О модели и типах самоопределения личности в социальной и профессиональной среде



Скачать 141.96 Kb.
Дата25.04.2016
Размер141.96 Kb.
О модели и типах самоопределения личности в социальной и профессиональной среде

Иванова Н.Л.

доктор психол. наук, профессор ГУ-ВШЭ
Работа выполнена при поддержке индивидуального исследовательского гранта ГУ-ВШЭ 2008 г. «Типы самоопределения личности в бизнесе».

Социальное и профессиональное самоопределение личности – это актуальная предметная область психологических исследований. Многие стороны жизнедеятельности человека зависят от того, какое место он себе отводит в социальной среде, каким образом выстраивает свой профессиональный путь, какие осваивает социальные роли и т.п. Особенности самоопределения тесно связаны с возможностями самореализации, саморазвития, чувством уверенности в себе, эффективностью деятельности, способностью преодолевать конфликты и кризисы и т.д.

Наша работа посвящена проблеме социального и профессионального самоопределения и развития личности в современных условиях, когда происходит становление новых идентичностей и социальных групп. Интерес к этой проблеме возрастает в связи с изменениями, как общества, так и сложившихся представлений об условиях жизни людей. Меняются привычные нормы взаимоотношений, требования к профессиям, качеству жизни, социальные и профессиональные стереотипы и т.д. Поэтому самоопределение личности в профессиональном и социальном мире начинает рассматриваться как важнейший процесс, обеспечивающий успешность социальной адаптации и деятельности и проявляющийся во всех сферах жизнедеятельности человека (в работе, семье, межличностном общении, творчестве и т.д.).

В процессе самоопределения личность определяет свое положение в системе общественных отношений, способ поведения в зависимости от выбранной позиции, собственную социальную функцию, систему взглядов, ценностных ориентаций и представлений (Пряжников, 1999, Климов, 1996). В то же время самоопределение с психологической точки зрения представляет собой анализ многочисленных проблемных ситуаций, решение различной степени сложности задач, формирование чувства причастности к профессиональному сообществу, обретение профессионально-важных качеств (Иванова, 2008). В связи с этим мы рассматриваем самоопределение следующим образом: Во-первых, как процесс конструирования социальной идентичности, в ходе которого происходит:

а) восприятие субъектом несоответствия его индивидуальных и личностных свойств (качества, социально-ролевые позиции, уровень, место в обществе и т.д.) требованиям окружающей среды;

б) соотнесение своих качеств с реальными или представляемыми эталонами (требования, статусы, роли, культурные традиции и т.д.);

в) перестройка представлений о себе, в том числе и путем выбора качеств, которые по объективным или субъективным причинам оптимальны для жизнедеятельности в сложившейся ситуации.

Во-вторых, как процесс разрешения проблемной ситуации, принятия решения. Его основу составляет активность по выявлению и утверждению собственной позиции в проблемных ситуациях, аналогичная процессу решения задач с различной степенью неопределенности, сложности и изменчивости.

В рамках данной модели выделяются две плоскости анализа самоопределения: социальная идентичность и процесс принятия решений.

1. Социальная идентичность – это та внутренняя когнитивная схема, которая формируется в процессе самоопределения, обеспечивает сохранение определенности личности и наряду с ценностно-мотивационными особенностями служит внутренним фактором субъективной оценки внешних воздействий в ситуации принятия решений. Поэтому в нашей работе уделяется внимание феномену идентичности как определенному «психологическому результату» самоопределения, а также особенностям той сознательной активности, которая запускает механизм самоопределения личности и рассматривается нами в контексте проблематики принятия решений. Важнейшим механизмом самоопределения является проблемная ситуация, которая может быть вызвана разными причинами: изменением внешней среды или критериев ее восприятия и оценки (социокультурной, экономической, политической и т.д.), появлением новых свойств субъекта (вследствие опыта, образования, общения и т.п.), проблемами адаптации, которые усиливают роль самоопределения и т.д.

Мы развиваем подход, согласно которому социальная идентичность – конструкт, в котором выражается взаимосвязь когнитивных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих ориентацию и взаимодействие в мире профессий, позволяющих более полно реализовывать личностный потенциал в деятельности и различных сообществах, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и направления развития. Подобный контекст рассмотрения структуры идентичности, который нашел отражение в ряде работ (Weinreich, 2003), представляется нам продуктивным для построения прикладных моделей и типологий.

Основу социальной идентичности составляет знание человека о своем месте в социальном мире (в том числе и профессиональном), принятие ценностей сообщества и соответствующая система мотивации. Было показано, что в структуре конструкта социальной идентичности представления личности о своем групповом членстве имеют специфическую связь с мотивационными и смысловыми ее характеристиками (Иванова, 2003, 2004, 2006). Эмпирически были выделены три основных блока этой структуры:

а) «базисный»: преобладание узко локализованной идентичности; мотивы, связанные с защитой себя и семьи, бытом, здоровьем; стремление укрепить свои позиции на уровне национальной, региональной и семейной общности;

б) «индивидуально-личностный»: преобладание рефлексивной идентичности; мотивы, связанные с поиском смысла, уважения, справедливости; направленность на овладение требованиями культуры в рамках различных сообществ;

в) «профессионально-деловой»; преобладание профессиональной идентичности; мотивы, связанные с профессиональным развитием, самореализацией в деле; стремление к развитию, расширению субъективного пространства, инновациям.

Будучи динамично взаимосвязанными и постоянно присутствующими в самосознании, эти компоненты актуализируются в соответствии с определенной мотивацией: первому соответствует мотивация самозащиты, второму – самоуважения, третьему – самореализации. Отметим, что особую сложность представляет исследование когнитивных составляющих, которые составляют ядро структуры идентичности. Именно в них концентрируется знание человека о нормах, ценностях, традициях профессиональной группы (Завалишина, 2001, Иванова, 2008). Тот же процесс можно назвать осознанием группового членства по отношению к соответствующей профессиональной группе. Помимо осознания себя как профессионала в процессе идентификации происходит формирование представлений об определенной среде, как части профессионального пространства. Это пространство включает в себя не только социальное окружение – коллег, подчиненных и руководителей. В него входит и объект труда в самом широком смысле слова, то есть та реальность, на которую человек направляет свою активность (Иванова, Конева, 2003, Конева, 2001).

Если вернуться к структуре идентичности, которая изложена выше, важно отметить что в каждом из выделенных блоков происходит усиление тех когнитивных составляющих, в которых выражается деловая и профессиональная направленность личности. Так, лица с базисной идентичностью в большей степени воспринимают окружающий мир через призму проблем и задач своей семьи или близких людей. В то же время те, у кого сформирована высокая профессиональная идентичность, многие жизненные проблемы воспринимают с позиции деловой среды и профессиональных задач.

В связи с этим, отметим важнейшую роль профессиональной идентичности в профессиональном поведении индивида. В содержании профессиональной идентичности проявляется особенности индивидуального развития и жизнедеятельности (Bretz, Judge, 1994, Holland, 1985, Lloyd, Mullen, 1998). Профессиональная идентичность – продукт длительного развития личности, результат накопления знаний, освоения опыта деятельности и взаимодействия (Иванова, 2008). Этот вид идентичности складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса (Буякас, 2002, Ермолаева, 1998, 2001, Шнейдер, 2001).

В современных исследованиях профессиональная идентичность рассматривается как основной критерий профессионального развития личности и ведущая характеристика субъекта труда (Иванова, 2008). Подобная точка зрения является развитием сложившейся в отечественной психологии труда логики осмысления критериев профессионального развития от эффективности деятельности исполнителя до характеристик профессионала (Климов, 1996, Поваренков, 2002, Пряжников, 1999, Пряжников, Пряжникова, 2001, Шадриков, 1996, 2002). Профессионал как субъект труда в отличие от исполнителя сам ставит цели деятельности, определяет пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия ее реализации. Он владеет деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных практических ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию (Шадриков, 2002). В рамках этих подходов профессиональная идентичность выступает как критерий профессионального развития и свидетельствует о качественных и количественных особенностях принятия человеком а) себя как профессионала; б) конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; в) системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности.

2. Принятие решения – это развернутый во времени процесс, имеющий свою логику, этапы, критерии выбора альтернатив и оценки эффективности и т.д. (Канеман, 2005, Карпов, 1998, Корнилова, 2002). Типы решений определяются в зависимости от используемых для классификации критериев. С психологической точки зрения основными критериями выделения типологических особенностей решений служат особенности задачи, интеллектуальные и личностные процессы, которые обеспечивают результат. Сообразно им выделяются такие решения как смысловые и результативные; стратегические, тактические и оперативные; традиционные и уникальные и другие. Кроме того, выделяются решения – суждения, в которых преобладает здравый смысл и взвешенное мнение; компромиссные решения, принимаемые в ситуациях, когда необходимо решить противоречия; решения по вдохновению, с высоким уровнем неуверенности и без четкого согласия с целями или методами и т.д. Во всех этих примерах основой анализа решения являются особенности интеллектуальной и личностной активности индивида, которая приводит к решению проблем. Например, смысловые решения в большей степени опираются на ценностно-смысловые критерии, а уникальные – на особенности когнитивной деятельности субъектов. Успешная профессиональная деятельность в такой сфере как бизнес требует, прежде всего, умения логически осмысливать ситуацию и принимать смысловые, творческие решения.

В самоопределении сочетаются рациональные и интуитивные компоненты, которые определяют личностные затраты на поиск оптимального выбора и поддержание поведения субъекта в рамках принятого решения. Этот процесс осуществляется в определенной последовательности: постановка проблемы, анализ проблемной ситуации, определение альтернатив решения проблемы, их анализ и проверка на практике, оценка результатов решения. При этом сложнейшая задача, которую решает для себя человек, в ситуации самоопределения, это поиск критериев генерирования и выбора альтернатив. В качестве таких критериев могут выступать различные явления, условия, особенности ситуации. Например, материальные или временные ресурсы, возможности реализации решения и т.п. Но на личностном уровне в роли таких критериев выступают индивидуальные когнитивно-мотивационные конструкты личности, в которых выражается прошлый опыт, специфика прогнозирования событий и особенности субъективных требований к себе и окружающему миру. Индивид осуществляет анализ проблемной ситуации, альтернативы ее решения и затем делает личностный выбор, при котором требования внешней среды и возможные способы поведения (устоявшиеся нормы поведения, деятельности и т.п.) соотносятся с его личностными смыслами и ценностями.

Таким образом, исходя из логики анализа самоопределения, мы можем выделить в качестве его основного содержания, конструирование и трансформацию социальной идентичности. Конструирование социальной идентичности предполагает перестройку представлений человека о себе на основе соотнесение своих качеств с реальными или представляемыми эталонами. Необходимость этой перестройки запускается определенной проблемной ситуацией, требующей от субъекта активности, связанной с поиском решения проблемы. В этом случае самоопределение представляет собой активность по выявлению и утверждению собственной позиции в проблемных ситуациях, по аналогии с процессом решения задач с различной степенью неопределенности, сложности и изменчивости. Индивид осуществляет анализ проблемной ситуации, альтернативы ее решения и затем делает личностный выбор, при котором требования внешней среды и возможные способы поведения (устоявшиеся нормы поведения, деятельности и т.п.) соотносятся с его личностными смыслами и ценностями.

Механизмом самоопределения как процесса принятия решений выступает необходимость поиска новых свойств субъекта, оказавшегося в проблемной ситуации, принятия решения о самом себе или своем месте в окружающей среде, когда старые представления оказываются неадекватными ситуации. Это предполагает анализ внешних условий жизнедеятельности, своих качеств и сопоставление их соответствия друг другу. Как правило, источником проблем выступает социальная или профессиональная среда, которая «запускает» соответствующие виды самоопределения: социальное и профессиональное. Вопрос о том, как они соотносятся между собой, остается открытым, но мы исходим из того, что они находятся в соподчиненном состоянии: социальное самоопределение включает в себя профессиональное.

Основой самоопределения является проблемная ситуация, связанная с изменением жизненных обстоятельств, которая запускает соответствующую активность, направленную на выбор. Развивая это положение, мы приходим к выводу, что процесс поиска своего места в жизни по своему содержанию и функциям близок процессу принятия решений. Только в качестве субъекта и объекта этого решения выступает сам человек. В этом случае основная функция самоопределения заключается в подготовке и принятии оптимального решения человеком о себе и своем будущем в тех контекстах, в которых развивается проблемная ситуация. В этом ракурсе самоопределение выступает как процесс решения задач различной сложности и значимости для личности, в ходе которого происходит ограничение количества альтернатив, определение границ выбора и т.д. «Внутренними рамками» выбора выступает идентичность – как основа и продукт самоопределения. Поэтому результатом самоопределения является не только новое качество или позиция субъекта, но и соответствующий опыт работы над собой, своими решениями, развитие понимания о том, что более целесообразно или нет для данного человека и т.д.

Данная модель самоопределения легла в основу разрабатываемой нами типологии, в которой сочетаются параметры идентичности и принятия решений. Типологический подход заключается в систематизации путем вычленения системообразующих связей, выделения сущностного основания исследуемых свойств. Проблема построения типологии самоопределения личности по отношению к профессиональной и социальной среде, на наш взгляд, заключается в том, что в ней должны быть учтены как субъективные особенности восприятия деятельности, взаимодействия, общего социального контекста жизни, так и способы оценки человеком реальной ситуации, выбора пути и направления развития.

Предлагаемая нами модель самоопределения основана на сочетании двух системных характеристик: социальной идентичности и способа принятия решений. Уровень этих характеристик в данной модели определяется следующим образом:

а) идентичность – по степени выраженности деловых и профессиональных составляющих от минимальной до максимальной (базисная, концептуальная, деловая);

б) способ принятия решений – по степени выраженности рациональных способов анализа и переработки информации (эмоциональные и логические).

Сочетание данных характеристик позволяет выделить шесть типов самоопределения личности (таблица 1).

Таблица 1.



Типы самоопределения


Способ решений

Идентичность

Базисная

Концептуальная

Деловая

Логический

Базисный логический (БЛ)

Концептуальный логический (КЛ)

Деловой логический

Эмоциональный

Базисный эмоциональный (БЭ)

Концептуальный эмоциональный (КЭ)

Деловой эмоциональный (ДЭ)

Учитывая обозначенные выше наши представления о структуре идентичности, а также о типах решений, нами были определены следующие основные параметры типов самоопределения (подсистемные характеристики):

- локализация идентичности (узкая, ситуационная, широкая и т.п.);

- место идентичности в континууме социализации (дана от рождения, появляется благодаря социальным институтам);

- мотивация (самоуважения, самозащиты, саморазвития и т.д.);

- ценности (семьи, общества, профессиональной группы и т.д.);

- способ принятия решений (логический, ценностно-потребностный, индивидуальный, групповой);

- способ анализа ситуации (объективный, логический, целостный, интуитивный, эмоциональный).

Различное сочетание и проявление этих параметров у испытуемых позволяет выявить преобладание того или иного типа в исследуемой выборке.

Нами сделана попытка разработать типологию самоопределения, позволяющую учесть те параметры этого процесса, которые отражают специфику, как внутренней организации личности, так и способов принятия решений в динамичных и часто неопределенных ситуациях выбора деятельности и направления собственного развития. Особенно это важно для таких сложных явлений как бизнес. Человек в бизнесе включается и в определенную профессиональную деятельность, и в сложные социальные отношения, связанные с условиями реализации деятельности. Социальное и профессиональное становление личности в бизнесе сопровождается пониманием внешней среды и развитием представлений о себе как о субъекте деятельности. В процессе самоопределения человек оказывается перед необходимостью поиска оптимального соотношения между требованиями ситуации и способами индивидуального поведения. Понятно, что возможно большое количество разнообразных вариантов этого соотношения, что затрудняет построение прогнозов, профессиональное и личностное консультирование.

Опираясь на эти идеи, нами проводится эмпирическое исследование процесса самоопределения личности в бизнесе. Исследование таких функциональных сторон самоопределения, как сознательный выбор и выработка собственной позиции в проблемной ситуации, имеет теоретическую и практическую значимость. С научной точки зрения это расширяет наши представления о личностной активности в процессе выбора будущей деятельности и в более широком смысле о факторах социализации, создает условия для более глубокого понимания функций, механизмов самодетерминации личности. В практическом плане – помогает как поиску новых вариантов индивидуального консультирования руководителей и сотрудников, так и повышению эффективности внутрифирменного обучения, работы с персоналом.

Литература:



  1. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. №2. С. 28-39.

  2. Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. 1998. Т.19. №4. С.51-59.

  3. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал. 2001. Т.22. №4. С. 51-59.

  4. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. 2001. Т.22. №5. С. 69-78.

  5. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией. //Психология субъекта профессиональной деятельности. М.-Ярославль: ЯрГУ / Под ред. А.В. Карпова. 2001. С. 104 – 128.

  6. Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности. Дис…. д-ра психол. наук, Ярославль, 2003.

  7. Иванова Н.Л. Проблема психологического анализа социальной идентичности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Том 3, № 4, стр. 18–36.

  8. Иванова Н.Л. Самоопределение личности в бизнесе. М-Ярославль: изд-во МАПН, «Аспект – Пресс», 2008.

  9. Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал, 2004. Т.2. №1. С. 52-60.

  10. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в современных исследованиях // Вопросы психологии. 2008. №1. с. 89 – 101.

  11. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль: МАПН – ЯрГУ, 2003.

  12. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности. Харьков: Гуманитарный фонд, 2005.

  13. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М.: Гардарики, 1998.

  14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

  15. Конева Е. В. Принятие решения на этапе возникновения проблемной ситуации. // Психологические проблемы принятия решения. Ярославль: МАПН – ЯрГУ. 2001. С. 51 – 59.

  16. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М.: Аспект Пресс, 2002.

  17. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002.

  18. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999.

  19. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия. 2001.

  20. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза в профессиональной деятельности. М.: Логос. 2002.

  21. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.

  22. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции // Мир психологии. 2001. №1. С. 64-78.

  23. Bretz R. D., Judge T. A. Person-organization fit and the Theory of Work Adjustment: Implications for satisfaction, tenure, and career success. Journal of Vocational Behavior, 1994, 44, 32-54.

  24. Lloyd T.C., Mullen P.B. Lake Erie fishermen: work, identity, and tradition: Urbana: University of Illinois Press. 1990.

  25. Analysing identity: cross-cultural, societal, and clinical contexts / edited by Weinreich P., Saunderson W. London ; New York : Routledge, 2003.

  26. Holland, J. L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1985.

Каталог: data -> 035
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
035 -> Искусство экономики и/или прикладная экономика: методологический анализ
035 -> Сложная природа удовлетворенности трудом. Как получить картину «массового сознания»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница