О воспитании успешного ребенка



Скачать 209.46 Kb.
Дата19.04.2016
Размер209.46 Kb.
О воспитании успешного ребенка

Рязанова О.В., педагог-психолог

МАОУ гимназии №7

им. св. Питирима, епископа Тамбовского

Стремление видеть своего ребенка талантливым, успешным приводит к тому, что все чаще родители выбирают для своего ребенка не просто детский сад, а Центр развития дошкольника, не обычную школу, а лицей или гимназию с углубленным изучением предметов. Помимо занятий в детском саду и школе детей стараются записать во всевозможные кружки и секции, причем в несколько одновременно.

Престижность детского сада и школы, разнообразие кружков внушают уважение, однако, часто проблему воспитания таланта не решают и в результате говорить об успешности ребенка не приходится. Кроме того, успех в одной облас­ти деятельности может соседствовать с пол­ными неудачами в другой. Это естественно. Но к такому разви­тию событий не готово родительское честолюбие. И если ребенок не оправдал надежд, то над ним начинает нависать да­моклов меч неуспеха: постоян­ный страх оказаться хуже дру­гих, не получить «пятерку», «золотую медаль», не победить на олимпиаде, не за­нять первое место в конкурсе. Дети становят­ся объектом манипулирования родителей, жаждущих только успеха. Ребенок бессознательно чувствует, что он ценен только в зените славы, неуспешный – он будет отвергнут.

Повышенная трево­га, страх начина­ют мешать развитию ребенка. Вместо того чтобы раскрываться, способнос­ти парализуются, вместо раз­вития дарований на­чинает формироваться невроз. Одни дети беспрерывно грызут ног­ти, у других появляются тики, кто-то постоянно облизывает губы, кто-то щелкает языком. Эти поведенческие симптомы сигнализируют о чрезмерном напряжении, по­вышенной тревоге, с которы­ми не справляется неокрепшая детская психика. Постоянные стрессы могут привести и к со­матическим расстройствам. Бессонница, дерматиты, пос­тоянные головные боли, тош­нота, иногда даже рвота перед выходом в школу – все это пла­та за излишнюю родительскую требовательность, вызванную тщеславием и стремлением ут­вердиться за счет своего ребен­ка. Хорошо, если родители вовремя осознают пагубность такого воспитания, хуже – когда продолжают пребывать в неведении и калечить здоровье ребенка.

На вопросы: «Знаете ли вы возрастные особенности развития ребенка?», «Учитывали ли его индивидуальные особенности и состояние здоровья при выборе образовательного учреждения?», «Занимались ли изучением методов воспитания успешной личности?» в большинстве случаев звучат ответы: «Слышал (читал…), что нужно как можно раньше у ребенка развивать интеллект», «Сложная школьная программа и дополнительные занятия только на пользу – у ребенка больше шансов достичь успеха в жизни», «Методы и приемы обучения должны знать воспитатели (учителя, руководители кружков…), их этому в институте учат».

Такое отношение родителей к вопросам развития и воспитания собственного ребенка напоминает действия героя К. Чапека, который решил сварить яйцо всмятку. «Логически» рассудив, он решил, что для того, чтобы яйцо размякло, нужно гораздо больше времени, чем для того, чтобы оно было крутым и твердым. Он выделил для этого полчаса времени. Сварил яйцо, а оно - все еще твердое. Тогда он стал увеличивать время приготовления: 1 час, 3 часа, полдня, сутки. Яйцо продолжало оставаться крутым. Человек не знал технологию приготовления яиц всмятку, поэтому потерпел фиаско. Технология воспитания успешной личности гораздо сложнее, чем технология приготовления яиц всмятку, но отношение остается примерно тем же.

Парадокс: «В большом таланте – много печали». В 1992-1993 годах под руководством В. Дружинина, профессора, доктора психологических наук, был проведен эксперимент по формированию творческих способностей у детей 3-5 лет в процессе специально организованной игровой деятельности. В ходе эксперимента было обнаружено, что творческие способности детей, проявляющиеся в оригинальности использования предметов, образности речи, творческих изменениях ролей и сюжета игр и т.д. можно успешно развивать. Однако, развитие креативности у большинства детей сопровождалось повышением эмоциональности: чем более активно и по-своему включался ребенок в игру, тем более выраженными у него становились колебания настроения, тревожность, перевозбуждение, душевные переживания делались более острыми. Ученый считает, что следует всерьез задуматься о том, что мы получаем и чем рискуем, развивая способности детей в специально сконструированных условиях. Возможно, для каждого ребенка существует некоторый оптимум развития творческих способностей, выход за пределы которого, приводит к дезадаптации и невротическим нарушениям. Бесспорно, развивать интеллект и способности детей необходимо, но, возможно, следует отказаться от представления о способностях, как о некоторой сверхценности, если их чрезмерное развитие не приносит счастья ни детям, ни их родителям.

Как показывает практика, успеха чаще добиваются не самые умные и способные, а те, у кого сильная мотивация, мощное желание добиться поставленной цели, вера в себя, опыт борьбы и конкуренции. Успешны те, кто знает вкус победы, кто имел в жизни препятствия и не раз преодолевал их. Американ­ские психологи пришли к выводу, что для успеха в бизне­се высокий уро­вень социальной компетентности важнее, чем интел­лектуальные спо­собности. А ведь навыки общения, модели отношений закладываются, пре­жде всего, в семье.

Успех каждого  конкретного индивида  в жизни далеко не случаен, а имеет под собой совершенно определенные психологические составляющие. Карьерная направленность  человека, его «успешные» качества личности и черты характера закладываются в глубоком детстве родителями. Поэтому таким важным и всегда актуальным является момент воспитания.
Одна из самых известных концепций жизненного пути человека принадлежит знаменитому американскому психологу Эрику Эриксону. Ученый полагал, что в процессе своего развития человек неизбежно проходит  через ряд кризисов, которые при правильном их разрешении формируют его идентичность, то есть способность быть самим собой, формируют  успешность его карьеры (в смысле профессионального и личностного роста). Первые и главные воспитатели ребенка - это его родители. Что же им необходимо знать и предпринимать в каждой точке прохождения ребенком кризиса?

Первая стадия. Период от рождения до 1 года. Это стадия доверия или недоверия к миру.

Чувство доверия к миру у ребенка сразу после рождения возникает в ответ на заботливое и любящее отношение к нему со стороны матери. Внутреннее доверие появляется у него при спокойном сне, легком кормлении, нормальной работе кишечника. Доверие и любовь к матери впоследствии переносится на весь окружающий мир. Неблагоприятное прохождение кризиса приводит к формированию у человека пессимизма, появлению инфантильных страхов, например, «быть оставленным голодным» или просто «быть оставленным». Может развиться «оральная жадность» и «оральный садизм» - непреодолимая потребность брать, хватать, добывать что-либо любым путем. Во взрослом периоде жизни при конфликте с другими человек закрывается, уходит в себя.

Задача родителей на данном этапе обеспечить удовлетворение всех потребностей ребенка наиболее комфортным образом, сформировав доверие к миру, которое повлечет за собой не только веру в окружающих взрослых, но и доверие к самому себе, в свои способности, умение справляться с собственными побуждениями.

Вторая стадия. Ранний возраст (1-3 года). Уверенность в себе, личностная автономия или неуверенность в себе, стыд и зависимость от других.

В этом возрасте ребенку нравятся процедуры, связанные с опорожнением кишечника и мочевого пузыря. Он готов делать это, как только ему этого захочется. Но взрослые требуют от него опрятности и контроля за своими побуждениями и действиями. Если ребенок обретет чувство самоконтроля, у него сформируется положительная самооценка и чувство доброжелательности – появится личностная автономия, самостоятельность и уверенность в себе. Положительные переживания не должны быть поколеблены родителями. Когда ребенок захочет проявить самостоятельность и сделать личный выбор в достижении  чего-либо, родители должны его поддержать, и, если потребуется, прийти на помощь. Если же ребенок нарушит требования взрослых быть опрятным, то он испытает чувство стыда и неуверенности в себе. Если родители слишком много его критикуют и стыдят –  у малыша формируются не столько правильные навыки поведения, сколько желание убраться долой  с их глаз, чтобы взрослые его не видели и не унижали выговорами и упреками. Впоследствии такой тип отношения перенесется на всех авторитетных лиц и отразится на успешности в карьере.



Третья стадия. Дошкольный возраст (3-6 лет). Инициатива или пассивность, вина.

Это период активного освоения мира ребенком. Он быстро учится и устанавливает контакты, моделирует в игре отношения взрослых, проявляя при этом инициативу и настойчивость. Происходит половая идентификация и ребенок осваивает определенную форму поведения мужскую или женскую.

Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувство вины и тревожность, таким образом, закладываются новые внутренние инстанции – совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли, желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерная строгость, наказания за незначительные поступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли – мстительность. Развивается пассивность личности, что для будущей карьеры, разумеется, не очень хорошо. Положительный вклад  этой стадии – целеустремленность, освобождение детской творческой инициативы. Необходимо поддерживать убежденность ребенка в том, что «Я есть то, чем я могу себя вообразить».

Четвертая стадия. Предпубертатный возраст (6-12лет). Трудолюбие, компетентность или комплекс неполноценности.

На этой стадии развивается чувство созидания. Ребенок испытывает сильнейшую потребность в творчестве, любит помечтать, поиграть в одиночестве. Он учится завоевывать признание посредством производства разных вещей и предметов. Если процесс творчества протекает успешно, у ребенка развивается чувство собственной значимости. А осознание неумелости и некомпетентности в этом возрасте порождают чувство неполноценности. Грамотный и тактичный родитель-наставник должен помочь ребенку преодолеть эти затруднения и раскрыть его потенциальные способности.

Период начального школьного обучения – это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий.

При неразрешенном кризисе у ребенка появляется чувство безнадежности и собственной неумелости. В результате в будущем он будет избегать сложных ситуаций и ситуаций соревнования, не сумеет постоять за себя. Отсутствие смелости и умения рисковать – вот негативные черты характера, которые родители могут привить ребенку в этом возрасте. Положительный вклад этой стадии в развитие человека –  в становлении убеждения – «Я есть то, что я могу научиться делать».



Пятая стадия. Юность (13-10 лет). Идентичность или непризнание.

Это период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизненного пути, завершаясь, приводит к формированию идентичности. Идентичность – психосоциальная тождественность – позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. В ней объединяются и преобразуются все предыдущие идентификации ребенка, к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший, изменившийся внешне ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют человеку решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, – задачу успешного самоопределения, выбора жизненного пути.

 Идентичность – условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным», тогда наблюдается диффузность идентичности. Она связана с инфантильным желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, со смутным, устойчивым состоянием тревоги, чувством изоляции, опустошенности. Диффузность идентичности может проявиться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения человека (мужской или женской, национальной, профессиональной и др.), в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения).

Благополучное становление личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. Ребенок должен быть успешным и счастливым. Вряд ли кто-то станет оспаривать это.

Успехи в школе, на работе и в жизни не меньше зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Когда ребенок утверждает: «Я этого не осилю», – это больше говорит о нем самом, чем об осваиваемом им виде деятельности. Такой ребенок скорее всего действительно потерпит неудачу, потому что не чувствует уверенности в своих силах. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем. И ничто так не предвещает неудачу, как ее ожидание.

Исследования психологов говорят о том, что плохую успеваемость, незаинтересованность в учебе, плохое поведение во многом можно объяснить отрицательным отношением ребенка к себе, заниженной самооценкой. Часто трудности детей являются не столько следствием их умственной или физической неполноценности, сколько результатом их представлений о себе как о неспособных к серьезным действиям.

Известный английский ученый в области психологии и педагогики Роберт Бернс много лет занимался проблемами развития у человека представлений о самом себе, своей личности в первые 20 лет жизни – представлений, объединяемых психологами в понятие «Я-концепции».

К сожалению, многие родители даже не слышали об этом понятии, которое скрепляет всю современную педагогику. Что же такое Я-концепция и почему она, никому не видимая, так мощно влияет на поведение ребенка?

Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о себе. То есть важно не только то, что собой представляет каждый человек, но и то, что он думает о себе и как себя оценивает.

Психологи выделяют три основ­ных фактора, определяющих Я-концепцию:

1. Человек должен быть твердо убежден, что его принимают и положительно воспринимают другие люди.

2.Он должен быть уверен, что способен к тому или иному типу деятельности.

3. У человека должно быть развито чувство соб­ственной значимости.
Каждый человек ждет одобрения со стороны других людей. Я-концепция формируется практически с первых дней жизни маленького человека. Народная мудрость неда­ром гласит: ребенка нужно воспитывать, пока он еще лежит поперек лавки. В раннем детстве такие люди – члены семьи, ко­торые должны относиться к ребенку как к достойному существу, способному что-то делать и делать хорошо. Если малыш чувствует, что может достичь какой-то це­ли, у него появляется уверенность в своих силах. У до­школьника это могут быть, на взгляд взрослого человека, несуществен­ные, а на самом деле очень значительные цели: он учит­ся самостоятельно одеваться, складывать игрушки, об­щаться с незнакомыми людьми. Для школьника такой целью может быть успешная учеба. Успех доказывает компетентность, а это очень важно для самовосприятия, для самоощущения человека. Ребенок интуитивно вы­носит себе оценку, учитывая отношение к нему других людей и свою компетентность в чем-либо. Эта оценка и определяет чувство собственной значимости.

Родители, учителя, сверстники могут убе­дить ребенка в том, что он нужен, ценен, что он спосо­бен добиваться успеха.

С детства ребенок приучается наблюдать и по-сво­ему интерпретировать реакцию людей на свое поведе­ние, на свои личные качества. Формирование Я-концепции не заканчивается в определенном возрасте – постоянно происходят какие-то изменения, влияющие на самооценку человека. Например, школьник, успеш­но сдающий экзамены, считает себя способным учени­ком. Он доволен собой, гордится своими успехами. Однако, эта позитивная самооценка может быть разру­шена, если, например, ребенок вдруг провалится на эк­замене или если среди друзей и сверстников успевае­мость перестает быть ценностью, а на первый план выходят успехи в спорте. Кроме того, взрослея, школь­ник может обнаружить, что успехи в учебе сами по се­бе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. Сколько из­вестно случаев, когда отличники становились неудач­никами во взрослой жизни и, наоборот, заядлые дво­ечники, обитатели школьных галерок, добивались успехов в работе, в творчестве и в личной жизни.

Исследования по теории развития личности пока­зывают, что человек всегда испытывает потребность во внутренней гармонии и в гармонии с окружающей сре­дой, поэтому он может предпринять самые непредска­зуемые действия, чтобы восстановить такую гармо­нию. При этом он может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремиться изменить ка­ким-то образом себя и окружающих.

Американский психолог У.Джемс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека:
Успех

Самооценка = ____________

Притязания
Таким образом, есть две возможности повысить са­мооценку: либо добиваться успеха, либо снизить при­тязания.

В детстве круг общения для ребенка предельно сужен. Прежде всего влияют на самооценку малы­ша родители: если они любят его, уважают, ценят его успехи, то, естественно, у ребенка формируется позитивная самооценка. Если ребенок с первых лет жизни сталкивает­ся с пренебрежением, с неприязнью, то впоследствии ему очень трудно будет избежать неприятностей, свя­занных с негативной самооценкой.

Замечено, что однажды сложившаяся установка как бы сама себя поддерживает. Отказаться от привыч­ных ориентиров, заложенных с детства, чрезвычайно трудно. В самом раннем детстве в сознании создается как бы своеобразный фильтр, сквозь который впослед­ствии ребенок будет пропускать любую ситуацию, ин­терпретировать ее.

Практически не существует такого действия, которое мог бы предпринять взрослый (родитель, учи­тель), не опасаясь, что ребенок с заниженной само­оценкой не отнесется к этому негативно. Взрослые очень часто наивно полагают, что могут быстро и дос­таточно легко повысить уровень заниженной само­оценки ребенка. Казалось бы: похвали его, предоставь школьнику «высокую» должность в классе – и все бу­дет хорошо, ребенок станет ценить себя выше. На са­мом деле, если у ребенка стабильно отрицательное от­ношение к себе, своим способностям, реакция на доброжелательные действия может оказаться крайне не­гативной. Например, он может сказать себе: «Навер­ное, я совсем глупый, если учитель все время старает­ся внушить мне обратное». Или: «Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет показать всем, какой я неповоротливый и тупой». Воспринимая себя в целом неудачником, все последующие ситуации он будет воспринимать только как подтверждение собственной неполноценности.

Большинство психологов сходятся во мнении, что именно в первые пять лет у ребенка в основном фор­мируется структура личности, закладываются основы Я-концепции. Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Родители заведомо снижают самооценку малыша, когда пытаются поставить его в зависимое, подчиненное положение. Такие родители обычно требуют от ребенка послушания, им хочется, чтобы он умел подстраиваться, не конфликтовал со сверстниками, был полностью зависим от взрослых в повседневной жизни. Ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, ему явно не хватает ощущения, что он ценен.

У детей со средней самооценкой родители обычно занимают покровительственную, снисходительную позицию. Уровень притязаний таких взрослых не очень высок. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у них тревогу. Дети таких родителей очень зависимы от того, что думают по их поводу другие люди.

В семье, где у детей формируется высокая самооценка матери в подавляющем большинстве удовлетворены взаимоотношениями детей с отцом, в таких семьях ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Обычно один из родителей принимает основные решения, с которыми соглашается вся семья, все относятся друг к другу дружелюбно и искренне. Ребенок видит, что родителям обычно сопутствует успех, он тоже приучается настойчиво и успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют.

Ребенок с высокой самооценкой привыкает постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны.

Высокую самооценку следует отличать от завышенной, которая формируется у ребенка избалованного, заласканного. Взрослые постоянно восторгаются малышом, в его поступках находят лишь незаурядность, раздают необоснованные поощрения и похвалу. Если ребенку с младых ногтей при­вили высокомерие, непереноси­мость критики, гордость и заносчивость, то ломка жизнью этих установок происходит очень болезненно: плохая адаптация к детскому саду, к школе, неуживчивость на работе, семейные разводы, сома­тические недуги и постоянное внутреннее одиночество, прикры­ваемое мнимыми внешними ус­пехами.

Если родители любят малыша, оказывая ему ежедневно доверие, ребенок и сам привыкает относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств.

Для младших школьников и подростков эмоциональная жизнь определяется во многом кругом их друзей, поэтому реакция родителей на приятелей сына или дочери как бы косвенно показывает истинное отношение взрослых к своему ребенку.

Если ребенок не очень высокого мнения о себе, он склонен считать, что другим не интересны его мысли и занятия. Какие-то детали в поведении родителей постоянно подкрепляют это убеждение. Ведь ребенок очень остро улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения со стороны взрослых. Кто-то из родителей зевнул, когда ребенок рассказывал что-то важное, перебил его или сменил тему разговора – по всем этим мелочам ребенок безошибочно угадывает, интересен или безразличен он близким людям.

Существует тесная связь между материнским теп­лом и самооценкой ребенка. Чем больше поддержки и внимания оказывает малышу мать, чем реже и мягче она его наказывает, тем чаще у таких детей формирует­ся положительная самооценка. Даже наказания дети воспринимают по-разному: если ребенка наказывает хо­лодный, равнодушный взрос­лый, у маленького человека, естественно, возникает мысль: «Меня наказывают, потому что не любят». Ребенок, чувст­вующий постоянную заботу и тепло, чаще осознает, что его наказывают только потому, что он был не прав.

Крайне опасна для малы­шей родительская авторитар­ность. Такие взрослые обыч­но безапелляционны в своих суждениях, их наказания и требования не содержат даже намека на готовность при­нять ребенка, помочь ему, убедить его. Такие родители временами даже искренне считают, что их ребенок плох во всем. Естественно, что ре­бенок быстро привыкает чувствовать себя никчемным и нелюбимым.

«Делай так потому, что я сказал» – самая опасная и безосновательная фраза, ко­торую только могут произне­сти авторитарные родители.

Вполне естественно, что адаптация ребенка к школе напрямую зависит от уровня его самооценки. Смена обстановки, новый регламент жизни – это стресс для маленького человека. И взаимоотношения с родителя­ми помогают либо преодолеть этот стресс, либо усу­губляют его. Одни дети с уверенностью переступают школьный порог, другие, наоборот, сомневаются в соб­ственных возможностях. Все дети чего-то ожидают от школы, от учебы. Если они выросли в атмосфере люб­ви и тепла, то ожидают успеха. Но к началу учебы Я-концепция ребенка все же достаточно пластична. И учитель может и должен дать ребенку возможность по­высить свою самооценку, уверить его в собственной ценности и компетентности.

В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становятся более важными ценности, разде­ляемые сверстниками, и оценки, выносимые учителя­ми и другими взрослыми. Поэтому взрослые должны как можно чаще подчеркивать, что ребенок уже чему-то научился или еще может научиться, но не фиксиро­вать внимание на неумении.

Почему-то очень часто учителя и родители склон­ны считать успехи ребенка само собой разумеющими­ся и лишний раз забывают похвалить его, зато неудачи и неумения, наоборот, подчеркивают. Уважение, внимание и забота у любого человека повы­шают чувство собственной ценности. По­этому даже критиковать ребенка можно только на фоне общей психологической поддержки. И хотя каждый ребенок до школы, так или иначе, испытал радость успеха или го­речь неудачи и приобрел соответственный опыт, только в школе его достижения и не­удачи приобретают официальный харак­тер. Ребенок вынужден принимать дух этого оценочного подхода, который отныне будет сопровождать его всю жизнь и, естественно, повлияет на самооценку.

В школе у ребенка есть две параллельные программы: одна - это официальная учебная программа, вторая - скрытая программа взаимоотношений. Именно благодаря этой второй программе форми­руется эмоциональная и социальная жизнь ребенка, его представления о себе и о том, что думают про него другие.

В школе в основном поощряются лишь учебные успехи. Родители и учителя редко подчерки­вают ценность других способностей ребен­ка, поэтому дети с посредственными успе­хами в учебе могут привыкнуть к мысли, что они вообще ни к чему не способны, а это фактиче­ски обрекает их на неудачу. Во многих школах успевае­мость традиционно становится предметом конкурент­ной борьбы, и у ребенка возникает страх потерпеть в этой борьбе поражение. Большинство неуверенных в себе детей будут чувствовать себя неспособными к уче­бе и вообще неудачниками. Нет ничего удивительного в результатах исследований, показывающих, что средняя самооценка школьников со второго по седьмой класс обычно устойчиво снижается.

Многие молодые люди говорят, что, только уйдя из школы, они почувствовали уверенность в себе, так как новые друзья и товарищи их принимают, ценят. Им больше не надо сравнивать себя со стереотипом блестящего ученика и слышать уничижительные оценки в свой адрес.

Установлено, что дети, которые негативно оценива­ют свои способности к учебе, постепенно начинают от­носиться отрицательно к себе в принципе. Если школьник не блещет способностями к учебе, неверно (и даже опасно) убеждать его в том, что высшей ценно­стью его жизни является превосходная успеваемость.

У каждого ребенка есть свои положительные каче­ства, свои сильные стороны, на основе которых чуткие взрослые могут помочь ребенку выстроить позитив­ную самооценку.

У американских психологов популярна юмореска «Мышь и Генри Карсон», которая прекрасно иллюст­рирует связь между успехом в обучении, Я-концепцией ребенка и ожиданиями взрослых.

Мышь проникла в центральный компьютер в тот момент, когда он оценивал результаты присланных из школы письменных тестов некоего Генри Карсона, ко­торый плохо учился. Благодаря вмешательству мыши, дезориентировавшей компьютер, Ген­ри получает необычайно высокие баллы, что для школьных преподавателей явный сюрприз - они начи­нают относиться к нему как к человеку способному и компетентному, и Генри вскоре действительно полно­стью входит в роль первого ученика.

В этом гротеске – зерно безусловной истины: само­восприятие и достижения детей во многом обусловлены ожиданиями, реакциями и оценками взрослых. Когда взрослые ожидают от ребенка высоких интеллектуаль­ных достижений, они начинают вести себя по отноше­нию к нему более дружелюбно. Ребенок чувствует это отношение и становится более уверенным в себе и более успешным в учебе.

Моменты поражений и побед бывают у каждого ребенка. Как взрослые относятся к ним, что закрепляют? Если они ругают ребенка в моменты поражений, то они закрепляют в своем ребенке психологию неудачника. Если они не хвалят ребенка за достижения, они не формируют мотивацию на успех. История жизни преуспевающих людей тем и отличается, что большинство родителей занимало грамотную позицию в этом вопросе: за успехи хвалили и поощряли, а в моменты неудач поддерживали раненое самолюбие и вселяли веру в будущие победы. Вначале в ребенка должен верить кто-то со стороны, хорошо бы родители, потом он научится верить в себя сам.



Американский исследователь Дэвид Льюис проанализировал успешный опыт воспитания детей в тысяче семей. Вот что он советует родите­лям:

  • Верьте в ребенка, так как только оптимизм и вера в успех по­рождают в детях чувство защищенности, по­вышают самооценку, вселяют уверенность в собственных способностях.

  • Создавайте ситуации успеха, но таким образом, чтобы ребенок был уверен, что ус­пехом обязан самому себе, а не взрослому.

  • Побуждайте ребенка нахо­дить проблемы и затем ре­шать их.

  • Подбирайте разнообразные виды дея­тельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание.

  • Побуждайте сына или дочь при­думывать разные истории, фантазировать

  • Усложняйте задания только тогда, когда ребенок справится с предыдущими. При не­удаче повторяйте задания, давая аналогичные.

  • Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь за не­складными выражениями идей видеть актив­ную работу мысли.

  • Поддерживайте любой, даже самый ма­ленький успех ребенка.

  • Приучайте детей мыслить са­мостоятельно.

  • Старайтесь, чтобы основную часть работы, за которую взял­ся ребенок, он выполнял са­мостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном ре­зультате.

  • Помогайте ребенку улучшить результат его работы.

  • Предлагайте свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность поиска решения ситуации.

  • Воспитывайте настойчивость в выпол­нении задания, доведении исследования до логического конца.

  • Хвалите за конкретное дело, поступок, действие.

  • Хвалите публично, а критикуйте без по­сторонних лиц. Публичная похвала повыша­ет авторитет ребенка в глазах сверстников.

  • Воспитывайте веру ребенка в свои си­лы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: «Ты все правильно дела­ешь!», «Я знаю, что у тебя все получится!», «Если ты захочешь, то ты с этим легко справишься!»,

  • Никогда не хвалите ребенка беспредметно и неискрен­не, находите в его занятиях то, что достойно по­хвалы.

  • Помните, что отрицательная оценка – враг интереса и творчества.

  • Не говорите ребенку, что он хуже других детей, не дразните его за ошибки.

  • Повседневно развивайте у детей навы­ки общения.

  • Научите его адекватно об­щаться с детьми из разных социальных и культурных слоев, а также со взрослы­ми любого возраста.

  • Каждый день находите вре­мя, чтобы побыть с ребен­ком наедине.

  • Отвечайте на все вопросы детей насколько возможно терпеливо и честно.

  • Установите разумный пове­денческий стандарт и стре­митесь, чтобы ребенок ему следовал.

  • Поручайте сыну или доче­ри посильные заботы по дому.

  • Позволяйте детям прини­мать участие в планировании семейных дел.

  • Помогайте ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

  • Давайте ребенку возможность действительно принимать ре­шения.

  • Давайте понять, что вы люби­те ребенка самого по себе, а не его достижения.

Литература





  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб, 2007.

  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 1991.

  3. Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание». – М., 1986

  4. Дружинин В. Умными рождаются, талантливыми становятся. –//Обруч. – 1999.-№3.

  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996.

  6. Льюис Д. Раскрыть таланты. – М., 2004.

Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница