Объективная необходимость осуществление экологического воспитания в условиях системы дополнительного образования



Скачать 59,11 Kb.
страница1/22
Дата03.04.2021
Размер59,11 Kb.
#111530
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

 

 Призрак экологического кризиса стал грозной явью. Его тяжелая поступь слышна в аномалиях климата, опустынивании планеты, кислотных осадках, парниковом эффекте. Биосфера серьезно больна. Ее поразило вмешательство человека в вековые законы природы.



 На смену XX веку – веку научно-технической революции пришел XXI – век глобальной информатизации. В современном обществе все больше и больше укрепляется мнение, что одной из главных причин возникновения экологических проблем на планете является низкий уровень экологической культуры людей. В числе причин медленного прогресса в этой области не последнее место занимает то обстоятельство, что во многих странах пока еще нет четко сформировавшейся системы экологического образования и воспитания.

Актуальность проблемы экологического образования и воспитания населения обусловлена кризисом отношений «природа – общество». Существование и процветание цивилизованного общества не возможно без гармоничной его связи с окружающей средой. Экологические катастрофы, кризисы природных сообществ, уменьшение биологического разнообразия на сегодняшний момент грозит гибелью всей природы и человечеству в целом. Это ставит перед нами задачи исправления негативных последствий потребительского отношения к природе.

 Как это можно сделать?

С одной стороны необходимы большие финансовые средства на преодоление уже существующих экологических кризисов. Но их все время будет не хватать, так как количество экологических проблем с каждым годом увеличивается, а это значит, что с каждым годом будет требоваться все больше и больше средств на их решение. С другой стороны можно не допустить негативные изменения в среде, занявшись воспитанием человека в духе гармонии с природой, понимания закономерностей ее развития, грамотного природопользователя.

 

Необходимым условием для реализации программы воспитания нового отношения человека к самому себе и к природе является подготовка подрастающего поколения к осознанию собственной личной ответственности за состояние окружающей среды.



 

Экологическая культура все более органично входит в общую культуру развивающегося человечества. Приобщение молодых людей к этой сфере культуры предполагает создание широких возможностей для развития качеств личности, необходимых для экологически целесообразного взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим экологическое образование и воспитание является одной из главных задач, стоящих перед государством.

 

Всеобщее экологическое образование – неотъемлемое право всех граждан во всех странах. Обеспечить его всем гражданам России – совместная обязанность государственных и общественных организаций в сфере образования, культуры, экологии и охраны природы. При этом, очевидно, что действительно всеобщим экологическое образование может стать только будучи включенным в систему всеобщего образовательного пространства: от дошкольного до вузовского. Отсюда и очевидна первостепенная задача – добиваться включения полноценного экологического образования в обязательные дошкольные, дошкольные и вузовские программы.



 

Первые шаги в этом направлении наше государство уже сделало:

- в статье 58 Конституции Российской Федерации говорится о том, что «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»;

- разработана национальная доктрина образования в Российской Федерации, в которой сказано, что к основным целям и задачам образования относится «…экологическое воспитание, формирующее бережное отношение к природе»;

- принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию;

- в Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается, что «…Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) …Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;»;

- в Законе «Об охране окружающей природной среды» ,,… устанавливается система всеобщего и непрерывного экологического образования,, (Статья 73). А в статье 74 этого же закона говорится о ,,… необходимости овладения минимумом экологических знаний и обязательное преподавание экологии,,;

- Федеральное Собрание РФ приняло Закон «О государственном регулировании образования в области экологи»;

- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года;

 

- Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года;



 

- государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах»;

 

- Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года.



 

            Многие документы, к сожалению, носят декларативный характер и не имеют пока практического воплощения. Не продуманы механизмы реализации и отсутствует единая государственная система экологического образования и воспитания. Поэтому возникает противоречие между запросами государства и общества на осуществление экологического воспитания и неготовностью сложившейся системы образования адекватно и эффективно решить данную задачу. Знания, которые сообщаются школьникам, носят отрывочный характер, бессистемны и часто декларативны. Стремительно нарастает число программ, учебных и методических пособий, которые могут использоваться для экологического образования только частично из-за отсутствия в школах и дошкольных учреждениях реальных возможностей в их полном применении. Отсутствует реальная материально-техническая база для реализации экологического образования: нет средств наглядности, оборудования для проведения элементарных экологических наблюдений и опытов. Педагоги не имеют специальной подготовки по данным вопросам. 

Таким образом, очевиден тот факт, что полноценное экологическое образование на сегодняшний момент не может быть реализовано в полной мере дошкольными и школьными муниципальными образовательными учреждениями. В этой связи на первый план выходят учреждения дополнительного образования, так как именно с их помощью и на их базе можно осуществить интеграцию усилий общего и дополнительного образования в области экологии.

Наличие специальной базы, оборудования, опытных педагогов, использование активных форм обучения, непосредственный контакт с природой, самостоятельность и творческая активность позволяют учащимся самореализовать себя в экологически разумном поведении, осознать остроту и важность экологических проблем, получить личностно ориентированные знания, сформировать активную жизненную позицию и психологическую готовность к экологически целесообразной и ориентированной деятельности, приобщиться к общим и частным вопросам экологии, наработать положительный жизненный опыт в общении с природой.

В городе Смоленске, как и по всей России, в практику дошкольных и школьных учебных заведений пока не достаточно глубоко внедряется экологическое образование. На это есть свои объективные причины:

- в городе отсутствует единая система преподавания дисциплин эколого-биологической направленности, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями;

- курсы не биологической направленности имеют слабую степень экологизированности;

- уроки биологии и экологии в дошкольных и школьных учреждениях почти никогда не проводятся на природе, слабо используются возможности пришкольных участков и прилегающей территории;

- в городе слабо развита система внешкольного экологического образования, не используются резервы летних лагерей;

- знания, приобретаемые учащимися на уроках биологии и экологии, чаще всего имеют теоретический характер и слабо вовлекают детей в решение практических проблем.

Хотя в двух школах (МОУ сош № 26, 33) велась экспериментальная работа по модели «Экология и диалектика», но количество времени, которое отводилось на предмет «Экология» едва хватало, чтобы изучить теоретические основы курса. Отсутствует материально-техническая база, которая не позволяет проводить лабораторные практикумы. В остальных школах города экологизация, в лучшем случае, реализуется на уроках биологии и географии или отсутствует вообще. Так же плохо обстоит дело с экологическим образованием в дошкольных учебных заведениях. Среди учреждений дополнительного образования проблемами экологического обучения занимаются: областная станция юных натуралистов, которая больше всего работает с областными станциями в методическом направлении; областная станция туристов, расположенная далеко за чертой города и спортивно-туристический клуб «Викинг-Нево», не имеющий собственной оборудованной базы и, поэтому ограничен в действиях по экопросвещению и набору участников.

Таким образом, складывается ситуация, при которой систематическое и целенаправленное экологическое образование и воспитание для школьников города Смоленска по прежнему остаётся недоступно.

В 2001 году в городе появилось муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр «СМОЛЕНСКИЙ ЗООПАРК», которое призвано решать главные вопросы по экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения городской системы образования.

 


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ

Скачать 59,11 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница