Областная творческая конференция «наука. Творчество. Исследование»



Скачать 367.8 Kb.
Дата25.04.2016
Размер367.8 Kb.
ОБЛАСТНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. ИССЛЕДОВАНИЕ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №197 имени В. Маркелова»

Незнакомый Менделеев

(педагогические и экономические идеи)
mendeleev

Автор: Мандрикова Людмила

ученица 11 класса

МБОУ «Александровской СОШ»

Руководитель: Мандрикова Е.А.

учитель истории и обществознания


ЗАТО Северск – 2012

Томская область



Оглавление

Страницы.

Введение. 3-4

Глава 1. «Три службы Родине»- основные направления 5-8

деятельности Д.И.Менделеева.

Глава 2. Педагогическая деятельность. 9-12

Глава 3. «Третья служба Родине» - экономика и промышленность. 13-23

3.1.Отношение к развитию экономики России и ее будущему. 13-15

3.2. Перспективы промышленного развития России. 16-17

3.3. Нефтяное будущее России. 18-19

3.4. Экономическое районирование. 20-21

3.5. Протекционистские и финансовые идеи. 22-23

Заключение 24-26 Приложение. 27

Список использованной литературы 28




Введение

Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы. В истории все более возрастает роль человеческого фактора. И это вполне закономерный, объективный процесс. Связан же он с тем, что доля сознательного в общественно-исторической практике по сравнению со стихийным неуклонно возрастает.

Значение личности по мере прогресса постоянно возрастает во всех сферах жизни – в системе экономических, производственных, социальных, научно-технических, организационно-управленческих и других отношений, в развитии культуры.
Современный этап общественного развития выдвинул на одно из первых мест идею повышения эффективности личности, связанную с повышением ее активной роли в жизни общества. Это возможно лишь через активную деятельность людей, причем эта деятельность носит творческий характер, или новаторский, во многом инициативный. Все новое в жизни человечества начинается с личной инициативы. С этого началась и развивалась культура и цивилизация; именно такой подход, и только он способен гарантировать дальнейший прогресс всей жизни на планете Земля в третьем и последующих тысячелетиях, а также открыть широкий путь новым знаниям и их своевременному осознанию человечеством и максимально приблизить человечество к разгадкам тайн Вселенной.

Все, казалось бы, бесспорно, но как ответить на вопросы: почему одни тираны спокойно кончают свой век, а против других поднимаются восстания? Почему некоторые идеи так легко воспринимаются и становятся, по выражению К. Маркса, «материальной силой», а другие, казалось бы, весьма актуальные, - натыкаются на стену непонимания или находят свое применение в далеком будущем?

Подобные вопросы в полной мере могут быть адресованы к деятельности величайшего русского ученого XIX века Д.И.Менделеева. За редким исключением, многие из нас и не подозревают о необыкновенной разносторонности Дмитрия Менделеева, которая проявилась не только в химии, но и во многих областях науки, и естествознания, техники и технологии, культуры и просвещения. Имя Д.И.Менделеева в истории мировой науки связано с одним из величайших открытий в области естествознания, однако работы ученого по открытию и разработке периодического закона составляют лишь небольшую часть его творческого наследия. Д. И. Менделеев – историческая личность, т.е. личность, олицетворявшая определенное направление в деятельности русской разночинной интеллигенции второй половины ХIХ века. Даже многие радикальные «прогрессивные» современники Дмитрия Ивановича, как и часть правящей элиты того времени, относились к нему не очень доброжелательно как к человеку, ссылаясь на неуживчивый характер, и только самые выдающиеся (С.Ю.Витте, П.Б.Струве и целая плеяда знаковых фигур русской и мировой культуры) понимали истинное значение его масштабной личности для будущего России.

Н. Д. Зелинский писал: «Жизнь и творчество великого русского ученого Д.И. Менделеева всегда будет предметом пристального изучения исследователей. Наследие, завещанное нам этим гигантом научной мысли и научного дела, поистине неисчерпаемо». [1, c.27]

Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что еще до сих пор некоторые направления творчества ученого остаются малоизученными. Еще не полностью введен в научный обиход огромный архив ученого и, прежде всего, его личная библиотека. Именно это послужило предлогом для выбора темы моей работы, так как актуальность ознакомления с наследием ученого в настоящее время не вызывает сомнения.

Цели и задачи исследовательской работы.

Формулируя тему своего исследования, я задалась целью: изучить социально-экономические и педагогические взгляды Д.И. Менделеева - великого русского ученого и, без сомнения, выдающейся исторической личности.



Гипотеза: Д.И. Менделеев – не только ученый-практик в области химии, но и крупнейший теоретик политической экономии, организатор производства, педагог, государственный деятель.

Задачи:

Анализируя доступную литературу по данному вопросу и ресурсы сети Internet:



  1. познакомиться с социально - экономическими взглядами Д.И. Менделеева;

  2. рассмотреть идеи великого русского ученого по промышленному развитию России и познакомиться с их практической реализацией;

  3. познакомиться с педагогической деятельностью Д.И. Менделеева;

  4. представить результаты в виде исследовательской работы;

  5. разработать наглядный материал для использования на уроках и внеклассных мероприятиях по истории, химии, экономической географии.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы:

  • анализ научной, популярной литературы о жизни и деятельности Д.И.Менделеева, документальных материалов;

  • информации из сети Internet.

Практическая значимость работы заключается в систематизации сведений по теме исследования, в разработке наглядного материала для использования на уроках и внеклассной работе по истории, химии, экономической географии.

Глава 1


«Три службы Родине» - основные направления деятельности Д.И.Менделеева

«Я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух,

который благославляет, освещает и объединяет

все народы для блага и мирного развития духовных

и материальных богатств."

Д.И.Менделеев

Возрождение исторической памяти - яркая и значительная примета нашего времени. Возвращаются имена тех, кто своими заботами и трудами способствовал возрождению нашего Отечества. В числе величайших сынов России - профессор Дмитрий Иванович Менделеев. Имя его знакомо каждому с детских лет. Любой из нас видел портрет человека с колоритной внешностью и знает, что этот ученый-химик открыл Периодическую систему элементов, которая произвела настоящую революцию в естествознании. Это все, что известно большинству современных людей.

Но, образно говоря - это только вершина айсберга. Лишь погружаясь в творческое наследие Д.И. Менделеева, начинаешь понимать, как оно необъятно. Д. И. Менделеев, констатируя и оценивая свою многолетнюю деятельность, выделяет в ней «три службы Родине»: «Плоды моих трудов — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую... Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство... Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность. Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности...»[2, c.27]http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2b/mendeleev_scheme_05.jpg/250px-mendeleev_scheme_05.jpg

Связь между этими направлениями в многогранном творчестве ученого очень своеобразно и наглядно представил директор Музея-архива Д. И. Менделеева (ЛГУ) профессор Р. Б. Добротин, который в 1970-е годы разработал метод, подразумевающий целостный подход к оценке творчества Д. И. Менделеева с учётом конкретных исторических условий, в которых оно развивалось.

Всё научное, философское и публицистическое творчество Д. И. Менделеева он предложил рассматривать интегрально — в сопоставлении разделов этого большого наследия как с точки зрения «веса» в нём отдельных дисциплин, направлений и тем, так и во взаимодействии основных и частных его составляющих.

Построенная подобно родословному древу, схема структурно отражает тематическую классификацию и позволяет проследить связи между различными направлениями творчества Д. И. Менделеева. Основываясь на этом методе, можно выделить 7 основных направлений деятельности учёного — 7 секторов

1. Периодический закон, педагогика, просвещение.

2. Органическая химия, учение о предельных формах соединений.

3. Растворы, технология нефти и экономика нефтяной промышленности.

4. Физика жидкостей и газов, метеорология, воздухоплавание, сопротивление среды, кораблестроение, освоение Крайнего Севера

5. Эталоны, вопросы метрологии.

6. Химия твёрдого тела, технология твёрдого топлива и стекла.

7. Биология, медицинская химия, агрохимия, сельское хозяйство

Каждому сектору соответствует не одна тема, а логическая цепочка родственных тем — «поток научной деятельности», имеющий определённую направленность; цепочки не вполне изолированы — между ними прослеживаются многочисленные связи (линии, пересекающие границы секторов).

Тематические рубрики представлены в виде кружков (31). Цифра внутри кружка соответствует числу работ по теме. Центральный — отвечает группе ранних работ Д. И. Менделеева, откуда берут начало исследования в различных областях. Линии, соединяющие кружки, показывают связи между темами.

Кружки распределены по трём концентрическим кольцам, соответствующим трём сторонам деятельности: внутреннее — теоретические работы; среднее — технология, техника и прикладные вопросы; внешнее — статьи, книги и выступления по проблемам экономики, промышленности и просвещения. Блок, находящийся за внешним кольцом, и объединяющий 73 работы по общим вопросам социально-экономического и философского характера, замыкает схему. Такое построение даёт возможность наблюдать, как учёный в своём творчестве от той или иной научной идеи переходит к её техническому развитию (линии из внутреннего кольца), а от него — к решению экономических задач (линии из среднего кольца).[3, c.27]

Весь жизненный путь Дмитрия Ивановича проходил под лозунгом «Служение Отечеству».

Нужно отметить, что Периодический закон был открыт Д. И. Менделеевым, когда ему было тридцать пять лет. «После этого химия в его творчестве отходит на второй план, а его научные интересы смещаются в сторону промышленности, экономики, финансов, народного образования. К концу ХIХ века Дмитрий Иванович занял в русском обществе уникальное место универсального эксперта, консультирующего русское правительство по широкому кругу научных и народнохозяйственных проблем - воздухоплаванию, нефтяным делам, бездымным порохам, таможенному тарифу, реформе высшего образования, постановке метрологического дела в стране...». [4, c.27]

И в самом деле: не было в России XIX в. мыслителя, размах деятельности которого оказался бы столь же необъятным. Не было естествоиспытателя, получившего столь же широчайшее признание научного мира Европы и Америки. Мало было ученых, чей авторитет в деловых и правительственных кругах был также высок.

Анализируя общественные процессы, Менделеев приходит к выводу, что главной задачей правительства должно быть «благо народное» - сочетание трех взаимозависимых факторов: 1) народонаселение; 2) экономика; 3) просвещение и наука.

Основой, на которой строится народное благосостояние, является земля с ее природными ресурсами. Растущее народонаселение, достигнув определенной плотности, способствует переходу от сельскохозяйственного быта к индустриальному. На этом этапе народонаселение уступает свое определяющее воздействие в развитии производительных сил непосредственно промышленности (в широком смысле слова), которая в индустриальной экономике не может успешно развиваться без осуществления мероприятий, направленных на широкое распространение народного просвещения. Просвещение, в свою очередь, является источником формирования квалифицированных кадров для экономики и науки, которая является путеводной звездой промышленности.

"Если без науки не может быть современной промышленности, то без нее (т.е. промышленности ) не может быть и современной науки" [5, c.27].

http://www.uni-altai.ru/journal/pedagog/pedagog_4/pix/img00024.gif
Таким образом, достигнуть «блага народного» в России возможно, когда государство, располагающее огромными пространствами, с богатейшими природными запасами, будет способствовать росту населения, промышленности и просвещению.

Очевидно, что взгляды и идеи ученого, высказанные в книгах «Заветные мысли» и «К познанию России», увидевших свет незадолго до его кончины, во многом созвучны реалиям наших дней.



Глава 2. Педагогическая деятельность


«Посев научный взойдет для жатвы народной».

Д.И.Менделеев

Интерес к проблемам просвещения, экономики и государственного строительства в различных слоях российского общества существовал всегда, но особенно широко распространился в 60-е гг. XIX столетия, когда отмена крепостного права заставила людей искать новые ориентиры. Уникальный талант Менделеева, помноженный на замечательную культуру мышления, немедленно выдвинул его в ряд авторитетных фигур страны в области просвещения и педагогики.

«Вторая служба» ученого – педагогическая деятельность. Выдающимся трудом ученого является учебник «Основы химии», который выдержал 13 изданий (при жизни автора 8 изданий) и не раз переводился на иностранные языки. Научное и педагогическое наследие Д.И. Менделеева огромно – полное собрание сочинений составляет 25 томов. Это настоящая энциклопедия химических знаний. Создал первый русский оригинальный учебник «Органическая химия» (1861), за что ему была присуждена Демидовская премия Петербургской академии наук. «По богатству и смелости научной мысли, оригинальности освещения материала, влиянию на развитие и преподавание химии этот труд Менделеева не имел равного в мировой химической литературе».[6, c.27]

Д.И. Менделеев преподавал во многих учебных заведениях Петербурга: в Петербургском университете. Петербургском технологическом институте, Корпусе инженеров путей сообщения, Военно-инженерном училище, Кадетском корпусе. Военно-инженерной академии и на Высших Бестужевских женских курсах. Своим учителем его считали и основоположник русской физиологии И.М. Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К.А. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В.И. Вернадский.


Имея педагогическое образование и большой опыт работы в средних и высших учебных заведениях, Д. И. Менделеев занялся теоретической разработкой педагогических проблем лишь в конце жизни. Свои взгляды он изложил в некоторых статьях, а также в главе «Об образовании, преимущественно высшем», включенной в его книгу «Заветные мысли». Нужно подчеркнуть, что осознание того, кем являлся Д.И. Менделеев для отечественного образования, было присуще и его современникам. В докладе на Первом менделеевском съезде по общей и прикладной химии 28 декабря 1907 г. профессор С.И. Залеский подчеркнул, что «в лице Д.И. Менделеева воскресает как бы второй Ломоносов, берет на себя наследие своего великого предшественника и, умножив в стократ, передает с сознанием исполненного гражданского долга благодарному потомству... Им создан и начертан продуманный и своеобразный план развития народного образования, и с этим планом, и обосновывающими его доводами и соображениями не могут не считаться и на будущее время не только наши педагоги и передовые люди, но и лица, и учреждения, которым вверена ближайшая забота о просвещении в России». [7, c.27]


Дмитрий Иванович неоднократно подчеркивал, что направление русского образования должно быть жизненным и реальным. Во всех статьях, письмах, выступлениях, докладных записках великого русского ученого по вопросам народного просвещения и высшего образования красной нитью проходит мысль, что просвещение составляет громадную силу, которая определяет быт и судьбу народов и государств. Само понятие «образование» он объяснял как «...благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости и опытности».[8, c.27]

По мнению ученого, преобразующая сила просвещения должна быть направлена не для личных, а для общественных целей, для народа. Хрестоматийно в этом отношении его изречение: «Посев научный взойдет для жатвы народной». [9, c.27]

Будучи проницательным мыслителем, он понимал, что без введения обязательного начального обучения с государственным финансированием образования невозможно и развитие самой России. В своих планах развития образования ученый предполагал, что начальная школа должна быть в каждой деревне, средняя школа - в каждом селе, высшее учебное заведение - в каждом губернском городе.. По его мнению, основу общего образования должны составлять три основных предмета - русский язык, математика и естествознание, так как «их сочетание развивает прекрасно, потому что в языке слышна одна сторона мудрости народной, а в математике - мудрости научной...»[10, c.27]

Опытный педагог считал, что главная задача среднего образования состоит в личностном развитии учеников, в росте их сознательного отношения к окружающему, наблюдательности, внимания. В то же время он крайне отрицательно относился к перегрузке учащихся, поясняя, что «... надо же подумать и о выполнимости программы для сил растущих юношей... Регламентация каждого шага убивает развитие самостоятельности или, при известных характерах и условиях, приводит к уродству» [11, c.27].

Очень важными и сейчас остаются мысли, высказанные Менделеевым в 1871 г., о непрерывности и преемственности ступеней образования: «Учебные заведения для первоначального, среднего и высшего образования могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности. Под этим я подразумеваю возможность для талантливых учеников низших училищ беспрепятственного перехода в высшие заведения» [12, c.27]. За сто с лишним лет до этого другой великий отечественный мыслитель М.В. Ломоносов обоснованно полагал: "Университет без гимназии, что пашня без семян". Как современно звучат эти взаимодополняемые суждения и сейчас!

В создании новой системы образовании в стране важнейшая роль отводилась учителю. Этой теме Менделеев посвятил три большие работы: «Заметки о народном просвещении России», «Проект училища наставников», «О подготовке учителей и профессоров».

Педагогическая деятельность не состоит «только в обучении тому, что распространилось уже в жизни; педагоги должны содействовать перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад».[13, c.27] Учитель должен быть для учеников учителем жизни, служить образцом нравственной чистоты и благородства.

Эту задачу могут решить разнообразные школы, как государственные, так и частные и, и реальные гимназии, как общеобразовательные, так и технические учебные заведения. Но учитель должен иметь такую подготовку, которая позволяла бы ему решать самые разнообразные интеллектуальные и практические задачи. «Узкость учителя»- это «высшее зло… которого надо бояться в учителях».[14, c.27] Его можно преодолеть, если будет налажено постоянное общение, совместная практическая или исследовательская деятельность. Важно выработать коллективное понимание, т.е. универсальный стиль мышления и деятельности. Ученый отводил учителям роль "светильников" окружающего. Педагогическая деятельность, по его мнению, не может состоять в обучении только тому, что распространилось уже в жизни. Учителя должны следить за наукой, непосредственно заниматься ею, так как только тот учитель может плодотворно влиять на своих учеников и давать им знания, который сам силен в науке. Профессия преподавателя очень трудна, и только специальная подготовка и особенно любовь к делу, понимание истинных целей образования может дать настоящего учителя.

Д. И. Менделеев стремился к «Здоровой педагогике». Под этим явлением Менделеев подразумевал то, что стремится развить в ученике все качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые.

Будучи блестящим методистом, Д. И. Менделеев учил, что без цели, планов и методов можно потеряться в лабиринте знаний и фактов. Исходя из материалистического понимания природы и общества, Менделеев считал, что обучение в школе должно быть взаимосвязано: человек, окружающий мир, практическое отношение к природе составляют суть образованности. Основываясь на целостной трактовке педагогики «жизненного реализма», данной в заключительных работах Д.И. Менделеева, можно выделить следующие ее основные принципы:


1. Образование обслуживает интересы развития страны, способствует ее усилению и обогащению. В данной связи Д.И. Менделеев постоянно подчеркивал социальную значимость школы, обусловленность ее развития «потребностями народно-государственными».

2. Образование должно быть индивидуальным и доступным. Поясняя эту мысль, Д.И. Менделеев писал: «... самые лучшие учителя мало повлияют на подготовку и развитие учеников, если учение будет лишено общего обдуманного плана, допускающего возможность развернуться разнообразным способностям учеников, дающего им надлежащий простор во времени и постоянный интерес, без которого нельзя оставить следа в душе учеников» [15, c.27]

В высшей школе, которая призвана воспитывать элиту общества, конкретное специальное знание в профессиональной подготовке должно опираться на глубокие общенаучные знания. Он видел в вузах основу создания в России трудовой интеллигенции, способной самостоятельно развивать русскую науку, технику, культуру страны. Д.И. Менделеев подчеркивал в данной связи, что «нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, т.е. всю русскую действительность, для того чтобы сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны» [16, c.27].

При участии Д. И. Менделеева создалось в России и высшее женское образование.


Заветной мыслью Д.И. Менделеева было как можно шире предоставить возможность достижения высшего образования для всех желающих, получивших определенную начальную подготовку. Для этого необходимо создать новые высшие учебные заведения по всей стране с различными факультетами и специальностями. Первоначальные большие вложения в сферу образования в дальнейшем многократно окупятся вследствие более быстрого и качественного развития производительных сил.

Не могу не заметить, что при активном участии Д.И. Менделеева создавался и один из старейших ВУЗов нашего города - сейчас Томский Политехнический Университет, а во времена Менделеева Томский Технологический Институт, открытию которого (в особенности химического факультета) способствовал ученый.

Без сомнения, идеи, высказанные великим ученым на рубеже XIX-XX веков, имеют исключительно большое значение и в наше время. Это касается народного образования в целом и высшего в частности.

Глава 3. «Третья служба Родине» - экономика и промышленность
«Наука и промышленность – вот мои мечты…».

Д.И.Менделеев



3.1.Отношение к развитию экономики России и ее будущему

Какой я химик, я политэконом. Что там «Основы химии», вот «Толковый тариф» – это другое дело» – так полушутя, полусерьезно сказал однажды студентам профессор Менделеев о двух своих фундаментальных трудах. Всего же у Дмитрия Ивановича около ста работ на экономические темы. Судьба творческого наследия ученого оказалась трудной. Непросто складывалась и сама его жизнь. Ему были присущи личная и научная смелость, самостоятельность суждений. И он никогда не мирился «ни с какими безобразиями существующего мира» [17, c.27]

Сложным оказался путь к признанию работ Менделеева на экономические темы. Между тем их общий объем составляет сотни печатных листов, а сам ученый считал свой труд одним из трех главных направлений служения Родине, наряду с работами в области естествознания и преподавательской деятельностью.

Сегодня в России мало кто знает о Менделееве-экономисте. Правда, и его заслуги как химика были признаны на Родине далеко не сразу. Российская Императорская академия наук продолжала игнорировать их даже тогда, когда своим почетным членом его избрали более 50 академий наук иных держав. Однако очевиден тот факт, что при жизни Дмитрия Ивановича деятельность Менделеева-экономиста в российском обществе привлекала внимание и вызывала споры не меньше, чем его научные работы по химии в мировых научных кругах. Оппонентами Менделеева-экономиста были критики нововведений царского правительства, ведь он был одним из самых востребованных экспертов трех министров финансов подряд – Бунге, Вышнеградского и Витте. Упрекали его то за вмешательство в дела промышленные, то за участие «химика и технолога» в определении экономической стратегии. Универсальность научной и общественной деятельности для ученого того времени считалась делом обычным, но активность Дмитрия Ивановича не вписывалась ни в какие нормы и правила.

Известно знаменитое высказывание Д.И. Менделеева «Наука и промышленность – вот мои мечты…». В этом высказывании выражен не просто интерес ученого к науке и промышленности, рассматриваемых по отдельности, а заключена созидательная идея о взаимодействии, о соединении воедино этих двух сфер человеческой деятельности. Он писал, что экономические вопросы в промышленных делах стоят раньше технических, однако решению технических проблем предшествуют вопросы научные.

Интерес Д.И. Менделеева к общим вопросам социально-экономического развития России складывался постепенно. Еще в 1860-е годы Дмитрий Иванович начал заниматься проблемами конкретных производств и целых отраслей, изучал условия экономического развития отдельных регионов. По мере накопления материала он переходит к разработке собственной программы социально-экономического развития страны. Его работа «О современном развитии некоторых химических производств в применении к России и по поводу Всемирной выставки 1867 г.» – первая экономическая работа ученого (заметим, написанная именно в период разработки периодического закона). За ней последовал ряд других: «Нефтяная промышленность Северо-Американского штата Пенсильвании и на Кавказе» (1877), «Бакинское нефтяное дело в 1886 году», «Где строить нефтяные заводы», «По нефтяным делам», статья «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца» (1888). Следует также назвать работы «Первейшая надобность русской промышленности» (1888), «Мнение о способах поощрения мореходства и судостроения в России» (1891). Безусловно, «Толковый тариф» (1892), «Фабрично-заводская промышленность и торговля в России» (1896), «Основы фабрично-заводской промышленности»(1897), «Уральская железная промышленность в 1899 г.» (1900), «Учение о промышленности» (1901) и прочие. С 1880-х гг. на фоне практической работы по конкретным проектам Менделеев переходит к обобщению вопросов промышленного развития России в целом, а далее к вопросам экономико-социального порядка.mhtml:file://i:\менделеев\просм%20новая%20страница%201.mht!http://arzgirmendeleev2009.narod.ru/fsdfh.jpg

Многообразная научная и практическая деятельность Менделеева, относящаяся ко времени между реформой 1861 г. и революцией 1905 г., проходила в период развития промышленного капитализма в России. Менделеев стремился помочь преодолеть отставание России, выступая за создание крупной отечественной индустрии и за экономическую самостоятельность страны. «Ограниченный рост промышленности непригоден нашему краю и неприличен нашему народу... Народ смутно, но решительно, по здравому инстинкту сознает, что, идя помаленьку, мы никогда не догоним соседей, а надо не только догнать, но и перегнать»[18, c.27] Он был глубоко убежден, что Россия «окажет рано или поздно свою

долю влияния на судьбы цивилизации».

Конкретизируя свои представления о будущем экономическом развитии нашей Родины, Менделеев во многих работах выдвигал проекты и предложения о развитии промышленности и сельского хозяйства в различных частях страны.

Большое место в трудах Дмитрия Ивановича занимают проблемы социально-экономического развития России. Рассмотрев многие стороны жизни общества, он положил начало россиеведению. «Страна-то ведь наша особая, стоящая между молотом Европы и наковальней Азии, долженствующая так или иначе их помирить... тем не менее в настоящую эпоху Россия все же во всех отношениях страна преимущественно европейская и только в малой или побочной части азиатская. Россия... назначена сгладить тысячелетнюю рознь Азии и Европы, помирить и слить два разных мира, найти способы уравновешения между передовым, но кичливым и непоследовательным европейским индивидуализмом и азиатской покорной, даже отсталой и приниженной, но все же твердой государственно- социальной сплоченностью» - писал Д.И Менделеев и выступал за преодоление технологической отсталости страны, переход ее на путь промышленного развития, рациональное и интенсивное использование огромных богатств, ее экономическую самостоятельность, за сильное российское государство:mhtml:file://i:\менделеев\просм%20новая%20страница%201.mht!http://arzgirmendeleev2009.narod.ru/20070115_095517_1.jpg

«Я не был и не буду ни фабрикантом, ни заводчиком, ни торговцем, но я знаю, что без них, без придания им важного и существенного значения нельзя думать о прочном развитии благосостояния России. Меня при этом не страшит тот страх капитализма, которым заражена вся наша литература»[19, c.27]

Экономическое положение России в конце XIX — начале XX века было крайне тяжелым (не легче, чем сейчас). Страна «сидела» на сырьевой «игле», как сказали бы мы сегодня. Газ тогда еще не начали разрабатывать, но зато вывозили уголь, зерно, которое экспортировали, продавали за границу даже в голодные годы! «Не доедим, но вывезем» — говорил И. А. Вышнеградский. Доходило порой до смешного: по некоторым пунктам экспорта Россия вывозила то же самое, что одновременно ввозила! Например, каменный уголь из Донбасса везли за границу по южной дороге. А по северной уголь ввозили в Петербург из-за рубежа. Так происходило из-за того, что не развита была инфраструктура, не было железных дорог, и было дешевле купить уголь за границей, чем везти его из Донбасса в Петербург!

Д.И. Менделеев много внимания уделял проблеме развития транспортной системы, понимая, что от этого во многом зависит конкурентоспособность русских товаров на мировом рынке. Ученый выступил с поддержкой проекта железной дороги Каменск — Челябинск, высказался за понижение тарифа на перевозку керосина по Закавказской железной дороге. И, чем бы он ни заинтересовался, важнейшей чертой его деятельности была неразрывная связь научных исследований с потребностями экономического развития страны.
3.2. Перспективы промышленного развития России.

Ученый был убежден, что уровень экономического развития любой страны определяется состоянием тяжелой промышленности. Промышленное развитие России, по мнению Менделеева, должно было осуществляться не только за счет строительства новых фабрик и заводов, увеличения капиталовложений в тяжелую индустрию, но и за счет одновременной коренной перестройки системы народного просвещения с целью подготовки высококвалифицированных кадров ученых, инженеров, учителей, агрономов, врачей.

Обосновывая программу промышленного развития России, Д. И. Менделеев особенно выделял две ее стороны: развитие производства средств производства и развитие топливной базы промышленности. В этом проявились оригинальность и дальновидность его взглядов на общие вопросы экономического развития общества. При этом он выдвигал самостоятельные конкретные предложения и технические проекты, составленные с учетом особенностей того или иного вида производства.

Очень важно, что теоретическим мыслям и разработкам великий ученый сам активно находит практическое применение. Д. И. Менделеева не перестают волновать судьбы развития производительных сил России, и он отправляется на Урал с целью определить возможность повышения промышленного потенциала этого района. Из Перми он проследовал по такому маршруту: Кизел—Чусовая—Кушва—гора Благодать—Нижний Тагил—гора Высокая—Екатеринбург—Тюмень, откуда пароходом — в Тобольск. Из Тобольска вновь пароходом — в Тюмень и далее: Екатеринбург—Билимбаево—снова Екатеринбург—Кыштым, через Уфу и Самару возвращается в столицу. По результатам поездки, Д. И. Менделеев отметил, что ещё в Екатеринбурге он получил достаточно хорошее представление о состоянии дел в железной промышленности Урала. Собирая данные о запасах уральских руд, обследуя металлургические заводы, Д. И. Менделеев пишет: «Вера в будущее России, всегда жившая во мне, - прибыла и окрепла от близкого знакомства с Уралом»[20, c.27]. В результате командировки появляется отчёт «Уральская железная промышленность в 1899 г. », в котором Д. И. Менделеев ставит проблему Кузнецкого бассейна и предлагает ряд экономических мероприятий для развития металлургии на Востоке. В 1900 г. он выдвинул задачу «прямого получения железа и стали из руды, обходя чугун», и сейчас ещё волнующую умы металлургов.

В 1888 г. он изучает экономическое состояние Донецкого каменноугольного района, выясняет огромное его значение для России и предлагает ряд мер для рационального использования «будущей силы, покоящейся на берегах Донца». Результаты этих работ также изложены им в ряде статей и отдельных монографий. Расширение разработки угольных месторождений России Менделеев связывал с развитием производства чугуна, стали и меди; отмечал необходимость добычи хромовых и марганцевых руд на Урале и Кавказе. Он считал первоочередными задачами увеличение производства соды, серной кислоты, искусственных минеральных удобрений на базе отечественного сырья; на много лет вперёд он наметил программу освоения огромных природных богатств страны.

3.3. Нефтяное будущее России.mhtml:file://i:\менделеев\новая%20страница%201.mht!http://arzgirmendeleev2009.narod.ru/rfgrs.jpg

Также Менделеев уделяет много внимания нефтяной промышленности; в 1876 г. он предпринимает путешествие в Америку (по поручению правительства) для ознакомления с постановкой там нефтяного дела, неоднократно посещает с той же целью и наши кавказские месторождения; ведет ряд любопытных работ по исследованию нефти. От вопроса о рациональной добыче и утилизации нефти он возвышался до чисто научной проблемы о происхождении нефти - с одной стороны, до всестороннего анализа экономической жизни России - с другой. При таком широком размахе мысли и разносторонней деятельности Менделеева все, что выходило из-под его пера, было в то же время глубоко продумано и тщательно проработано. Трудно сказать, насколько предугадывал Менделеев перспективы только еще открывающегося международного рынка нефти и то положение, которое в нем может занять Россия, но со времен своей первой поездки в Баку в 1863 году делу установления нефтеперерабатывающего производства служил многие годы наравне с занятиями наукой. Ему, в частности, принадлежат идеи по строительству нефтеналивных судов и нефтепроводов, об организации нефтеперерабатывающих заводов в верхнем и среднем течении Волги и хранении нефти в цистернах. Но не для того, чтобы топить нефтью, а для того, чтобы, соединив научные разработки и капитал, «осветить и смазать всю Россию». Там, на Волге, на Константиновском заводе крупного промышленника В.И. Рагозина, ему удалось в итоге опробовать и установить свой аппарат для непрерывной перегонки нефти, превосходивший по качеству и глубине переработки углеводородного сырья все аналоги на десятилетия вперед. В 1873 году в Петербурге собралась комиссия для рассмотрения вопроса о развитии нефтяного промысла. В эту комиссию Менделеев входит, будучи уже мировой знаменитостью после открытия периодического закона, и его мнение сыграло не последнюю роль в решении об отмене откупной системы нефтедобычи. На смену откупам был введен акциз на производство керосина. Менделеев понимал, что без развития нефтяной промышленности Россия не сможет поднять свою экономику. И он говорил, что настало время подумать и о рациональном использовании «черного золота». Понимая роль нефти как источника энергии, ученый видел в ней сырье для получения многих ценных продуктов. Развитие нефтяной промышленности в России он ставил в прямую зависимость от активного участия научных сил в разработке еще не решенных вопросов химии и технологии нефти: «Без светоча науки и с нефтью будут потемки»[21, c.27].

Дмитрий Иванович также стоял у истоков создания трубопроводного транспорта, считая, что строительство трубопроводов обеспечит надёжную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. Он писал, что «необходимо, и даже крайне, проложить трубы и по ним вести сырую нефть до морских судов или до заводов, расположенных на море».[22, c.27]

Мысли Д. И. Менделеева о безотходной технологии, полноте использования полезных ископаемых в России (по сути, идеи экологического благополучия) на многие десятилетия опередили время. Дмитрий Иванович был совершенно прав, когда говорил, что необходимо отправлять за границу отечественное сырье, как ископаемое, так и растительное (нефть, уголь, лес, лен, хлопок, зерно и т. д.), «только в переработанном виде». Рост промышленных предприятий, расширение добычи и использования на заводах и фабриках нефти и каменного угля, расширение производства минеральных удобрений несли с собой не только благо, но и вредно воздействовали на окружающую среду. Он не мог оставить без своего внимания и проблемы охраны окружающей среды, часть своих трудов посвятив этим трудностям.



3.4. Экономическое районирование.

Среди необъятного количества работ Менделеева, есть и труды экономико-географического характера, особенно выделяется «Фабрично - заводская промышленность и торговля России» (1893). В этой работе автор отмечает разнообразие условий в различных частях страны для развития промышленности. «Первейшими» из этих условий он считает густоту населения, удобство путей сообщения для вывоза продукции и подвоза сырья и возможность получить

дешевое топливо.
Поскольку сочетания этих условий различны, Менделеев выделяет в ней экономические районы «различного хозяйственного характера», группируя губернии в 14 краев:

1) Центральный, или Московский; 2) Балтийский, или Петербургский; 3) Северный; 4) Восточный; 5) Юго - Западный; 6) Среднеазиатский; 7) Кавказ; 8) Южный; 9) Юго-Западный; 10) Северо-Западный; 11) Малороссийский; 12) Средний хлебный, или черноземный; 13)Финляндия; 14) Польский.

Оригинальным в этой работе было то, что в противоположность прежним опытам районирования, учитывавшим преимущественно или даже исключительно сельское хозяйство, районирование Менделеева исходило прежде всего из интересов развития промышленности. Такая постановка проблемы районирования была тесно связана с его идеями о необходимости быстрой индустриализации нашей страны. Такое административное деление России включало в себя и развитие определенных видов промышленности в тех или иных регионах, особенно горной, фабрично-заводской; сельского хозяйства, что неотделимо от климатических условий; путей сообщения; и особенности различных земель – лесов, болот, тундры, пахотных земель различной урожайности. Экономическая общность, по мнению Менделеева, должна превалировать над национальными или этническими границами.

Особый интерес представляют характеристики выделенных районов. В них ученый выделяет наиболее типичные черты в структуре экономики района и оценивает эти черты с точки зрения возможного промышленного развития. Помимо текстовой характеристики, Менделеев составил особую таблицу показателей экономики районов. В ней для каждого края указаны:

1) пространство, в квадратных географических милях;
2) число жителей, в миллионах;
3) число жителей на 1 квадратную милю;
4) урожай зерновых хлебов, в миллионах пудов;
5) выплавка чугуна, в миллионах пудов в год;
6) число неплатящих акциза фабрик и заводов;
7) годовая производительность фабрик и заводов, в миллионах рублей;
8) производительность всех фабрик и заводов на одного жителя, в рублях;
9) производительность зерновых хлебов на одного жителя, в рублях;
10) главные товары, доставленные краем;
11) развитие отпускной (из края) торговли.

Эта таблица Менделеева представляет большой интерес как попытка дать в сводных цифровых показателях экономико-географическую характеристику района, его географический профиль. Ученый отобрал для своей таблицы типические показатели, характеризующие степень промышленного развития разных областей России и относительную степень развития в крае промышленности и сельского хозяйства. Привлекают внимание его расчеты промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения, показывающие уровень развития промышленности и сельского хозяйства в различных частях страны и выяснение главных товаров, доставляемых тем или иным районом. Предложенная Менделеевым система показателей явилась новым для того времени подходом в изучении районов. К работе приложена карта краев с указанием размеров территории, числа жителей и размеров промышленной продукции. Эти исследования и мысли актуальны и в настоящее время. Наследство Д. И. Менделеева в области экономической географии так велико, разнообразно и ценно, что дать о нем сколько-нибудь полное представление можно было бы только в большом исследовании. Эта задача еще до сих пор не выполнена.




3.5. Протекционистские и финансовые идеи.

Большую работу выдающийся ученый проделал и в области финансов. Вновь очень современно звучит его требование не облагать непомерными налогами те ростки бизнеса, которые лишь начали развиваться: «Всякое начинаемое (иногда и усиливаемое) в стране производство, как детство и юность, требует до возмужания особой поддержки и покровительства»[23, c.27]; отсюда – он говорит о необходимости таможенной защиты от иностранных конкурентов и о льготном налогообложении. Современным предпринимателям эти слова близки. Весьма актуально также предложение Менделеева, чтобы крупные промышленники не оказывали влияние на решения правительства (слова «олигарх» в его годы еще не было…). Хотя он замечал, что «послушать же лиц, живущих промышленностью, — преполезно…». Поскольку крупные предприятия легче объединяются в борьбе с мелкими, то последние больше нуждаются в защите. Кроме того, мелкие предприятия легче аккумулируют капитал и лучше управляемы. «Я, с своей стороны, всегда буду стоять за эту борьбу крупных с мелкими и примкну к последним, потому что смотрю на них как на истинный регулятор русских промышленных дел...», – заявлял Менделеев, предопределяя политику государства в области предпринимательства почти на полтора века. Иными словами, проявления монополизма Менделеев считал большим злом, нежели недостатки, присущие мелким предприятиям.

Занимаясь вопросами денежного обращения в 1896 г., он обратился к С.Ю. Витте с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, в соответствии с которой рубль обеспечивался фактической стоимостью одного металла — золота. Это позволило России упрочить свое положение среди развитых стран, облегчила размещение русских займов за границей. Д.И. Менделеев зарекомендовал себя убежденным сторонником протекционизма (покровительственной системы). Он утверждал, что важнейшим средством для стимулирования промышленного развития России может стать ограждение отечественной промышленности от конкуренции иностранных предпринимателей с помощью увеличения ввозной пошлины. Ученый принял непосредственное участие во введении новой тарифной системы, утвержденной Государственным советом в 1893 г. Доказывая историческую необходимость индустриализации в России, Менделеев указывает на таможенный тариф как на одну из мер поддержки отечественной промышленности: «Без первоначального покровительства, конечно, нельзя ждать даже того, чтобы на внутренних рынках свои заводы могли соперничать с готовыми уже западными заводами... А когда заводы вырастут, можно действовать и на английский манер, проповедуя свободную торговлю». Однако ученый выступает против покровительства отдельным лицам и предприятиям, что, по его мнению, «возбуждает не предприимчивость, а искательство» [24, c.27].

Результаты этой работы были обобщены в книге «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года». В эти же годы им были написаны «Учение о промышленности», «Заветные мысли», «К познанию России» и др.

В области общественно-экономической жизни созвучие идей Д.И. Менделеева с нашим временем не может не поражать нас сегодня: настолько современны и злободневны многие его мысли, предложения и проекты. Кажется, будто они писались не в конце XIX века, в условиях самодержавной России, когда на фоне реакционной политики царского правительства они звучали как несбыточные профессорские мечтания, а в наше время, когда все эти мысли, планы и проекты, можно рассматривать как заветы нам - потомкам - беречь и любить свою страну, верно ей служить и преумножать её богатства, культурные и материальные.

Заключение.

Дмитрий Иванович Менделеев, несомненно, принадлежит к таким выдающимся деятелям науки и культуры, о которых говорят, что они создавали свою жизнь как произведение искусства. Феномен Дмитрия Ивановича заключается в необычайной широте его интересов, в редчайшей эрудированности в самых различных областях науки и практики.

Велико научное наследие Д. И. Менделеева. Изучая деятельность ученого, я была поражена многогранностью его таланта. Научная деятельность его охватывает многочисленные отрасли знаний. Он был Ученым с большой буквы. Теория и практика, наука и жизнь, слово и дело были у Д. И. Менделеева едины и нераздельны. Его при жизни называли гением. На что он отвечал, отшучиваясь: «Гений? Какой там гений? Работал всю жизнь - вот вам и гений!» Из 491 опубликованных работ: 40 посвящено химии, 106 физикохимии, 99 физике, 99 технике, 36 экономике, 29 геодезии и прочих 86.

Особенно поразило меня, насколько актуально наследие Д. И. Менделеева в наши дни. Открытие новых явлений постоянно развивает прогресс науки и техники. И кажется, что именно такими виделись в конце позапрошлого столетия Д. И. Менделееву очертания России будущего, каким предстает ее образ перед нами сегодня.

Д. И. Менделеев был лучшим примером ученого. По масштабу личности и таланта его, наверное, можно сравнить с гением эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Мозг его связывал воедино процессы, которые до него казались разрозненными. Рождались новые научные теории. Он организовывал исследования, читал лекции студентам, популяризировал научные знания, внедрял их в промышленность, боролся с лженаукой. И всю свою жизнь он не только учил других, но и учился сам, не стыдился и не стеснялся этого, будучи уже маститым ученым. Его жизнь – прекрасный пример для подражания и школьнику, и студенту, и ученому. И именно его я назвала бы популярным ныне именем «звезда». Ведь его талант продолжает светить нам через века.

Труды ученого по проблемам экономики, образования и науки не только произвели колоссальное впечатление на современников, но и не обесценились сегодня. Следует подчеркнуть особенность творческого стиля Дмитрия Ивановича: замечательную простоту изложения, проистекающую от столь же замечательной ясности мышления. Язык трудов Менделеева настолько легок, а стиль настолько прозрачен, что малоискушенный читатель может попросту не воспринять лежащий перед ним текст как научное исследование.

Два совершенно разных человека, пожалуй, наиболее глубоко проникли в суть творческого и духовного образа Менделеева. Одним из них был химик Л.А. Чугаев:

«Из всех признаков, отличающих гениальность и ее проявлении, два, кажется, являются наиболее показательными - это, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и, во-вторых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые для обыкновенного смертного кажутся далеко стоящими друг от друга и ничем не связанными, по крайней мере до того момента, когда такая связь будет обнаружена и доказана».[25, c.27]

Эти слова звучат в унисон с замечанием Александра Блока. В своем письме дочери ученого – Любови от 15 мая 1903 года он писал: «Твой папа вот какой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. ..У него есть все. Такое впечатление он и производит. При нем вовсе не страшно, но всегда не спокойно, это от того, что он все и давно знает, без рассказов, без намеков...»[26, c.27]

С высоты XXI века в рассуждениях Д.И. Менделеева можно усмотреть и определенные дискуссионные положения. Однако они отнюдь не умаляют роли и значения его взглядов, которые просты и глубоки. И, что важно, - заставляют думать. Для Д.И. Менделеева главное - забота о народном благе, взятом в единстве с общечеловеческим началом, любовь к России, вера в нее и в ее замечательное будущее. Государства же - только станции на пути истории. Обладая кипучей инициативой, огромной трудоспособностью, глубокими знаниями в самых разнообразных областях химии, физики, техники, экономики и других наук, Д. И. Менделеев целиком отдавал себя служению своей Родине и своему народу. В своих многочисленных трудах он дал полную смелых замыслов программу использования природных богатств и индустриализации нашей страны.

В годы творческой деятельности Д. И. Менделеева Россия делала лишь первые робкие шаги по пути использования своих природных богатств. Д. И. Менделеев страстно желал поднять отечественную науку, промышленность и благосостояние народа. В своих многочисленных печатных трудах и проектах он остро ставил задачу превращения нашей страны в экономически независимую индустриальную державу.

Время нередко стирает или покрывает тенью величественные образы прошлого. Творения Д. И. Менделеева с течением времени светят нам всё ярче. Его труды вдохновляют и указывают пути бесчисленным старым и молодым исследователям. В честь Д. И. Менделеева установлены премии Академии наук за выдающиеся работы по химии и физике. Его имя носит Всероссийское химическое общество. Его именем названо несколько лучших высших и средних химических учебных заведений. В честь его собираются съезды по чистой и прикладной химии. Имя Менделеева вписано золотыми буквами в историю человечества. В 1964 г. на Доске почета науки в американском Бриджпортском университете появилась русская фамилия: к перечисленным там гениям из гениев Евклиду, Архимеду, Копернику, Галилею, Ньютону, Лавуазье добавилось имя Менделеева. Этот человек воплотил в себе гениальность ученого, широту разнообразных интересов, простоту доступного для всех человека. Менделеев любил Россию и русский народ всей душой, это был патриот своей Родины.

Образ гениального учёного Дмитрия Ивановича Менделеева будет всегда звать к новым творческим исканиям и дерзаниям.

Приложение.


  1. Буцкус П.Ф. Из высказываний о Д.И.Менделееве //Химия в школе.- 1981.- №1.- С. 13.

  2. Д.И. Менделеев. Заветные мысли. Полное издание М.: Мысль, 1995. С. 8

  3. Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева. М.:«Наука». 1984, С.20.

  4. Смирнов Г. «Как советские редакторы правили Д. И. Менделеева»//Молодая гвардия». 1999. - № 5. - С. 8.

5. Д.И. Менделеев. Заветные мысли. Полное издание М.: 1995. С. 226.

6. Самые знаменитые люди России. М.: "Вече", 1999. С.110.

7. Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников. - М., 1969. С.1.

8. Дмитриев И.С. «Особая миссия» Менделеева: факты и аргументы // Вопр. истории естествознания и техники. 1996. - N 3. - С.126-141.

9. Там же. С.128.

10. Там же. С.129.

11. Казанцев С.В. Три службы Родине // ЭКО. 1999. - N 8. - С.16.

12. Там же. С.18.

13. Там же. С.20.

14. Там же.

15. Там же. С.24.

16. Там же. С.24.

17. Д.И. Менделеев. Заветные мысли. Полное издание. М.: Мысль, 1995. С. 71.

18. Там же.

19. Менделеев Д.И. Заветные мысли. М.: Мысль, 1995. С. 26.

20. Менделеев Д.И. К познанию России. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 32

21. Там же. С 181

22. Там же. С182

23. Самин Д.К. 100 великих ученых. — М.: Вече, 2000. С.15

24. Буцкус П.Ф. Из высказываний о Д.И.Менделееве //Химия в школе.- 1981.- №1.- С. 10.

25. Там же. С. 23.

26. Там же. С. 23.



Список использованной литературы.


  1. Буцкус П.Ф. Из высказываний о Д.И. Менделееве//Химия в школе, 1981.-№1.

  2. Д.И.Менделеев в воспоминаниях современников/издание второе, переработанное и дополненное. Москва Атомиздат, 1973, 340 с.

  3. Дмитриев И.С. «Особая миссия» Менделеева: факты и аргументы // Вопр. истории естествознания и техники. 1996. - N 3. - С.126-141.

  4. Казанцев С.В. Три службы Родине // ЭКО. 1999. - N 8. - С.16-24

  5. Летопись жизни и деятельности Д.И.Менделеева/ ответственный редактор Сторонкин А.В. Ленинград: «Наука» Ленинградское отделение, 1984, 178 с.

  6. Макареня А.А., Рысев Ю.В. «Д.И.Менделеев» (Люди науки). Москва: «Просвещение». 1988

  7. Манолов К. «Великие химики». М.: Мир, 1986. стр. 105 – 132.

  8. Менделеев Д.И. Заветные мысли. Полное издание. М.: Мысль, 1995, 270 с.

  9. Менделеев Д.И. К познанию России. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 32, 181–182.

  10. Самин Д.К. 100 великих ученых. М.: Вече, 2000, 247 с.

  11. Самые знаменитые люди России. М.: Вече, 1999, 315 с.

  12. Смирнов Г. Как советские редакторы правили Д.И.Менделеева// Молодая гвардия. 1999.-№5.-С.8.

Internet-ресурсы





  1. http://www.voskres.ru

  2. http://refine.com.ru

  1. http: // ruspred.ru

  2. http://www.1september.ru

  3. http://www.sotsium.ru

  4. http://russmir.ru

  5. http://portalus.ru

  6. http://aeli.altai.ru

  7. http://schoolchemistry.by.ru

  8. http://www.mendeleev.nw.ru

  В области метрологии разработал физическую теорию весов, точнейшие приёмы взвешивания и основал Главную палату мер и весов.

-     В 1890-91 годах предложил способ получения нового вида бездымного пороха (пироколлоидного) и организовал его производство.

-     В 1876 году указал на важность изучения влияния высокой температуры на нефть, заложив основы такого важнейшего технологического процесса, как крекинг нефти, процесс получения лёгких моторных топлив из тяжёлых нефтепродуктов.

-   В 1888 году впервые высказал идею подземной газификации угля.

-   Неоднократно указывал на необходимость рационального использования природных богатств страны и применения химии в различных отраслях хозяйства. В частности, уделял внимание вопросам применения химических удобрений в сельском хозяйстве.

-   Разрабатывал проблемы орошения почв в районе нижней Волги, улучшения судоходства на реках России.

-    Занимался проблемами освоения Арктики.



-    Научно обосновал в своей диссертации «О соединении спирта <с водой» (1865) процесс получения водки и стал родоначальником нового направления в науке - алкоголиметрии.

Д. И. Менделеев - автор более чем 500 научных трудов по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию, экономике, народному просвещению, народонаселению и др.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
2012 -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
2012 -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
2012 -> Управление образования администрации Красногорского района
2012 -> О самообследовании самарского государственного экономического университета
2012 -> Мбоу «Лицей-интернат №1» с проблемными детьми, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2012 -> Образовательная программа дошкольного образования
2012 -> Дошкольная педагогика как наука


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница