«Нравственные отношения в семье» Собрание, в основу которого положена тема «Нравственные отношения в семье»



Скачать 42.12 Kb.
Дата27.05.2016
Размер42.12 Kb.
Родительское собрание.

«Нравственные отношения в семье»
Собрание, в основу которого положена тема «Нравственные отношения в семье», лучше всего проводить в форме творческой лаборатории. Задачи ведущего собрание - вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей, провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других. А главное, постараться, чтобы все участники собрания получили опыт содержательного и конструктивного общения.

Подготовка.

Заранее проводится анкетирование учащихся и родителей. Вопросы для них одни и те же и связаны с темой собрания. Ответы анализируются учителем и школьным психологом. Результаты оформляются в виде столбчатых диаграмм: нравственные ценности детей отражаются в одном столбце, а взрослых – в другом. Подготавливается и раздается родителям следующая памятка.


«Основы нравственных отношений в семье»

Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает – подражая, он очень скоро вернет их вам.

Не грубите и не сквернословьте – ваши привычки станут привычками ребенка.

Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок станет отзываться так же и о вас.

Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для вашего ребенка.
Используя методику «Незавершенный тезис», можно определить отношение учащихся и их родителей к различным нравственным ценностям – индивидуалистическим и общественным, вещно-предметным и духовным, добру и злу, созидательным и разрушительным.

Как применить эту методику? На выполнение задания потребуется 15-20 секунд. Учащихся надо опросить заранее, а родителей – прямо на собрании. Раздайте им листочки и попросите закончить начатые предложения:


Человек счастлив, когда…

В хорошей семье всегда…

Если бы я нашел клад…

Самое главное в жизни…

Нельзя прожить без…

Если бы я все мог, то…
При обработке результатов группируйте мнения по названным выше ценностным категориям.
Вступительное слово.
Ведущий знакомит присутствующих с темой, целями и задачами собрания, формулирует проблему. Вот одна из версий вступительного слова.

Воспитывая ребенка, родители и учителя надеются, что из него вырастет созидатель жизни, достойной человека. К этой цели человечество стремилось на протяжении всей своей истории. Строки, написанные великим драматургом Древней Греции Софоклом, не потеряли свою актуальность и сегодня:



«Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели воздавать».

Великий композитор Людвиг ван Бетховен завещал потомкам: « Растите детей своих в добродетели, только она одна и может дать счастье».

В целом воспитание – процесс целенаправленный, но и ему свойственны и элементы стихийности. Д. Локк подчеркивал и другую особенность воспитания. Он говорил, что «духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил».

Затем присутствующие знакомятся с результатами анкетирования. Психолог сравнивает итоги опроса по диаграмме, в которой отражены приоритетные ценности школьников и их родителей, говорит о том, что в каждой семье моральные принципы проявляются по – особому.


Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.
Работа проводится в группах. Участникам предлагается самим найти выход из некоторых проблемных ситуаций. Решив предложенные задачи, родители сообща резюмируют, на каких нравственных принципах должны строиться отношении в семье.
Ситуация первая. Мамина подруга подарила десятилетней Кате яркую книжку и большую плитку шоколада. Девочка приятно улыбнулась и поблагодарила женщину, как ее учили, а потом отодвинула подарки в сторону и буднично добавила: «Мне этого не надо. Такая книжка у меня уже есть, а шоколад мне нельзя – от него у меня диатез».

Вопросы:


  1. О чем бы вы поговорили с девочкой в этой ситуации, окажись на месте ее мамы?

  2. Оправдываете ли вы поступок девочки ее возрастом?

  3. Как вы учили своих детей принимать и дарить подарки?


Ситуация вторая. В автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

Вопросы:


  1. Как дальше будет развиваться ситуация?

  2. Кто должен уступить место?

  3. Как вы учите своих детей вести себя в транспорте?


Ситуация третья. Девочка взялась подметать пол. Но у нее нет сноровки: метет медленно, местами оставляет сор. Мать начинает нервничать, делает бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается девочке, и она метет еще хуже. Мать отбирает у нее веник и заканчивает уборку, ворча: «Лучше самой все сделать, чем от тебя ждать помощи».

Вопросы:


  1. В чем состоит педагогический просчет матери?

  2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?

В итоге обсуждения проблемных ситуаций выводится резюме об основах нравственных отношений в семье. Это-

-любовь и взаимное уважение;

-взаимопонимание и взаимовыручка;

-ценность и личная значимость каждого члена семьи;

-справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослым и детьми;



- участие каждого в трудовой жизни семьи.
Подводим итоги.
Следующий этап собрания – родители обсуждают и комментируют в группах рекомендации из памятки, примерами из жизни подтверждают или опровергают их, выдвигают свои предложения. Формулируются положения, которые, будут внесены в решение собрания. Обсуждение продолжается минут пять, после этого командам предоставляется возможность высказаться.

Подводя итоги собрания, ведущий подчеркивает, что наличие проблем в семье неизбежно, но важно не закрывать глаза на них. Увидеть проблему – значит сделать шаг к ее решению, к улучшению жизни семьи.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница