Объект педагогического наблюдения эмоциональное состояние детей Формы и методы освоения и «проживания»



Скачать 74.26 Kb.
Дата31.03.2016
Размер74.26 Kb.
Материал осваивается через творчество.

Объект педагогического наблюдения -
эмоциональное состояние детей

Формы и методы освоения и «проживания» информации
Е. Коротаева, А. Фишелева, г. Екатеринбург

Уже неоднократно отмечался тот факт, что интерес педагогов сегодня концентрируется в области учебной деятельности. В значительно меньшей степени исследуется среда дополнительного образования в целом и внеклассных занятий в частности. Многие учителя признаются, что классные часы или просто отменены, или используются для продолжения учебной работы. При этом упускается из виду, что именно внеурочная деятельность обладает специфическими возможностями, необходимыми для всестороннего развития детей.
Воспитательный потенциал этих занятий выгодно отличает их от обычных уроков, благодаря возможности построения гуманистической системы взаимоотношений, основанной на совместном труде, на признании вклада каждого в общее дело; личностно ориентированной системе оценивания (в противовес малоподвижной пятибалльной системе, характерной для традиционного обучения); богатству форм и методов освоения, «проживания» новой или уже известной информации; свободе в выборе областей изучения, что подразумевает выходы за установленные рамки школьной программы. Последняя из названных особенностей внеурочной деятельности создает благоприятные условия для внедрения в учебно-воспитательный процесс программ, воплощающих региональный компонент государственного стандарта образования. Обычно содержание этого компонента (разрабатываемое областными органами образования) реализуется в образовательном процессе через специальные учебные программы («Речь и культура общения», «История Урала», «Народные традиции, праздники, народные игры» и пр.). Однако такие программы, как правило, четко регламентированы ступенями обучения, количеством отведенного учебного времени и т.д. Как же быть, если практика показывает, что для одних программ нужны пропедевтические (подготавливающие) курсы, а другие в силу различных факторов нуждаются в дальнейшем - расширенном или углубленном - изучении? Что делать, если учитель готов разработать и ввести свою (авторскую или компилятивную) программу, которая по различным причинам не вписывается в рамки стандарта? Здесь-то и содержится особый педагогический резерв внеклассной работы, значение которого трудно переоценить.

Учитывая структуру регионального компонента образовательного стандарта Свердловской области, запросы родителей, познавательные интересы детей, мы разработали программу «Художественная культура Урала» для учащихся начальной школы (2-3-й класс). Мы стремились к тому, чтобы школьники получили возможность освоить систематические знания на эту тему. На уроках это происходит чаще всего фрагментарно, эпизодически, в соответствии с той или иной темой, так что знания не складываются в целостную картину.

Мы ставили такие задачи: познакомить школьников с поликультурной средой Уральского региона, отраженной в многообразии художественных проявлений (мифология, литература, архитектура, декоративно-прикладное искусство и т.д.); воспитать бережное отношение к художественному наследию, уважение к предкам, согражданам, сопричастность к судьбе своего края, сформировать потребности и умения, необходимые для дальнейшего самостоятельного изучения художественной культуры в целом; помочь детям освоить приемы и методы работы с художественным материалом, стимулировать самоактуализацию и творческое развитие личности (конструирование, различные изобразительные техники, драматизация, сочинение и т.п.). Кроме учебных, были поставлены и задачи психолого-педагогического характера: снятие социально-психологических барьеров в формах самовыражения; воспитание толерантности, принятия творческих проявлений у окружающих; формирование готовности к творческой работе не только в индивидуальной, но и в групповой деятельности.

Важнейшей особенностью программы является освоение материала через собственную творческую деятельность детей, что позволяет ученикам проявить свои способности в различных видах деятельности, использовать свой опыт, превратиться из пассивных слушателей в активных участников занятия. Программа внеклассных занятий носит вариативный, творческий характер (что отличает ее от более регламентированных учебных программ): здесь допускаются свобода выбора художественного материала, изменение количества часов на изучение того или иного раздела, варианты логического построения разделов, внедрение разнообразных методических форм (мини-лекции, экскурсии, творческие лаборатории) и т.д.

Тематика занятий связана с историей, природой, искусством родного Урала (литературой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой): «Мифы о богатырях древнего Урала»; «В гости к Хозяйке Медной горы»; «Уральская лаковая живопись по металлу»; «Восьмое чудо света, или Сказка из чугуна»; «Уральский фарфор, или Добрых рук мастерство»; «Давным-давно на берегах Исети»; «Архитектурные жемчужины г. Екатеринбурга»; игра-праздник «Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал» и т.д. Предусмотрен определенный эстетический практикум, способствующий накоплению художественных впечатлений в ходе посещения театров и музеев г. Екатеринбурга и Свердловской области (г. Алапаевск, Касли, Нижний Тагил и др.).

Одновременно с разработкой и внедрением программы встал вопрос о мониторинге ее эффективности. Исходя из возможностей внеклассной работы, объектом педагогического наблюдения стали не столько знания, сколько эмоциональное, творческое, интеллектуальное, активное состояние детей. Наблюдение за младшими школьниками во время занятий, анализ их творческой деятельности позволили выделить шесть основных компонентов, отражающих процесс, состояние и результат деятельности детей на внеклассных занятиях:

быстрота вхождения в нестандартную ситуацию, предусматривающую градацию от отказа приступить к работе до свободного вхождения;

эмоциональная активность: от безразличия к процессу и результату работы до увлеченности творческой деятельностью;

оригинальность замысла, в которой возможны варианты - от прямого заимствования до предложения новых, нестандартных идей;

самостоятельность школьника в процессе выполнения задания: выбор пути «по образцу» - преимущественно самостоятельная работа (с эпизодической поддержкой учителя) - инициативность и находчивость в поиске решения и выполнения творческой задачи;

разработанность продукта творческой деятельности, включающая развитие от схематичного и/или незавершенного характера творческого продукта до работы, отражающей индивидуальный стиль деятельности;

отношение к результату деятельности, предусматривающее варианты избегания самооценки, адекватной и неадекватной оценки и самооценки.

Проработка выявленных показателей подвела к выделению трех уровней, свидетельствующих о степени включенности учащихся в ход внеклассных занятий: репродуктивный, частично-продуктивный, продуктивный (см. табл. на стр. 60).

Наблюдения за состоянием детей проводились как на рабочих занятиях, так и на итоговых, завершающих каждую тему курса. Таким обобщением годичной программы стала игра-праздник «Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал», включившая в процессе ее подготовки и проведения практически все темы и разделы курса.
Сводная таблица уровней и показателей включенности учащихся во внеклассные занятия

В классе были созданы творческие группы, каждая из которых отвечала и за подготовку и само проведение праздника. Одна команда позаботилась о пригласительных билетах (в виде раскрашенных под урало-сибирскую роспись домиков с раскрывающимися ставнями, за которыми располагался текст приглашения). Другая команда взяла на себя проведение викторины для гостей и участников праздника-игры, а также интервью участников и гостей. Третья - подготовила конкурс «Живая скульптура» по произведениям каслинских мастеров и конкурс архитектурных проектов «Екатеринбург вчера, сегодня, завтра». Кроме того, каждая группа подготовила газету, посвященную искусству уральских мастеров. В них были и справочные материалы из истории Урала, и детские стихи и полюбившиеся учащимся кроссворды и ребусы. В течение учебного года на внеклассных занятиях при изучении той или иной темы дети не раз разгадывали кроссворды, ребусы и т.п., сами их сочиняли, поэтому не случайно во всех трех газетах можно было встретить тематический или комплексный кроссворд.

Центральным эпизодом праздника была презентация групповых авторских проектов архитектурного ансамбля города в технике бумагопластики. Одна группа представила макет старинного квартала, назвав работу «Екатеринбург сто лет назад». В другой группе показали современный Екатеринбург под названием «Город, в котором мы живем». Третья коллективная работа «Екатеринбург в третьем тысячелетии» показывала, каким бы наши дети хотели видеть свой город. После того как все работы были представлены, школьники предложили объединить их в единую композицию под одним названием «Екатеринбург вчера, сегодня, завтра».

Проведение праздника было насыщено многочисленными конкурсными заданиями. Например, такое: «Найди ошибку!». (Учащиеся составляют описательный текст путеводителя по г. Екатеринбургу, намеренно допуская в нем фактические ошибки, которые должны быть найдены и исправлены,) Или разработка и защита экскурсионного маршрута по г. Екатеринбургу. Подготовка костюма героя уральских мифов или сказов с обязательной «защитой» (рассказ о герое, объяснение деталей костюма и пр.).

И родители, и школьники, и присутствующие учителя отметили состояние радостного подъема, эмоциональной доброжелательности, в которой проводился весь праздник. И что наиболее ценно, это было подготовлено и сделано самими детьми при чутком руководстве педагога. На первых занятиях роль учителя доминировала, но с каждым последующим праздником возрастала самостоятельность и активность учащихся в организации подобных мероприятий.

Это же подтвердили и результаты итоговой диагностики: в два раза выросло количество детей с продуктивным уровнем, что соответствовало снижению показателей репродуктивного и частично-продуктивного уровней.

О том, что занятия курса «Художественная культура Урала» помогли школьникам по-иному увидеть окружающий их мир, пространство, явствует и из их анкет: «После внеклассных занятий я часто стала дома рисовать, лепить. Я узнала много новых способов рисования, даже пластилином»; «Мы с родителями мало гуляем по городу. Никогда не думала, что в нашем городе столько всего интересного - много музеев, театров, красивых домов».

Совершенно очевидно, что отношение, которое ясно просматривается в высказываниях учащихся, - самый важный педагогический аргумент в пользу внеклассных занятий.

ãЖурнал «Директор школы», № 9, 2001 г.
Каталог: data -> 410
data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница