Обеспечение повышения качества подготовки учащихся по математике и физике к сдаче егэ и гиа в новой форме



страница1/3
Дата20.04.2016
Размер3.74 Mb.
ТипСборник
  1   2   3
Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» Рассказовского района



Обеспечение повышения качества подготовки учащихся

по математике и физике

к сдаче ЕГЭ и ГИА в новой форме

(материалы круглого стола)


Рассказово, 2009 год
Составители сборника: Попова Н.С., начальник

МУ «Информационно-методический центр»

Козловцева. И.Н., методист

МУ «Информационно-методический центр»

Компьютерная верстка: Козловцева И.Н., методист

МУ «Информационно-методический центр»

Сборник содержит материалы, которые рассматривают проблему повышения качества подготовки учащихся по математике и физике к сдаче ЕГЭ и ГИА в новой форме.

Содержание сборника включает вопросы, связанные с анализом методических принципов подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА в новой форме в контексте компетентностного подхода и в связи с введением ФГОС нового поколения: анализ структуры и содержания демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ по математике 2010 года; перспективные направления организации образовательного процесса по математике и физике в рамках современной парадигмы образования.

Представленные материалы предназначены руководителям и педагогам общеобразовательных учреждений, работающим по данной проблеме.







И.Н. Козловцева

Модели и технологии управления качеством педагогического образования

В последние годы понятие «качество образования» приобрело статус важного элемента национальной политики государства, что обусловлено необходимостью реформирования социально-экономической сферы с учетом инновационных подходов. Генезис понятий «качество образования» и тем более, «управление качеством образования» в целом определяется научными подходами к управлению качеством продукции. Анализ ретроспективы последних позволяет выделить этапы развития управления качеством: от этапа отбраковки дефектов (1990-1920 г.г.),развития статистических методов (1920-1950 г.г.), и далее − системы тотального контроля качества (1950-1980 г.г) и всеобщего управления качеством (1980-1990 г.г) до развития систем сертификации и менеджмента качества (1990- по настоящее время).



Применительно к системе обучения технологии управления качеством образования связаны с идеологий управления качеством продукции и основаны как на традиционных, так и инновационных моделях управления; их можно классифицировать на следующие типы:

  1. Управление на основе контроля над исполнением определенного вида деятельности.

  2. Управление на основе экстраполяции, когда темпы происходящих изменений ускоряются, но будущее системы еще предсказуемо.

  3. Управление на основе предвидения изменений, когда темпы изменений также ускоряется, но возникают неожиданные явления и потому необходимо предусмотреть будущие тенденции и реакцию системы на них.

  4. Управление на основе принятия гибких экстренных решений, когда необходимо учитывать стремительное изменение и развитие ситуации.

При этом основными методами управления становятся методы стратегического анализа (методы долгосрочных стратегий и стратегий, рассчитанных на использование в реальном масштабе времени), в основу которых положены проектные технологии управления. Анализ развития ГОУ ВПО НГПУ как образовательной системы позволяет выделить преимущества указанных моделей и подходов, которые заключаются в следующем:

  • Организация деятельности вуза по достижению конкретных целей качества подготовки в условиях дефицита времени и ресурсов. В частных случаях об этом можно судить по результатам разработки и сертификации СМК ГОУ ВПО НГПУ на соответствие требованиям ISO-9000-2001, а также последовательной разработки и сертификации, как электронных образовательных ресурсов, так и инструментария оценки качества обучения (банки компьютерных тестовых заданий).

  • Минимизация рисов снижения качества подготовки при переходе к уровневому (превентивному) образованию. В вузе начата подготовка бакалавров по 14 – ти направлениям, что потребовало анализа всей ресурсной базы и в частности − унификации рабочих учебных планов (приведение их к рациональному минимуму по типоразмерам), что позволяет увеличить уровень автоматизации управления потоками обучающихся.

  • Диверсификация (расширение разнообразия) подготовки − с одной стороны, и индивидуализация, с другой. С этим связано расширение спектра программ дополнительного профессионального образования с явной ориентаций их на потребности социально-экономической сферы региона.

  • Интенсификация образовательных процессов за счет повышения результативности использования внутренних ресурсов, что обусловлено прогрессивным развитием в вузе процессов информатизации и формированием единого университетского образовательного пространства.

  • Креативность образования за счет актуализации творческого потенциала преподавателей, что обусловлено реализацией программ повышения их предметного, методического и научного потенциала.

Реализация указанных моделей потребовала разработки и внедрения в учебный процесс оригинальных технологий (алгоритмов) управления:

  • Алгоритм мотивации – педагогический сценарий вовлечения обучающегося в среду обучения.

  • Алгоритм функционирования – педагогический сценарий познавательной деятельности (комплексы взаимосвязанных учебных операций, достаточных для преобразования потенциала обучающегося в потенциал специалиста с последующей его реализацией в профессиональном сообществе).

  • Алгоритм контроля – педагогический сценарий деятельности преподавателя (комплексы взаимосвязанных и последовательных операций по организации, сопровождению и коррекции деятельности обучающегося).

В целом, рассматриваемые модели и технологии управления качеством в педагогическом университете обусловили изменения не только в политике вуза (диверсификация, креативность, непрерывность и др.), но и в структуре управления университетом, как открытой образовательной системой. С этим связан поступательный переход от штабной централизованной структуры управления к инновационной, которая базируется на проектной системе управления, отвечает идеологии инновационного менеджмента качества подготовки и способствует повышению конкурентоспособности вуза.


Е.Ю. Яровая
Обеспечение повышения качества подготовки учащихся по физике и математике к сдаче ЕГЭ и ГИА в новой форме.

Тестирование прочно вошло в нашу жизнь. Теперь, каждый год, миллионы школьников пробуют свои силы в честной и бескомпромиссной борьбе. Борьба эта тяжелая и побеждает в ней сильнейший.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все участники находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты).

Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте по различным разделам должно быть таким, чтобы пропорционально отражать основное содержание предмета. Использование тестовых заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных вариантов тестов.

Централизованное тестирование оценивает уровень подготовки учащихся по стобалльной шкале с учетом трудности и дифференцирующей силы верно и неверно выполненных заданий.

Поэтому, в самом начале работы с учащимися, я объясняю им принцип построения тестов, отмечаю, что один и тот же уровень может быть получен за счет ответов на различные по степени сложности задания.

Анализируя результаты централизованного тестирования предыдущих лет, выделяю темы по которым ученик получает самый низкий процент решения и при повторении с учащимися материала, особо обращаю внимание именно на эти темы.

После того, как теоретический материал повторили, мы с учащимися начинаем решение тестовых заданий предыдущих лет. Решение проводим всех задач подряд, без выбора темы, так, чтобы учащиеся тренировались легко переключаться от темы к теме, от задачи к задаче. По мере изучения материала школьной программы добавляются новые типы задач. И особое внимание обращаем на технику решения стандартных задач и на скорость выполнения заданий.

К концу 9- 11 класса учащиеся, регулярно посещающие занятия (курсы по выбору), за один урок успевают решить до 15 задач из раздела. А это говорит о достаточно высоком уровне подготовки их к тестированию.

Аналогичную методику я использую и на контрольных работах. За урок учащиеся должны решить 8 задач от 1 до 5 уровня сложности.

Эта работа на протяжении нескольких лет приносит хорошие плоды. Все учащиеся нашей школы из года в год сдают успешно тестирование по математике и затем став студентами не испытывают трудностей при дальнейшем изучении предмета.

Без знаний сдать централизованное тестирование невозможно. Как подготовиться к централизованному тестированию? Вопрос только на первый взгляд прост, а ответ его лежит на поверхности. Причем, именно первый шаг может оказаться ошибочным. Ведь многие школьники стараются запастись как можно большим количеством готовых тестов, и решают их день и ночь. Увы, но результат оказывается не всегда успешным.

Главная ошибка такого пути – в поверхностном подходе. Ведь если повезет, тест можно сдать даже методом «тыка» – выбираете любой понравившийся ответ из предложенных и у вас 20 процентов того, что вы угадали. Но если вы рассчитываете на лучший результат, готовиться к централизованному тестированию нужно начинать с пройденного материала. Не секрет, что тесты разрабатываются на основе школьной программы. А большинство предметов, вынесенных на централизованное тестирование, изучают в школе не один год. Физику изучают с седьмого класса. Где же взять учебники за шесть-семь лет учебы, чтобы повторить, а то и выучить заново, правила, формулы и определения?

Издательство «ТетраСистемс» для качественной и эффективной подготовки абитуриентов выпустило в свет несколько серий пособий. В них вошел целый ряд изданий учебной литературы – от полного курса подготовки по каждому предмету до сборников тестов.

К настоящему времени издательство выпустило «полные курсы» подготовки по физике. Это пособие содержит программные материалы за курс средней школы плюс задания для подготовки к тестированию. Абитуриенту достаточно взять одну книгу, чтобы быть спокойным за то, что ни одной темы он не пропустит в подготовке. К тому же, большинство авторов этих книг имеют многолетний опыт издания школьной литературы, приема вступительных экзаменов или составления тестов.

Если «полные курсы» рассчитаны на серьезную и основательную подготовку к экзамену, то «интенсивные курсы», объемом примерно в 300 страниц, помогут систематизировать и концентрировать знания при подготовке к экзаменам за более сжатый срок. Интенсивные курсы, подготовленные по физике, написаны преподавателями ведущих вузов Беларуси, разработчиками тестов, на основе многолетнего опыта приема вступительных экзаменов и проведения тестирования. Причем, задания распределены по темам. Так что можно быстро не только проверить свои знания по каждой области, но и в кратчайшие сроки справиться с обнаружившимися «пробелами». Таким образом, при помощи «Интенсивного курса» при подготовке к экзаменам можно будет быстро повторить материал, еще раз вернуться к самым сложным темам и проверить себя.

Физика. Полный курс подготовки к тестированию и экзамену
В.А. Бондарь, А.А. Луцевич, С.В, Яковенко, В.А. Яковенко
Серия: Полный курс

Предназначено для подготовки учащихся общеобразовательных учреждений к централизованному тестированию, выпускным экзаменам в школе, вступительным экзаменам в вузы. Каждая тема школьного курса физики представлена кратким теоретическим материалом, указаниями по выполнению заданий, примерами решения типовых задач, экзаменационными задачами, контрольными тестами. Работа с пособием позволит учащимся качественно подготовиться к вступительным испытаниям, выявить и оценить свои знания. Адресуется абитуриентам, школьникам, учителям.

Авторы: профессор кафедры общей физики, кандидат физико-математичеких наук В.А. Бондарь зав.кафедрой методики преподавания физики, кандидат педагогических наук А.А. Луцевич зав.кафедрой методики преподавания интегрированных школьных курсов, доцент, кандидат педагогических наук С.В. Яковенко профессор кафедры общей физики, кандидат физико-математичеких наук В.В. Яковенко(Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка).



Л.И.Трофимова

Обеспечение качества подготовки выпускников

по математике к сдаче ЕГЭ

Новая форма итоговой аттестации выпускников школ в виде единого государственного экзамена обнажила ряд проблем современной школы.

В процессе подготовки школьников к ЕГЭ по математике учитель встречается с определенными проблемами. Так, одной из проблем является насыщенность программного материала в 11 классе, что не предоставляет возможности планомерно и в системе вести работу по подготовке к экзамену в течение учебного года. Поэтому чаще всего подготовка к ЕГЭ начинается в 10-11 классах во внеурочное время, что создает у учащихся определенные трудности в восприятии материала.

Многообразие формулировок заданий в вариантах ЕГЭ – также одна из проблем экзамена. В школьных учебниках, как правило, используются стандартные формулировки: слабых и средних учеников незнакомые формулировки заданий ЕГЭ ставят в тупик.

Выпускники общеобразовательной школы и школы с углубленным изучением математики имеют неравные возможности получить хорошую оценку по результатам ЕГЭ, так как программы и количество часов на изучение математики в этих школах не совпадают. Кроме того, в материалах ЕГЭ встречаются задания по темам, которые или не входят в программу математики общеобразовательной школы, или изучаются обзорно.

Чтобы максимально устранить обозначенные проблемы, в своей деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и обучению работы с экзаменационным текстом придерживаюсь определенных позиций:

- обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;

- обучение определению степени трудности задания;

- обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки;

- обучение приему «спирального движения» по тесту.

Считаю необходимым приучать учащихся заниматься математикой 3,5 – 4 часа подряд без перерыва, формируя привычку интенсивно работать в заданных временных рамках. Подобные тренинги провожу в системе в процессе подготовки к ЕГЭ в учебное время, а также рекомендую учащимся заниматься в таком режиме в домашних условиях (немаловажную роль играют консультации для родителей).

Центральным моментом технологии подготовки к ЕГЭ считаю обучение школьников приемам мысленного поиска способа решения. Подготовку разумно выстраивать по тематическому принципу – от простых заданий к заданиям сложным. Тематическая подборка заданий должна быть представлена в виде логически взаимосвязанной системы, т. е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего.

Большой объем экзаменационной работы, широкий спектр заданий, смена приемов и методов решения требует от ученика мобильности и умения переключать внимание с одного задания на другое. Поэтому целенаправленная подготовка к экзамену должна включать не только тематические повторения, но и комплексные работы. Комплексные тексты, в основном, использую в конце подготовки к экзаменам, когда у школьников накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и имеется опыт применения на заданиях любой степени сложности.

Небольшие по объему и степени сложности комплексные задания использую в течение всего времени подготовки к ЕГЭ в процессе проведения устной работы, организованной с классом. Считаю, что подобный вид деятельности способствует формированию переключаемости внимания учащихся, отработке умения выполнять задания в уме или фиксируя в записи только определенные «обрывки» преобразований. Обозначенный навык работает на результат, позволяя сэкономить время на выполнение работы. Учащиеся должны усвоить, что чем больше преобразований они выполнят в уме и чем меньше записей сделают, тем больше времени сэкономят на саму работу.

Со школьниками, которые планируют «сражаться» с разделом С, требующим правильного оформления, четких и логических рассуждений, провожу отдельные дополнительные занятия, на которых подробно знакомлю со специфическими приемами оформления записей, решения заданий, редко затрагиваемых на текущих уроках: уравнения и неравенства с параметрами, сложные стереометрические задачи, специальные приемы исследования функций и областей решения сложных уравнений и т.д.

Немаловажную роль при подготовке к ЕГЭ играет психологический фактор. Считаю необходимым активно воздействовать на личность ученика, поскольку при хорошо организованной, качественной психолого-педагогической подготовке к ЕГЭ ученик сумеет, используя предметные знания, реализовать себя на экзамене и достичь желаемого результата. Немаловажно, чтобы школьник сразу определился с планируемым результатом обучения и сформулировал его для себя – это в определенной степени способствует формированию чувства уверенности, а также ведет к некоторым положительным подвижкам в качестве знаний и умении их применять.

Каждый педагог должен помнить, что самое главное для обеспечения качественной подготовки к ЕГЭ – снизить напряжение и тревожность учащихся и обеспечить оптимальные условия для занятий.




Н.И. Давыдова

Организация подготовки школьников к ЕГЭ

по физике как условие повышения

качества образования.

ЕГЭ – важный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

Проблема качества подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ в последние годы стоит в центре внимания педагогов. ЕГЭ выполняет функцию вступительного вузовского экзамена, поэтому очень важно повысить мотивацию учащихся к учебному процессу.

В нашей общеобразовательной школе физика является предметом, изучаемом на базовом уровне. Поэтому для качественной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ считаю необходимым использование эффективных методов подготовки к итоговой аттестации, повышение сложности учебного материала; поддержка индивидуального развития ребенка; сотрудничество учителя, ученика, родителей.

Целенаправленная подготовка к ЕГЭ, в основном, ведется мною в 10-11 классах. Уровень подготовленности учащихся, пришедших в 10 класс различный, что создает определенные проблемы выбора методов обучения, нехватки времени на ликвидацию пробелов в знаниях. Таким образом, наиболее удачным оказывается на уроке использование принципов индивидуализации и дифференциации обучения, суть которых заключается в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету.

Для успешной сдачи ученик должен знать процедуру экзамена, понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполнения заданий, уметь распределять общее время экзамена на все задания, иметь собственную оценку своих достижений в изучении физики. Именно такого ученика и надо готовить, организуя специальные уроки, домашнюю работу и внеурочные занятия.

Как показывает опыт, подготовка учащихся путем решения многочисленных тестов, вариантов заданий прошлых лет, дает результат не вполне устраивающий учителя. Поэтому я считаю, что следует изменить процесс подготовки, т.е. не тратить время на решение многочисленных тестов, а повторять материал блоками, начиная с простых заданий конкретной темы, заканчивая более сложными, где одно задание вытекает из другого.

Подготовка к ЕГЭ по физике должна идти через приобретение и усвоение конкретных физических знаний. Поэтому на уроках изучения нового материала обращается внимание учащихся: на связи темы с прошлым материалом и будущим; на решение ключевых задач; на показ возможностей применения теоретических вопросов для решения различных задач.

Систематизация теоретического материала – первый этап повторения по той или иной теме школьного курса физики, так как любое задание экзаменационной работы требует опоры на определенный теоретический материал. Содержание повторения охватывает основные разделы школьного курса физики, необходимые справочные материалы, пояснения на примерах и задачах, основные методы решения, задания для самостоятельного решения с ответами, тесты. Для того чтобы учащиеся смогли оценить уровень своей подготовки, по окончании каждой темы я предлагаю контрольную работу, состоящую из заданий разного уровня сложности, и тестового задания. Важно подготовку к экзамену осуществлять используя "правило спирали" - от простейших типовых заданий до заданий повышенного уровня сложности, от комплексных типовых заданий до заданий раздела части С. Благодаря этому методу повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса физики, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.

Практика показывает, что процесс дифференциации наиболее успешно происходит при групповой форме обучения, которая обеспечивает учет индивидуальных способностей, организует коллективную познавательную деятельность, обмен способами действия и взаимное обогащение учащихся. Различным по уровню подготовки школьникам ставятся посильные задачи, которые они должны выполнить. Применяется в этой работе дидактический материал из КИМов ЕГЭ прошлых лет; различные тренировочные тесты; задания с инструктивным материалом для групп разного уровня. В ходе такой работы формируются у учащихся навыки самообразования, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, которые необходимы для того, чтобы ученик был готов к полной самостоятельности в работе на экзамене.

Большую роль при подготовке к экзамену играет и самостоятельная работа учащихся с учебной литературой, со справочниками, пособиями по физике. Моя роль в организации этой работы - рекомендации по выбору тем и задач для самостоятельного решения.

Анализируя подробный перечень разделов, тем, элементов, типовых заданий, представленных на сайте www.ege.edu.ru, которые вызывают у учащихся наибольшие трудности в решении, считаю необходимым усиление экспериментальной поддержки и более эффективного использования наглядных средств, решения заданий с использованием графиков, вопросов качественного характера. В качестве заданий, углубляющих и расширяющих знаний учащихся, использую материалы ЕГЭ прошлых лет. Учитывая, что в экзаменационных заданиях наметилась тенденция к увеличению числа практико-ориентированных заданий, заданий на применение знаний в различных жизненных ситуация, я акцентирую внимание учащихся, что в экзаменационных вариантах по физике одновременно встречаются как задания, для выполнения которых необходимо воспользоваться известным алгоритмом действий, так и те, которые требуют разработки собственного пути решения.

Таким образом, для обеспечения повышения качества подготовки учащихся к ЕГЭ сегодня необходимо осуществлять выбор содержания и способов обучения; повышение сложности учебного материала; поддержка индивидуального развития ребенка; сотрудничество учителя, ученика, родителей. Необходимо активизирующее воздействие на обучаемых, систематическое убеждение их в том, что лишь при наличии активной позиции при изучении предмета, при условии приобретения практических умений и навыков и их реального использования можно рассчитывать на какой-то успех.



Г.В.Губарева


Каталог: izd d
izd d -> Рассказовского района информатизация образования материалы научно практической конференции
izd d -> Рассказовского района рейтинговая система оценки деятельности учителя и ученика
izd d -> Рассказовского района материалы районной экспериментальной площадки «школа социализации личности»
izd d -> Рассказово, 2008 год Составители сборника : Попова Н. С., начальник му «Информационно-методический центр»
izd d -> Методически й
izd d -> Рассказовского района (материалы научно-практической конференции) Рассказово, 2010 г
izd d -> Педагогические проекты
izd d -> Серов Александр Иванович, учитель географии. 11-19 стр. Дополнительная образовательная программа
izd d -> Справочник «Тамбов: в лицах и названиях»
izd d -> Рассказовского района информатизация образования материалы научно практической конференции


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница