Об итогах областных педагогических чтений Педагогическое наследие К. Д



Скачать 45.77 Kb.
Дата20.04.2016
Размер45.77 Kb.
Об итогах областных педагогических чтений «Педагогическое наследие К.Д.Ушинского как ценностный ориентир гражданской культуры личности»,


Члены Витебского городского общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой» приняли активное участие в областных педагогических чтениях «Педагогическое наследие К.Д.Ушинского как ценностный ориентир гражданской культуры личности»(18 июня 2014 г.),проводимых Витебским областным институтом развития образования в рамках областной Программы сотрудничества между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью при поддержке отдела религиозного образования и катехизации Витебской епархии.

Чтения,посвящёны педагогическому наследию великого мыслителя, нашего отечественного педагога Константина Дмитриевича Ушинского, 190–летие со дня рождения которого не осталось не замеченным для широкого круга педагогической общественности.Основными целями Чтений является: актуализация педагогического наследия К.Д. Ушинского в современных условиях;анализ педагогического наследия К.Д. Ушинского с точки зрения потребностей, возможностей и перспектив развития современного образования;создание условий для обмена опытом успешной деятельности между образовательными учреждениями;выявление и распространение опыта педагогов, опирающихся на идеи К.Д. Ушинского;содействие развитию творческого потенциала педагогов.

В работеЧтенийпринялиучастие44 докладчикаизразличныхрегионовобласти, большинстводокладов представлено изучрежденийобразования, относящихсяк благочиниямВитебскойепархии (35).

Имя К.Д. Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Мы вновь обращаемся к его педагогической системе, идеям о духовном развитии человека как главной цели воспитания, о семейном воспитании, о роли труда, который по Ушинскому, является главным условием развития полноценной гармоничной личности, о духовности, которая должна быть превыше всего. И всё это сегодня актуально и современно.

В своем выступлении протоиерей о.Андрей Смольский, председатель отдела религиозного образования и катехизации Витебской епархииотметил, что «учитель русских учителей», как истинный сын России, как ее патриот и мыслитель с христианским мировоззрением, духовное здоровье народа и его благополучие, а также образование и воспитание ставил задачей своей жизни и, собственно, всю жизнь свою он положил на алтарь Отечества. В своем труде «Человек как предмет воспитания» автор работы отмечает «стоит заглянуть в жизнь христианских мучеников, чтобы убедиться, что главным двигателем героев христианства было вовсе не ожидание будущего блаженства и страх будущих мучений, но любовь к Учителю и любовь к человеку и человечеству».

Обучение и воспитание на принципах православной педагогики, опора на исторические, религиозные, нравственные и культурные традиции русского народа, использование в практике достижений науки, взаимодействие церкви и школы для эффективной организации учебно-воспитательного процесса – вот основные положения, которыми необходимо руководствоваться, по мнению К.Д.Ушинского. Отметим, что, рассматривая православную веру в качестве одного из принципов построения новой модели образования, К.Д. Ушинский утверждал, что она должна быть основой для всех ступеней образования – от начальной школы до университета, в том числе и для профессиональной педагогической.

Современный православный взгляд на педагогическое учение К.Д. Ушинского – отмечаетдокладчик –состоит в том, что его концепция строится на трех основополагающих идеях: на основе народности, науки и христианства. Новую силу получает идея К.Д. Ушинского о том, что воспитание будет эффективным, если Церковь, школа и семья объединят свои усилия.

Идеи православной педагогики и К.Д. Ушинского уже стали основой создания авторских образовательных учреждений (православных гимназий, детских садов) и программ по духовно-нравственному воспитанию в учреждениях образования республики.

Выступления председателя и членов Центра П.М.Новиковой, В.Г.Гончаровой, К.Н.Коротчук, Е.М Хахловой, О.Н.Корольковой, А.В.Соколовой охватили основные направления педагогического наследия великого отечетственного педагога и ученого: антропологическиен взгляды К.Д.Ушинского на личность в свете святоотеческого наследия цнркви; подготовка педагога; роль родного языка в формировании личности; использование наследия педагога в дошкольном образовании; духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание личности.

Участники Чтений обсудили важнейшие вопросы православного воспитания и образования, укрепления нравственных устоев жизни, возрождения семьи, задачи взаимодействия Церкви и государства в различных областях общественной жизни, проблемы культуры в свете православного миропонимания.

В выступлениях многих участников отмечено, что изменение приоритетов в области образования провоцирует появление характерных тенденций, препятствующих духовно-нравственному воспитанию детей: вытеснение разумного рассудочным, имеющим благую цель внести ясность и порядок в представления о мире, но на самом деле лишь удаляющим от него, активное развитие интеллекта, формально-логических основ сознания; подавление эмоциональной сферы личности избыточной информацией, попытки компенсации с помощью искусственных стимулов – дидактических игр, чрезмерной красочности и карикатурности оформления учебных пособий, поверхностной веселости текстов; технологизация процесса обучения, излишняя схематизация и рационализация метод обучения, ведущие к размыванию и выхолащиванию смысла образования, стандартизирующие детское сознание, формирующие пассивное восприятие и через это препятствующие духовно-нравственному развитию: познанию, самопознанию, исправлению и самосовершенствованию личности.

Участники чтений проявили искреннюю заинтересованность в повышении качества духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

По результатам работы Чтений принят проект резолюции, в которой выражено пожелание продолжить работу по использованию педагогического наследия К.Д.Ушинского в современной образовательной практике, по духовно-нравственному воспитанию обучающихся и педагогов. Готовится итоговая резолюция, в которой отразятся предложения по дальнейшему развитию православного образования и воспитания, взаимодействию с учреждениями образования, с органами государственной власти и др.



Удивительно, насколько актуальны сегодня идеи К. Д. Ушинского для современной отечественной школы, и никакое реформирование системы образования не может быть осуществленным без учета той работы, которую проделал в свое время этот великий педагог и ученый: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница