Николаева Оксана Николаевна



Скачать 181,04 Kb.
Дата11.06.2016
Размер181,04 Kb.
Анкетные данные автора:

автопортрет.jpg

Николаева Оксана Николаевна ,1977 г. р.- клинический психолог, психоаналитик, арт-терапевт;

Общий стаж работы психологом -3 года;

-Образование :

-Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова - клинический психолог, преподаватель психологи ;

-Южноукраинское психоаналитическое общество- психотерапевт психоаналитического направления;

-Арт-терапевтическая ассоциация- Арт-терапевт.

На данный момент ,работаю практическим психологом в Одесской общеобразовательной школе № 78 и занимаюсь частной практикой.

Арт-терапевтическая мастерская «Радуга»



радуга.jpg.

Актуальность

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, активным, целеустремленным, открытым всему новому, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Именно поэтому в системе образования все больше и больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Способность мыслить творчески делает ребенка более раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.

На мой взгляд психолог в своей работе должен уделять большее внимание развитию креативности и творческого потенциала ребенка, так как это является одним из эффективных методов коррекции и развития. Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом.

Я хочу предложить такую эффективную форму работы, которая позволяет в творческом пространстве объединить детей с различной проблематикой одновременно -Арт-терапевтическую мастерскую.

На мой взгляд, мастерская арт-терапии является  доступной и эффективной. Она соответствует возрастным особенностям детского и подросткового контингента и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия не навязывает ребенку «внешних», «механических» средств разрешения его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы.

Групповая арт-терапия:



  • позволяет развивать социальные навыки;

  • позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;

  • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;

  • развивает навыки принятия решений.

Арт-терапевтические занятия дают огромные возможности для развития креативного мышления и творческих способностей детей.

Введение в Арт-терапию, теоритическое подкрепление.

Арт-терапия, как естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивалась как комплекс психотерапевтических методик с 1940х годов под эгидой аналитической психологии К. Г. Юнга. Однако, еще З. Фрейд говорил об искусстве, как средстве проекции вытесненных и подавленных переживаний, сублимации негативной энергии в творчестве.

Согласно психоаналитической концепции с помощью арт-терапии становится возможным выстраивание «моста» между бессознательным и сознанием, интерпретация бессознательных тенденций в виде творчества.

С точки зрения представителей классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, легенды и мифы, являются символический язык ,наиболее адекватным для выражения содержаний личного и коллективного  бессознательного, гораздо более точным и емким, чем слова.

Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества, который имеет дело с проявлением глубинных возможностей человека, создает образы из бесформенных материалов.

Психика ребенка в ее предсознательном состоянии является не чем иным, как tabula rasa; в ней заложена наследственность, человеческие инстинкты, а также некий первоначальный фундамент функций более высокого порядка. На этой основе возводится «Я». Существование этой основы имеет принципиальное значение. В сравнении с ней даже внешний мир представляется чем-то вторичным, ибо этот мир в случае, если психика утрачивает способность устанавливать контакт и с ним взаимодействовать, теряет для него какое-либо значение. По мнению К. Г. Юнга психика человека исцеляется в определенных условиях, творческое пространство, является условием для самоисцеления. Современный человек (техногенный и логически мыслящий) в определенных условиях обращается к более ранним - символическим, образным формам мышления и перерабатывания информации.



Значение арт-терапии

  1. Арт-терапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.

  2. Арт-терапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арт-терапии - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности.

  3. Арт-терапия – творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: "Кто я и что я? Что такое мир, в котором я живу?" Творчество - это и есть путь, на котором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

  4. Арт-терапия – как способ социальной адаптации. Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения ,более успешно строить свою жизнь.

  5. Арт-терапия, как метод – безболезненна, не имеет ограничений, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе, бизнесе...

  6. Арт-терапевтические техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогают обходить цензуру сознания, вызывают массу удовольствия, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

  7. Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

  8. Арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.

  9. Интеграция различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленного изменения личности. Человек открывает общие закономерности творческого процесса, как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно – искусство жить. Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, достаточно широк: внутри - и межличностные конфликты, кризисные состояния, в том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства и др.

  10. Арт-терапия применяется в консультировании и терапии взрослых, детей и подростков, индивидуально и в группе. Кроме того, одной из важнейших задач арт-терапии является восстановление невротически нарушенных связей между аффектом и интеллектом, развитие целостности личности, обнаружение личностных смыслов через творчество.

Терапия творчеством использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Творческая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи.

Свойства основных изобразительных материалов были детально изучены арт-терапевтами, что позволило понять, какие реакции они вызывают у человека и какого рода образы позволяют создать. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор.

Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:



Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации проблемы личности.

Цели, задачи программы Арт-терапевтической мастерской «Радуга».

Цели Арт-терапевтической мастерской: создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и подростков и гармонизации их личности.

Программа направлена на решение следующих  задач:


  • развитие творческого мышления, воображения, креативности;

  • создание условий для самопознания и самовыражения;

  • развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

  • снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;

  • развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;

  • развитие навыков рефлексии.

При реализации программы используются такие техники работы, как:

  • изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия);

Монотиипия (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) - одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность (на станке) или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.

Сегодня монотипия является не только инструментом творчества, но так же педагогики и психологии, поскольку занятия подобным творчеством  развивают детскую фантазию и пространственное мышление. Эта техника будет полезна для всей семьи – детям очень понравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось, - ну а взрослых она не может не очаровать своим многообразием, и заодно поможет лучше узнать себя.



Монотипия в психологии

http://pics.livejournal.com/my19edwin/pic/002gzd36/s640x480

Яркий пример монотипий – пятна Роршаха, известный психодиагностический тест для исследования личности. Он был создан швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом в 1921 году, и состоит из десяти цветных и чёрно-белых монотипий. Человеку предлагают взглянуть на чернильные кляксы и по-своему их интерпретировать. В этом тесте не существует неправильных ответов – но на основе ответов психолог может довольно точно представить себе особенности душевной организации испытуемого. Изображённые на карточках фигуры на самом деле не отображают ничего конкретного – они лишь служат стимулами для свободных ассоциаций, то есть первых слов, идей или образов, которые приходят в голову.



  • сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);

  • мандалотерапия (рисование в круге, плетение мандал из ниток);

Мандалы — это своеобразные картины мира, выражающие внутренний мир человека. В древности индейцы закладывали в эти плетеные узоры целые рассказы и образы, и один индеец, взяв в руки работу другого своего соплеменника, мог буквально «прочитать» мандалу по цветам и орнаменту, воспроизвести заложенный в нее образпочти слово в слово.

Считается, что плетеные индейские мандалы родом из Центральной и Южной Америки. Такие мандалы плели индейцы племени Уичоль, проживающие на части территории современной Мексики. Индейцам Уичоль пришлось трудно, когда испанцы начали теснить их с родных земель, когда европейцы стали осваивать Америку. Наступили нелегкие времена гонений и переселений индейских племен, в течении которых многие из ценнейших навыков в искусстве были подзабыты или утеряны, и сейчас о плетении мандал, а главное, о сокровенной его части, почти не помнят. Поэтому в свой амулет  сегодня каждый вложит то, что пожелает.

Мандала — это санскритское слово.Сами индейцы называли свои изделия OjodeDio — «Божий Глаз», а на языке уичоль использовалось слово Sikuli — «Власть видеть сокрытое» или, другим словом- ясновидение. Самые простые мандалы умели плести и дети: их изделия часто вешали в видном месте, считая, что сделанная детскими руками мандала несет в дом благословение и что Бог следит за миром и оберегает семью через эти работы. Плетение же больших сложных мандал было настоящим искусством.

Если научиться делать качественные Ojos руками можно было достаточно быстро, то вот наука работы мыслями в этом процессе постигалась годами. В некоторые мандалы индейцы могли заложить целое повествование, выражая словаа и предложения цветами и узорами, их сочетаниями и переплетениями. Говорят даже, что один индеец, взяв в руки мандалу своего собрата, мог, читая мандалу от центра, практически дословно воспроизвести заложенный в нее образ. То есть считать с узоров то, о чем думал мастер в момент плетения. К таким умениям — верно закладывать и верно считывать — шли годами».



  • музыкотерапия (прослушивание различной  музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии)

Звуковые соотношения, рассматриваемые в человеческой культуре как гармоничные, обнаруживаются и в мире природы. Имеется немало свидетельств этологов, и особенно орнитологов, о «музыкальных» животных и птицах. Некоторые из них исполняют хроматические и диатонические гаммы, мелодические построения с аранжировкой и даже аккомпанементом, а кроме того, способны и к неподражаемой импровизации. Опыты работы с животными и птицами показывают, что последние чрезвычайно отзывчивы на «музыкальное общение» с человеком, поддерживают «звуковую игру чувств», подключаясь к исполнению и вступая в сотворчество с музицирующим импровизатором. Возможность взаимопонимания человека и других живых существ обнаруживает себя на уровне эмоционального сопереживания. Очевидно также и то, что звук в мире природы является средством коммуникации, передачи некоторого сообщения путем сигнализации.

Что же заставляет человека заниматься музыкой, цели которой вряд ли можно уразуметь с чисто утилитарно-практической точки зрения? Является ли музыкальное искусство только лишь средством отдыха, развлечения, «несерьезной игрой»? Или может быть потребность в самовыражении звуковым способом коренится в биологической природе человека? Не передается ли тогда через движение мелоса некоторое «сообщение», как это имеет место у зверей и птиц? По-видимому, если и можно говорить об идейном содержании музыки, то во всяком случае не в словесно-понятийном смысле. «Содержание» музыкального произведения не то же самое, что и «содержание» научной статьи. Что же такое смысл в музыке, что в ней «содержится» и в чем заключается «понимание» музыкального произведения?

Какой же смысл доходит до слушателя? Именно тот, который он сам вкладывает в обволакивающую его стихию звуков, ибо и слушатель является творцом музыки, порождая сознательно или спонтанно свои чувственные представления

Согласно древним представлениям, музыка делится на человеческую, инструментальную и мировую — космическую. Подлинный музыкант — это тот, кто может настраиваться на космический лад посредством музыки и постигать законы мироздания. Попробуем отвлечься от метафоричности и красочности высказываний о музыке и попытаемся найти те реальные когнитивные основания, заложенные в самой природе человеческой психики, благодаря которым возникали и осознавались представления о музыке как философии.



  • лепка из глины, соленого теста, пластилина;

  • аппликация, макетирование, коллаж и пр.

Занятия в Арт-терапевтической мастерской способствуют решению следующих проблем: агрессивность, демонстративность, накопление отрицательных эмоций вследствие сложных жизненных ситуаций для ребенка, страхи, повышенная тревожность, заниженная самооценка, пассивность, апатичность, социальная дезадаптация, сложности в общении со сверстниками и/или взрослыми, психосоматических заболеваний  и пр.

Организация занятий Арт-терапевтической мастерской «Радуга» .

Предлагаемый вариант программы рассчитан на 10 занятий продолжительностью 2- 2,5 часа 1 занятие). Занятия проводятся один раз в неделю.

Желательно, чтобы занятия вели два специалиста (психолог и психолог; психолог и педагог), что позволяет осуществить более эффективную помощь детям: оказать внимание одновременно нескольким участникам, быстро организовать необходимое простанство для творчества (расставить, убрать нужные материалы), не упустить некоторые важные моменты и особенности поведения детей.

Оптимальное количество участников -  8 — 10 человек. Группы формируются в соответствии с возрастом детей: младшие школьники (8-11 лет), подростки (12-16 лет).

Помещение для проведения занятий должно иметь рабочую зону (столы) и свободную зону для упражнений.


Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:

  • развитие воображения, творческого мышления (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам. У участника появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций).

  • выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость и др.);

  • самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);

  • социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).

Каждое занятие строится по единому принципу:

  • Заполнение «радуги настроения» (настроение с которым пришел ребенок на занятие выраженное в цвете и обозначенное словами);

  • Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);

  • Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);

  • Реализация арт-техники и обсуждение продукта ;

  • Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);

  • Обозначение в «радуге настроения» состояния в конце занятия выраженное в цвете и обозначенное словами);

  • Ритуал прощания.

Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

Ограничения и противопоказания



  • дети с тотальным недоразвитием высших психических функций;

  • дети с психопатоподобным поведением;

  • дети с текущими психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения) и психопатоподобным поведением.

Предполагаемый результат

На выходе участники повышают уровень креативности и творческих способностей, осознают ценность собственной личности, формируют позитивное самоотношение, повышают уверенность в себе, снижается психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности, формируется умение эффективно общаться с другими.

Анализ «радуги настроения», аналогичен анализу проэктивной методики Люшера,показывает актуальное состояния участников в начале занятий и по окончанию.

Анализ результатов анкетирования родителей показывает, что большинство респондентов видят положительные изменения в своих детях. Все родители отметили позитивный опыт занятий в арт-терапевтической студии для своих детей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Тема

Основная используемая техника

арт-терапии

Количество занятий

 


1.

Волшебные краски

Изотерапия

1

2.

Монотипия

Изотерапия

1

3.

Рисунок в круге «Мандала»

Мандалотерапия, изотерапия

1

4.

Индейские мандалы

Мандалотерапия

1

5.

Чудеса из теста

Лепка из теста

1

6.

Маски

Изотерапия

1

7.

Я в натуральную величину

Изотерапия

1

8.

Рисуем музыку

Изотерапия, музыкотерапия

1

9.

Коллаж «Какой Я»

Изотерапия, аппликация, коллаж

1

10.

Герб моей семьи

Изотерапия, аппликация, коллаж

1





































Подробное описание 10 занятий Арт-терапевтической мастерской прилагается

в дополнительном файле

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Программа арт-терапевтической мастерской «Радуга» разработана и апробирована в 2013 в учебном центре «Фонтан" г. Одесса .



Целью программы является создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и подростков  и гармонизации их личности. Главной особенностью мастерской является ее открытость для новых участников одновременно с различной проблематикой: от тревожности и неуверенности в себе до профилактики и в комплексе лечения психосоматических заболеваний .Творческая атмосфера является благоприятным условием для оказания психолого-педагогической поддержки нуждающимся детям. Развитие творческих способностей делает ребенка устойчивым к негативным воздействиям, адаптивным, уверенным в себе, гибким.

За время своего функционирования мастерская получила положительные отзывы от ее участников, детей и подростков, а так же родителей и специалистов. Она показала высокую эффективность по результатам диагностики. Занятия способствуют повышению самооценки, снятию эмоционального напряжения, развитию креативности и творческого мышления ,профилактике и лечению психосоматических заболеваний.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница