О комитете по признанию модальностей (методов) психотерапии в структуре Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги



Скачать 159.99 Kb.
Дата22.04.2016
Размер159.99 Kb.
Психотерапия 2004, №1
О Комитете по признанию модальностей (методов) психотерапии в структуре Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги1
Бурно М.Е. д.м.н., профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии РМАПО, председатель Комитета модальностей психотерапии в ОППЛ.
24 мая 2002 г. IV Съездом Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (далее ОППЛ, Лига) был утвержден Комитет по признанию модальностей (методов) психотерапии (далее — Комитет). Председатель Комитета — М.Е. Бурно, ученый секретарь — Е.Н. Клышникова (см. Бурно М.Е., 2002, с.5).
Основные задачи Комитета

1. Способствовать развитию, распространению методов психотерапии, уже признанных Европейской ассоциацией психотерапии (ЕАП)2 или Российским государством (выпущены министерские пособия для психотерапевтов по данному методу, метод входит в официальные программы государственного обучения и т.д.).

2. Способствовать признанию, а значит, развитию и распространению в России и в зарубежье других достойных методов психотерапии, по каким-то причинам еще не признанных официально; способствовать их общественному профессиональному признанию Лигой, преподаванию этих методов от Лиги с вручением соответствующих сертификатов Лиги.

3. Посильно защищать признанные Лигой методы (модальности) и их авторов, представителей-психотерапевтов, от возможных недоразумений (например, от несведущих или своенравных администраторов, чиновников, разнообразных жалобщиков, покушающихся на данный метод, желающих его запретить и т.д.).


Три уровня признания модальности

Комитет различает три уровня признания модальности (метода) психотерапии, утвержденные IV Съездом ОППЛ (24 мая 2002 г.) (см. Бурно М.Е., 2002, с.5)..


Первый уровень признания — общественное профессиональное признание метода Лигой. Право на него получают претенденты, не менее 10 лет заявляющие о своем методе в прессе, имеющие опубликованное методическое пособие по методу (тираж не менее 300 экземпляров, 1 авторский лист) с описанием сущности метода, получившие три положительные рецензии от супервизоров ОППЛ, наблюдавших и изучавших работу по данному методу. В рецензиях должен быть представлен научный, ответственный анализ новизны, самобытности, актуальности метода (рецензентами могут быть и приглашенные Лигой известные психотерапевты).

Презентация метода в Комитете заканчивается тайным голосованием действительных членов Комитета. Если за признание метода получено большинство голосов, Комитет предлагает очередному Съезду ОППЛ утвердить признание метода. Европейски (Европейская ассоциация психотерапии) и государственно (министерства России) признанные методы (модальности) обычно проходят презентацию в Комитете без голосования, и Комитет, обычно одобрив этот метод, также предлагает Съезду Лиги утвердить признание метода Лигой.

Заявка о признании метода (модальности) Лигой, поступившая прежде всех других документов в Комитет, должна кратко (на одной-двух страницах) раскрыть следующие пункты:

1) название организации, в которой работает автор, представитель;

2) краткая история метода;

3) основные труды (выделить пособия и рекомендации от министерств, если имеются);

4) миссия (предназначение метода-модальности);

5) основные формы применения метода (модальности);

6) другие модальности психотерапии, применяемые вместе с основной;

7) главные отличия основной модальности от других, родственных ей;

8) реквизиты для взаимодействия.

Авторы, представители методов (модальностей) психотерапии, признанных Лигой, становятся действительными членами Комитета. Представители пока не признанных модальностей (психотерапевты) и все целители в Комитете являются ассоциированными членами Комитета (не участвуют в голосовании, но имеют право совещательного голоса).


Второй уровень — способствование государственному признанию модальности (метода) психотерапии в России и ближнем зарубежье3. Комитет, при положительном тайном голосовании своих действительных членов (не менее двух третей голосов «за»), предлагает Съезду ОППЛ способствовать государственному признанию модальности, уже признанной Лигой. Если Съезд утверждает данное предложение Комитета, то ОППЛ обращается к Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), другим психотерапевтическим сообществам России, Федеральному центру по психотерапии и медицинской психологии МЗ РФ, а также, по необходимости, к соответствующим государственным и общественным организациям стран ближнего зарубежья — с предложением, совместно ходатайствовать перед министерствами РФ или министерствами других стран (ближнее зарубежье) о государственном признании какого-либо метода-модальности с выходом в свет государственных методических рекомендаций или специального, утвержденного министерством, пособия для психотерапевтов. Для государственного признания модальности (метода) психотерапии в нашей стране необходимо, чтобы метод стал одной из школ психотерапии. О школе возможно говорить, когда:

1) имеется не менее 40 публикаций 40 авторов в научной печати, т.е. работ других психотерапевтов (не автора метода) об успешном применении и развитии данного метода, о создании его вариантов (модификаций);

2) последователи автора метода защитили по данному методу не менее двух диссертаций, утвержденных ГВА-Ком, или специалисты-последователи работают над диссертациями (и темы этих диссертаций утверждены государственными Учеными советами).
Третий уровень — способствование международному признанию метода в Европейской ассоциации психотерапии (ЕАП).

Комитет, в случае положительного тайного голосования своих действительных членов (необходимо не менее двух третей голосов «за»), предлагает Съезду ОППЛ как зонтичной организации ЕАП ходатайствовать о международном признании метода в ЕАП, если он получил государственное признание и удовлетворяет требованиям ЕАП к методу (школе) психотерапии, сформулированным в австрийском Законе о психотерапии (1991 г.). Вот они:

1) собственная антропологическая концепция сущности человека;

2) собственная модель нормы и патологии;

3) собственное доказательство эффективности системы помощи;

4) собственная модель образования при обучении этому методу.

В документе «Европейский сертификат по психотерапии: критерии и процедура вручения» (одобренном Президентом ЕАП и утвержденном делегатами Генеральной ассамблеи в Риме 29 июня 1997 г.) в разделе 4 («Психотерапевтические школы, завершение образования в рамках которых является основанием для получения Европейского сертификата по психотерапии») отмечено, что «применяемый в данной школе метод должен иметь четкие определения и теоретические обоснования в рамках наук о человеке», что теория должна быть «применимой для широкого круга проблем из различных областей», что практическая эффективность метода «должна быть доказуемой» и «применяемый метод должен быть признан ЕАП с научной точки зрения, а в различных европейских странах его действенность должны подтвердить соответствующие профессиональные объединения» (Московский психотерапевтический журнал. — 1998. — №1. — С. 199).
К истории организации Комитета

Конференция ОППЛ с правами съезда 19 ноября 2000 г. приняла за основу «Правила работы временного Комитета по признанию методов (модальностей) психотерапии». В «Правилах» были сформулированы основные задачи Комитета и три уровня признания модальности (метода) психотерапии. Настоящие «Правила» были утверждены IV Съездом ОППЛ (см. выше), но с насущной поправкой. В своем выступлении на этом Съезде я отметил, что прежние правила общественного профессионального признания модальности Лигой оказались настолько строгими, что за прошедшие со времени объявления этих «Правил» примерно 1,5 года не было ни одного случая обращения в Комитет с просьбой о рассмотрении какой-либо авторской модальности [1]. Съезд утвердил предложенное нами смягчение «Правил», которое выразилось в том, что от автора метода уже не требовалось:

1) обучить минимум 200 участников декадников по психотерапии своему методу или хотя бы его элементам;

2) 100 письменных положительных отзывов о методе, обучавшихся ему психотерапевтов не ранее, чем через четыре месяца после окончания декадника (о новизне-оригинальности метода, о том, что «достаточно успешно работаю по этому методу и в дальнейшем буду его применять», о недостатках метода).

Действительными членами временного Комитета (до 24 мая 2002 г.) изначально стали, по решению Центрального Совета Лиги, в основном, представители методов (модальностей), официально признанных ЕАП или Российским государством: 1) М.Е. Бурно (председатель временного Комитета), 2) Е.Н. Клышникова (ученый секретарь временного Комитета), 3) А.С. Баранников, 4) Л.С. Белогородский, 5) И.В. Белокрылов, 6) А.Я. Варга, 7) Е.А. Иванова, 8) И.О. Кириллов, 9) В.В. Макаров, 10) Я.Л. Обухов, 11) В.Г. Ромек, 12) Ю.А. Чекчурин.

Со временем от Комитета отошел Л.С. Белогородский, не принимавший участия в нашей работе, но прибавилось еще пять действительных членов — представителей методов (модальностей), признанных Лигой. Таким образом, сегодняшний состав действительных членов Комитета, утвержденный на пленарном заседании V Съезда ОППЛ 15 мая 2003 г., имеет следующий вид:

1. Бурно Марк Евгеньевич (председатель Комитета, Москва, терапия творческим самовыражением);

2. Клышникова Екатерина Норбертовна (Ученый секретарь Комитета, Москва);

3. Баранников Александр Сергеевич (Москва, Экзистенциальная психотерапия);

4. Белокрылов Игорь Владленович (Москва, Групп-анализ);

5. Белокурова Марина Владимировна (Москва, Трансперсональная психотерапия);

6. Варга Анна Яковлевна (Москва, Семейная психотерапия);

7. Егоров Борис Ефимович (Москва, Российский клинический психоанализ);

8. Ермошин Андрей Федорович (Московская область, Специфический релаксационный рекреативный психокатализ; София-анализ);

9. Иванова Елена Александровна (Санкт-Петербург, Гештальт-терапия);

10. Кириллов Иван Олегович (Москва, Позитивная психотерапия);

11. Макаров Виктор Викторович (Москва, Мультимодальная психотерапия);

12. Обухов Яков Леонидович (Москва, Символдрама);

13. Ромек Владимир Георгиевич (Ростов на Дону, Поведенческая психотерапия);

14. Тукаев Рашид Джаудатович (Москва, Гипносугтестивная терапия);

15. Чекчурин Юрий Анатольевич (Новисибирск, Нейролингвистическая психотерапия);

16. Ченцова Галина Михайловна (Москва, Телесно-ориентированная психотерапия).


Как и где происходят заседания Комитета.

Эти заседания открытые. Думается, у нас нередко бывает интересно и даже веет одухотворенностью, поскольку входим в тонкости и психотерапии, и целительства. Происходят живые споры. Приглашаем на наши заседания всех, интересующихся какими-то конкретными методами, методиками психотерапии и панорамой мировой психотерапии в целом, каждую последнюю среду месяца в 15.00 в конференц-зал Московского наркологического диспансера №1 (клиническая база кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования). Сообщения и документы Комитета размещаются на сайте Лиги в Интернете и публикуются в нашей «Профессиональной психотерапевтической газете».

К чести Комитета отмечу, что не всегда наше тайное голосование оказывается положительным. Действительные члены Комитета, проживающие в других городах, заранее знакомятся с материалами презентации и голосуют «за» или «против» с помощью компьютера.
Методы психотерапии (модальности), представленные для получения общественного профессионального признания Лигой в будущем, с нынешней осени (утверждено V Съездом ОППЛ):

1. Континуальная психотерапия (Юрий Владимирович Валентик — Москва);

2. Онтопсихология (Виктория Александровна Дмитриева — Москва);

3. Транзактный анализ, восточная версия (Галина Анатольевна Макарова — Москва);

4. Гуманитарная психотерапия (Валентин Павлович Криндач — Москва);

5. Дианализ (Владимир Юрьевич Завьялов — Новосибирск);

6. Духовно-ориентированная психотерапия (Владимир Георгиевич Лопатин — Сочи);

7. Инициатическая психотерапия (Анатолий Иванович Запорожченко — Москва); 8. Гомеопатический психоанализ (Алла Ивановна Семенова — Москва);

9. Клиническая психотерапия (Марк Евгеньевич Бурно — Москва).
Представители всех перечисленных выше методов (модальностей), за исключением меня, — ассоциированные члены Комитета. Ассоциированными членами Комитета являются также Любовь Прокофьевна Хохлова (холодинамическая психотерапия, Москва) и Андрей Станиславович Захаревич (биосенсорная психотерапия, Санкт-Петербург). Таким образом, у нас 16 действительных членов Комитета — вместе с ученым секретарем, чудесной, аккуратной Екатериной Норбертовной Клышниковой, я так ей благодарен, — и 11 ассоциированных членов (см. - Бурно М.Е., 2004, с.5).
О психотерапии и целительстве

Истинная психотерапия, в зависимости от того мироощущения, мировоззрения, которым проникнута, — распадается на психотерапию клиническую (неразрывно связанную с клинической медициной, способную по-своему помогать и здоровым людям с тягостными душевными трудностями) и психотерапию в широком смысле, психологическую (психоанализ, экзистенциально-гуманистическая психотерапия и т.д.), в основе которой лежит не клиницизм как научное искусство, а психологическая теория. И клиническая, и психологическая психотерапия, каждая по-своему, реализуют, в сущности, одни и те же психотерапевтические механизмы (суггестивные, рационально-когнитивные, аналитические, групповые, креативные и т.д.), заложенные издревле в человечестве. Сугубо техническое (лишенное мироощущения, целебного переживания) психотерапевтическое воздействие уместно было бы обозначить просто как «психотехнологию» [3].

Важен деликатен вопрос о целительстве. Лига, как известно, приглашает к сотрудничеству занимающихся психотерапией целителей, несущих добро страдающему человеку. Целительство отличается от психотерапии тем, что находится вне науки, научного искусства. Это — религия. Каким бы сложным ни был конкретный метод целительства, как бы научно-математически, изощренно-логически ни объяснялось его действие, в конечном счете целитель (вместе со своим методом) являет собой проводник Исцеляющего Духа, проводник, улавливающий своей Верой этот Дух и направляющий его к тому страдающему человеку, которому помогает. Эта помощь может быть существенной, глубокой, если тот, кто пришел к целителю, сам способен наполниться целебной Верой в Чудо. Конечно же, врач должен помочь целителю не навредить больному в тех случаях, когда медицина реально может спасти человека (например, необходимой здесь хирургией раковой опухоли), а целительство вряд ли спасет, только отвлечет от врача, протянет время и увеличит риск метастазирования. Подобное возможно и в психиатрии (острые суицидальные депрессии, с успехом приглушаемые психотропными препаратами вместе с проникновенным, мощным клинико-психотерапевтическим просветляющим воздействием, и т.п.). Именно поэтому Лига протягивает целителям руку дружбы и помощи. Целители имеют возможность, общаясь с психотерапевтами, обучаясь психотерапии в Лиге, глубже узнавать, понимать, где именно они могут серьезно помочь, а когда необходимо посоветовать больному человеку обратиться к врачу. Доброе, грамотное целительство само по себе прекрасно, бесценно. Ведь Целителем на Земле был Иисус Христос.
V Съезд Лиги 15 мая 2003 г. по предложению Комитета утвердил 2 метода как методы целительства, признанные Лигой с правом преподавания от Лиги. Это — «Звуковая дыхательно-эвритмическая гимнастика саморегуляции» доктора Аллы Ивановны Семеновой и «Биосенсорная психотерапия» психолога Андрея Станиславовича Захаревича. Однако Центральный совет Лиги вынес решение о том, что представители методов целительства, признанных Лигой, действительными членами Комитета как научного образования не становятся, поскольку не представляют методы, признанные как научные. Существует Всероссийский научно-исследовательский центр традиционной народной медицины, и там у целителей (а не психотерапевтов) — главные роли. Да, там защищаются диссертации по целительству, это так. Но ведь защищают и богословские диссертации в Духовной академии. Разве от этого религия становится наукой?

Вышеуказанное решение Центрального совета Лиги насущно для Комитета. Слишком часто на наших заседаниях целители, порой сердито, при всей своей искренности, стремятся убедить психотерапевтов в том, что психотерапия — лишь часть целительства. А.И. Семенова меня считает целителем. Комитет наш непременно превратился бы в Комитет по признанию приемов целительства как методов психотерапии, если бы целители один за другим становились его действительными членами с правом голоса при тайном голосовании.

С теплым сочувствием отношусь к искреннему стремлению наших образованных целителей в Комитете (среди них есть врачи и психологи) видеть, чувствовать психотерапию, особенно одухотворенную, как целительство, согласиться с этим не состоянии. Наука и религия меня не одно и то же, как бы поэтически-художественно ни выражались научно-психотерапевтические мысли-переживания и как бы формализованно, научно-математически ни оформлялась Вера в целительный божественный Дух.
О совершенствовании критериев признания методов (модальностей) психотерапии Лигой

V Съездом Лиги (15 мая 2003 г.) утверждены составленные Р.Д. Тукаевым и одобренные Комитетом «Рекомендуемые правила описания модальностей психотерапии, претендующих на общественное признание ОППЛ». Привожу здесь целиком эти «Правила».

«Анализ практической работы Комитета модальностей Общероссийской психотерапевтической лиги по рассмотрению заявок на общественное признание новых российских модальностей выявляет значительные трудности в формальной квалификации материалов заявителей и указывает на необходимость дополнения существующих правил в следующих областях:

1. Теоретическая аутоидентификация и определение формы модальности;

2. Определение границ и результативности модальности;

3. Доказательность эффективности психотерапии по заявленной модальности;

4. Экологичностъ заявленной модальности.

1.Теоретическая аутоидентификация и определение формы модальности.

Необходима краткая характеристика теоретических основ модальности при наличии собственных теоретических построений либо адресация теоретической принадлежности к известному теоретическому направлению, школе психотерапии.

С целью прояснения вклада соискателя в теорию и практику психотерапии соискателю рекомендуется при подготовке материалов и в выступлении учитывать форму новой модальности в следующих ее вариантах: новая методика психотерапии, оригинальная концепция психотерапии.

При представлении новой методики психотерапии следует описать терапевтические шаги, проясняя сходство и отличие от близких по направленности методик, терапевтические достоинства и возможности заявленного метода. При целостном использовании общеизвестной психотерапевтической теории достаточно указания на теоретическую принадлежность модальности. При творческой адаптации общеизвестной психотерапевтической теории следует кратко ее охарактеризовать.



Оригинальная концепция психотерапии содержит в себе особый взгляд на человека и на психотерапию. Предполагает акцент на сходстве и различиях с уже существующими парадигмами, на возможных областях ее применения и достоинствах концепции. Оригинальная концепция всегда имеет определенные следствия для методологии психотерапевтической работы. Они должны быть отмечены соискателем.

2.Определение границ и результативности модальности.

В настоящее время в российской психотерапии реально представлены клиническое, психологическое и консультативное направления. Представляемая модальность может располагать методическим инструментарием в одном, двух, трех направлениях.

Претендующая на клиническое направление модальность должна четко определить и представить клинико-диагностические, нозологические границы применимости и сравнительной результативности (что получается лучше, что — хуже).

Модальность, претендующая на психологическое направление, должна четко определить и представить психологические цели-мишени психотерапии, описать сравнительную результативность.

Модальность, претендующая на консультативное направление, определяет сферы консультирования и их сравнительную результативность.

3.Доказательность эффективности психотерапии по заявленной модальности.

Заявления о более высокой эффективности психотерапии по предъявляемой модальности принимается только при проведении доказательного сравнения ее эффективности по детально описанным научно обоснованным критериям оценки эффективности психотерапии в сравнении с известной модальностью. Доказательное сравнение эффективности психотерапии заявляемой модальности с известной модальностью проводится на основании опубликованных для известной сопоставляемой модальности данных эффективности. Необходимыми условиями являются:

1) использование рандомизации пациентов в основной и контрольной группах;

2) использование единых с сопоставляемой модальностью критериев включения и исключения пациентов из исследуемых групп;

3) использование критериев оценки эффективности известной модальности;

4) статистическое сравнение стандартными методами вариационной, непараметрической статистики. При отсутствии доказательной оценки эффективности психотерапии заявления о более высокой эффективности предъявляемой модальности не принимаются.

По решению председателя Комитета возможна выборочная демонстрация пациентов, клиентов4.

4. Экологичностъ заявленной модальности.

Термин экология в современной психотерапии популярен и толкуется широко. В рамках ОППЛ значим мировоззренческий аспект понятия экология в психотерапии.

Тотальное изменение исходного мировоззрения пациента, клиента, базирующегося на любом традиционном мировоззрении и его ценностях (религиозно - конфессиональном, атеистическом), включая его радикализацию, маргинализацию, не входит в цели психотерапии и не поддерживается ОППЛ.
V Съездом Лиги (15 мая 2003 г.) также утвержден новый, родственный нашему Комитету, Комитет по науке и технологиям ОППЛ (далее — «Комитет по науке») по председательством Р.Д. Тукаева. Все действительные члены нашего Комитета автоматически становятся действительными членами и этого нового Комитета по науке. Задачи Комитета по науке — планирование и проведение научных конференций, декадников, семинаров и т.д., анализ тенденций в психотерапии, изучение и оценка различных психотерапевтических направлений, вопросов психотерапевтической эффективности и т.п.

Думается, следует усилить, сделать строже оценку терапевт.



И в

Список литературы:
Бурно М.Е. Об утверждении IV Съездом Профессиональной психотерапевтической лиги Комитета по модальностям психотерапии (24 мая 2002 г.) // Профессиональная психотерапевтическая газета, 2002, №2 (июль), с.5.
Бурно М.Е. Основные положения отчетного доклада председателя Комитета по модальностям психотерапии к пленарному заседанию V Съезда Профессиональной психотерапевтической лиги // Профессиональная психотерапевтическая газета, 2003, №5 (май), с.4-5.
Катков А.Л. Феномен психотерапии. // Психотерапия, 2003, №1, с.3-7.
Макаров В.В. Психотерапия в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации // Психотерапия, 2003, №1, с. 28-36


1 В статье использованы материалы прежних моих публикаций в Профессиональной психотерапевтической газете (см. Бурно М.Е., 2002, с.5; 2003, c.4-5).

2 «Лига входит в Европейскую ассоциацию психотерапии (ЕАП), являясь зонтичной организацией (единственным официальным представителем) ЕАП на территории России» (Макаров В.В., 2003, с.34).

3 В тех случаях, когда автор модальности (метода) психотерапии является членом ОППЛ, но проживает в государстве ближнего зарубежья.


4 Это касается лишь тех случаев, где автор (представитель) модальности сообщает о настолько необычной, выразительной эффективности метода, что сегодня трудно в это поверить: на примере «полное излечение от тяжелого хронического душевна заболевания» (сноска моя — М.Б.).


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница