.net/t5544-topic

  2. http//psychology.academic.ru//1405/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

  3. http// test.msk.ru/psihologiya/urovni_obsheniya_cheloveka.htm

  4. http// www.microcoft.ru/webmaster/923-100-naibolee-populjarnykh.html

  5. http// itbusiness.com.ua/it-business-week/themeofnumber/4726-2010-07-28-11-42-25.html

  6. http// www.genon.ru/GetAnswer. aspx?qid=7d3dad14-1d39-4f49-aca6-d6ec53c92c0f

  7. http//secl.com/ua/article-vse-o-socialnyh-setjah-vlijanije-na-cheloveka.html#part31


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница