О «вторичности» речежанровой компетенции Постановка проблемы



страница1/14
Дата02.07.2022
Размер468 Kb.
#153971
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Н.Б. Рогачева
О «вторичности» речежанровой компетенции


0. Постановка проблемы
Проблема речежанровой компетенции языковой личности является актуальной как в теории речевых жанров, так и лингвоперсонологии [Карасик 2002; Леонтьев 1999; Седов 1999, 2010; Шаповалова 2008]. Изучаются коммуникативное поведение ЯЛ в рамках различных жанров, строятся классификации типов ЯЛ с точки зрения инвентаря используемых жанров, степени владения ими, предпочтений, а также уровня коммуникативной компетенции ЯЛ в зависимости от используемых ею жанров и стратегий внутрижанрового поведения.
В то же время еще не решена проблема места и роли вторичных РЖ в речежанровой компетенции. Исследователи обычно ограничиваются утверждением, что в «инвентарь» входят разные жанры (письменные и устные, монологические и диалогические, простые/первичные и сложные/вторичные, прямые и косвенные, спонтанные и риторические и т. п.) без специального уточнения места и роли здесь вторичных РЖ.
В настоящей статье, посвященной «вторичной речежанровой компетенции» языковой личности в Интернет-общении, мы опираемся на следующие гипотезы:
 во-первых, в Интернет-общении представлены разнообразные вторичные РЖ: Интернет-коммуникация, будучи по определению вторичной сферой общения (по сравнению с общением непосредственным), тем самым уже способствует развитию вторичных РЖ, поэтому обращение к данной сфере позволяет уточнить существующие классификации вторичных РЖ;
 во-вторых, типы ЯЛ в Интернет-общении выступают в виде различных наборов масок или амплуа – «Интернет-типажей», которые, с одной стороны, зависят от соответствующего жанра общения (блог, форум, чат), с другой – представляют специфические трансформации первичных жанров, существующих в непосредственном общении, с точки зрения таких принципиально важных для жанров аспектов, как коммуникативные ценности, потребности и цели ЯЛ. Описание коммуникативного поведения Интернет-типажей позволяет сделать некоторые важные выводы о «вторичной речежанровой компетенции».
Это определило задачи настоящего исследования: во-первых, обсуждаются и уточняются существующие классификации вторичных РЖ с точки зрения Интернет-общения и его особенностей, во-вторых, анализируется коммуникативное поведение и соответственно – вторичная речежанровая компетенция Интернет-типажей.



Каталог: archive -> old.sgu.ru -> files
files -> Образовательная программа «Организационная психология»
files -> Технологическое построение учебного процесса (и организация самостоятельной работы студентов) предполагает непрерывные контрол
files -> Педагогическое творчество как основа профессионального мастерства современного учителя
files -> Выпускная квалификационная работа как показатель профессиональной компетен
files -> Психологическая подготовка к егэ
files -> Аннотации примерных основных образовательных программ впо по направлению подготовки «Психология» квалификация (степень) «Бакалавр» курсов базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла
files -> Педагогическая технология формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов
files -> Примерная программа воспитания 1
files -> Профессиональное становление будущих педагогов-психологов: мотивационный компонент


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница