О конструктивном подходе к решению детских проблем



Скачать 131.88 Kb.
Дата21.04.2016
Размер131.88 Kb.




КТО В СОЦИОНИКЕ ПРАВ, А КТО - ЛЕВ
Или…
О КОНСТРУКТИВНОМ ПОДХОДЕ К РЕШЕНИЮ ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ

Представьте себе, что Ваш дом посетило счастье. И вот вас уже не двое, а трое. Но что он может – этот малыш? Он кричит. Он хочет есть. Ему сыро, жарко, холодно, скучно, наконец! А у Вас масса стимулов, чтобы творить и творить большие и хорошие дела. Таков тяжкий и сладкий крест родителя.

Одно обидно: когда он мал – ему все равно, кто Вы, – лишь бы любили и меняли своевременно… окружающую среду на более комфортную. А когда вырастет – вряд ли Вы в его глазах будете представлять аналогичную ценность. Вам же, чтобы делами выразить свою любовь, нужен лишь он, единственный – и, притом, на всю жизнь.

Но давайте попробуем рассмотреть саму жизнь с двух сторон. Ребенок, едва появившись на свет, набирается впечатлений. Он учится ходить, говорить, петь, пить, курить… (последнее – не обязательно). Он становится студентом, специалистом, начальником, мыслителем… И, наконец, впадает в детство, прежде, чем покинуть этот мир. Его сердечко, такое неутомимое в детстве, его ручонки, цепкие, его не засоренные артерии и незамутненные нейроны неизбежно с годами выходят из строя, оставляя к старости лишь условные рефлексы: каждому – свои. Мы назовем их логика, сенсорика и т.д. Человек на протяжении своего бытия отдает жизненный ресурс за вневременную мудрость, чтобы снова стать ничем.

И вот, мы подошли к процессу распределения. Не денег, а людей – на хороших и плохих.

Э, нет! Такого ярлыка никто не предлагал. Его просто нет. А есть две эволюции: тела и разума. Выбранная нами координатная ось называется разум. Рассмотрим эту эволюцию с точки зрения соционики.



Врезка
Из книги «Секреты типирования» [7]
На чем строятся наши ощущения: сыт или не сыт, замерз или согрет, болен или здоров. Эти или иные факты дают нам ощущение себя.

Возьмем, к примеру, сытость. Сигнал «я сыт» показывает энергетическую насыщенность организма. Довольство или недовольство по этому поводу приводит к мимическим, эмоциональным реакциям. Голоден – злость, агрессия. Сыт – сами знаете. Холодно, больно – такая же расстановка. Место, где мы сыты, согреты и здоровы, нам нравится, вызывает положительные эмоции. Поступающая к нам при этом энергия – одно

из первичных ЧУВСТВ человека. Выделяется одна потребность, и она удовлетворяется, что соответствует РАЦИОНАЛЬНОСТИ. Мы знаем две рациональные функции: логику и этику. Удовлетворение потребности соответствует ЭТИКЕ – первичному ощущению.

Вернемся туда, где нас кормят. Там дует, между прочим, из окна и дворник дядя Вася с метлой (мы что, о собаках?)… Приходится выбирать, а хочется, чтоб все было: сухо, тепло, светло, не больно… Сенсорик не будет выбирать, сенсорику нужно, чтоб все было. (А дядю Васю – прогоним). Сенсорик будет бороться за свою сенсорику. Не прогонит обидчика – так сам уйдет. А в месте том, куда уйдет, сумма всех первичных приятных (этических) ощущений будет больше, чем была. Сделаем вывод: наши ОЩУЩЕНИЯ (сенсорика) строятся на ЭМОЦИЯХ, то есть – привычке получать «плохое» или «хорошее» в данном месте в данный момент. ****************************************************

«Хороших» мест на земле много. Желающих туда попасть – еще больше. «Там занято, жесткая конкуренция, тут – просто так не отвоюешь и не пролезешь, нужно узнавать порядок. Это – занято: не успел прибежать первым…» Мы смотрим на людей, занявших лучшие места, и стремимся стать похожими на них. Всем становится ясно, кто и где находится, кто чего достоин. Складывается система иерархических социальных отношений, где у каждого свое место. Нам приходится выбирать, какое положение занимать. Это опять соответствует РАЦИОНАЛЬНОСТИ, но теперь – иерархической, то есть – ЛОГИКЕ.

Поднимаясь вверх по служебной лестнице, мы набираемся опыта. Он дает нам познание того, что сама система с разных точек ее рассмотрения выглядит по-разному. Есть в ней «ниши» и которые вполне следовало бы занять. Но никто до сих пор этого не сделал. Почему – так? Именно этот вопрос задают себе люди с сильной ИНТУИЦИЕЙ. Мы занимаем ту «нишу», которую никто не нашел, и получаем те первичные ощущения, которые еще никто не получал.

Мораль: теперь мы понимаем, что все соционические функции строятся одна на другой по смысловому принципу. Сначала была ЭТИКА. Потом – СЕНСОРИКА. За ней следуют ЛОГИКА с ИНТУИЦИЕЙ и, опять… ЭТИКА, то есть – те первичные ощущения, которые «простым обывателям» не доступны.

Рис. 1


ЭКСТРАВЕРСИЯ - ИНТРОВЕРСИЯ


Сначала люди наблюдали и копили. Когда информации становилось достаточно – начинали действовать. Они назывались ИНТРОВЕРТАМИ. Рутина событий затягивала людей. Они шли на поводу у внешнего мира. Узнаете ЭКСТРАВЕРТОВ?



Рис. 2

По рисунку можно видеть, как интровертная функция переходит в экстравертную и меняет свою структуру.


Итак: ТИМ определяется положением на координатной оси функций и вектором своего развития. Очень удобно: вправо «правые», эволюционные ТИМы, влево «левые», инволюционные.



Рис 3
Ведущая функция сенсорика ощущений и логика действия указаны цифрами на рисунке.
Положение ТИМа мы определили центрально относительно его двух функций. Это – «ноль» ТИМа. Все функции справа от «нуля» имеют знак «плюс», а слева – «минус». У ТИМов с «правой» ориентацией первая функция имеет знак «плюс».

ЛЕВЫЕ И ПРАВЫЕ, или НЕМНОГО «ХИМИИ»

Давайте обратим Ваш взор в сторону «цели» (по стреле на картинке). «Правый» смотрит «направо», «левый» – … «Левые» предпочитают учить и защищать тех, чьи ведущие функции расположены на оси еще левее. «Правые» расти и развиваться до уровня тех, чьи функции на оси лежат «правее» их собственных. Например, «управленцу» «Жукову» не совсем ясно, – зачем ему может понадобиться такое «эфирное» существо, именуемое «Есенин». «Штирлица», напротив, так и тянет к создателям «высокого» искусства, носителям «высокой» морали. «Достоевский» его вполне устроит. Он же «Достоевского» – вряд ли.


Конец врезки

Итак, у правых идет развитие на уровне личности, а у левых деструкция личности приводит в движение развитие больших масс людей. Личностям трудно объединиться – у них разные цели.



КОНСТРУКТИВИЗМ – ЭМОТИВИЗМ

Вернемся к предыдущему рисунку. Исходя из модели развития соционических функций, можно сделать следующие выводы. ТИМы имеют не только положение на соционической оси друг относительно друга, но и вектор развития. Его определяют цель и средство. В соционике – это соответствие базовой и творческой функции человеческой психики. Если на оси базовая лежит правее творческой – это правые ТИМы. У них преобладает развитие личности. Если наоборот – это левые ТИМы.



Рассматривая дуальные пары, замечу, что они не равны относительно вектора

с
Рис 4


воего развития. А именно – один дуал стоит сообразно дихотомии правость и левость либо спереди, либо – сзади по направлению движения процесса. Если проанализировать и описать это свойство как поиск человека с дополняющей психикой, мы увидим характеристику дихотомии конструктивизм – эмотивизм.

Проанализируем эту любопытную деталь. ЭМОТИВИСТ: Отсутствие конкретной реакции на событие. Вместо нее – поиск эмоциональной человеческой реакции того, кто разбирается в ситуации лучше него. Ведь дети всегда эмоционируют, когда им что-нибудь нужно. Получается, что эмотивизм – признак псевдоинтроверсии. В выбранной системе координат признак отражает процесс адаптации человека к окружающей среде. В нем проглядывает желание положиться на более сильного и знающего партнера, вне зависимости от его и своих психических функций. Люди создали ситуацию до него. Поэтому он просит о ее решении, эмоционирует. Эмотивизм – это состояние ребенка, которому в детстве давали мало свободы и не приучали к самостоятельности. Либо он от природы был не способен решать сложные задачи.



КОНСТРУКТИВИСТ: У него на ситуацию возникает ощущение первопроходца, осознающего, что он впереди. И перед ним точно нет никого, способного взять на себя решение какой-либо проблемы. Поиск более развитого дополняющего существа исключается. Это показатель более свободного воспитания в детстве, способности с интересом подходить к новым задачам.

В дуальной паре все действия совершает конструктивист, а вносит корректировку и стимулирует эмотивист.



О ДЕТСТВЕ И СРЕДЕ

Детство человека (1-7 лет) – время жизни, когда все вокруг него ассоциируется с его дуалом. Следовательно – среда лепит из человека его ведущий ТИМ. Если среда доминирует – ребенок просит. Сам – не делает. Есть гипотеза, что человек предрасположен к нескольким типам. Слишком враждебная среда лепит интроверта. И – наоборот. Безусловно, у человека имеются врожденные, на генетическом уровне, способности. ТИМ же его формируется средой как направление развития. Вот несколько примеров предрасположенности человека при рождении к группе ведущих ТИМов.



Таблица 1





сенсорики




Экстраверт Иррационал

Интроверт Иррационал

ЛОГИК




Жуков

Габен

ЭТИК




Наполеон

Дюма

интуиты




Экстраверт Иррационал

Интроверт Иррационал

ЛОГИК




Дон Кихот

Бальзак

ЭТИК




Гексли

Есенин

Врожденными здесь будут сенсорика, либо – интуиция, иррациональность – рациональность, а также – место функции. В нашем случае она – базовая. Вертность типа, качество функции и способ обработки информации не важны. Они будут сформированы средой. Ниже приведем аналогичный пример рациональности.




Таблица 2


сенсорики




Экстраверт рационал

Интроверт рационал

ЛОГИК




Штирлиц

Максим

ЭТИК




Гюго

Драйзер

интуиты




Экстраверт рационал

Интроверт рационал

ЛОГИК




Джек

Робеспьер

ЭТИК




Гамлет

Достоевский

А теперь рассмотрим пример врожденной предрасположенности иметь психологическую функцию именно соответствующего качества. Например, если – сенсорика то проявлений, или – волевая.

В этом примере не будут существенно важны место и роль психической функции в модели личности, а также рациональность, вертность типа и способ обработки информации.

И ниже вновь – другой аналогичный пример.


Таблица 3


Сенсорика ощущений




Экстраверт базовая

Интроверт творческая

ЛОГИК




Жуков

Максим

ЭТИК




Наполеон

Драйзер

Интуиция возможностей




Интроверт базовая

Экстраверт творческая

ЭТИК




Есенин

Гамлет

ЛОГИК




Бальзак

Джек

Вернемся к эмотивисту. Ему, как и ребенку, нужен результат. Он – эмоционирует. Он не способен на действие. Есть кто-то сильнее его. Для ребенка – это мама. Эмотивист – заранее ребенок. Конструктивист идет впереди. Он никого не ищет и, потому, не способен эмоционировать по поводу проблем. Эти качества формирует более жесткая среда и большая свобода в детстве в достижении целей, самостоятельность и неизбалованность. В итоге конструктивисты меньше хотят от жизни, потому как приходится рассчитывать только на свои силы. Но реально они больше могут. Эмотивисты вносят в дуальность ту же энергию необходимости что-то делать, что и ребенок в семью взрослых. Он заставляет вольно и невольно действовать других.


ЗАЧЕМ ДЖЕКУ ДРАЙЗЕР
Рассмотрим теперь, как вектор развития личности правых и левых определяет их возможности найти того, кто поможет им справиться с несвойственными их психотипу задачами. Левые явились в этот мир, чтобы использовать свой потенциал для жизнедеятельности и развития общества, а правые, напротив, использовать современные и личные психотехники для развития собственной личности.

Человек, у которого преобладает Джековская деловая логика, ее и будет продавать. А взамен потребует то, чего у него нет – этику. Но в этических вопросах Джек далеко не эксперт. Для него чуть этичнее самого – уже «дуал». Ему и предложит Джек решать свои и чужие этические проблемы. А если тот не справится – найдет другого. Узнаете детско-родительские отношения? Это, своего рода, потребление этического начала в людях. Или – эмотивизм, стимул, каприз, просьба. Дуалы их Драйзеры знают, что их этический потенциал вряд ли найдет своего «покупателя». В ответ на чужие эмоции он работает, действует. Он не ищет поддержки. Он знает – поддержки не будет. Там, в направлении вектора развития у него нет дуала, который трудные вопросы решит за него. В этом конструктивизм Драйзера.

Гармонизатор-Есенин же сам к власти не рвется, а хочет быть рядом с ней (как Джек – с этикой). Находит того, кто выглядит сильным и предлагает ему свое умение гармонизировать внутреннее состояние, быть хорошим в собственных глазах. Предполагается, что отстаивать это место тоже будет не он. Что же сделает Ваш партнер-Есенин, не получив волевой поддержки своим гармонизаторским или идеалистическим планам? Правильно: он найдет другой «мотор». Есенин будет просить и демонстрировать, демонстрировать и просить… Пока не получит желаемого. Зато сколько жизненного стимула для человека сильного! Сколько веры в его добродетель! Здесь самое сложное – суметь «товар лицом» показать. Иначе просьбы и демонстрации не помогут.

Итак, Ребенок поплакал – Взрослый принес конфетку. Это и есть эмотивизм.

Самый сильный представитель социона в глубине души нежен и незащищен. В мире материальном у него все есть, а для души – немного надо: вовремя насытиться и своевременно отдохнуть. Он целен и самодостаточен. Дуал ему не нужен. Иногда Жукову требуется «отойти душой» (то есть – чтоб она развернулась…). Использует он для этого весьма простые средства…(Мы здесь опустим описание «развернутой» души.) Правда Есенин неплохо регулирует эту «ширину»: иначе он рискует отправиться в Волгу вслед за персидской княжной.

ИТОГ
Посмотрите, какая среда окружала человека с детства. Она выделила его ТИМ из нескольких возможных. Среда создала подсознательный образ дуала. Примеривая к этому образу всех и каждого, человек неосознанно знает, кого он хочет видеть рядом с собой.

Каждая ситуация, в которой человек чувствует себя по-новому, говорит о таком его свойстве как конструктивизм или эмотивизм. В таких ситуациях конструктивист будет активно решать эту проблему, а эмотивист – эмоциионировать, неосознано привлекая к решению этой проблемы других. Это наиболее яркое свойство в некоторых случаях может сообщить нам о среде, в которой прошло детство человека, к чему приучила его эта среда. Это свойство невозможно контролировать сознательно, поскольку оно должно проявляться неосознанно. Эмотивизм либо конструктивизм, как свойство характера, будет реакцией человека на уровне рефлекса. Его практически невозможно изменить, не переломав при этом психику и характер человека.

Эмотивист – предположительно морально слабее конструктивиста и к жизни адаптируется только в коллективе или с помощью других людей, их достижений и показателей. Конструктивист более решителен, возможно, смел…

И последнее: исходя из модели развития (эволюции) психологических функций, совсем не обязательно что оба дуала нужны друг другу, один по своим психологическим качествам тормозит, держит другого, пытается на него равняться, тем самым ограничивая развитие конструктивизма первого, а конструктивисту никто не нужен, кроме какой-то проблемы которая должна встать перед ним. Возможно, эту проблему ему обеспечивает дуал-эмотивист. Поэтому ни о каком равноправии в дуальной паре не может быть и речи!


Список литературы:


  1. «Соционика» \\ СПб, 1998.

  2. Григорогий Рейнин, «Соционика: Типология. Малые группы» \\ СПб, 2005.

  3. Екатерина Филатова, «Соционика для вас» \\ Сибирский Хронограф, 1994.

  4. Аушра Аугустинавичюте «Соционика, ментология и психология личности», 1998, №№ 1-6.

  5. В.В. Гуленко, В.П. Тыщенко, «Юнг в школе» \\ Издательство Новосибирcкого университета, 1998.

  6. В.В. Гуленко, «Менеджмент слаженной команды» \\ Москва, 2003.

  7. Т.И. Меньшова, П.Е. Цыпин, И.В. Лёвин, «Секреты типирования» \\ Москва, 2004.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница