О. В. Савеличева Совершенствование подходов к методам контроля качества образовательного процесса и образовательного результата в условиях внедрения фгос спо третьего поколения



Скачать 39.08 Kb.
Дата14.02.2016
Размер39.08 Kb.
О.В. Савеличева
Совершенствование подходов к методам контроля качества образовательного процесса и образовательного результата в условиях внедрения ФГОС СПО третьего поколения
Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижение в масштабах всей страны. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения.

Ключевые слова: оценка качества образования, мониторинг, оценка образовательных достижений обучающихся, критерии анализа системы оценки.
O.V. Savelicheva
Improving the approach to the method of quality control of the educational process and learning outcomes in the introduction of the third generation of FGOS SPO
Creating a system of quality assessment takes place in Russia in the period of the introduction of educational standards and the emergence of the need to assess their achievement in the whole country. In this regard, the task to create a system of obtaining objective information on the results of training in accordance with the educational standards (including - to define a set of criteria, procedures and technology assessment, pedagogical monitoring organization and its use as an essential tool for managing the quality of education) at an educational institution on which it will be possible to make management decisions.

Keywords: evaluation of the quality of education, monitoring, evaluation of educational achievements of students, the criteria for analysis of the system evaluation.
Система мониторинга качества образования в техникуме

Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.



Субъекты и объекты педагогического мониторинга

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподавтели, и студенты, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Вся эта информация отражается в ежегодном публичном докладе о деятельности техникума.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Системы педагогического мониторинга в техникуме

Система - множество закономерных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование, единство (Толковый словарь). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Создание теоретической модели системы педагогического мониторинга - первый шаг на пути управления качеством образования.

Существующие системы мониторинга можно сгруппировать по следующим основаниям:

I группа - мониторинг уровня ЗУН обучающихся ("цель - результат")

II группа - мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации;

III группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели "вход - выход";

IV группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.


Группа

Объекты мониторинга

Методы, направления

1

Результативность учебно-воспитательного процесса

- тестирование (тестовые задания, вопросы экзаменов, КОМы профессиональных модулей, КИМ итоговой аттестации),

- анализ уровня обученности и обучаемости обучающегося,

- информационная карта текущей успеваемости и посещаемости обучающегося


2

Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса

- педагогические кадры, их квалификация;

- общие показатели, материально-техническая база;

- комплексно-методическое обеспечение учебного процесса;

- результативность образовательного процесса;

- результативность воспитательного процесса;

- инновационная и методическая деятельность;

- мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.)


3

Модель "вход-выход"

- психолого-педагогические характеристики обучающегося (в том числе и уровень готовности абитуриентов); уровень обученности и обучаемости;

- изучение развития у студентов общих и профессиональных компетенций (карта наблюдения и оценки);

- модель выпускника техникума,

- поступление в высшие профессиональные учебные заведения,

- трудоустройство или проблема трудоустройства.


4

На уровне образовательного учреждения

- анализ урока;

- рейтинговая оценка деятельности преподавателя, куратора, руководителей подразделений, методиста;

- положение о лучшем преподавателе, кураторе и т.д. (результаты деятельности и система поощрения);

- изучение потребностей всех участников образовательного процесса


Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.



Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ

Предмет мониторинга (объекты мониторинга)

Цели мониторинга

Периодичность

Ответственные (субъекты мониторинга)

Результат

Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения

Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся

2 раза в год

Председатели ПЦК, зам. дир. по УВР

Аналитические записки, диаграммы

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д.

2 раза в год (декабрь, май)

Председатели ПЦК, библиотекарь

Сводные таблицы, диаграммы

Методическая работа техникума

Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы

2 раза в год (сентябрь, май)

Председатели ПЦК, методист, зам. директора по УВР, члены методического совета

Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы

Деятельность преподавателя

Сбор информации об уровне профессионализма преподавателей, о направлениях их методического развития и совершенствования

Ежемесячно

Председатели ПЦК, методист, зам. дир. по УВР, зам. директора по УПР

Таблицы, справки, диаграммы

Деятельность куратора

Определение уровня профессиональной компетентности куратора, создание куратором банка данных обучающихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития группы и сформированности у обучающихся общих компетенций

Ежемесячно

Зав.отделениемм по ВР и СО, , педагог -психолог

Справки, таблицы, диаграммы

Нормативно-планирующая документация

Анализ качества составленных программ и календарно-тематического планирования

2 раза в год (сентябрь, апрель)

Председатели ПЦК, методист, зам дир по УВР, зам. директора по УПР

Протоколы

Деятельность обучающихся

Определение уровня (качества) обученности обучающихся

Ежемесячно

Кураторы, зам. дир. по УВР, преподаватели дисциплин и модулей, педагог - психолог

Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы

Вся изложенная информация регулируется Положением о внутритехникмовском контроле и является обязательной для исполнения всеми участниками образовательного процесса.

Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективное и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.

Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений об образовательном учреждении - к педагогическому мониторингу, под которым мы понимаем целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием и развитием образовательного процесса и/или его отдельных элементов в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.



Традиционная система оценки знаний обучающихся, сформировавшаяся в период советской школы, имеющая богатый опыт в области контроля за результатами обучения, в силу своих организационных и технологических особенностей не может обеспечить удовлетворение данных потребностей общества.

Ее результаты нельзя использовать для получения объективных количественных и качественных показателей, позволяющих управлять качеством образования. Появление понятия "мониторинг" связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы объективно судить о состоянии дел.

В настоящее время в России различными научными коллективами создаются подходы к оценке достижения стандартов образования. Встает задача проанализировать эти подходы и оценить перспективность их применения для аттестации обучающихся, а также для построения системы оценки качества образования в техникуме. Для этого необходимо иметь ориентиры для сравнения. Одним из таких ориентиров может быть анализ существующего опыта, позволяющий выявить тенденции развития систем оценки результатов обучения, преобладающие подходы в оценочной деятельности, технологии оценки, которые можно использовать при разработке системы мониторинга.

Система оценки результатов обучения

Все основные характеристики системы оценки результатов обучения (основные подходы к разработке инструментария, характеристики проверочных работ, процедуры проведения, представление результатов и др.) определяются основными целями и задачами, которые ставятся перед этой системой. В большинстве случаев перед системой оценки результатов обучения ставится основная цель - получение объективной информации о функционировании системы образования.

Системы оценки результатов обучения можно разделить на подсистемы в соответствии с целями и объектами оценки:


  • оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся (состояния или динамики роста) для целей аттестации (подтверждения получения определенного уровня образования), коррекции индивидуальных результатов обучающихся, перехода на следующую ступень обучения, выбора уровня изучения отдельных учебных предметов;

  • оценка уровня образовательных достижений группы, учебного заведения с целью оценки деятельности преподавателей или техникума, усовершенствования процесса преподавания и обучения;

  • мониторинг образовательных достижений выборочной совокупности обучающихся в масштабе отдельных регионов или страны в целом с целью оценки качества обучения и тенденций развития.

Согласно п. VII Требования к условиям реализации ОПОП ФГОС СПО по специальностям указано, что образовательное учреждение обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения; компетенциям, приобретаемому опыту, знаниям и умениям. В п. VIII Требования к оцениванию качества освоения ОПОП указано, что за конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев до начала обучения.

Поэтому каждое учебное заведение разрабатывает свои собственные стандарты учебных достижений и систему оценки этих достижений, используя в качестве ориентиров требования к учебным достижениям обучающихся, сформулированные во ФГОС СПО по специальностям.



Основы построения системы мониторинга результатов обучения.

В определении подходов к построению системы мониторинга результатов обучения особую роль играют следующие ключевые вопросы:

C какой целью будет использоваться создаваемая система? Что будет оцениваться? Насколько объективными, надежными и валидными должны быть результаты? Возможна ли их интерпретация? Какие выводы должны быть сделаны на основе этих результатов? Какие проблемы могут возникнуть в процессе разработки инструментария и проведения оценки?

Основные подходы в оценке образовательных достижений

Существуют три основных подхода в оценке образовательных достижений обучающихся:



  • критериально-ориентированный, позволяющий оценить насколько обучающиеся достигли заданного уровня знаний, умений и отношений, например, определенного как обязательный результат обучения (образовательный стандарт). В данном случае оценка конкретного студента не зависит от того, какие результаты получили другие обучающиеся. Результат будет показывать - соответствует ли уровень достижений данного студента социально-культурным нормам, требованиям стандарта или другим критериям. При данном подходе результаты могут интерпретироваться двумя способами: в первом случае делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет, например освоен или не освоен Профессиональный модуль), во втором - дается уровень или процент освоения проверяемого материала (на каком уровне освоен стандарт или какой процент из всех требований стандарта усвоен).

  • ориентированный на индивидуальные нормы конкретного студента, реального уровня его развития в данный момент времени. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.

  • нормативно-ориентированный, ориентированный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности обучающихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируется в зависимости от достижений всей совокупности студентов, выше или ниже среднего показателя - нормы. Происходит распределение студентов по рангам (рейтингу). Данный подход не соотнесен с содержанием процесса обучения, а если проверку проводит преподаватель, то его оценка чаще всего субъективна, т.к. свои оценки он делает относительно среднего уровня подготовки класса.

При оценке достижений образовательных стандартов используются различные подходы, в зависимости от того, что понимается под стандартами: достижение определенных целей образования, освоение определенного содержания учебного предмета или достижение определенных уровней подготовки.

Последние тенденции в оценке результатов обучения

1. Переход к когнитивной точке зрения на обучение и оценку:



  • от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению также процесса обучения;

  • от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;

  • от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке;

  • внимание к метапознанию (самоконтролю, общеучебным умениям и умениям, связанным с волевыми проявлениями личности (мотивации и другим сферам, влияющим на процесс обучения и образовательные достижения);

  • изменение значения понятия "знающий" и "умеющий", отход от рассмотрения этих понятий как некоторого накопления изолированных фактов и умений и новое наполнение понятия в терминах применения и использования знаний.

2. Изменение формы оценки: переход от письменной проверки к аутентичной проверке, основными особенностями которой являются:

  • значимая для обучащихся оценка;

  • использование заданий с определенным контекстом (контекстуализированные задачи);

  • основное внимание к комплексным умениям (т.е к профессиональным компетенциям);

  • включение заданий с несколькими правильными ответами;

  • ориентация оценки на стандарты, известные обучающимся;

  • оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся.

3. Изменение характера оценки, проводимой преподавателями, самооценки обучающихся, оценки, проводимой родителями: от единовременной оценки с помощью одного измерителя (теста, контрольной работы, экзамена и т.п.) - к портфолио (оценке работ, выполненных обучающимися за определенное время).

4. Переход от одномерного к многомерному измерению - от оценки только одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких характеристик одновременно, т.е. к оценке профессиональных компетенций.

5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений обучающихся к оценке достижения группы обучающихся:

оценка умений работать в коллективе;

оценка результатов групповой работы.

Образовательные стандарты и оценка их достижения

Как уже упоминалось выше, основной тенденцией последнего времени является введение стандартов, связанных с системой оценки, как ожидаемых, планируемых образовательных достижений или результатов обучения. Причем стандарты достижения рассматриваются как обязательный минимальный уровень достижений. Стандарт это "степень или уровень требований, уровень совершенства или уровень достижений".



Критерии анализа системы оценки результатов обучения

До введения системы оценки необходимо четко определить, что должны знать и уметь обучающиеся, и на каком уровне. На это нацелена разработка контрольно – оценочных материалов.

Приоритетной целью системы оценки достижения стандартов должна быть помощь в совершенствовании преподавания и процесса обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся, инструментарий и процедуры оценки, а также способы использования результатов, должны быть одинаковыми для всех студентов.

Инструментарий для оценки достижения стандартов должен быть валидным (валидность – способность измерять некоторые качества личности) по отношению к образовательным стандартам.

Результаты оценки достижения стандарта должны сообщаться вместе с другой необходимой релевантной информацией.

Преподаватели должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации системы оценки.

Процедура оценки и результаты должны быть понятны всем (обучающимся, преподавателям, родителям, управленцам и другим пользователям)

Используемая система оценки должна постоянно усовершенствоваться.

На основании выше сказанного, для организации системы мониторинга в образовательном учреждении необходимо использовать некоторые перспективные подходы к организации системы оценивания: сочетание внешнего и внутреннего контроля образовательных достижений; одновременная оценка подготовки обучающихся на обязательном (минимальном) и повышенном уровнях; более широкое использование заданий, валидных по отношению к требованиям к уровню подготовки выпускников техникума (например, заданий со свободно-конструируемыми ответами, практических заданий и др.); более широкое привлечение преподавателей, работодателей в процесс контроля за образовательными достижениями; организация общественно-профессиональной экспертизы на важнейших этапах разработки контрольно – оценочных материалов, используемых для аттестации обучающихся и мониторинга качества образования. Поэтому, предлагается предметно – цикловым комиссиям приступить к вопросу о применении в учебном процессе бально – рейтинговой системы оценивания образовательного результата и к разработке проекта Положения о системе оценки.


Информация об авторе

Савеличева Ольга Владимировна – преподаватель высшей категории,
ГБОУ СПО ИО «Ангарский промышленно-экономический техникум», 665835, г. Ангарск, пр. Ленинградский 13.


Author

Savelicheva Olga Vladimirovna - Deputy Director for Academic Affairs, official educational institutions of secondary vocational education Irkutsk region "Angarsk Industrial - Economic College", 665835, Angarsk, etc. Leningrad 13.



Каталог: wp-content -> uploads -> 2010
2010 -> Бучкин Андрей Владимирович
2010 -> На правах рукописи Володин Александр Анатольевич Процессно-целевое управление качеством подготовки студентов в вузе
2010 -> В информационной образовательной среде школы
2010 -> Законодательства о защите детей
2010 -> Доклад подготовлен в соответствии со структурой и перечнем вопросов, предложенных в рекомендациях Европейского фонда образования для государств, участвующих в Туринском процессе
2010 -> Книга первая Выбор пути Рабы по собственному желанию Глава I. Заложники цивилизации
2010 -> Робин С. Шарма Монах, который продал свой
2010 -> Кодекс корпоративной этики дтэк
2010 -> Эверетт Шостром. Анти-Карнеги Содержани е
2010 -> Данной статьи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница