«нлп в политическом pr»



Скачать 145.28 Kb.
Дата21.04.2016
Размер145.28 Kb.


«НЛП в политическом PR»

А.А.Фаррахова, Казанский федеральный университет

Научный руководитель: д.пед.н., профессор Т. Т. Сидельникова
Политическая власть всегда находится в руках немногих - олигархии, политической элиты или политического класса. Власть одних предполагает подчинение других. В стабильных социальных системах властное управление и подчинение власти осуществляются посредством манипулирования, внушения и силового принуждения. Таким мощным средством манипулирования является НЛП.

В «Большом толковом психологическом словаре» дано следующее определение: «НЛП – методика, разработанная для влияния и изменения поведения и убеждений индивида» [1].

Сегодня НЛП является прикладной комплексной дисциплиной, разработанной на стыке психологии, лингвистики, неврологии, культурологи и социологии. НЛП обеспечивает современные области бизнеса, такие как реклама, менеджмент, работа с кадрами, PR специальными знаниями и приемами. Также НЛП помогает обогатить общение с другими людьми, ускорить карьерный рост, сохранить теплые отношения в семье и многое другое. Особый интерес представляет НЛП для политической сферы общества, а именно в профессиональной деятельности политиков, практике политического PR. В условиях информационного общества эффективность любой деятельности, в том числе политических связей с общественностью, во многом определяется успешным использованием стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Традиционно применяемые в политике приёмы и методы связей с общественностью постоянно совершенствуются вместе с диверсификацией информационных возможностей и коммуникационных ресурсов. 

В течение многих лет обсуждают, является ли НЛП наукой или нет. Многие сторонники НЛП продолжают называть авторов НЛП «учеными» и используют такие термины, как «наука», «технология» «передовая психология» чтобы продвинуть свои идеи и выгоднее продать НЛП». Наряду с положительными отзывами, НЛП получает львиную долю критики психологов, специалистов по менеджменту, лингвистов, психотерапевтов по разным причинам: несогласованность, культовые характеристики, неэтичность, распространение запрещенных заявлений и неэффективность. Другие ученые считают НЛП псевдонаукой, говоря, что «НЛП – это полусырая смесь популярной психологии и псевдонауки, которая использует жаргонную лексику, чтобы скрыть тот факт, что оно основывается на банальных, если не неверных, предположениях». Большинство данных в пользу НЛП, которые приводят его сторонники, кажутся необоснованными, неподтвержденными или просто смешными. Согласно требованиям науки, НЛП распространяет неправильные методы, неточные и неэффективные, разрабатывает технологии, которые не имеют ничего общего с моделями или источниками этих моделей, а также делает заявления о концепциях и восприятии, которые не поддерживаются наукой. Следует признать тот факт, что в настоящее время, НЛП не в состоянии представить соответствующие научные доказательства эффективности методов и обоснованности концепций. Но нельзя не согласиться с тем, что многие техники и методы НЛП действительно работают.

Изначально методы и техники НЛП были направлены на достижение специфических целей (например, оказания психологической помощи), но на сегодняшний день НЛП процессы носят манипуляционный характер. НЛП в подавляющем большинстве случаев является воздействием на людей с целью что-либо изменить. Поэтому важно определить нравственные границы его применения, то есть его экологичность. Экология в НЛП занимается отношениями человека к своему естественному, социальному и искусственному окружению, чтобы ответить на вопрос, как та или иная цель или изменение повлияет на эти отношения и окружение. В том случае, когда какое-либо действие является губительным либо подчиняющим его волю и сознание настолько, что человек не может сам вернуться в исходное состояние, то это действие считается неэкологичным и не имеет места быть применённым. В свою очередь это ставит вопрос о нравственной ответственности тех, кто владеет техниками НЛП, о границах его применения.

В связи с этим, этические требования в использовании НЛП возросли. НЛП процессы направлены на работу по изменению сознания. Изначально методы и техники НЛП были направлены на достижение специфических целей (например, оказания психологической помощи), но на сегодняшний день НЛП процессы носят манипуляционный характер. НЛП в большинстве случаев является воздействием на людей с целью что-либо изменить. Поэтому важно определить нравственные границы его применения, то есть его экологичность. Экология в НЛП занимается отношениями человека к своему естественному, социальному и искусственному окружению, чтобы ответить на вопрос, как та или иная цель или изменение повлияет на эти отношения и окружение. В том случае, когда какое-либо действие является губительным либо подчиняющим его волю и сознание настолько, что человек не может сам вернуться в исходное состояние, то это действие считается неэкологичным и не имеет места быть применённым. В свою очередь это ставит вопрос о нравственной ответственности тех, кто владеет техниками НЛП, о границах его применения.

Одной из главных заслуг НЛП является специально разработанный язык, позволяющий объективно записывать субъективные мыслительные стратегии людей, а именно: какие субъективные процессы протекают в организме человека, в результате которых он создает тот или иной шедевр, принимает решение, убеждается или разубеждается в чем-то. На основе наиболее эффективных и объективных элементов НЛП создает модели, которые могут быть переданы другим людям. Если у какого-либо человека существует очень эффективная стратегия запоминания информации, то созданная на ее основе модель может позволить другому человеку научиться делать это так же хорошо.

Речь человека отражает, какой репрезентативной системой он пользуется. При получении информации о внешнем мире мы опираемся на наши органы чувств - весь опыт человека фор­мируется на основе зрительных, слуховых, вкусовых, тактильных и обонятельных ощущений. В НЛП эти модальности называются репрезентативными системами. Эти пять сенсорных систем выполняют не только сбор информации, но и активируют воспоминания для выработки по­ведения. Эту деятельность осуществляет централь­ная нервная система. Мозг кодирует информацию в том же виде, в каком мы получаем ее от наших орга­нов чувств.

Авторы НЛП утверждают, что люди имеют различные репрезентативные системы (модальности): визуальную, аудиальную и кинестетическую. Используя эти знания, коммуникатор может воздействовать на человека, используя слова-ключи (или же предикаты) его репрезентативной системы.

«Предикаты – то, что мы утверждаем о предмете разговора; основанные на ощущени­ях слова, указывающие на определенную репре­зентативную систему» [2]. Предикаты бывают специфическими (характерные для какой-то одной репрезентативной системы) и неспецифическими) не относятся к какой-либо одной сенсорной системе. В Таблице 1 приводятся специфические и неспецифические предикаты.

Таблица 1

Специфические и неспецифические предикаты



Визуальные

Светлый, блестеть, ослеплять, колоритный, мерцать, графический, уставиться, появляться, цветной, белый, рассматривать.

Аудиальные

Пронзительный, гармоничный, журчание, немой, глухо, звон, эхо, громкий, объявлять, шептать, ритмично

Кинестетические

Лихорадочный, жаркий, давящий, дрожать, радоваться, ласковый, гладко, сухой, прижиматься

Неспецифические

Понимать, верить, знать, сознавать, интересоваться, одинаковый, различный, осуществлять, сознающий, догадываться, помнить, думать

Кроме слов-предикатов мы можем использовать другие индикаторы текущей репрезентации, а именно ключи глазного доступа (глазные сигналы доступа). Глазные сигналы доступа - это движения глаз в определенных направлениях, указывающие на визуальное, аудиальное или кинестетическое мышление (обработку информации). Если предикаты, указывающие на репрезентативную систему, относятся к области сознания, то движения глаз обычно не осознаются. Движение глаз влево указывает на воспроизведе­ние по памяти слов. Движение глаз вправо - на конструирование предложений. Если человек смотрит вниз и влево, он ведет внутренний диалог - обычно о важных ценностях и принципах. Когда смотрит вниз и вправо - получает доступ к кинестетическим дан­ным и эмоциям

Процесс общения профессионального коммуникатора можно разделить на три части:

1. Калибровка - процесс определения ведущей репрезентативной системы и глазных сигналов доступа. Точная калибровка требует сенсорной остроты - способности замечать даже незначительные изменения в: движении глаз, цвете кожи, частоте и глубине дыхания, громкости и темпе речи, мимике, жестикуляции, положении тела.

2. Подстройка. Задача подстройки – увеличить доверие и достичь состояния раппорта. При коммуникации повышение уровня доверия обычно нужно для достижения состояния раппорта. Установить раппорт — это означает «присоединиться» к другому человеку, подстраиваясь к языку его телод­вижений чутко и с уважением. Подстройка - это не подражание, которое заметно, преувеличенно и без разбора копирует движения другого человека, что часто считается оскорбительным» (как пере­дразнивание) [3].

Люди, находящиеся в раппорте, со­ответствуют друг другу в позах, жестах и взглядах. Например, к движениям руки собеседника можно подстроиться слабым дви­жением кисти, к движению тела — соответству­ющими движениями головы. Можно подстроиться к основной позе собеседника, к частоте дыхания и моргания глазами.

Существуют различные виды подстройки, которые можно свести в Таблицу 2.

Таблица 2

Виды подстроек


ТЕЛО

Поза.


Движения.

Мимика.


РИТМ

Дыхание.


Ритмические движения.

Моргание.



ГОЛОС

Тембр.


Интонации.

Высота голоса.



РЕЧЬ

Предикаты.

Время.

Врата Сортировки.


Подстройка и раппорт дают прямой канал воздействия на подсознание в виде подражательного поведе­ния на невербальном уровне. И как результат — скры­тое управление на подсознательном уровне.

3. Ведение. «При ведении вы постепенно меняете собственное поведение (продолжая поддерживать раппорт) таким образом, чтобы собеседник интуитивно подстраивался к вам, «следовал» за вами. Иначе говоря, при присоединении вы следуете за собеседником, чтобы установить раппорт. Добившись раппорта, вы начинаете вести его за собой» [4].

Одной из самых распространенных техник НЛП является рефрейминг. Слово образовано от глагола reframe, что может означать и замену рамки картины, и, наоборот, замену картины в рамке. Обычно, при переводе на русский, применяют слово «переосмыслить» изменить смысл чего-то, тем самым изменяя восприятие и позицию, и открывая новые возможности»» [5]. Существует два основных вида рефрейминга:

1) Рефрейминг контекста - это изменение контекста утверждения с целью придать ему иной смысл. Например, злость и жадность - негативно окрашенные слова, но если их перенести в другой контекст спортивная злость и жадность к знаниям, то они меняют свое значение.

2) Рефрейминг содержания – это придание утверждению другого смысла путем фокусирования внимания на другую часть содержания: «Что еще могло бы это значить?» Рефрейминг содержания не меняет самого поведения, он меняет только отношение, в результате чего меняются и желания человека Так, если событие/слово переименовать, оно изменит свой смысл. Например, если слово «шпион» заменить синонимом «разведчик», то оно приобретет положительный оттенок. Высказывания: Это не поражение, а просто еще один жизненный урок, Это не проблема, а задача, которую нужно решить - можно часто услышать от политических лидеров.

Следующее понятие, которое целесообразно рассмотреть - якорь. В НЛП «Якорь (anchor) – конкретный шаблон поведения или входной сигнал восприятия, связанный с определенным внутренним состоянием. Например, прикосновение к какой-то части тела может быть якорем для определенного ощущения. Якоря можно использовать для связи или обозначения субъективных состояний с помощью простых шаблонов поведения, например жестов, тона голоса, и так далее. Таким образом, простым стимулом можно возвращать определенные состояния»» [6].

«Якорем может быть любое слово или восприятие (ощущение) - визуальное, аудиальное, кинестетическое, обонятельное, вкусовое»» [7]. В соответствии с этим выделяют следующие виды якорей:


- аудиальные. Для удобства все аудиальные якоря можно разделить на два типа: голосовые и звуковые. Голосовые ставятся определенным характерным голосом. Речь идет об интонации, высоте, скорости» [8].

- визуальные. Им может стать фотография, картинка, предмет определенного цвета, опреде­ленное освещение, поза, жест или даже выражение лица» [9].

- кинестетические. В качестве кинестетического якоря выступает некоторое ощущение, которое можно связать с выбранными ресурсами: похлопывание по спине, плечу или пожатие руки. В группу кинестетических якорей можно так­же отнести сравнительно редко используемые запах и вкус (олфакторные и густаторные ощущения).

-пространственные. Работают они почти так же, как и обычные, но здесь в качестве якоря используется местоположение человека или предмета в пространстве. Примером может послужить перемещение депутата некой партии из угла в угол зала, который рассказывает о настоящем и будущем нашей страны, и одинаково позитивно высказывается обо всех партиях. При этом рассказ о партии, к которой он принадлежит, ведется в правом углу зала, рассказ о других партиях - в левом. Рассказ о хорошем будущем страны – в правом, о плохом настоящем нашей страны - в левом. Как было отмечено выше, правое ассоциируется с будущим.

Особое внимание уделяется метаязыку при изучении выступлений политических лидеров. В энциклопедии «Традиция» понятие «метаязык» расшифровывается следующим образом:

1) Метаязык — это язык для описания языка, средствами которого описываются и исследуются свойства некоторого другого, предметного (объективного) языка. Язык может являться своим же метаязыком (например, для описания русского языка можно использовать тот же русский язык).

2) Метаязык — это язык, в котором сообщения, кроме основного, имеют дополнительный смысл. Иногда основной смысл теряет всякое значение.

Например, местоимение «я» говорит о самоуверенности говорящего: «В своем первом новогоднем послании к французскому народу Саркози 48 раз употребил местоимение «я». Тогда как Ширак за все время своего президентства не употребил его ни разу». Можно сделать вывод, что «Саркози словно король, и Франция - это он сам»» [10].

Слово «мы/мой/наш» говорит об эмоциональной вовлеченности говорящего. Фраза «В настоящее время наша страна испытывает серьезные трудности в связи с инфляцией и экономической рецессией» показывает эмоциональную вовлеченность, и наоборот, если сказать «В настоящее время Россия испытывает серьезные трудности в связи с инфляцией и экономической рецессией», говорит о том, что это проблемы государства, а не лично говорящего.

Модальный оператор должен является одним из самых распространенных манипуляторов. Слова Б.Ельцина «Россия будет самостоятельна во всем, и ее решения должны быть выше союзных» вызывают ощущение, что он должен всей стране» - услышав встроенную команду, человек начинает делать то, что по опасности и риску не соответствует необходимости, например, 20 лет назад любой руководитель, директор макаронной фабрики, которому говорили: «Ты должен выполнить план к понедельнику» мог умереть от инсульта, не выдержав груза «макаронных ожиданий» всей страны.

В PR-кампаниях обычно рассчитывается возможность неверного истолкования и неправильных ассоциаций: например, "старый" можно трактовать как "мудрый", а можно как "больной". Для этого сначала изучается язык политического пространства: анализируются все возможные формулировки, эпитеты, обещания. Их складывают в некие пучки, чтобы понять, какие из этих объектов мышления между собой связаны, а какие нет.

Применение метода изменения размеров фрейма позволяет показать ситуацию шире и глубже, а не просто связывать ее с конкретным результатом в определенных рамках. Размер фрейма может меняться при использовании слов, предполагающих рамку большего размера что позволяет менять оценочную установку на ситуацию. Это можно пронаблюдать в новогоднем поздравлении Б.Н. Ельцина 1998 года: «Хочу лишь отметить, что не все из намеченного у нас получилось. Но уверен: обязательно получится уже в следующем году». Здесь «не все получилось» (негативная установка) нивелируется за счет фокусирования внимания на будущем.

«Надеюсь» – умный способ скрыть свое мнение. Хорошо известный политик недавно сказал: «Надеюсь, что налоги до конца года увеличены не будут». Слово «надеюсь» означало «при нормальной ситуации» и выражало пожелания говорившего, хотя, по всей вероятности, он этого и не ожидал. В переводе его слова прозвучали бы так: «При нормальных условиях я бы не хотел повышать уровень налогообложения, но скорее всего это произойдет». Через два месяца после этого заявления были введены налоги на пенсии и пособия.

«Если бы метаязыка не существовало, не было бы и политиков, а если бы они и были, то сказать бы они ничего не смогли». Целью политического метаязыка является создание непробиваемой стены из слов, которых никто не понимает, но в то же время создание хотя бы полуинтеллигентного образа»» [11].

Большинство политических программ строятся на базе Милтон-модели. Милтон-модель - набор паттернов языка для влияния на субъективный опыт другого человека. Употребление слов и построение семантически неправильных предложений может быть полезно как средство присоединения к внутренним представлениям собеседника и плавного изменения их. Милтон-модель является базовым инструментом создания транса в гипнозе. Язык Милтона отвлекает сознательное мышление, обеспечивая доступ к подсознанию и всем его ресурсам.

Основу Милтон – модели составляют паттерны. Паттерны - это языковые шаблоны, построенные при помощи слов с абстрактным и неконкретным содержанием. Можно выделить следующие виды паттернов Милтон-модели: паттерны пропуска информации и паттерны семантической неправильности или паттерны встраивания утверждений. Паттерны используются при конструировании трюизмов.

Трюизм - это самое очевидное утверждение, т.е. утверждение, которое находится в строгом соответствии с действительностью, банальная истина. Посредством трюизмов можно маскировать определенные инструкции под рассуждения и применять для того, чтобы вызвать необходимую поведенческую реакцию. Например, «Люди умеют забывать то, что они знают, Казань– столица Татарстана» или «В нашей стране вечно что-нибудь не в порядке.»

Сила применения трюизма в политической коммуникации в том, что с ним нельзя не согласиться. За счет этого у аудитории на подсознательном уровне фиксируется согласие с коммуникатором, которое переносится и на другие его высказывания. Здесь работает так называемое «правило Сократа» или «эффект трех «да».

Когда мы соглашаемся с первой фразой, на подсознательном уровне дается сигнал о том, что в ближайшее время противостояния с собеседником не предполагается. Наш организм, который ориентирован на экономное расходование сил, сразу расслабляется. Таким образом, расслабив собеседника с помощью нескольких «да», мы уменьшаем его настрой к сопротивлению в главном вопросе. Трюизм взывает определенное доверие к последующим утверждениям: «В стране разгул коррупции! (у аудитории складывается впечатление, что ей говорят правду, следственно, у нее складывается мнение, что этому кандидату можно верить).

Для этой цели очень часто используют поговорки или пословицы, известные всем с детства типа: «Без труда не вынешь рыбку из пруда» или «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Они просто по привычке воспринимаются нами как истина: «Кто рано встает, тому бог дает. Если вы придете ночью или рано утром, то вы сможете проголосовать за нашего кандидата».



Применение НЛП в политической сфере имеет определенные особенности, такие как: использование практически всего спектра потенциальных объектов воздействия; предельная скрытность (таинственность) упрощение (огрубение) базовых процессов нейролингвистического программирования: калибровки, рапорта и т.д.; систематическое нарушение ключевого принципа нейролингвистического программирования – «экологичности», высокий уровень циничности инициаторов использования технологий, зависимость частоты и интенсивности применения технологий НЛП от уровня политического противостояния, отсутствие адекватной оценки обществом фактов использования приемов и методов нейролингвистического программирования в политической борьбе.
ЛИТЕРАТУРА

1. Большой толковый психологический словарь. / Под ред. Ребер А. - М.: Вече, АСТ, 2000

2.Боденхамер Б. НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП/ Боденхамер Б., Холл М. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

3. О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование/ Пер. с англ. – Челябинск: Версия, 1997.

4. Олдер Г., Хэзер Б. НЛП. Вводный куре. Полное практическое руководство. Пер. с англ. - К.: София, 2000.

5. Молден Д. Менеджмент и могущество НЛП. Как опередить конкурентов с помощью НЛП. - Киев, 1997.

6. Фанч Ф. Пути преобразования: Учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям/ Пер. с англ.—Киев: Д. А. Ивахненко, 1997.

7. Эльмайнович В.И. Нейролингвистическое программирование (методическое пособие для начинающих) Часть1. Терапия. – СПб.: Лад, 1994.

8. Любимов А. Мастерство Коммуникации. Часть 2. – СПб.: КСП+ ,1999.

9. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер - 2001.

10.Вишневскиий Я. Л., Домагалик М. Между строк/ пер. с пол. Ю Чайникова, Э.Э. Гараевой. – СПб.: Азбука, 2010.

11.Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. Москва, Эксмо  2006.



The political power is always in the hands of small groups such as an oligarchy, a political elite and a political class. The power of ones implies subordination of others. In stable social systems the power management and the submission to the authorities are made by using different instruments of manipulation. So powerful instrument is NLP.



Каталог: conf -> docs
docs -> Электронно-образовательные ресурсы и их роль в повышении качества географического образования
docs -> Хито штейерль булахова Алина Игоревна
docs -> К вопросу об изучении поэтических атрибутивных словосочетаний в иноязычной аудитории
docs -> Визуальная самопрезентация личности в сети интернет (о некоторых гипотезах в развитии темы) Сергеева Ольга Вячеславовна
docs -> Ноздрина Н. А
docs -> Современная корпоративная пресса: традиции и инновации
docs -> Информационный бум охватил все слои общества, включая и детей дошкольного и школьного возраста. Нельзя жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет
docs -> Эффективность телевизионной рекламы
docs -> «Евразия молодая-2015»
docs -> В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница