О. А. Гурьянова Фокус группы как метод диагностики и развития профессиональной направленности у детей с ограниченными возможностями



Скачать 40.25 Kb.
Дата20.04.2016
Размер40.25 Kb.
О.А. Гурьянова

Фокус группы как метод диагностики и развития профессиональной направленности у детей с ограниченными возможностями

Вопросы, связанные с изучением проблемы профессиональной направленности и отдельных ее компонентов, рассмотрены в работах А. Е. Голомштока, Л.А. Йоваши, Л.М. Митиной, В.Е. Орла, С. Н. Чистяковой, П. А. Шавира и других педагогов и психологов.

Сформированность профессиональной направленности рассматривается как один из показателей развития личности. Кроме того, профессиональной направленность определяется как осознанный и обоснованный выбор профессии, предполагающий целенаправленное формирование определенных личностных качеств, позволяющих ориентироваться в широком спектре профессий с учетом кадровых потребностей региона.

В своей работе мы опираемся на определение, данное Л.М. Митиной, которая определяет профессиональную направленность «как систему эмоционально-ценностных отношений, задающих соответствующую их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и их утверждение в профессиональной деятельности».

В качестве основных факторов, определяющих формирование профессиональной направленности, обычно выделяются:

- наличие определенного объема знаний о профессиях;

- характер отношения (положительное или отрицательное) к тем или иным профессиям;

- индивидуальные особенности физического, психического и социального развития личности, а также ее материальные возможности.

В профессиональной направленности П.А. Шавиром выделяются такие ее показатели как полнота и уровень. Полнота профессиональной направленности определяется им как разнообразие мотивов предпочтения профессии. Уровень профессиональной направленности – как степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии ее объективному содержанию. Оба эти показателя характеризуют, по определению П.А. Шавира, содержательную составляющую профессиональной направленности.

В структуру профессиональной направленности личности входят: профессиональные интересы, профессиональные склонности, потребности в профессиональном самоопределении, ценности (идеалы), мотивы, профессиональные установки.

В то же время, дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей, которые могут негативно влиять на процесс формирования профессиональной направленности:

Низкий уровень развития интеллекта;

Наличие неадекватных профессиональных планов;

Проблемы адаптации и общения в социальных группах;

Нетерпимость к пожилым людям;

Высокий уровень учебной и общей тревожности;

В большей степени, чем у здоровых сверстников, интересы направлены на наличие верных друзей и интересной работы;

Наличие высокой зависимости от родителей.

При диагностике профессиональной направленности в целом и отдельных ее компонентов используются различные методы исследования. Наиболее популярным остается метод тестирования – количественный метод, в то время как в школьной практике не менее востребованы качественные методы исследования. Тестовые методики дают информацию о различных компонентах профессиональной направленности, комплексная диагностика требует разработки и использования тестовых батарей. При этом разработчики тестов отмечают, что тестирование должно сочетаться с другими методами исследования. Однако в практике школьной профессиональной ориентации эти рекомендации не всегда учитываются.

Е.А. Климов выделяет следующие подходы, содействующие развитию учащегося как будущего субъекта профессионального труда: директивный, просветительский, диагностический, воспитательный, диалогический, имитационно-игровой, комплексный.

На наш взгляд, наиболее продуктивным и перспективным, в настоящее время, является диалогического подхода. Суть диалогического подхода Е.А. Климов определяет как «активизация самопознания и самоопределения оптанта, и корректирующее педагогическое воздействии в рамках доверительного обсуждения существенных сторон ситуации выбора профессии. При этом обсуждение ведется по определенным правилам, максимально гарантирующим равноправные позиции собеседников и отсутствием какого-либо заметного педагогического давления».

Для реализации диалогического подхода в практике формирования профессиональной направленности необходимо, на наш взгляд, использовать методы, позволяющие проводить адекватную диагностику профессиональной направленности и одновременную коррекцию и развитие отдельных ее компонентов.

К таким методам относятся фокус-группы.

В работе Н.Н. Богомоловой и Т.В. Фоломеевой фокус-группы определяются как «групповое, фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников субъективной информации о том, как они воспринимают различные виды деятельности или продукты этой деятельности».

Во время работы в фокус-группах дети с ограниченными возможностями

Скорректировать профессиональные планы;

Отработать навыки самопрезентации;

Выработать навыки взаимодействия в группе;

Получить моральную поддержку;

Развить речевые навыки.


Литература:

Белова Т.В., Дрожжина Е.С., Солнцева В.А. Профессиональная ориентация и сопровождение обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. М. НП. АПО, 2007 .- 104 с.

Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Метод фокус-групп в социально-психологическом исследовании. М. Магистр 1997 –234с.

Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М.: Педагогика, 1979. – 160 с.



Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983 – 128 с.

Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.- 400 с.
Каталог: kuoo -> bin files
bin files -> Методическое пособие для учителей Казань 2007
bin files -> О. И. Юскевич, З. М. Билялова, Ю. А. Аверьянова, В. А. Васильев Мониторинг и управление образовательным процессом по курсу «Безопасность жизнедеятельности»
bin files -> Воспитание гражданина на основе краеведческого и поискового направления через «Музейный уголок славы А. Козина», «Археологический уголок» и деятельность школьного музея А. С. Пушкина
bin files -> Ф. Л. Ратнер Инновационная модель личности преподавателя в условиях реформирования высшей школы России
bin files -> Ребенок не слушается что делать?
bin files -> Подготовка к егэ по русскому языку
bin files -> Роль внеклассного чтения при формировании языковых навыков и умений у учеников среднего школьного возраста
bin files -> Программа семинара многокритериальная оценка в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница