Нравственно-этическое воспитание на уроках «Этической грамматики»



Дата19.04.2016
Размер87.2 Kb.
Семинар по этической грамматике

г. Серпухов

2011г.

Тема: Нравственно-этическое воспитание на уроках «Этической грамматики»

Выступление учителя начальных классов

МБОУ « Гимназия 1»

г. Мытищи

Московской области

Макаровой Оксаны Александровны

Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать ещё прекраснее, мудрее и совершеннее. Будущее нашей планеты зависит от степени духовного нравственного состояния каждого её обитателя. Именно поэтому знания, интеллектуальные способности имеют прогрессивное значение, смысл только при наличии высокого уровня духовности.

Духовность личности — это система её ценности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. (Это наши представления о мире, и о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся или от чего грустим. Это наш духовный мир.) Родители, педагоги и дети-равные участники непрекращающегося процесса самосовершенствования и духовного становления. Педагог получает от ребёнка столько же, сколько отдаёт ему сам-в этом мудрость процесса воспитания.

Ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственность, отношение к другим людям не имеют такого решающего значения, как в профессии педагога.

Нравственная сторона взаимоотношений учителя и учащихся характеризуется следующими признаками: доверием к детям, доброжелательным к ним отношением, объективностью в оценках, справедливостью в решении споров, душевностью контактов с детьми.

Для установления внутренних нравственных контактов между учителем учениками необходимо доверие детей к своему учителю. А для этого ребёнок должен получить существенные права: право спрашивать, право ошибаться, право иметь своё мнение.

Моральный облик ребёнка формируется прежде всего в процессе разнообразной деятельности: в учении, труде, игре, общественно полезной работе и в процессе взаимоотношений с окружающими людьми + систематическое нравственное просвещение детей, вооружение их знанием моральных норм и правил.Ученики могут самостоятельно дифференцировать хорошие и плохие поступки, характеризовать моральные черты сверстников ( доброту, честность, щедрость, уступчивость, верность в дружбе).

Новые кумиры, сошедшие со страниц бульварной литературы и телеканалов, гламурных журналов и видеокассет привели к резкому огрублению душ, падению воспитанности не только взрослых людей, но и школьников. Возникла необходимость противостоять этому валу варваризации, укрепить функцию воспитания, особенно нравственного.

В школьной практике сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит в процессе обучения, повседневной жизни и деятельности детей и специально запланированных беседах, главным образом на уроках чтения и развития речи. В нашей гимназии введён урок этической грамматики.

Необходимость проведения урока этической грамматики вызвана потребностью формирования у ребёнка духовности, основанной на общечеловеческих ценностях, восприятия себя как личности с положительными и отрицательными качествами, оценивать свои мысли и поступки и как итог-формирование ответственности за самого себя,свою настоящую и будущую жизнь. Кроме воздействия на интеллект ребёнка в школе, его духовный мир тоже нуждается в развитии. Этим предметом и является этическая грамматика, которая развивает душу ребёнка.

Важным источником накопления знаний является знакомство детей с окружающей средой; кинофильмы, в которых затрагиваются вопросы морали,осмысливание детьми личного опыта. Наиболее часто проводятся беседы о товариществе и дружбе, о честности, трудолюбии, культуре поведения. Меньше бесед о чуткости, внимательности, справедливости, доброжелательности, о чувстве долга,о скромности, настойчивости. В конце беседы обычно выводится нравственное правило.

В общем смысле постановка задач, ведущих к достижению цели, заключается в раскрытии перед детьми их способности развивать в себе ощущение того, что ты обладаешь богатством, которое приносит пользу тебе, украшает тебя и которое можно подарить другим людям.

В разработке содержания наших уроков мы видим такие проблемы, как искусство общения, познания мира природы с целью познания себя самого, изучение исторических этических норм (на основе философии христианства), овладение этической грамматикой, применение методов психокоррекции в работе по духовному самосовершенствованию, пропаганда здорового образа жизни.

На уроках этической грамматики организована работа по привлечению родителей в объяснении и разъяснении некоторых тем (например:профессии родителей).

Наш коллектив успешно реализует программу нравственного образования на всех ступенях обучения. Особенность уроков этической грамматики в том, что учитель и ученик находятся в постоянном взаимодействии.Самое ценное в уроке-материал для познания: жизненные ситуации, личный опыт учителя и ребёнка, анализ различных проблем, с которыми люди встречаются ежедневно.

В нашей работе на уроках этической грамматике мы руководствовались следующими принципами:



  1. Одновременный духовный рост и учителя, и учеников.

  2. Глубокое прочувствование учителем своего отношения к материалу, подача его через своё сердце.

  3. Подчёркивание мысли о единении и сопереживании, что подводит к основной идее любви — состоянию самоотдачи, обогащающему личность отдающего.

  4. Мы пытаемся раскрыть перед детьми возможность видеть тонкие душевные проявления человеческой нравственности. Чтобы сделать уроки живыми и запоминающимися, мы стараемся привлекать к работе различные средства: художественную литературу, рассказы из личного опыта детей, кукольный театр, дидактические игры, этическую беседу, игру-инсценировку, изготовление элементов мультипликации, изобразительную деятельность, классическую музыку и т. д.

Важный психологический приём, используемый на наших уроках этической грамматики,- создание воображаемой ситуации. Когда мы предлагаем ребёнку представить себя волшебником, мы решаем две психологические задачи:

1) Выводя его из реальной жизненной ситуации, лишаем влияния стереотипов, ограничивающих возможности ребёнка ( я- маленький, это я не умею, в жизни так не бывает.)

2) Представляем возможность формирующейся душе проявить свой положительный потенциал, силой мысли и желания влиять на реальную жизнь.

Таким образом, мы учим детей строить свою судьбу, уверовав в силу своих духовных возможностей, добрых желаний.

Также в нашей школе на уроках этической грамматики используют игру как средство нравственного воспитания. Большинство детей предпочитают коллективные игры, которые требуют соблюдения определённых правил: уважать товарища по игре, быть честным и справедливым.

В школе проводятся:

1. «Дни дружбы» 1-5 кл. (знакомство с классом, организация групповой работы):

1 день — торжественный ( Урок добра « В добром городе» )

2 день - дружный ( Час общения «Как мы будем жить»)

3 день — спортивно-оздоровительный ( туристический слёт и полоса препятствий)

4 день- интеллектуально-творческий

5 день- родительский ( например, поход в лес родителями.)

2. Упражнения на сближение. ( «Презентация талантов» )

3. «Напишем книгу о себе» (занятие)

Глава 1. Как я воспринимаю мир.

Глава 2. На что я способен.

Глава 3. Мыслю- значит существую.

Глава 4. В городе мечты и фантазии.

Глава 5. Мои чувства от А до Я.

4. «Давайте понимать друг друга с полуслова». (развитие толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоёв) Такой урок этической грамматики вытекает в День толерантности (можно неделю)

5. «Организуем жизнь класса по-новому...»

6. «Мы поссоримся и помиримся»

7. «Что такое нравственность и что ей сопутствует?» (театрализованное представление познавательно-развлекательного характера)

Наша практика показала, что приобщение детей к этической культуре несёт в себе и косвенное воздействие на семью. Ребёнок включает в процесс своего эмоционального отклика на занятия своих домашних. Он стремится приобщить их к данному процессу через рассказы, обсуждение происходившего в школе, в процессе освоения этикетных норм. В конце учебного года в классах, где велась этическая грамматика, были проведены родительские собрания, на которых родителям был задан вопрос, как они относятся к новому предмету. Все без исключения отметили важность такого курса, отметили свой личный интерес к получаемой от своих детей информации об уроках этической грамматики, во многих случаях стал налаживаться микроклимат семьи. Была высказана просьба о продолжении начатой работы.



Духовное воспитание младших школьников это приобщение их к высшим, фундаментальным понятием бытия. Что это за понятия- идеи? Добро и зло; жизнь, смерть и бессмертие; временное и вечное; любовь; красота; смысл жизни... Наличие духовного потенциала позволяет человеку за малым усмотреть большое, за конкретным- абстрактное, за несущественным- важное, за бытовым- бытийное..., а значит, не разменять свою жизнь на мелкую монету, осуществить своё предназначение.

Если для сравнения, особо не углубляясь, сопоставить духовное и нравственное, то нравственное, по своей природе более конкретное и земное, вбирает в себя как бы отношения к окружающему: к людям, вещам, природе, планете — по горизонтали. Духовное же предполагает как бы вертикальные связи: это отношение к высшим и глубинным, базовым идеям.

Все большее количество педагогов ищет и находит пути духовного просвещения своих питомцев. Назовём некоторые, наиболее типичные из них:

1) обсуждение духовных проблем, описанных в программных литературных произведениях, помещённых в учебники

2) чтение внепрограммных детских книг, имеющих духовный потенциал, и размышление над ними

3) чтение детской религиозной литературы ( в силу исторических причин, прежде всего православной )

Интересно прошли уроки, на которых учителя говорили об отношении детей к самим себе. Дети пришли в замешательство. Наконец, поразмыслив, самые смелые обнаружили у себя некоторые достоинства. Например: « Я люблю себя за то, что у меня красивые волосы,я красивая, умная, у меня есть талант.» или « Я люблю себя за то, что могу перебороть страх.» и т. д. Цель таких уроков — заложить основы нравственного и этического развития, учить детей уважению к себе и к другими.

Наша школа- многонациональная. При обращении к вопросам межнационального и межконфессионального общения основной акцент делается на утверждении единства моральных, духовно-нравственных устоев различных народов и религий. В связи с этим мерилом отношений к конкретному человеку является не его принадлежность к какой-либо национальности или конфессии, а его собственные нравственные и личностные качества. Особенно важным является неприятие любых форм насилия по отношению к личности, а также религиозного фанатизма и экстремизма.

Одним из главных направлений нравственного образования в гимназии является патриотическое. Воспитание на наглядных примерах военного патриотизма формирует у ребят чувство почитания героев, героической истории страны, осуществляет подготовку к выполнению гражданского долга по защите Отечества,актуализирует высшие духовно-нравственные ценности, интерпретируя их в соответствии с социально-экономической,идеологической и политической ситуацией данного времени.

В нашей школе ко Дню Победы над фашистской Германией был открыт музей боевой славы. Был создан совет музея, и ребята решили объявить операцию «Поиск».У истоков музея стояли учащиеся. Именно непосредственное участие ребят в подобных мероприятиях может дать им тот необходимый духовно-нравственный потенциал, который станет стержнем их морального облика, сформирует в них уважение к старшим, к собственной стране, славным страницам ее истории.

Еще одно из направлений наших уроков в 3-4 классах — это профилактика здорового образа жизни. Мы начали проводить профилактическую работу на уроках этической грамматики с детьми 9-10 лет, чтобы они были защищены от влияния своих старших товарищей, а иногда и от родителей. Когда мы делали анализ работ детей, мы были просто поражены, насколько серьезно наши дети прониклись этой проблемой, и как они хотят изменить весь мир к лучшему.

Не следует наивно ожидать сиюминутного педагогического эффекта от уроков этической грамматики. Духовность и нравственность — тонкая вещь. Но мы глубоко убеждены, что дети проявляют неподдельный и устойчивый интерес к затрагиваемым нравственным проблемам и категориям. У них есть потребность в изучении этого материала в течение всех лет обучения в школе. Работа на уроках по данному курсу является для них важной психологической поддержкой.



Работа по нравственному образованию в школе может вестись только осознанно и со всей ответственностью, иначе результат будет негативным. Чтобы избежать этого, важно не только вести эту работу «от души», но и анализировать и контролировать ее результаты. В нашей школе результатом работы по нравственному образованию является прежде всего этически грамотная личность с багажом нравственного знания и опыта, достаточного, чтобы быть готовым преодолевать вызовы жизни и двигаться вперед от достижения к достижению.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница