О пользе сюжетно-ролевых игр для коммуникативных умений дошкольников



Дата23.05.2016
Размер114 Kb.
ТипАнализ




О пользе сюжетно-ролевых игр для коммуникативных умений дошкольников

Аннотация: на основании анализа психолого-педагогической литературы, в статье обоснована ценность сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных умений дошкольников.

Ключевые слова: игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольник, коммуникативные умения.
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Поэтому, коммуникативные умения, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Выбирая коммуникативные умения, навыки, способности объектом исследования, ученые осознают, что в современных условиях оно приобретает иное качество. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т. д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. Поэтому, в силу указанных обстоятельств, высокий уровень коммуникативных умений рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость их формирования с самого раннего возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме в данной публикации позволяет констатировать, что ученые под коммуникативными умениями дошкольника понимают комплекс индивидуально-психологических качеств личности социальной направленности:



  • контактность, эмпатия, доброжелательность;

  • уровень знаний, умений социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культурного поведения, умение ориентироваться в новой ситуации);

  • желание общаться и потребность вступать в коммуникативную деятельность, умение общаться между детьми разного пола [3, 4].

Таким образом, комплекс перечисленных характеристик коммуникативных умений дошкольника, на взгляд автора данной публикации, следует интерпретировать как осознанные действия ребенка и их способности правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. Исходя из этого, коммуникативные умения включают в свою структуру два важных компонента:

  • осознанные коммуникативные действия дошкольника;

  • способность ребенка дошкольного возраста управлять своим поведением.

Особая роль в развитии коммуникативных умений дошкольника принадлежит сюжетно-ролевой игре, что, объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, как доказано многочисленными исследованиями ученых и практиков, ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому, только в игре можно помочь ребенку развить навыки общения со своими сверстниками. В современных программах воспитания и обучения в условиях детского образовательного учреждения дается следующая классификация игр дошкольников:



  • сюжетно-ролевые;

  • театрализованные;

  • подвижные;

  • дидактические [2; С. 96].

Однако, из представленной выше классификации детских игр, на взгляд автора данной публикации, сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным инструментом для формирования коммуникативных умений ребенка в дошкольном возрасте, что объясняется рядом существенных моментов.

Во-первых, отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Подчеркивая значимость сюжетно-ролевой игры, А.Б. Добрович писал, что суть сюжетно-ролевой игры как средства развития коммуникативных умений состоит в том, что та или иная коммуникативная задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу и т.п.) «решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации» [1; С. 52]. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения.

Вторая особенность, указывающая на значимость сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных умений, определяется тем, что она оказывает значительное влияние на развитие культуры общения дошкольника, где последнюю следует понимать как часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе.

В-третьих, сюжетно-ролевая игра для дошкольника - это такой вид деятельности ребенка, в процессе которой он в условных ситуациях воспроизводит ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. В психологической литературе под формальным общением понимают такие коммуникативные умения, при котором регламентированы и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Неформальное же общение трактуется как своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости [4].

Четвертое обстоятельство, которым определяется роль и значение сюжетно-ролевой игры, состоит в том, что одна из актуальных проблем дошкольного воспитания и обучения является развитие речи детей. А речь, как известно, является одним средством коммуникаций и основой психического развития дошкольников. Развития речи дошкольника как средства коммуникаций является достаточно трудной педагогической задачей и требует целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков. Сюжетно-ролевые игры также являются эффективным средством воздействия на неконтактных дошкольников, детей с заторможенной речью, повышенной тревожностью в целях развития коммуникативных умений. Часто эти дети боятся вступать в общение, в коллективную деятельность. Методика использования сюжетно-ролевой игры очень эффективна при снятии у них этого психологического барьера, а также в целях обучения детей коммуникативным умениям [4].

Итак, как видно из выше изложенного, роль сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных умений дошкольника не вызывает сомнений. Вместе с этим, следует отметить, что представленный краткий анализ, посвященный роли сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков ребенка дошкольного возраста не является исчерпывающим, и не может быть изложен в рамках только одной публикации. Несмотря на это, изложенное краткое теоретическое исследование показывает высокую значимость поднятой проблемы, где роль сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных умений ребенка определяется следующими отмеченными важными факторами:



  • сюжетно-ролевая игра оказывает значительное влияние на развитие культуры общения дошкольника;

  • сюжетно-ролевая является эффективным средством в выработке навыков формального и неформального общения ребенка дошкольного возраста;

  • сюжетно-ролевая игра оказывает существенное влияние на развитие речи дошкольников, а также снятия психологического барьера у детей с заторможенной речью и повышенной тревожностью.


Список использованной литературы


  1. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.Б. Добрович – М.: Просвещение, 1987. – 208 с.

  2. Коноваленко, С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.В. Коваленко, М.И. Кременцкая – Спб: Детство-пресс, 2011. – 355 с.

  3. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Педагогика, 2009. – 411 с.

  4. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. С-П.2007. с. 76-85.

Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница