Нроу «Орловская православная гимназия» Методический листок «Учебная литература» Разработан к тематическому педсовету



Скачать 152.33 Kb.
Дата14.02.2016
Размер152.33 Kb.
ТипУчебный план
НРОУ « Орловская православная гимназия»

Методический листок

«Учебная литература»

Разработан

к тематическому педсовету

учителем Горшковой А.А.

1.1 Классификация видов учебной литературы

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования.

Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий.

Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методических изданий.

Учебники, учебные пособия, конспекты и тексты лекций составляют группу обучающих изданий.

Практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения составляют группу вспомогательных изданий.


Рисунок 1 – Классификация видов учебной литературы


Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения.

К программно-методическим изданиям относятся учебные планы и учебные программы. Они предназначены прежде всего преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.

Учебный план - документ, регламентирующий учебный процесс. В нем определяются формы и виды обучения, порядок, сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, домашних заданий, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, формы и виды контроля знаний, время проведения испытательных экзаменов, зачетно-экзаменационных сессий по дисциплинам.

Учебные программы (типовые, временные, рабочие) - издания, определяющие содержание и объем знаний, умений, навыков, которыми необходимо овладеть за определенный промежуток времени.

В программах отражена связь между дисциплинами, показаны виды учебных занятий, обозначен круг литературных источников, на основании которых разработан данный предмет.

Программно-методические материалы управляют соответствующей системой учебной литературы.

Учебно-методические издания - методические указания, методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов в вузах, по организации самостоятельной работы студентов.

Эти материалы содержат методику овладения дисциплинами и выполнения заданий, методику дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.

Обучающие издания - учебник, учебное пособие, курс лекций, конспект лекций.

Учебник - основное учебное издание по дисциплине. Содержит прежде всего базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.

Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли.

В учебное пособие можно включать спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему. Читательский адрес пособия уже, чем читательский адрес учебника. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике.

Кроме того, учебные пособия выпускают по новым или элективным курсам.

Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В хрестоматию включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины.

Книги для чтения издают в помощь изучающим иностранные языки. В них включают законченные произведения и фрагменты из них, позволяющие формировать навыки работы с иностранным текстом [15, С.142-146].
1.2 Учебник, его функции и структура
Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник.

Рассмотрим его более подробно.

Учебник – жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету.

Материал учебника организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможность самостоятельно освоить смысл изложения.

Изложение должно быть последовательно, системно, логически обосновано, причем характеристики процессов и явлений должны быть целостны, ориентироваться на конкретные категории обучаемых.

Учебник создается с учетом специфики уровня знаний и возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление об учебной дисциплине.

Объем и структура учебника определяются соответствующей учебной программой, которую учебник охватывает целиком.

Содержание учебника отражает определенную систему знаний, составляющих основное ядро сведений по данной науке, сфере деятельности, отрасли или их разделу (направлению). Кроме того, учебник включает характеристику методов получения и использования знаний в данной области, а также методологические основания, определяющие базовые законы и закономерности функционирования и развития отраженной в учебнике деятельности или области знания, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития данной науки, сферы деятельности или их раздела (направления). Теоретические и технические вопросы рассматриваются во взаимосвязи, характеристики знаний и их использования представляются последовательно, во взаимодействии.

По содержанию различают общие и специальные учебники. Общие учебники содержат фундаментальные знания гуманитарного, естественнонаучного, технического характера, составляющие основу информационной культуры. Специальные учебники содержат профессиональные знания по профилю каждой специальности.

Современному учебнику присущи следующие функции:



  • информационная;

  • систематизирующая;

  • интегрирующая;

  • координирующая.

Каждый учебник создается и функционирует в конкретной дидактической системе, базирующейся на определенной теории обучения. На основе известных теорий обучения разработаны и используются в учебном процессе четыре модели учебников:

•конвенциональный, соответствующий установившимся традициям классической педагогики и имеющий энциклопедический или монографический характер;

•программированный, основанный на автоматизации обучения по схеме «стимул — реакция» и выступающий в виде линейной или разветвленной программы;

•проблемный, построенный на теории проблемного обучения и включающий главным образом учебные вопросы, которые подлежат разрешению научными способами;

•комбинированный, включающий отдельные элементы других моделей.

Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию [4, С.56-58].

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования.

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности Учителя.

Решая задачи, связанные с анализом содержания учебников, необходимо учитывать следующие:


  • выявление связей между понятиями и утверждениями, которые используются в данном изложении;

  • определение основных знаний и навыков, на которые ориентировался автор, отбирая и организуя учебный материал;

  • определение возможных ошибок со стороны учащихся и продумывание путей их предупреждения;

  • определение характера изложения темы, целей выполнения соответствующих упражнений учебника, планирование отдельных этапов методики изучения составляющих данную тему вопросов;

  • определение развивающих и воспитательных целей, которые можно реализовать, основываясь на данном учебном материале.

Из всех видов анализа органолептический метод является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.

Целью применения данного метода является установление:



  • возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы;

  • глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;

  • необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;

  • рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Типы учебных изданий

Для обеспечения учебного процесса школе необходима учебная литература – программная, теоретическая, методическая, информационная (библиографическая) и популярная. Первые три типа изданий используются в школе широко, и не нуждаются в дополнительном пояснении. К информационной литературе согласно ГОСТ 7.0-84 относят библиографические списки, библиографические указатели, библиографические обзоры. К популярным учебным изданиям относят литературу для  учителей школ по педагогике, психологии и др.



Ниже приведены определения применяемых в учебном процессе изданий [18]. Определения соответствуют ГОСТ 7.60-90.

Учебное издание – издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания.

Учебник. Учебное издание, содержащее систематизированное изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие. Учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебная программа. Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).

Пособие. Издание, предназначенное в помощь практической деятельности или овладению учебной дисциплиной.

Практикум. Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного учебного материала. Основные разновидности практикумов: сборник упражнений, сборник задач, сборник иностранных текстов, сборник описаний лабораторных работ, сборник описаний практических работ, сборник планов семинарских занятий, сборник контрольных заданий.

Практическое пособие. Производственно-практическое издание, предназначенное практическим работникам для овладения знаниями (навыками)  при выполнении какой-либо работы.

Практическое руководство. Практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими-либо производственными навыками.

Учебный комплекс. Полный набор всех видов учебных изданий, необходимый для проведения всех видов занятий по определенной дисциплине.

Отдельная лекция. Учебно-теоретическое издание, содержащее текст одной лекции, отражающее содержание, объем и форму изложения лекции, читаемой определенным преподавателем.

Тексты лекций. Учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы, отражающее материал, читаемый определенным преподавателем.

Курс лекций. Учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины, отражающее материал, читаемый определенным преподавателем.

Конспект лекций. Учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

Сборник описаний лабораторных (практических) работ. Учебно-практическое издание, содержащее тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных (практических) работ в объеме определенного курса, способствующее усвоению, закреплению пройденного материала и проверке знаний.

Учебно-методическое издание (указание). Учебное издание, содержащее систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебной дисциплины, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольные работы, курсовые и дипломные проекты, курсовые работы), изложенные в форме, удобной для изучения и усвоения.

Разновидности учебно-методических изданий: методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных, курсовых  работ, курсовых и дипломных проектов.



Справочник. Учебно-справочное издание, содержащее сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренных учебной программой, помогающее изучению и освоению предмета. Справочник включает комплекс сведений, имеющих прикладной практический характер.

Влияние различных типов заданий
на развитие познавательных процессов учащихся


Уровни

Типы заданий

Развитие психических процессов

Репродуктивный

Рисунок

Воображение

Сообщение

Устная речь, память

Чайнворды, кроссворды, ребусы

Мышление, память, внимание

Игра “термин – понятие”

Память, внимание

Частично-поисковый

Рассказ с ошибками

Внимание, память

Составление логических цепочек

Внимание, логическое мышление

Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

Внимание

Исследовательский

Путешествие

Внимание, память, мышление, воображение

Решение географических задач

Внимание, логическое мышление

Составление образа территории

Внимание, память, логическое мышление, воображение

Использование на уроке (географии) дополнительной литературы

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.

При изучении понятий “циклон”, “антициклон” в теме “Климат” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.

Буря мглою небо кроем,


Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Методика использования дополнительной литературы на уроках природоведения.

Содержание работы с дополнительной литературой на уроках природоведения.

Развивающее воздействие дополнительной литературы более эффективно, если им управляют извне. Средством такого управления является специально разработанная методика, которая должна строиться на возбуждении познавательного интереса.

Планируя нашу исследовательскую деятельность, мы исходили из того, что дополнительная литература может быть использована во всех направлениях работы школы (урок, внеклассная работа).

Работа с дополнительной литературой проводилась:

А) в ходе систематических классно-урочных занятий;

Б) в плане внеучебной работы, связанной с учебным содержанием.

Выделялись следующие приемы работы с дополнительной литературой:


    1. ознакомление учащихся с дополнительной литературой по каждой теме;

    2. самостоятельное чтение учащихся дополнительной литературы перед изучением определенной темы;

    3. чтение отрывков из научно-популярных и научно-художественных книг учителем, при этом чтение отрывка заканчивается на кульминационном моменте;

    4. доклады и сообщения учащихся по материалам прочитанной книги;

    5. сочинения о природе написанные по материалам научно-популярной литературы, подводящие итоги работы по определенному разделу или теме;

    6. коллективное чтение дополнительной литературы;

    7. ответы на вопросы учащихся в связи с самостоятельным чтением дополнительной литературы;

    8. ведение дневников или альбомов;

    9. игровые приемы в виде викторин, конкурсов, кроссвордов;

    10. создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся читать книги о природе.

Приемы: ведение наблюдений в природе, побуждение детей к постановке вопросов, которые учитель сознательно оставлял без ответа, а предлагал обратиться к поиску ответа в той или иной книге.

Ответы на эти вопросы детям предлагалось найти в книгах.



    1. коллективное составление рассказа по материалам дополнительной литературы;

    2. инсценирование, драматизация.

При выборе литературы для дополнительного чтения учитывались следующие факторы:

- связь с содержанием программы по природоведению, что обеспечивает возможность оперировать дополнительной информацией на уроке;

- возможность использования этой информации для раскрытия причинно-следственных и экологических связей;

- показ практического использования данной научной информации человеком;

- возможность применения этих сведений в непосредственной практической деятельности ребенка;

- доступность изложения научных сведений и языка произведений данному возрасту учащихся.

Дополнительная литература повышает интерес к предстоящей работе, будучи использована в вводной части урока, с успехом обслуживает все этапы работы над новым содержанием, закреплением и обобщением, убеждает учащихся в связи знаний и практических умений. Она может внести в серьезное содержание урока элементы занимательности, оживить преподносимый материал, способствуя тем самым усвоению сложных научных понятий.

Многообразие форм и приемов работы с дополнительной литературой не только способствует внесению в урок научного интереса, но и устраняет традиционное построение урока, приводит к сочетанию работы по усвоению нового материала с закреплением полученных знаний, обогащает формы учета, закладывает новые основы в деле построения домашней работы учащихся, внося в нее элементы сочетания обязательности и добровольности.


Выводы.

  1. Чтение дополнительной литературы оказывает развивающее воздействие на читателя, обогащая его эрудицию, совершенствуя познавательные способности, развивая познавательный интерес. Эта литература играет большую роль в развитии экологической культуры.

  2. Разнообразие форм работы с дополнительной литературой при обучению природоведению способствует повышению познавательного интереса к предмету, повышению эффективности усвоения материла.

  3. Систематическое и целенаправленное использование дополнительной литературы при обучении привело к повышению интереса учащихся к предмету, сформировало умение самостоятельно находить, отбирать и предоставлять нужную информацию и, как следствие к повышению уровня начальных естественно - научных знаний.



Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница