Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях фгос до



Скачать 47.01 Kb.
Дата28.02.2016
Размер47.01 Kb.
Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребёнка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи ДОО - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОО по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка.

Под психологической безопасностью следует понимать состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, способствующее удовлетворению их потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Образовательная среда - это психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение. Ее психологической сущностью является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений участвующих в ней субъектов.

Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик, которая становится значимой проблемой в связи с ростом психологического насилия во взаимодействии детей, педагогов, родителей, что подтверждается данными различных исследований (И.А. Баева, Т.С. Кабаченко). Причинами психологического насилия в образовательной среде могут являться и средовые условия, и межличностные отношения педагогов, детей и их родителей.

Проходя сложный путь социализации, ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности, которая выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, выхода из конфликтной ситуации ребенок, так же как и взрослый, вынужден применять различные способы психологической защиты. При этом основная функция психологической защиты — сохранение позитивного образа «Я», ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний, снижение тревоги и повышение самооценки, именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Возраст Механизмы защиты

от 0 до 1,5 лет Отрицание

Проекция

от 1,5 до 11 лет Регрессия

Замещение

Подавление

Интеллектуализация

Для правильного оценивания поведения ребенка и осуществления индивидуального подхода к его воспитанию необходимо знать об имеющихся возрастных особенностях проявления защитных реакций.



Отрицание является наиболее ранним и примитивным механизмом защиты, при котором ребенок старается привлечь к себе внимание любыми известными ему способами и не принимать в качестве реальности события, которые его беспокоят.

Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимания, дружелюбие, аффективная манера поведения, хвастовство, готовность услужить, отсутствие самокритичности и др.

Возможные девиации поведения при отрицании: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, демонстративные попытки суицида и т.п.

Проекция является более сложным механизмом защиты и предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств, помогающее ребенку ослабить собственное чувство вины.

Особенности защитного поведения в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, пессимизм, замкнутость и др.

Возможные девиации поведения при проекции: бредовые идеи ревности, несправедливости, собственной ущербности. На этой почве возможны проявления враждебности.

Регрессия, как свидетельствует классификация, развивается в раннем возрасте и используется ребенком для сдерживания чувства неуверенности в себе, страха неудачи, связанных с проявлением инициативы.

Особенности защитного поведения в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить начатое дело до конца, легкая смена настроения, плаксивость, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, импульсивность.

Возможные девиации поведения при регрессии: инфантилизм, конформизм в антисоциальных группах и пр.

Замещение — развивается у ребенка для сдерживания злости, гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта во избежание ответной агрессии или отвержения. При замещении осуществляется перенос действия, изначально направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом, т.е. происходит переадресация реакции.

Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, предпочтение кинофильмов со сценами насилия.

Возможные девиации поведения при регрессии: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость и пр.

Подавление развивается у ребенка для сдерживания эмоции страха и проявляется в удалении чего-то из сознания или удержании его на расстоянии (тревожных мыслей, идей, чувств, волнующих событий).

Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств.

На формирование защитных реакций у детей значительное влияние оказывает родительское воздействие.

Серьезное психологическое воздействие на детей оказывает образовательно-воспитательная среда.

Детская незащищенность требует организации психологической защиты, помощи в ее укреплении со стороны взрослых.

Как сохранить здоровой психику ребенка?

Вопрос этот — не праздный. Каждый день ставит перед детьми новые проблемы, решение которых зависит, в том числе, и от их душевного равновесия, умения справляться с внутренними и межличностными конфликтами. Детям намного сложнее, чем нам, взрослым, ведь они живут в трех «мирах»:



  1. в мире воображаемом (в нем все так, как надо, как они сами себе придумывают);

  2. в мире детского коллектива (который, чаще всего, не совпадает с миром воображаемым и в который они приносят обрывки знаний, полученных дома и на улице);

  3. в мире взрослых (в котором дети чувствуют себя как лилипуты в стране великанов).

Разобраться во всем этом ребенку — ох, как непросто...

И здесь на помощь приходят различные формы защиты, призванные снизить напряженность и вернуть человека в комфортное состояние, а также заботиться о сохранности психического здоровья.

Существуют разные точки зрения на проблему психологической защиты личности и проявление механизмов такой защиты у детей. В работах P.M. Грановской, JI.P. Гребенникова, Б.В. Зейгарник, В.Г. Маралова, И.М. Никольской, Е.С. Романовой и др. говорится о необходимости развития у детей навыков стратегии психологической защиты.

Исходя из изложенного, можно выделить структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безопасность» и непосредственно влияют на нее. В свою очередь, структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы:



Организация режима жизнедеятельности воспитанников:

- установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);

- создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворения потребности в общении, движении, развитии и т. д.;

- организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).



Организации межличностных отношений в ДОО:

- влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство);

- психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников);

- психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).

В детском саду на протяжении 2 лет я веду работу по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1) создание условий, способствующих эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОО;

2) создание условий для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных способностей.
Этапы работы

Рассмотрим содержание этапов работы по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды.



1.Диагностический этап.

На данном этапе анализирую:



  • отношение детей к детскому саду, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе;

психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса;

  • специфика организации воспитательно-образовательного процесса;

  • степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых; психологический климат педагогического коллектива.

2.Организационно-практический этап.

В группах детского сада регулярно проводится работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды:



  • Повышаю профессиональный уровень педагогов, провожу мастер-классы, консультации, семинары-практикумы, деловые игры, аутотренинги, релаксации, направленные на оптимизацию рационального режима дня

  • Формирую у педагогов потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.

  • Провожу коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленные на создание условий для их естественного психологического развития, развитие эмоциональной сферы, коррекцию имеющихся эмоциональных нарушений, включающую психотехнические методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастику, аутогенную тренировку, снятие психомышечного напряжения, релаксацию и пр.).

  • Уделяю большое внимание работе с родителями, привлекаю их к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализаций их в повседневной жизни. Провожу просветительную работу в форме лекций, консультаций, семинаров-практикумов на темы: 2Психологическое здоровье ребенка», «Психологическая безопасность в образовании» и т.д.

  • В течение учебного года с детьми провожу коррекционно-развивающие занятия по следующим программам:

  • Программа психолого-педагогических занятий по интеллектуальному, эмоциональному и волевому развитию дошкольников «Цветик-семицветик». Авторы: Н.Ю. Куражева, Н.В. Бараева, Н.В. Тузаева, И.А. Козлова.

  • Программа психологической подготовки детей к школе «Год до школы: от А до Я» Т.А. Руденко

  • Программа коррекционного воздействия на эмоциональную сферу детей 6-7 лет средствами театрально-игровой деятельности Д.Г. Кайль.

  • В детском саду продолжаю создавать предметно-развивающую среду, отвечающая принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т. д. Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создает у детей положительную установку и позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы. Также пространство в группах, имеющее гибкое зонирование, стимулирует самостоятельность детей, обусловливает возможность свободного выбора. В создании развивающей среды учитываю особенности каждой группы: возраст, интересы, склонности, способности, уровень развития и т.д.

В группах детского сада № 4 организованы специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта.

1. Уголок приветствия.

Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочение детского коллектива.

Структура уголка:

  • стенд «Здравствуй, я пришел!», на котором размещены фотографии детей. Приходя в детский сад, ребенок поворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своем присутствии в группе;

  • стенд «Мое настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок - пиктограмм отмечают свое настроение.

2. Уголок достижений.

Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

Структура уголка:



  • «Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребенка, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются);

  • «Звезда недели» (в середине большой звезды - фото ребенка, на концах - информация о нем, которой он гордится);

  • «Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ребенком добрый и полезный поступок). В конце недели дети поощряются.

3. Уголок гнева.

Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства гнева, враждебности и напряженности; развитие положительных чувств и эмоций; обучение самообладанию и приемам саморегуляции.

Структура уголка:

  • «коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);

  • «коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребенок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);

  • «подушка-колотушка», «мешочек для крика», гибкая набивная «змея», «ковер дружбы».

4. Уголок поздравлений.

Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.

В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику. Подобные плакаты можно готовить к различным праздникам.



5. Зона воды и песка.

Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.

Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и проч. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. А остаться сухим и чистым помогает накидка из целлофановой пленки длиною до пола с прорезью для головы и рук.

Зона оснащена мелкими пластиковыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры: «Что тонет, что плавает?», «Найди

игрушку», «Волны на воде».



6. Зона уединения.

Направленность: предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. С зоной уединения в группе соседствует уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.

В зоне уединения используются легкие, но достаточно большие «строительные блоки», покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.

Специально изготовленные «психологические норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры,

позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребенка - все равно что строить самого себя.

Кроме того, в зоне уединения имеется «сухой дождь» (ленточный). Он развивает приятные тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть одному.

7. Уголок сенсорного развития

Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними.

В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.

Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр, направленных на управление гневом; картотекой экспериментов и проч.

Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия дошкольника и педагога.



Результаты работы

Работа по обеспечению безопасной и психологически комфортной образовательной среды, выстроенная в условиях реализации ФГОС ДО, дала положительные результаты:



  • соответствие предметно-развивающей среды требованиям психологической безопасности в соответствии ФГОС ДО;

  • направленность деятельности педагогов на личностно-ориентированное взаимодействие с детьми;

  • сокращение количества факторов, негативно влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт за счет включения в образовательный процесс интересных видов детской деятельности, которые проводятся с детьми в увлекательной и эмоциональной форме; введения релаксационных пауз в режимные моменты; использование методик для снятия психоэмоционального напряжения;

  • создание условий для естественного всестороннего развития творческого потенциала и индивидуальных способностей воспитанников;

  • уменьшение количества детей с эмоциональными нарушениями;

  • успешная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

Анализируя результаты, можно сделать вывод об эффективности проведенной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО.


Название программы / автор (составитель) / целевая аудитория

Цель

Задачи

Программа психолого-педагогических

занятий по интеллектуальному, эмоциональному и волевому

развитию дошкольников «Цветик-семицветик».

Авторы:


Н.Ю. Куражева,

Н.В. Бараева,

Н.В. Тузаева,

И.А. Козлова.

Целевая аудитория: воспитанники средних, старших и подготовительных групп


Создание условий для естественного психологического развития ребенка


- Развить эмоциональную сферу, ввести ребенка в мир человеческих эмоций; - развить коммуникативные умения, необходимые для успешного общения; - развить волевую сферу - произвольность психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;

- развить личностную сферу: сформировать адекватную самооценку, повысить уверенность в себе;

- развить интеллектуальную сферу: умение мыслить, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление;

- сформировать позитивную мотивацию на обучение;

- развить познавательные психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение


Программа психологической подготовки детей к школе «Год до школы: от А до Я». Автор: Т.А. Руденко. Целевая аудитория: воспитанники подготовительных групп


Подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путем развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет


- Определить уровень готовности детей к обучению в школе (провести первичное и повторное психолого-педагогическое обследование);

- расширить кругозор;

- оценить и развить мотивацию на учебную деятельность, интеллектуальную активность ребенка;

- сформировать личностную, социально-психологическую, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность;

- развить высшие психические функции; графические навыки, зрительно-моторную координацию; умение сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи;

- развить навык произвольной регуляции поведения;

- развить навык общения со сверстниками и взрослыми, творческие способности, доверие, групповое сотрудничество;

- снять эмоциональное и мышечное напряжение




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница