О. В. Гречкина Разработчик программы



Скачать 237.74 Kb.
Дата22.02.2016
Размер237.74 Kb.
ТипРабочая программа

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




УТВЕРЖДАЮ:
Декан факультета
Юридический
___________А. Н. Классен
12.01.2015




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к ООП________________от №_______________


дисциплины Б.3.13 Основы управления

для специальности 031003.65 Судебная экспертиза

специализация Экспертизы веществ, материалов и изделий

форма обучения очная
кафедра-разработчик Конституционное и административное право

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 031003.65 Судебная экспертиза, утверждённым приказом Минобрнауки от 17.01.2011 № 40

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Конституционное и административное право (протокол №_____от___________)



Зав.кафедрой разработчика,
д.ю.н., проф.

(ученая степень, ученое звание)


_________________

(подпись)


О. В. Гречкина




Разработчик программы,
к.истр.н., доцент

(ученая степень, должность)


_________________

(подпись)


Г. А. Васильева






Челябинск 2013



1. Цели и задачи дисциплины

Цель: сформировать комплекс теоретических знаний и практических навыков, необходимых для разработки и принятия управленческих решений и методов эффективного управления организацией в условиях рыночной экономики

Задачи:
- раскрыть сущность явлений и процессов управления и привить будущим выпу-скникам соответствующий понятийный аппарат;
-сформировать соответствующее мировоззрение обучающегося, позволяющее ему объективно оценивать ту или иную управленческую ситуацию и соответствующую ей концепцию управления экономической деятельностью;
-дать знания, необходимые для осмысления процессов, происходящих в социаль-но-экономической сфере общества;
-сформировать навыки анализа, истолкования и описания управленческих про-цессов;
-сформировать умение выносить аргументированные суждения по вопросам, . связанным с управлением и принятием решений ;
-сформировать навык анализа альтернативных вариантов с целью принятия ра-циональных решений.

Краткое содержание дисциплины

Раздел I. Основы организации менеджмента. Организации и менеджмент . Внутренние переменные организации


1.4. Внешняя среда организации . Организационно-правовые формы организаций.
Раздел II. Функции менеджмен
Общая характеристика функций менеджмента. Планирование. Организация. Мотивация. Контроль.
Раздел III. Руководство и лидерство в системе менеджмента . Управление группой. Руководство, полномочия и власть.
Лидерство. Управление конфликтами. Коммуникации в менеджменте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Перечень предшествующих дисциплин,
видов работ учебного плана

Перечень последующих дисциплин,
видов работ

Б.1.04 Теория государства и права,
Б.3.12 Административное право,
В.3.02 Основы делопроизводства,
Б.3.10 Гражданское право

Не предусмотрены

Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:




Дисциплина

Требования

Б.1.04 Теория государства и права

представление об исторических и методологических основах организации институтов современного государства и права.

В.3.02 Основы делопроизводства

Управленческая документация. Требования к составлению и оформлению управленческой документации.

Б.3.10 Гражданское право

Субъекты гражданского права. Юридические лица.

Б.3.12 Административное право

административно-правовые формы и методы государственного управления

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-16, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-20, ПК-21


В результате освоения дисциплины студент должен:

а) знать:

• теоретические основы и содержание науки управления;

• историю развития управленческой мысли, основные пдходы к управлению;

• подходы к принятию решений и основные модели управления;

• влияние мотивации и контроля на эффективность деятельности организации;

• проблему власти и влияния в организации, концепцию лидерства;

• природу конфликта, перемены и стрессовые ситуации в организации, методы эффективного управления ими;

• управление персоналом

б) уметь:

• оценивать влияние элементов внешней среды на деятельность организации;

• планировать стратегию организации, выбирать цели и пути их остижения;

• определять этичность управленческих действий;

• разбираться в проблеме власти и влияния в организации;

• прогнозировать возникновение кнфликтной ситуации и принимать эффективные действия по ее предотвращению;

• использовать комплексный подход для обеспечения общего повышения эффективности деятельности организации.

в) владеть:

• способностью проектировать организационную структуру;

• способностью испольховать основные теории мотивации, лдерсива и власти для решения управленческих задач;

• способностью эффективно организовать групповую работу6

• различными способами разрешения конфликтных ситуаций;

• способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

• готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений;

• методами принятия стратегических, ьактических и оперативных решений.



4. Объём и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачётных единиц, 108 часов.


Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по семестрам в часах

Номер семестра

5

Общая трудоёмкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

54

54

Лекции (Л)

36

36

Практические занятия, семинары и (или) другие виды аудиторных занятий (ПЗ)

18

18

Лабораторные работы (ЛР)

0

0

Самостоятельная работа (СРС)

49

49

написание реферата

8

8

подготовка презентаций

10

10

заполнение сравнительной таблицы

4

4

подготовка к практическим занятиям, работа с литературой

18

18

разбор ситуаций

9

9

Контроль самостоятельной работы студента (КСР)

5

5

разбор ситуаций

3

3

обсуждение презентаций

2

2

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




экзамен

5. Содержание дисциплины


раздела

Наименование разделов дисциплины

Объем аудиторных занятий по видам в часах

Всего

Л

ПЗ

ЛР

1

Теоретические основы управления

8

4

4

0

2

Человек и организация

8

6

2

0

3

Мотивация деятельности

4

2

2

0

4

Стратегия организации

8

6

2

0

5

Построение организации

8

6

2

0

6

Организационные процессы

10

6

4

0

7

Власть и лидерство

2

2

0

0

8

Организационная культура

6

4

2

0

5.1. Лекции


лекции


раздела

Наименование или краткое содержание лекционного занятия

Кол-во
часов

1-2

1

ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ

4

3

2

Взаимодействие человека и организации

2

4

2

Взаимодействие человека и группы

2

5

2

Адаптация человека к организационному окружению

2

6

3

Мотивация деятельности

2

7

4

Стратегическое управление организацией

2

8

4

Миссия и цели организации

2

9

4

Стратегия фирмы

2

10-11

5

Проектирование организации

4

12

5

Типы организаций и их структуры

2

13

6

Коммуникации в управлении

2

14

6

Принятие решений

2

15

6

Управление конфликтом

2

16

7

Власть и лидерство

2

17-18

8

Организационная культура и управление изменениями

4

5.2. Практические занятия, семинары


занятия


раздела

Наименование или краткое содержание практического занятия, семинара

Кол-во
часов

1

1

Общая характеристика менеджмента. Менеджмент и управление

2

2

1

Научные школы менеджмента

2

3

2

Вхождение человека в организацию

2

4

3

Теории мотивации

2

5

4

Анализ сред. SWOT-анализ

2

6

5

Типы организаций и их структуры

2

7

6

Коммуникации в управлении

2

8

6

Управление конфликтом

2

9

8

Организационная культура и управление изменениями

2

5.3. Лабораторные работы

Не предусмотрены



5.4. Самостоятельная работа студента и ее контроль

Выполнение СРС

Контроль СРС

Вид работы и содержание задания

Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц)

Кол-во часов

Форма контроля

Содержание контроля

Кол-во часов

Изучение основных теоретических понятий, работа с научной и справочной литературой

базовый учебник, вводная гл. с.17-68

6

выступление на семинаре

раскрытие основных понятий темы

0,5

Заполнение сравнительной таблицы "Школы менеджмента"

Балабан, В.А. История менеджмента. учебный материал / Владивосток: ДВГАЭУ. – 2003. – 59 с. Основы теории управления: учебное пособие / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 530 с.

8

выступление на семинаре

знание основных школ менеджмента

0,5

Изучение основных подходов к установлению взаимодействия человека и организации

базовый учебник, гл.1. с.72-105

4

выступление на семинаре

знание основных моделей взаимодействия человека и организационного окружения

0,5

Подготовка докладов с презентацией "Теории мотивации"

базовый учебник, гл.4 с.144-192

5

выступление на семинаре

знание теорий мотивации, владение информационными технологиями, умение работать с источниками информации

0,5

Провести SWOT-анализ фирмы и составить матрицу (письменная работа)

базовый учебник глава 5, с.195-212

4

проверка домашнего задания

умение анализировать внутреннюю и внешнюю среду организации

0,5

Привести примеры и проанализировать типы организаций по взаимодействию с внешней средой, по взаимодействию подразделений, по взаимодействию с человеком

Базовый учебник гл.10, с.342-385

6

выступление на семинаре

умение работать с источниками, аналитические способности, умение анализировать

0,5

Подготовить доклад с презентацией на заданную тему

базовый учебник, гл.11. с.388-399

5

выступление на семинаре

владение приемами публичного выступления, информационными технологиями

0,5

Подготовка к деловой игре "Конфликт"

базовый учебник, г. 11 с.412-419

5

участие в проведении и анализе деловой игры

знание теории, умение анализировать ситуацию и принимать управленческие решения

1

подготовка реферата по теме "Организационная культура и управление изменениями"

базовый учебник гл.13. с.486-561

6

защита реферата

умение работать с источниками, структурировать материал, делать обобщения и выводы, навык публичного выступления

0,5

6. Образовательные технологии, используемые в учебном процессе данной дисциплины

6.1. Интерактивные формы обучения

Интерактивные формы обучения

Вид работы
(Л, ПЗ, ЛР)

Краткое описание

Кол-во ауд. часов

Интерактивные лекции

Лекции

использование мультимедийных презентаций

18

Деловая или ролевая игра

Практические занятия и семинары

Управление конфликтом

2

Метод работы в малых группах

Практические занятия и семинары

решение ситуационных задач

2

Разбор конкретных ситуаций

Практические занятия и семинары

SWOT-анализ

2

6.2. Встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций

Должность и место работы

Вид работы
(Л, ПЗ)

Тема встречи

Кол-во ауд. часов

помощник траспортного прокурора

Практические занятия и семинары

организация деятельности транспортной прокуратуры

2

помощник прокурора, транспортная прокуратура

Практические занятия и семинары

организация управления в органах прокуратуры

2

начальник отдела управления Минюста России по Челябинской области

Практические занятия и семинары

борьба с коррупцией в органах государственного управления

2

начальник отдела управления Минюста России

Практические занятия и семинары

борьба с коррупцией

2

6.3. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе

Наименование

Краткое описание и примеры использования в темах и разделах

Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)

деловая игра "Конфликт в организации" по теме "Организационные процессы: управление конфликтом"

Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук

подготовка доклада с презентацией по теме "Организационные процессы: коммуникация"

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Темы эссе, рефератов, курсовых работ и пр.

Современные подходы к управлению.

Школы управления

Развитие теории управления в России

Стиль руководства коллективом и оценка эффективности управленческой деятельности руководителя

Технология разработки и принятия управленческих решений

Место планирования в управленческой деятельности в коллективе

Формы и методы контроля.

Информация, техника работы с ней.

Сравнительный анализ японской, американской и западноевропейской моделей менеджмента

Требования к менеджерам и их роль в деятельности организации

Исследование методов совершенствования организационной структуры фирмы

Методы повышени эффективности коммуникаций в организации

Пути повышения эффективности и качества управленческих решений

Формирование внутрифирменной культуры на предприятии

Эффективные методы управления конфликтами в организации

Имидж организации и методы его оценки

Эталонные и базовые стратегии развития фирмы

Преимущества и недостатки стратегического управления

Аспекты взаимодействия человека с организацией

Проблемы лидерства в управлении

Методы принятия управленческих решений

Мотивация персонала
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

Не предусмотрены


Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Понятие менеджмента. Роль менеджмента в деятельности организации.

Возникновение и развитие науки управления

Управление и менеджмент

Принципы менеджмента

Функции менеджмента

Методы менеджмента

Классификация менеджмента

Требования к менеджерам и их роль в деятельности организации

Школа административного управления

Школа научного управления

Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Количественная школа управления

Организация в системе управления .

Миссия и цели организации

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой

Типы организаций по взаимодействию подразделений

Типы организаций по взаимодействию с человеком

Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения

Подходы к установлению взаимодействия человека и организации

Ролевой аспект взаимодействия человека и организации

Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения

Стратегическое управление организацией

Анализ внешней среды организации

Анализ внутренней среды организации

Основные правила проведения swоt-анализа

Стратегия фирмы.

Общая характеристика группы

Взаимодействие человека и группы

Изменение поведения работника посредством научения

Преимущества и недостатки стратегического управления.

Мотивация деятельности

Теория ERG Альдерфера

Теория иерархии потребностей Маслоу

Теория двух факторов Герцберга

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Теория человеческого фактора Дугласа Мак-Грегора

Концепции Э Шейна

Теория «Z» Уильяма Оучи

Теория ожиданий В. Врума

Теория справедливости Стейси Адамса

Интегративная модель Портера—Лоулера

Современные технологии мотивации труда и их реализация в практике управления персоналом

Понятие и типы организационных структур.

Линейная организационная структура

Функциональная организационная структура

Дивизиональная структура управления

Проектная структура управления

Матричная структура управления

Организационные процессы: коммуникация

Организационные процессы: приятие решений

Организационные процессы: управление конфликтом

Власть и лидерство

Организационная культура и управление изменениями

Понятие контроля. Формы контроля. Виды контроля
Вопросы и задания самопроверки обучающегося по отдельным разделам дисциплины

Каково происхождение термина «менеджмент»?

В чем заключается сущность менеджмента?

В чем Вы видите отличия менеджмента и управления? Приведите примеры.

В каких смежных дисциплинах используется язык менеджмента?

Для чего необходима классификация менеджмента и в чем её особенность?

Что такое объект и субъект менеджмента?

Сформулируйте цели и задачи менеджмента.

Каковы основные функции менеджмента?

Перечислите основные принципы менеджмента.

Что представляет собой метод управления?

Какие существуют методы управления?

Расскажите об административных методах управления.

Дайте характеристику экономическим методам управления.

Какие навыки необходимы менеджеру? Дайте им полную характеристику и приведите примеры.

Какие роли присущи менеджеру?

Этапы и школы в истории менеджмента

Школа научного управления

Классическая (административная) школа управления

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

Современная система взглядов на менеджмент. Количественный, процессный, системный пжход.

Дайте определение термину «мотивация».

Дайте определение нужд и потребностей человека.

Сформулируйте связь между потребностями индивидуума и его мотивами.

Приведите по пять примеров из первичных и вторичных групп потребностей.

Дайте определение термину «вознаграждение», какие виды вознаграждения Вы знаете?

Перечислите стадии процесса мотивирования.

Какова основная классификация теорий мотивации?

Опишите суть содержательного подхода к мотивации.

Какие названия носят категории потребностей в пирамиде А. Маслоу, в чём заключается её иерархичность структуры?

Какие три группы потребностей выделяют в соответствии с теорией ERG К. Альдерфера?

Какие потребности присущи человеку исходя из теории социальных потребностей Д. Мак–Клелланда? На какие две категории делит потребности Ф. Герцберг?

Опишите суть процессуального подхода к мотивации.

Опишите три взаимосвязи, на которых базируется теория ожиданий В. Врума.

Какова основная идея теории справедливости С. Адамса?

Перечислите пять основных переменных, которые включает в себя комплексная модель мотивации Портера-Лоулера.

Дайте определение термина организационного контроля.

Что выступает в качестве объекта контроля?

Что может являться предметом контроля?

Перечислите, что/кто может выступать в качестве субъекта контроля.

Опишите основные функции контроля в системе управления организацией.

Какие основные виды контроля применяются в системе управления организацией?

Перечислите основные этапы организационного контроля.

Что понимается под стандартами контроля?

Приведите несколько примеров показателей результативности, которые характеризовали бы цели любой произвольно выбранной организации.

Какие направления могут иметь корректирующие действия, осуществляемые по результатам контроля?

Перечислите и кратко опишите основные характеристики эффективного контроля.

Дайте определение коммуникаций.

Приведите примеры коммуникаций из Вашей повседневной жизни: дома, в университете, на отдыхе.

На какие два основных вида подразделяются управленческие коммуникации? Охарактеризуйте их.

Приведите пример коммуникаций внутри организации и коммуникаций с внешней средой.

Какие виды формальных коммуникаций существуют внутри организации?

Перечислите цели коммуникаций.

Опишите достоинства устных и письменных коммуникаций.

Какие основные элементы являются составляющими процесса коммуникаций?

Дайте характеристику основным этапам процесса коммуникаций.

Перечислите каналы возможных межличностных коммуникаций, исходя из их пропускной способности.

Опишите барьеры, которые могут возникнуть в процессе межличностных коммуникаций.

Перечислите основные пути совершенствования межличностных коммуникаций.

Приведите примеры восходящих, нисходящих и горизонтальных организационных коммуникаций.

Опишите барьеры, которые могут возникнуть в процессе организационных коммуникаций.

Перечислите основные пути совершенствования организационных коммуникаций.

Дайте определение управленческому решению.

Назовите существующие виды управленческих решений.

Перечислите этапы рационального решения

Опишите модели трех типов: физические, аналоговые и математические.

Из каких этапов состоит процесс построения модели?

Раскройте сущность основных моделей принятия управленческих решений.

Какие методы принятия управленческих решений Вы знаете?

В каких ситуациях, по Вашему мнению, более приемлемо дерево решений, а в каких платежная матрица?

Что понимается под рациональным решением?

В чем основное отличие метода Дельфи от метода мозговой атаки?

Дайте определение организационной структуре управления

Перечислите принципы построения структур управления.

Раскройте сущность основного правила, которому необходимо следовать при проектировании структуры.

Дайте определение термину «общая структура управления».

Укажите отличия матричной структуры управления от проектной.

Сравните централизованные и децентрализованные организационные структуры.

Раскройте достоинства и недостатки дивизиональной структуры управления.

Опишите существующие разновидности линейной структуры управления.

Раскройте суть нескольких основных типов организационных структур управления, выделяемых в зависимости от характера связей.

Кем и в какой последовательности осуществляется построение организационных структур?



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Учебно-методические материалы в печатном виде
а) основная литература:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник /О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-е изд.стереотипн. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. - 516 с.

  2. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 504 с.


б) дополнительная литература:

  1. А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. Управление – это наука и искусство. – Республика, 1992.

  2. Г. Форд. Моя жизнь и мои достижения. – Финансы и статистика, 1989.

  3. Ли Якокка. Карьера менеджера. – Прогресс, 2004.

  4. Мескон Д., Мескон С., Хедоури. Основы менеджмента / М.Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2007.- 672 с.

  5. Менеджмент / под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  6. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2011

  7. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011.

  8. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006. - 504 с.


в) методические пособия для самостоятельной работы студента, для преподавателя:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу Менеджмент /Под ред. А.И. Наумоваю - М.: Экономистъ, 2004. - 288 с.

  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу Менеджмент /Под ред. А.И. Наумова. - М.: Экономистъ, 2004. - 288 с.


г) отечественные и зарубежные журналы по дисциплине, имеющиеся в библиотеке:

  1. Менеджмент в России и за рубежом

  2. Российский экономический журнал

  3. Управление персоналом

  4. Management International Rewiew


Учебно-методические материалы в электронном виде



Вид учебно-
методической
документации

Наименование разработки

Ссылка на инфор-
мационный ресурс

Наименование ресурса в электронной форме

Доступность (сеть Интернет /
локальная сеть;
авторизованный / свободный до-
ступ)

Дополнительная литература

Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006. - 504 с.

http://www.alleng.ru/d/manag/man001.htm

man001

Свободный

Основная литература

Мескон Д., Мескон С., Хедоури. Основы менеджмента / М.Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2007.- 672 с.

http://vk.com/doc-20475284_164947221?hash=9e9128ac6ed19056aa&dl=d6bc04d49a601fef16

Основы менеджмента - Майкл Мескон.pdf

Свободный

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Вид занятий

№ ауд.

Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, предустановленное программное обеспечение, используемое для различных видов занятий

Лекции

208 (Учебный корпус №4)

компьютерная техника

Практические занятия и семинары

208 (Учебный корпус №4)

компьютерная техника



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница