Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите



Скачать 373.35 Kb.
Дата27.04.2016
Размер373.35 Kb.
ТЕМА 1.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО

ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ И ПО ЗАЩИТЕ

НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ ОТ ОПАСНОСТЕЙ ВОЕННОГО

ХАРАКТЕРА, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПОЖАРОВ

Проблема защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, всегда была актуальной. В современных условиях, в связи с учащением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожаров, военных конфликтов, использованием в них новых средств поражения, возрастанием опасности терроризма, проблема приобрела особую значимость.

Любая война – это огромные людские и материальные потери, тяжелые экономические и социальные последствия которые преодолевать приходится усилиями всей страны. В связи с этим вопросы защиты населения от опасностей военного характера сегодня почти во всем мире возведены в ранг государственной политики.
I. Законодательные и иные нормативные правовые акты в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности

Федеральный закон от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» регламентирует правовые и организационные основы ГО. Этот Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в области гражданской обороны. Определяет также состав сил гражданской обороны. Закон вводит основные понятия в области ГО.



Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороной и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.



Основными задачами в области гражданской обороны являются:

- обучение населения в области гражданской обороны;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- эвакуация населения и ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другими видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятия других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- санитарная обработка населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военного время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время, с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.



Руководство организацией и ведением гражданской обороны осуществляет Правительство РФ, которое:

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

- издает нормативные правовые акты и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

- определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций — к категориям по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

- определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

-определяет порядок обучения населения в области гражданской обороны;

- определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Руководство гражданской обороной в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах возлагается на соответствующих руководителей органов власти, министерств и ведомств, организаций, которые несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Управление гражданской обороной осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), как непосредственно, так и через региональные центры. На уровне субъектов управление ГО осуществляют органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (Главные управления МЧС России по субъектам РФ).

К силам гражданской обороны относятся воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска ГО, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться воинские части и подразделения Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.

В развитие федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» приняты постановления Правительства РФ «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне», «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» и ряд других.

С принятием федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» началось формирование новой системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного времени. Закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст. 4 закона создана и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Дополняют федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 22 июня 2004 г. № 303 дсп «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и др.

Основной целью создания РСЧС было объединение органов государственного управления всех уровней, подведомственных им сил и средств наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами РСЧС являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

-обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;



- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные направления деятельности РСЧС:

- предупреждение возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- снижение потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций, включающая проведение аварийно-спасательных работ, а также других мероприятий по устранению непосредственной угрозы жизни людей, восстановлению жизнеобеспечения.



Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

- мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;

- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

- объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Государственное управление и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет МЧС России, основными задачами которого являются:

- выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах своей компетенции;

- организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

- осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к его компетенции;

-осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

При осуществлении своей деятельности МЧС России в пределах своей компетенции:

- издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет, контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями;

- создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учреждения, находящиеся в его ведении;


  • создает межведомственные координационные и совещательные органы (комиссии, группы) на представительской основе, а также иные коллегиальные органы (научные, научно-технические, методологические и другие) для обсуждения актуальных вопросов своей деятельности;

  • проводит в установленном порядке проверки готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны;

- осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- имеет оборудованные специальными сигналами и средствами связи воздушные, морские и речные суда, специальные транспортные средства с утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками и окраской;

- осуществляет в установленном порядке деятельность за рубежом;

- осуществляет в установленном порядке государственный пожарный надзор и государственный надзор в области гражданской обороны за соблюдением соответствующих требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства;

- проводит в установленном порядке проверки реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является МЧС России;

-запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России, от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, при необходимости для осуществления отдельных работ привлекает специалистов иных федеральных органов исполнительной власти и организаций;

- заключает в установленном порядке с международными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи.

На территории Мурманской области принят и действует Закон Мурманской области от 29 декабря 2004года № 585-01-ЗМО «О защите населения и территорий Мурманской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который разработан в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Настоящий Закон определяет общие для Мурманской области организационно-правовые нормы в сфере защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Мурманской области, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Мурманской области или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций области.

Среди основных вопросов, нашедших свое отражение в Законе: гласность и информация в области защиты от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Мурманской области (Мурманской областной Думы, полномочия Правительства области), органов местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязанности организаций, права и обязанности граждан и социальная защита пострадавших, вопросы подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций; государственная экспертиза, надзор и контроль в указанной области.



Структура РСЧС (см. рис. 1) определяется Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Межрегиональный уровень появился в результате деления России на 7 округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Этот уровень необходим для управления силами и средствами РСЧС, организации и координации взаимодействия с сопредельными республиками, краями и областями в случае возникновения региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите от чрезвычайных ситуаций в соответствующих сферах деятельности. Перечень данных подсистем приведен в приложении к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794. Их организация, состав сил и средств, порядок их деятельности определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ.

На территории Мурманской области принято постановление Правительства Мурманской области от 18 ноября 2005 года № 431-ПП «О Мурманской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в соответствии с которым на территории области создана и функционирует Мурманская территориальная подсистема РСЧС, состоящая из звеньев, соответствующих ее административно-территориальному делению.

Звенья Мурманской подсистемы РСЧС создаются органами местного самоуправления.

Организация, состав сил и средств Мурманской подсистемы РСЧС, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утвержденными в установленном порядке органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области.

Мурманская подсистема РСЧС действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, а также системы связи, оповещения и информационного обеспечения.



Состав РСЧС:

Координационные органы РСЧС:

- на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) федеральных органов исполнительной власти;

- на межрегиональном уровне (в федеральных округах) обеспечение координации осуществляют полномочные представители Президента РФ;

- на региональном уровне, в пределах территории субъекта РФ, - КЧС органа исполнительной субъекта РФ (в Мурманской области - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Мурманской области);

- на муниципальном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления;

- на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.

КЧС разрабатывают предложения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координируют деятельность органов управления и сил РСЧС, обеспечивают согласованность действий органов власти различных уровней, предприятий и организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На КЧС могут быть возложены и иные задачи.

Постоянно действующие органы управления РСЧС:

- на федеральном уровне - МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

- на межрегиональном уровне - территориальные органы МЧС России (региональные центры);

- на региональном уровне (Мурманская область) - Главное управление МЧС России по Мурманской области;

- на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления (управления, отделы по делам ГОЧС);

- на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО (уполномоченные работники, отделы (секторы) ГОЧС).

Органами повседневного управления РСЧС служат центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы.

На территории Мурманской области органами повседневного управления являются:

- дежурные службы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области;

- дежурно-диспетчерские службы исполнительных органов государственной власти Мурманской области;



  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

  • дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

К силам и средствам единой системы (РСЧС) относятся специальные подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;

резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Информационное обеспечение в единой системе (РСЧС) осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Одним из самых распространенных видов чрезвычайных ситуаций остается пожар. В 2005 году на территории России произошло более 226 тыс. пожаров, в которых погибло более 18 тыс. человек. В 2006 году на территории Мурманской области зарегистрировано 1776 пожаров, в которых погибло 77 человек. Неудивительно, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства и регулируется законодательством особо. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в ГПС МЧС РФ.

Основным нормативно-правовым актом в области пожарной безопасности является федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», который определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России, регулирует отношения между органами власти, организациями, должностными лицами и гражданами России по обеспечению пожарной безопасности. В последнее время в закон внесены изменения, направленные на дальнейшее совершенствование системы пожарной охраны.



Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Основными задачами пожарной охраны являются:

- организация и осуществление профилактики пожаров;

- спасение людей и имущества при пожарах;

- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.



Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

- государственная противопожарная служба;

- муниципальная пожарная охрана;

- ведомственная пожарная охрана;

- частная пожарная охрана;

- добровольная пожарная охрана.

Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ.

Федеральная противопожарная служба (ФПС), помимо центрального аппарата, включает в себя:

- органы государственного пожарного надзора;

- пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

- подразделения, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

- подразделения, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Противопожарная служба субъекта РФ создается органами государственной власти субъектов РФ.

Законом Мурманской области от 29 декабря 2004 года № 587-01-ЗМО «О государственной противопожарной службе Мурманской области» создана государственная противопожарная служба Мурманской области, которая включает в себя:

- территориальные подразделения государственной противопожарной службы, созданные в целях тушения пожаров на территории соответствующих муниципальных образований (Мурманское, Кандалакшское, Кировское, Оленегорское, Кольское, Печенгское подразделения ГПС Мурманской области);


  • государственное областное учреждение Мурманской области, уполномоченное на решение задач в сфере обеспечения пожарной безопасности и организации пожаротушения на территории Мурманской области и осуществляющее координацию и управление деятельностью территориальных подразделений государственной противопожарной службы, их организационное, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение.

В целях реализации вышеуказанного закона было принято постановление Правительства Мурманской области от 29 декабря 2004 года № 406-ПП, которым создано Государственное областное учреждение «Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области».

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

В целях обеспечения пожарной безопасности федеральные органы исполнительной власти могут создавать подразделения ведомственной пожарной охраны.

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Особо следует отметить возможность создания добровольной пожарной охраны как формы участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ.

Управление, координацию и контроль в области обеспечения пожарной безопасности осуществляет МЧС России, в составе которого создано два подразделения:

- Управление организации пожаротушения и специальной пожарной охраны;

- Управление государственного пожарного надзора.

Требования федерального закона «О пожарной безопасности» получили дальнейшее развитие в соответствующих подзаконных актах - правилах и нормах пожарной безопасности. В 2003 году Приказом МЧС России № 313 были утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для всех организаций, граждан и должностных лиц.

Согласно Правилам работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение. Работники должны соблюдать требования пожарной безопасности, соблюдать и поддерживать противопожарный режим, выполнять меры предосторожности при пользовании газовыми приборами, предметами бытовой химии, проведении работ с опасными в пожарном отношении материалами и оборудованием. В случае обнаружения пожара следует сообщить о нем в подразделение пожарной охраны и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.

В соответствии с Правилами пожарной безопасности (ППБ-01-03) на каждом объекте должен быть разработан и введен соответствующим приказом руководителя объекта противопожарный режим, т.е. правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушения пожаров.

В приказе о введении противопожарного режима должны быть определены:


  • места для курения и организация их оборудования;

  • места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

  • порядок уборки горючих отходов;

  • порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и после окончания работы;

  • порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

  • порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

  • действия работников при обнаружении пожара;

  • порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также ответственные за их проведение.

Противопожарный режим на объекте устанавливается в соответствии с его пожарной опасностью.

Мероприятия противопожарного режима предусматриваются в инструкциях о мерах пожарной безопасности, разрабатываемых в соответствии с приложением № 1 к Правилам пожарной безопасности (ППБ-01-03).

Инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе Правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и иных документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий и сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкциях о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие вопросы:



  • порядок содержания территории объекта, зданий и помещений, в т.ч. эвакуационных путей;

  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, производстве пожароопасных работ;

  • порядок и нормы хранения и транспортировки взрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов;

  • места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

  • порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонение от которых может вызвать пожар или взрыв;

  • обязанности и действия работников объекта при пожаре, в том числе:

  • правила вызова пожарной охраны;

  • порядок аварийной остановки технологического оборудования, машин и механизмов;

  • порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

  • правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

  • порядок эвакуации горючих материалов и материальных ценностей;

  • порядок осмотра и проведения в пожаробезопасное и взрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

Такие инструкции должны быть разработаны на каждом объекте, а также пожароопасного и взрывоопасного участка, мастерской, цеха, склада и др.

Кроме того, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при нахождении на этаже одновременно более 10 человек должны разрабатываться планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения о пожаре. Планы (схемы) эвакуации людей должны быть вывешены на видных местах.

В зданиях и сооружениях при одновременном нахождении 50 и более человек в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре разрабатывается Инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации людей.

Такая инструкция должна составляться отдельно для дневных и ночных условий, если на данном объекте предусмотрено ночное пребывание людей (больницы, детские сады и т.п.).

Обобщенные мероприятия по действиям в случае пожара, в том числе по эвакуации людей и материальных ценностей из зон пожара, должны быть отражены в Плане приведения в готовность и действий сил и средств пожаротушения объекта.
На многих предприятиях в обязательном порядке должна создаваться собственная пожарная охрана. Пожарная охрана объекта создается решением руководителя объекта на основании лицензии, выдаваемой ГПС.

Структура и организация пожарной охраны предприятий определяется в НПБ 201-96 «Пожарная охрана предприятий. Общие требования».

Нормами пожарной безопасности (НПБ 201-96) также определено, что в тех случаях, когда согласно расчетам силы пожарной охраны на объекте могут не создаваться, вопрос об их создании может решаться руководителем или собственником предприятия при соответствующем согласовании с органами Государственной противопожарной службы.

Распоряжениями руководства субъекта РФ, как правило, утверждаются перечни предприятий и организаций субъектов федерации, на которых в обязательном порядке должна создаваться пожарная охрана.

На пожарную охрану предприятий возлагаются задачи по организации предупреждения пожаров и их тушению. Организация предупреждения пожаров включает:

- контроль за соблюдением на предприятии требований пожарной охраны;

- разработку и реализацию, в пределах предоставленной компетенции, мер пожарной охраны.

Для тушения пожаров на предприятиях, на которых в технологических процессах обращаются взрывопожароопасные, пожароопасные вещества и материалы и для их тушения требуются повышенный расход воды, применение огнетушащих порошков или газов, а также в целях обеспечения работы личного состава на высоте, пожарная охрана должна быть оснащена специальными пожарными машинами: пожарной автонасосной станцией, рукавным пожарным автомобилем, пожарным автомобилем водо-пенного тушения, автомобилем порошкового пожаротушения, пожарным автомобилем газового тушения, пожарной автолестницей (автоподъемником).

Личный состав пожарной охраны, находящийся на дежурстве, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, а также ручным пожарным инструментом, групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.

Добровольные пожарные формирования (дружины, команды) могут создаваться на объекте решением руководителя объекта.

Добровольные пожарные дружины (ДПД) предназначены для организации контроля за соблюдением персоналом объекта правил пожарной безопасности и оказания, при необходимости, помощи пожарной охране объекта при борьбе с пожарами.

На малых предприятиях на базе ДПД могут создаваться добровольные пожарные команды, выполняющие функции пожарной охраны объекта.

П. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности
Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны отражены в федеральном законе «О гражданской обороне», в соответствии с которым граждане:

- проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- принимают участие в мероприятиях по гражданской обороне;

- оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении, задач в области гражданской обороны.



В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Одновременно закон устанавливает и обязанности граждан в данной области:

- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности;

- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами зашиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в этой области;

- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В области пожарной безопасности основные права и обязанности граждан Российской Федерации установлены федеральным законом «О пожарной безопасности».

Граждане имеют право на:

- защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;

- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;

- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;

- получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

- участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

- соблюдать требования пожарной безопасности;

- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

- выполнять законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

- предоставлять возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
III. Структура, задачи, состав сил и средств

гражданской обороны и РСЧС организаций,

а также ведомственной пожарной охраны
В области гражданской обороны предприятия и организации:

- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

- осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

-создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Руководитель организации несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

К основным задачам гражданской обороны в организациях относится:

- создание системы защищенных пунктов управления, мобильной группировки сил и средств гражданской обороны, обеспечивающих решение задач по защите работников населения и материальных ценностей в мирное и военное время;

- выполнение мероприятий по повышению готовности систем централизованного оповещения работников и населения, защитных сооружений гражданской обороны, создание запасов и резервов средств и ресурсов, а также имущества гражданской обороны, внедрение современных технических средств и технологий.

Организационную основу гражданской обороны объекта составляют органы, осуществляющие управление гражданской обороной (руководитель объекта, отдел (сектор), уполномоченный работник ГОЧС, эвакокомиссия и т.д.), а также их службы, силы и средства. Организационная структура гражданской обороны крупного объекта показана на рис 2.

Организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны:

- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального значения от чрезвычайных ситуаций;

- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе формирований;

- создавать локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

- предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. (Приказ МЧС России от 23.12.2005 г. № 999, пункт 2).

Нештатные АСФ подразделяются:

- по подчиненности (территориальные и объектовые);

- по предназначению (НАСФ общего предназначения и специальные).

Нештатные АСФ общего предназначения выполняют работы, составляющие содержание аварийно спасательные работы (т. е. являются собственно спасателями), специальные НАСФ создаются для выполнения узкоспециальных задач по обеспечению проведения АСДНР.

Вид, количество и численность формирований определяются с учетом особенностей производственной деятельности организации в мирное и военное время, наличия ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования. Могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие.

Созданные формирования принимают участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, в обеззараживании населения, техники, зданий и территорий, в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, в восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах.



На каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила и порядок действий как всего персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических сетей; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; планы действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивными веществами; распорядок решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций в ночное время или в непогоду.


Далее следует сообщить обучаемым о состоянии ГО и объектового звена РСЧС на конкретном объекте, об основных силах и средствах организации и ведомства, о местонахождении защитных сооружений и т.п.; ознакомить с локальными нормативными актами по данным вопросам.

Желательно также дать основные сведения о системе РСЧС города (района), о том, куда обращаться при пожарах, при возникновении или предположениях о возникновении других чрезвычайных ситуаций, телефоны соответствующих организаций и т. п. (можно оформить в виде раздаточного материала).


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница