«О государственной политике создания системы постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе»



Скачать 107.93 Kb.
Дата11.02.2016
Размер107.93 Kb.


ДОКЛАД

Павла Астахова на IX Съезде Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ на тему «О государственной политике создания системы постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе».

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов на IX Съезде Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, который открылся 28 апреля в Нижнем Новгороде, выступил с докладом на тему «О государственной политике создания системы постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе».

Как отметил в своем выступлении Павел Астахов, начало взрослой самостоятельной жизни – непростое время для любого молодого человека. Отсутствие поддержки, опыта порождает многочисленные ошибки, которые приводят к негативным последствиям.

«Хорошо, когда у вступающего в самостоятельную жизнь человека есть родители, старшие родственники, которые в любом случае поддержат, помогут найти выход из трудной ситуации. У сироты, как правило, такого человека нет, и он остается один на один с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, взаимодействие с широким социумом и так далее», - заметил Уполномоченный.

Говоря о цифрах, Уполномоченный привел следующие данные: из детских домов и школ-интернатов ежегодно выбывает порядка 30 тысяч воспитанников. В последние годы число, как учреждений для детей-сирот, так и самих воспитанников в этих учреждениях сократилось, вместе с тем, средние статистические данные свидетельствуют о том, что большее число воспитанников выбывает в учреждения профессионального образования. В 2013 году их число составило 10614 чел. Из них свыше 50% поступили в учреждения начального профессионального образования, около 40% - в учреждения среднего профессионального образования, и 5% - в высшие профессиональные учебные заведения.

Как отметил Уполномоченный, необходимость создания системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обозначена в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. В распоряжении Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 2563-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» одним из приоритетов государственной политики в сфере реализации подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» также обозначена поддержка постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений.

28 декабря 2013 года принят Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который предусматривает, в том числе и постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный закон призван комплексно решать вопросы по социальному, медицинскому, педагогическому, правовому сопровождению граждан, нуждающихся в социальных услугах.

П.Астахов также обратил внимание, что на местах предпринимаются конкретные меры, направленные на улучшение работы по постинтернатному сопровождению воспитанников учреждений, однако представляется, что надо начинать с подготовки таких детей к самостоятельной жизни, когда они находятся еще в стенах учреждений, а не после их выпуска. При этом главное внимание уделять тем детям, которые не уйдут или уйдут в семью с малой вероятностью. Как правило, это дети в возрасте 14-17 лет и трудные подростки. По данным государственной статистики доля воспитанников в возрасте от 7 до 15 лет составляет 73%, а число несовершеннолетних данной категории в возрасте 16 лет и старше - 17% (2013 год общее количество воспитанников – 65383 чел., из них в возрасте 7-15 лет – 48062 и в возрасте 16 лет и старше 11346 чел.). Эти ребята находятся в группе риска.

Уполномоченный обозначил, что на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состоят 6039 подростков, проживающих в детских домах и интернатах. В центры временного содержания несовершеннолетних в 2013 году было доставлено 2058 таких детей. При этом не может не настораживать увеличившееся на 23,6% число несовершеннолетних данной категории, не достигших возраста 13 лет по сравнению с 2012 годом (2012 г. – 415 чел., 2013 г. – 513). По данным судебной статистики число осужденных несовершеннолетних, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте и воспитывающихся вне семьи, ежегодно сокращается, что, прежде всего, связано с демографическими процессами, однако все еще остается значительным. В 2013 году таких подростков осуждено 3575 чел. (2009 год – 6918 чел.).

В 2013 году в воспитательных колониях содержалось 1974 несовершеннолетних, из них 326 чел. или 16,5% - дети-сироты и лишенные родительского попечения. При этом статистические показатели свидетельствуют, что в последние годы общее количество таких детей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, увеличивается практически ежегодно. Если в 2003 году доля таких детей в общем количестве подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, составляла 9,9%, то в 2013 году, несмотря на значительное снижение общего количества осужденных к реальным мерам наказания несовершеннолетних, составила 16,5%.

Уполномоченный в связи с этим напомнил о недавней трагедии в детском доме №1 г.Самары, где от передозировки наркотиков погибли два подростка.

«В ходе проверки установлено, что совершение данных преступлений и наступившие последствия, приведшие к смерти воспитанников, не случайны. Работа данного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на протяжении ряда лет осуществлялась крайне неудовлетворительно и не отвечала требованиям, возложенным на данный вид учреждения. О крайне неблагополучном положении в детском доме было известно как правоохранительным органам, так и органам исполнительной власти Самарской области, однако действенных мер к наведению порядка, организации надлежащей работы учреждения не принималось», - заявил П.Астахов, добавив, что побеги воспитанников, совершение ими правонарушений и преступлений, употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ в стенах детского дома стали обыденным явлением, с которым все смирились, а проводимая профилактическая работа носила формальный характер и скорее напоминала отчеты, в которых значилось: выявили, предупредили и более ничего не требуется.

По мнению П.Астахова, отдельного внимания требует проблема защиты прав детей-сирот и лиц из их числа на получение профессионального образования и права на труд, что является составляющей частью их социализации и адаптации в обществе. «В этой связи, прежде всего, хочется заметить, что поступающие к нам доклады, отчеты о деятельности уполномоченных по правам ребенка в регионах практически не содержат никакой информации по данному вопросу, то есть при проверках эти вопросы остаются вне поля зрения уполномоченных», - обратился к присутствующим П.Астахов.

Бывшие выпускники интернатных учреждений в большинстве случаев не могут трудоустроиться самостоятельно в силу многих причин. По данным Роструда, число обратившихся в службы занятости лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за содействием в поисках подходящей работы в 2013 году составило 31214 чел., из них трудоустроено 17203 чел., что составляет 55,1%. По сравнению с 2009 годом доля лиц, нашедших работу, сократилась (в 2009 году доля трудоустроенных составляла 59,2%).

Говоря о цифрах, Павел Астахов также обозначил: в 2013 году признано безработными из числа граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 7241 чел., из них 53,7% составляют женщины. Практика показывает, что выплата пособия в таких размерах не стимулирует выпускников предпринимать активные действия для трудоустройства. В связи с чем, как сказал Уполномоченный, представляется необходимым проработать вопрос о внесении изменений в данную статью закона. К примеру, направлять часть этих средств для стимулирования работодателей трудоустраивать лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«Не может не вызывать обеспокоенность то, что в течение последних 5 лет сокращается число образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования (в настоящее время в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, именуются как учреждения среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих) которые, как правило, являются одними из главных образовательных учреждений социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», - сказал П.Астахов. Число таких учреждений с 2009 года сократилось на 45% (с 2311 в 2009 году до 1271 – в 2013 году) и соответственно число обучающихся в них детей данной категории с 771105 чел. в 2000 году до 277018 в 2013 году.

По его словам, также особого внимания заслуживает защита имущественных прав выпускников интернатных учреждений и, конечно, эти вопросы должны решаться не при их выпуске, а в течение всего времени нахождения в детском учреждении.

«Как показала проверка в Республике Башкортостан, большая часть воспитанников детских учреждений алименты не получает. Например, в ГОБУ Аскаровский детский дом РБ должны получать 24 ребенка, получает – 1. В Удмуртской Республике также подавляющее большинство воспитанников интернатных учреждений алименты не получает. Подобные факты установлены во всех проинспектированных учреждениях. В среднем, в регионе доля взыскиваемых алиментов на воспитанников детских учреждений составляет около 28%. Аналогичная ситуация и в других, без исключения, субъектах Российской Федерации», - привел данные П.Астахов.

«В этой связи хочется отметить, что мы осуществляем тесное взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов России в данном вопросе. Неоднократно прорабатывались различные предложения по улучшению положения детей, находящихся в интернатных учреждениях, которые после выпуска остаются с тем, что у них имеется в запасе, то есть, какими денежными средствами они располагают, входя во взрослую жизнь», - отметил П.Астахов.

По его словам, проблемы лежат как в несовершенстве действующего законодательства, так и в правоприменительной практике судов, в системе организации и обеспечения функционирования службы судебных приставов, в отношении общества к должникам, уклоняющимся от исполнения обязательств по содержанию ребенка. В связи с чем, представляется необходимым законодательно закрепить конкретные механизмы защиты прав несовершеннолетних, а именно:

- расширить перечень ограничений в отношении должников, в том числе введя запрет на совершение сделок с имуществом, требующим государственной регистрации, без согласования со службой судебных приставов;

- определить законодательно понятие «злостности» уклонения от уплаты алиментов. Статья 157 УК РФ предусматривать уголовную ответственность за злостное уклонение родителей от уплаты по решению суда средств на содержание детей. Обязательным условием привлечения к уголовной ответственности является «злостность». При этом на законодательном уровне определения этого понятия не дано, что порождает различное толкование в правоприменительной практике. Дискуссии по этому вопросу ведутся на протяжении ряда лет, однако «воз и ныне там».

В настоящее время в Государственную Думу внесен законопроект, который в примечании ст.157 УК РФ точно и разносторонне определяет основания злостности при невыплате средств на содержании детей. Данный законопроект мною поддержан.

Павел Астахов отметил положительный опыт Республики Бурятия, где с мая 2013 года создана региональная база данных воспитанников, в пользу которых вынесены судебные решения о взыскании алиментов, что позволяет оперативно получать информацию о детях, находящихся в детских учреждениях, необходимую для исполнения решений о взыскании алиментов. О данном опыте ФССП в территориальные органы направлено письмо. Прорабатывается ФССП и вопрос о целесообразности создания такого банка на федеральном уровне.

«Существенным вопросом, на который я хотел бы обратить ваше внимание, это материальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, которые по действующему законодательству не имеют права на получение алиментов либо пенсий и которые, вступая во взрослую жизнь, оказываются в наихудшем положении по сравнению с другими выпускниками, имеющими на своем счету денежные средства, накопленные за период нахождения на полном государственном обеспечении. В ходе инспекционных проверок в субъектах РФ мною неоднократно ставился вопрос перед органами исполнительной власти регионов о необходимости решения данной проблемы. К сожалению, этот вопрос решен положительно только в двух регионах – Москва и Оренбургская область. Недавно с такой инициативой в Государственную Думу обратились законодательные собрания Иркутской и Томской области. Кроме того, мною данный вопрос поставлен в январе текущего года перед Президентом РФ. По его поручению в настоящее время эта проблема прорабатывается Правительством РФ», - рассказал Уполномоченный.

«Отдельный и очень болезненный блок вопросов постинтернатного сопровождения выпускников сиротских учреждений – это вопрос обеспечения их жильем. За последние три года только в мой адрес поступило 624 обращения от детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа с просьбой о помощи в решении жилищного вопроса. По ряду обращений даны разъяснения с необходимыми рекомендациями. Из рассмотренных в отделе 214 обращений, которые были взяты на контроль и по которым проведена работа, положительный результат достигнут по 110, что составляет 54%», - заявил Уполномоченный.

Он добавил, что, по-прежнему актуальным остается вопрос своевременного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Критической (срок ожидания жилья составляет 10 и более лет) ситуация является в следующих субъектах: Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Саратовская, Самарская области и др.

«Следует отметить, что по имеющейся информации, во всех субъектах Российской Федерации организовано постинтернатное сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К примеру, в Краснодарском крае в рамках действующей программы организовано сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа с момента выявления ребенка до момента получения им всех социальных гарантий и льгот», - сказал П.Астахов.

Вместе с тем, по информации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, существуют сложности в реализации этой работы:


  • существенной проблемой в организации постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот является отсутствие нормативно-правовой базы по обеспечению функционирования социальных квартир для выпускников;

  • отсутствие социальных гостиниц, общежитий временного проживания до получения ими собственной жилой площади;

  • в процессе социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает ряд острых проблем, которые требуют незамедлительного решения: отсутствие опыта самостоятельной жизни, склонность к наркотической и алкогольной зависимостям, склонность к суицидальным попыткам, склонность к агрессии и побегам, подростковая беременность, асоциальное и криминальное поведение;

  • кадровый дефицит компетентных специалистов в области постинтернатной адаптации детей-сирот.

Как отметил Уполномоченный, например, в Воронежской области действует региональная программа «Социальная адаптация и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011-2014 годы». Однако, как показала инспекционная проверка, данный институт в регионе развит по-прежнему недостаточно и все еще находится на этапе становления. При посещении школы-интерната № 1 города Воронеж, на базе которого планировалось открытие гостиницы на 12 мест к 1 сентября 2012 года, выявлено, что на момент проверки (февраль 2013 года), то есть спустя два с лишним года гостиница так и не открыта, база данных выпускников не сформирована.

В настоящее время в России отсутствуют федеральные нормативные акты, осуществляющее комплексное регулирование правоотношений в вышеупомянутой сфере. Конечно, есть многочисленные законы о предоставлении «дополнительных» и «отдельных» льгот или прав для данной категории граждан, однако они носят фрагментарный, несистемный характер правового регулирования. Таким образом, отсутствует единство организационно-методического руководства деятельностью таких воспитателей. В отдельных регионах России организация работы по социальной адаптации выпускников осуществляется созданием служб и центров социальной адаптации, основными направлениями деятельности которых является предоставление выпускникам консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической помощи, предоставление им при необходимости возможности временно проживания, оказания содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов.



«Основное предложение, которое изложено в моем докладе Президенту РФ, касающееся данной проблемы – внести через депутатов Государственной Думы предложение о внесений изменений в федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части закрепления дополнительной гарантии лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (выпускников учреждений) на постинтернатное сопровождение, форму и порядок которого определят субъекты РФ самостоятельно», - заключил Павел Астахов.



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница