Оазис детства. Понимание самоценности дошкольного детства в условиях реализации вальдорфской методики



Дата01.06.2016
Размер62.2 Kb.
Оазис детства. Понимание самоценности дошкольного детства в условиях реализации вальдорфской методики.

Автор: Абысова Вероника Александровна


Каким видим и понимаем детство мы – взрослые, выбравшие делом своей жизни воспитание детей? Прежде всего, в этом вопросе, для нас важна содержательная сторона и то, как проживает ребёнок  этот неповторимый жизненный этап становления и развития. При этом необходимо и принятие взрослыми особенностей становления детской духовности, идущей в разрез с подавляющим стремлением большинства современных родителей к раннему развитию детей, в ситуациях, когда ребёнок практически лишён свободного времени для игр, в силу своей занятости в кружках, секциях, на дополнительных занятиях.

Поэтому нам важно понимать, при каких условиях мы сможем реализовать  принципы внимания, уважения и бережного отношения к детству, а так же найти способы организации и реализации педагогической деятельности, направленные на воплощение главного центрального принципа: свободного развития  ребёнка и сохранение самоценности детства, как основы всей дальнейшей жизни. Такой подход к воспитанию предполагает естественное развитие личности малыша и заложенных природой его способностей  в атмосфере тепла, доброжелательности и спокойствия.

Сегодня c уверенностью говорим, что в вальдорфской системе, благодаря накопленному опыту воспитателей и многолетней практике  найдены гармоничные пути воспитания.

В  основе организации образовательной деятельности с элементами вальдорфской педагогики лежат следующие принципы:



  • создание комфортной и благоприятной атмосферы для развития;

  • воспитание по средствам личного примера и подражания;

  • использование многофункциональных игр;

  • создание атмосферы, которая способствует развитию игровой деятельности;

  • организация правильного ритма группы;

  • использование многообразных видов трудовой деятельности и основных навыков искусства.

Первое, что вы почувствуете, приходя в детский сад – это царящая особая атмосфера домашнего уюта, доброжелательного отношения, аромата выпечки, отсутствия  принуждения к обязательному выполнению заданий, на соблюдение дисциплины, а главное, вы встретите деятельного воспитателя, так как его задачей является создание вокруг воспитанников атмосферы творчества и вовлеченности в деятельность. Воспитатель стремиться   устанавливать доверительные взаимоотношения со своими воспитанниками и их родителями.

Обстановка в помещениях группы необычная и неповторимая, всё выполнено исключительно из дерева, ребёнок  попадает в обстановку, где нет привычных игрушек, а есть много природного материала. Для этого применяются шишки, каштаны, поленья, желуди, сено и другой природный материал. Поэтому дети играют простыми игрушками, изготовленными из натуральных материалов. Часто дидактический материал для занятий мастерится руками воспитателей и детей. Поэтому оборудование группы, создание её образа – первостепенная задача воспитателя, так как без многофункционального игрового материала нет настоящей игры. Педагоги избегают игрушек правильной геометрической формы или с полностью сформированным образом. Все эти «несовершенные» игрушки – палки, самодельные игрушки из шерсти и ткани, трикотажа побуждают фантазию ребёнка развиваться. Ребёнок начинает творить мир в игре, что во многом определяет его дальнейшее интеллектуальное развитие. Ребенок должен научиться фантазировать и развивать творческое мышление для самостоятельного дополнения образа. Например, на вальдорфских куклах отсутствуют глаза, нос, рот. Малышу не навязывается внешний облик куклы. Он включает собственную фантазию и придумывает свою куклу, которая не похожа на другие.

Игровое пространство позволяет детям трансформировать столы и стулья в конструкции для сюжетных игр – это может быть корабль или ракета, паром или замок короля.

Наличие деревянных балконов, второго яруса в группе, значительно расширяет игровые возможности  – дети лучше нас, взрослых, определяют уголки, в которых им хорошо играть. Мы же даём им необходимые ткани, природные материалы для оборудования игрового пространства. Например, лоскуток синей ткани может использоваться как для ряженья, так и  превратиться в море, звездное небо или нарядное платье для куклы или в декорацию к  сказке.

 Как отмечал Р. Штайнер: «Задача детского сада – преобразовать всю работу, которая в жизни существует, в такие формы, чтобы они могли влиться в деятельность ребёнка посредством игры». В связи с этим, воспитатели  побуждают малышей к активной игровой деятельности. При этом игра носит свободный характер, и ребёнок выбирает вид деятельности, который ему интересен на данный момент. Педагоги не используют игр по заранее запланированной программе, так как смысл и функции игровой деятельности теряются. Дети  занимаются теми делами, которые им интересны на данный момент: выкладывают дорожки из палочек, придумывают одежку для кукол, готовят тесто для пирогов, раскладывают по корзинам шишки и желуди, строят из стульев башни и т.д.

Кроме свободных игр, наши воспитанники с удовольствием используют различные пальчиковые игры, музыкально-ритмические игры. Также дети любят лепить, рисовать, изучать народные забавы, организовывать театральные постановки и т.д. Следует отметить, что пластилин не используется для лепки. В данном процессе применяется специально подготовленный воск.

Задача воспитателя при этом создать вокруг воспитанников атмосферу творчества, что дает необходимый импульс для развития  ребёнка через подражание деятельности взрослого, что требует постоянной душевной работы воспитателя и взаимодействия с окружающими его детьми. Следовательно, процесс обучения малыша взаимосвязан с его активной жизненной позицией. При этом существует два основных способа познания мира – подражание и пример. Мы предлагаем детям участвовать в разнообразных видах деятельности, подражание которым развивает у них логику, мелкую моторику рук, внимание и прочие способности и навыки. Это может быть рукоделие, покраска шерсти, изготовление игрушек, ткачество и т.д.

Мы открыто признаём за ребёнком право играть и быть при этом, как взрослый. Пусть у детей, к примеру, маленький ножик, но он настоящий, которым ребенок нарезает овощи для винегрета. Действуя как взрослый, подражая воспитателю, ребёнок приобретает опыт практической жизни: от этапа приготовления блюда, до того момента, когда его подают за обеденный стол. Следует заметить, что наши дети не капризничают  во время еды за столом, а чаще просят добавки, потому что в приготовленном ими совместно со взрослым блюде есть частичка их души. Интересно наблюдать за детьми, которые заняты  замешиванием теста. Вот вам, проживание через собственныё опыт рождение хлеба. Ребёнок, при этом, узнает о свойствах материалов – от сыпучего  состоянии до жидкого, а смешивая и добавляя продукты по рецепту – учатся определять части и пропорции, т.о. дети учатся в практической деятельности играя. Малыши, при этом,  принимают активное участие в выпечке изделий из теста, ухаживают за растениями, делают различные поделки из природного материала, наводят порядок в группе детского сада и т.д. При этом детей не заставляют принимать участие в выше перечисленной деятельности. Воспитатель начинает заниматься каким-то увлекательным делом, а малыши постепенно включаются в творческий процесс, благодаря познавательной активности и естественному любопытству. Каждый ребенок принимает участие в общей деятельности, исходя из индивидуальных особенностей и собственных возможностей. Такой подход способствует развитию творческого потенциала детей и укрепляет их самооценку.

Воспитание происходит так, чтобы избежать вмешательства в свободное развитие ребёнка. Это не значит, что дети предоставлены сами себе. Свободное развитие должно быть правильно организовано. Деятельность в дошкольном отделении разнообразна и отличается ритмичностью. Например, в понедельник планируется организация занятий рисованию акварельными красками, а в четверг – выпечка из теста. Малыши привыкают к последовательности и уже знают, что их будет ожидать в тот или другой день, что обеспечивает им чувство безопасности и предсказуемости,  а главное, комфортного пребывания в детском саду.

Детские группы в вальдорфском саду разновозрастные.  Среди детей разного возраста ребёнок последовательно и гармонично переживает свое взросление, ребёнок получает опыт взаимной ответственности, заботы, защищенности, творчески повторяя действия старших детей.  В разновозрастной группе дети быстрее, результативнее, эффективнее социализируются. Таким образом, вальдорфская разновозрастная группа – живой социальный организм, большая дружная семья. Создание и поддержка разновозрастных групп – это понимание сути детского развития.

Таким образом, вся наша работа  направлена на развитие внутреннего мира малыша, а именно его творческих способностей, фантазии и интуиции. Детям прививается любовь к духовному началу и народной культуре. Не в этом ли особенность проживания настоящего детства?

 

Список литературы.



  1. Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Москва. Журнал «Курьер» 1999, №5.

  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. – 264 с.

  3. Загвоздкин В.  Вальдорфской детский сад. В созвучии с природой ребёнка. – СПб.- Москва. –  2005. – 160 с.

  4. Загвоздкин В.К. Рудольф Штайнер - основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк. Москва. Журнал «Человек» 1998, №1

  5. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. – 80 с.

 

Опубликовано: 05.03.2015


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница