Об организации самостоятельной работы студентов



Скачать 30,08 Kb.
Дата12.02.2016
Размер30,08 Kb.
ТипПротокол
Принято Утверждаю.

на заседании педагогического совета Директор ГАОУ СПО НСО

«___» _______________ 20 _ г. «Новосибирский педагогический

Протокол № «____» ____________ 20 _ г. колледж № 2»

____________ Е.В. Артемова
ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Настоящее положение разработано в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543, инструктивным письмом Минобрнауки РФ от 30.12.1999, №16-52-290ин/16-13 «О рекомендациях по организации учебного процесса на заочной форме обучения в образовательных учреждениях СПО», Положением об организации учебного процесса на заочном отделении, Положением о текущей и промежуточной аттестации на заочном отделении, с учётом требований ФГОС к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы СПО.





  1. Общие положения

1.1. Положение является нормативным документом, обязательным для сотрудников, преподавателей и студентов заочного отделения. Решения, распоряжения, рекомендации на отделении, связанные с планированием и организацией самостоятельной работы студентов-заочников, должны соответствовать данному Положению.

1.2.Самостоятельная работа студентов отделения (СРС) рассматривается как организационная форма обучения - система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся, а также деятельность студентов по освоению знаний и умений учебной и учебно-исследовательской деятельности, формированию общих и профессиональных компетенций без посторонней помощи.

1.3.Целью самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, общими и профессиональными компетенциями, опытом творческой, исследовательской деятельности.

1.4.Самостоятельная работа выполняет важные функции:

- способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;

- воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;

- способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.

1.5.Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.

1.6.Самостоятельная работа студента включает все ее виды, выполняемые в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, рабочим учебным планом, рабочей программой учебных дисциплин и профессиональных модулей.

1.7. Объём самостоятельной работы определяется путём установления разницы между максимальной учебной нагрузкой по дисциплине или модулю и обязательной (аудиторной) нагрузкой студента заочной формы обучения. Рекомендуемый объём часов для видов СРС:

- выполнение домашней контрольной работы – 20 часов

- подготовка к промежуточной аттестации (зачёту) – 8 часов, (экзамену) – 15 часов

- выполнение отдельного задания СРС по теме или разделу в период лабораторно-экзаменационной сессии (в зависимости от вида деятельности) – 2-4 часов

- курсовое проектирование – 36 часов

- дипломное проектирование – 140 часов

1.8. Виды, объем и содержание заданий по СРС устанавливается ПЦК и разработчиками рабочих программ на основании изучения бюджета времени и в соответствии с учебными планами, графиками учебного процесса и спецификой учебной дисциплины или профессиональных модулей.

1.9. Обучение студентов-заочников общим методам и приемам самостоятельной работы осуществляется в рамках учебной практики «Основы самообразовательной деятельности», а специфическим приемам – преподавателями на каждой учебной дисциплине.

1.10.Основные формы организации СРС:

- аудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя;

- внеаудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя;

- внеаудиторная СРС в межсессионный период без преподавателя.



  1. Виды самостоятельной работы студентов

2.1.Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторных форм познавательной деятельности по каждой дисциплине учебного плана.

2.2.Видами заданий для самостоятельной работы могут быть:

Для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

- составление плана текста; графическое изображение структуры текста;

- конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами;

- учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и сети Интернет и др.

Для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

- составление плана и тезисов ответа;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

- изучение нормативных материалов;

- ответы на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, и др.);

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

- подготовка рефератов, докладов, рецензий, обзора литературы и других видов письменной работы;

- составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

- собеседование, деловые ролевые игры, дискуссии, конференции;

- выполнение переводов с иностранных языков.



Для формирования умений:

- самостоятельное выполнение заданий на лабораторных и практических занятиях;

- решение задач и выполнение упражнений по образцу;

- решение вариативных задач и упражнений;

- решение ситуационных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм;

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);

- выполнение учебно-исследовательской работы;

- упражнения спортивно-оздоровительного характера, упражнения на тренажере;

- рефлексивный анализ профессиональных умений;

- выполнение различных видов самостоятельной работы во время учебных и производственных практик.

2.3.Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, дисциплины, индивидуальные особенности студента.


3. Организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов заочного отделения
3.1. Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

3.2.Организационно-методическое обеспечение СРС включает разработку и проведение комплекса мероприятий по планированию и организации СРС:

- планирование СРС (на всех уровнях от преподавателя до заведующего отделением);

- обеспечение студентов учебной литературой, методическими пособиями и компьютерной техникой, доступом к информационным источникам;

- создание учебно-лабораторной базы и ее оснащение в соответствии с содержанием самостоятельной работы по данным курсам учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- создание необходимых условий для СРС в общежитии, библиотеке, учебных аудиториях, компьютерных аудиториях.

3.3.Активизация самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий включает:

- обеспеченность тем и разделов учебной литературой и ее доступность для всех обучающихся;

- оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий;

- совершенствование системы текущего контроля СРС (использование возможностей балльно-рейтинговой системы, компьютеризированного тестирования, дистанционного обучения);

- совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов;

- модернизацию системы курсового и дипломного проектирования для увеличения самостоятельности студентов на всех этапах работы.

3.4.Организацию самостоятельной работы обеспечивают заведующий заочным отделением, преподаватели, библиотека, компьютерные классы.
4. Ответственность организаторов самостоятельной работы студентов отделения
4.1. Преподаватели:

- разрабатывают план СРС по учебному курсу;

- определяют объем учебного содержания и количество часов, отводимых на виды СРС;

- готовят пакет контрольно-измерительных материалов и определяют периодичности контроля;

- определяют систему индивидуальной работы со студентами (консультирование, собеседование);

- знакомят студентов с системой форм и методов обучения в колледже, научной организацией труда, методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

- информируют студентов о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах контроля самостоятельной работы;

- формируют умения для поиска оптимальных вариантов ответов, решений, навыки научного исследования;

- развивают навыки работы с учебниками и научной литературой;

- проводят групповые и индивидуальные консультации по организации самостоятельной работы;

- осуществляют систематический контроль выполнения студентами графиков самостоятельной работы;

- проводят анализ и дают оценку выполненной самостоятельной работы.




    1. ПЦК:

- вырабатывают основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостоятельному труду, формирования определенного уровня самодисциплины студентов, мотивации получения знания;

- определяют содержание учебной практики «Основы самообразовательной деятельности» с учётом специфики специальности, опыта учёбно-познавательной деятельности контингента, психо-физиологических особенностей обучающихся;

- определяют конкретное содержание, объем материала, подлежащего самостоятельному изучению, по каждой дисциплине в соответствии с учебным планом, графиком учебного процесса;

- рекомендуют способ изложения учебного материала в методической литературе (учебных пособиях, методических указаниях и др.) в доступной для эффективного усвоения форме, с учётом особенностей контингента отделения;

- обеспечивают контроль организации и качества выполнения самостоятельной работы;

- составляют графики самостоятельной работы для студентов каждого курса с указанием форм контроля по дисциплинам и сроков выполнения работ в рабочих программах дисциплин или модулей;

- анализируют эффективность организации самостоятельной работы, вносят коррективы с целью ее активизации и совершенствования;

- осуществляют мониторинг развития навыков самостоятельной работы у студентов и вырабатывают рекомендации по их совершенствованию;

- отслеживают обеспеченность учебниками и учебными пособиями всех курсов, преподаваемых на кафедре;

- осуществляют контроль за соблюдением норм и требований к условиям при планировании СРС каждым преподавателем кафедры;

- реализуют мониторинг СРС по дисциплинам кафедры;

разрабатывают:

- учебно-методические комплексы, программы, пособия, материалы, учебники, как в печатном, так и в электронном варианте, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом;

- методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы;

- системы заданий для аудиторной самостоятельной работы;

- системы заданий для внеаудиторной самостоятельной работы (домашние контрольные работы, индивидуальные и дополнительные задания);

- темы рефератов и докладов;

- темы курсовых работ и проектов, методических рекомендаций по их выполнению;

- темы квалификационных работ и методических рекомендаций по их выполнению;

- вопросы к экзаменам и зачетам;

- образцы оформления индивидуальных заданий;

- инструкции и методические указания к выполнению домашних контрольных работ, лабораторных работ, семестровых заданий и т. д.


    1. Заочное отделение (заместитель директора по УВР):

- разрабатывает нормативную документацию по самостоятельной работе (рабочие учебные планы, графики учебного процесса, положения, рекомендации);

- координирует работу ПЦК и преподавателей по организации СРС;

- информирует структурные подразделения колледжа, обеспечивающие организацию самостоятельной работы, о нормативных документах и рекомендациях Минобрнауки Россииской Федерации;

- оказывает методическую помощь ПЦК, преподавателям и студентам по организации самостоятельной работы;

- контролирует планирование и организацию самостоятельной работы в ПЦК;

- осуществляет контроль за своевременным составлением ПЦК графиков СРС;

- отслеживает обеспеченность учебной и учебно-методической литературой для СРС;

- осуществляет контроль соблюдения нормативов при планировании СРС.


4.4. Библиотека:

- организует занятия по библиотековедению и библиографии с целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки;

- обеспечивает учебный процесс необходимой литературой и информацией (комплектуют библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с учебными планами и программами);

- обеспечивает доступ к основным информационным образовательным ресурсам, информационной базе данных, в том числе библиографической.





  1. Система контроля (мониторинга) самостоятельной работы студентов

5.1. Психолого-педагогическая сущность мониторинга самостоятельной работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности студентов-заочников, в помощи при возникающих затруднениях.

5.2. Контроль СРС предусматривает:

- соотнесение содержания контроля с целями обучения; объективность контроля;

- дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

5.3. Формами контроля СРС являются:

- текущий контроль (для аудиторной и внеаудиторной СРС в период лабораторно-экзаменационной сессии);

- рубежный контроль (для внеаудиторной СРС – домашняя контрольная работа, дополнительные и индивидуальные задания, зачёты);

- итоговый контроль (для внеаудиторной СРС – экзамен);

- самоконтроль (для всех видов СРС).

5.4. Приемами проведения контроля самостоятельной работы студентов являются:

- собеседование (групповое, индивидуальное, on-line консультирование);

- проверка индивидуальных заданий;

- семинарские занятия;

- конференции;

- деловые игры;

- зачет по теме, разделу;

- тестирование;

- самоотчеты;

- защита курсовых проектов и работ;

- устный и письменный экзамены и т.д.

5.5. Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента могут являться:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями стандартов;



- сформированные компетенции в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины или модуля.

5.6. В руководстве самостоятельной работой студентов-заочников играют индивидуальные собеседования преподавателя и студента. Регулярные консультации обеспечивают устойчивую обратную связь и позволяют быстро проводить коррекцию в организации учебного процесса по отношению к отдельному студенту или к конкретной группе.
Каталог: doki
doki -> На Педагогическом совете Директор мкоу «Детский дом-школа №2»
doki -> Аналитическая записка Номинация
doki -> Методические рекомендации по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения
doki -> Конференция «Взаимодействия общества и школы, направленные на создание условий для реализации цели формирования разносторонне развитой личности через различные формы сотрудничества» Выступление: «Семья и школа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница