Об основах детской психологии



Дата02.05.2022
Размер39,5 Kb.
#143495

Об основах детской психологии.
Подготовил педагог – психолог Лабынцева Ф.М.
Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства. Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.Б. Эльконии), охватывает три большие эпохи: раннее детство — возраст от рождения до 3 лет, детство — от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии, изучает психическое развитие ребенка на протяжении первых 7 лет жизни.
Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.
Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.
Следовательно, развитие психики — не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.
Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений
Психология детей значительно отличается от психологии взрослых, а решение психологических проблем в детском и подростковом возрасте требует своих психотерапевтических подходов.
Как правило, к детскому психологу родители обращаются, когда замечают, что с их ребенком происходит что-то не так. Это может касаться особенностей поведения ребенка или особенностей его развития. Обычно, родители обращают на это внимание при сравнении своего ребенка с другими детьми, или же, об этом могут сказать воспитатели детских садов и учителя, и порекомендовать обратиться к специалисту.
Поскольку, родители сами являются эмоционально включенными в отношениях со своими детьми, то не всегда могут объективно распознать ту или иную проблематику. Порой, кажется, что ребенок агрессивен, т.к. все его поведение говорит об этом, а на самом деле, он переживает совершенно другие эмоции, и ведет себя агрессивно в целях самозащиты, например, переживает глубокую обиду или страх чего либо или кого либо.
Существует несколько факторов, которые влияют на формирование психоэмоциональной структуры личности ребенка.
Самым главным, пожалуй, является, прежде всего, осознанное желание родителей иметь ребенка. Как бы удивительным это ни показалось, но позитивный взгляд на себя, на жизнь и окружающих складывается у ребенка еще в момент его существования в утробе матери. «Меня хотят, меня любят и ждут» - эта формула, записанная в подсознании, определяет не только личностное развитие, но и почти весь жизненный путь человека. Доказано, что дети, в необходимости появления которых на свет долго сомневались родители, существенно отличаются от желанных детей… Очень часто, таких детей можно сразу узнать просто по их поведению. Как правило, эти дети чувствуют себя ненужными, они не любят себя, нерешительны и замкнуты, или же, наоборот, проявляют демонстративность, капризность, агрессивность.
Психическое развитие ребенка зависит от целого ряда факторов. Прежде всего от тех качеств, которые заложены в нем природой. Они ха­рактеризуют строение и функции его организма. Особая роль отводится нервной системе и мозгу, благодаря которому ребенок может освоить сложные виды психической деятельности. Даже такое близкое по строе­нию мозга существо, как человекообразная обезьяна, не сможет стать пол­ноценным человеком и освоить сложные виды предметной деятельности. Другими словами, именно человеческий мозг является условием того, что младенец станет человеком.
Однако наличия врожденных качеств недостаточно для того, чтобы психическое развитие ребенка протекало успешно. Как показали иссле­дования, если ребенок попадает в особую среду, например, оказывается среди животных, то его развитие затрудняется. Он начинает осваивать формы поведения, характерные для окружающих его животных. Сравни­тельные наблюдения за развитием ребенка и животного в социальной и биологической среде показывают, что животное в любых условиях остает­ся животным, в то время как ребенок в социальной среде становится чело­веком, а в животной среде приобретает свойства животного. Данное обсто­ятельство указывает на два важных фактора, оказывающих влияние на развитие ребенка: на чрезвычайную пластичность мозга малыша, которая позволяет осваивать сложные формы поведения, и на роль социального окружения
Отечественные психологи считают, что полноценное развитие ребенка возможно только "благодаря умелому руководству со стороны взрослого. Однако не менее важную роль в психическом развитии играет активность самого ребенка. Недостаточно только того, чтобы у малыша была нормаль­ная наследственность, пластичный мозг, чтобы он воспитывался в культур­ной среде, необходимо, чтобы он сам совершал определенные формы ак­тивности, управление которыми осуществляет взрослый. Эти формы активности организуются в сложные системы деятельности, освоение ко­торых является главной задачей в становлении детской психики. В процес­се овладения различными видами деятельности у ребенка происходит раз­витие мозга, который представляет собой физиологическую основу сложных видов психической деятельности. Важно отметить, что мозг явля­ется не столько условием психического развития, сколько результатом ор­ганизации собственной активности ребенка под управлением взрослого.
Каталог: storage -> app -> uploads -> public -> 566
public -> Памятка для педагога о разрешении конфликта между детьми
public -> Особенности общения в молодежной сфере
public -> Рабочая программа по дисциплине «Информатика и икт» составлена для обучения указанному предмету учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных учреждений на базовом уровне
public -> Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте
public -> Отчёт о результатах самоанализа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «Детский сад №13
public -> Синдром дефицита внимания
public -> Родителям о здоровье школьников
566 -> Процессы интеграции общего и дополнительного
566 -> Как снять напряжение после уроков
566 -> Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности»


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница