«Нетрадиционные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольного учреждения»



Скачать 20,38 Kb.
Дата15.12.2020
Размер20,38 Kb.

«Нетрадиционные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольного учреждения»

Аннотация. В данной теме рассматриваются нетрадиционные формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации, их сущность, методический потенциал, особенности применения.

Ключевые слова: творческие микрогруппы, деловая игра, дискуссия, круглый стол, брифинг, эстафета педагогического мастерства, тематические (методические) выставки, музыкальный салон, дебаты, литературная газета, художественная копилка, творческая гостиная, смотр-конкурс, коучинг.

Дошкольное образовательное учреждение — основополагающая ступень в структуре системы образования. В условиях быстро развивающейся инновационной образовательной деятельности именно от него зависят интенсивность процессов и результатов обновления содержания дошкольного образования. В таких условиях требуется обновление управления педагогическими кадрами ДОУ, что, в свою очередь, предполагает изменение содержания методической работы. Сегодня практика управления дошкольным образованием, по мнению А. Н. Морозовой, определяет наличие системы методической работы, обладающей возможностью решать образовательные проблемы в русле изменившихся социально-культурных ценностей и приоритетов: осуществлять дифференцированный, системный подход к организации работы с воспитателями; учитывать их индивидуальные способности, возможности, профессиональные запросы; развивать творчество и инициативу каждого члена педагогического коллектива; создавать условия для вариативности образования; стимулировать образовательные инициативы. С этой целью многие современные руководители детских садов применяют нетрадиционные (инновационные) подходы к организации методической работы с кадрами.

Творческие микрогруппы - перспективная форма методической работы по освоению передового опыта и разработке инновационных идей. Это добровольные объединения нескольких педагогов с учетом психологической совместимости, творческих интересов, где главное внимание уделяется поисково-исследовательской деятельности по определенной тематике. Имеет следующую деятельностную структуру:

изучение вопроса;

подготовка информации;

обмен мнениями, выбор оптимальных вариантов;

внедрение в практику своей работы;

обобщение результатов опыта, творческий отчет.

Деловая игра — форма организации деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленных на решение управленческой, производственной, учебной задачи. Предполагает наличие определенных компонентов:

• проблемы;

• имитации реальной ситуации;

• реального различия интересов, мнений, точек зрения участников, соблюдения игровых правил;

• игрового стимулирования.

Дискуссия относится к интерактивным формам методической работы и позволяет рассмотреть, исследовать, обсудить актуальные спорные вопросы с точки зрения каждого члена педагогического коллектива. Имеет разнообразные формы проведения:

• «панельная» дискуссия (намеченную проблему обсуждают представители команд);

• форум (аналогичная форма обсуждения, мнениями обмениваются все участники);

• симпозиум (выступающие с сообщениями отвечают на вопросы по обозначенной проблеме);

• «аквариумное» обсуждение (обмен мнениями по конфликтным вопросам представителей групп участников с использованием высказывания мнений остальных участников в письменной форме).

Круглый стол предполагает обсуждение любых вопросов воспитания и обучения дошкольников на уровне равного взаимодействия. Организатор продумывает вопросы к обсуждению.

Брифинг — интерактивная форма методической работы, представляющая собой встречу, на которой кратко излагается позиция по какому-либо злободневному вопросу. Организатор заранее готовится к ответам на определенную тему. Возможные принципы взаимодействия: одна команда воспитателей задает вопросы — другая отвечает; организатор задает вопросы — воспитатели отвечают.

Эстафета педагогического мастерства предполагает соревнование между двумя группами педагогов, где один участник начинает освещение проблемы, другие продолжают и раскрывают ее. Последний участник подводит итоги.

Творческая гостиная является активизирующей формой организации взаимодействия воспитателей в соответствии с их интересами и предпочтениями; характеризуется наличием обстановки свободного, непринужденного общения.

КВН стимулирует активность педагогов в приобретении и демонстрации знаний, умений, навыков, дает возможность показать свои творческие способности, профессиональную компетентность, объективно оценить знания коллег.

Тематические (методические) выставки являются содержательной формой обмена опытом педагогов; по средством представления наглядных материалов способствуют обогащению знаний воспитателей.

Музыкальный салон представляет собой форму эстетического развития педагогов, детей и родителей, способствует формированию благоприятного климата в коллективе (К. Ю. Белая, А. И. Васильев, В. П. Дуброва, Л. П. Ильенко). [1, c. 33]

Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова предлагают такую форму организации методической работы, как дебаты. Авторы считают целесообразным применять данную форму при проведении педагогических советов и семинаров. Дебаты – технология, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Дебаты можно применять в качестве организационной формы проведения методической работы в ДОУ, в рамках которой осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особую привлекательность дебатам придаёт возможность рассматривать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию.

Литературная газета - интересная форма методической деятельности, объединяющая сотрудников. Цель - показать творческие возможности педагогов, детей и их родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Художественная копилка. В такую копилку, в зависимости от педагогических задач, могут быть включены репродукции произведений изобразительного искусства; фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Это хороший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки могут лечь в основу последующей методической выставки.

Творческая гостиная - форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

Смотр - конкурс - способ проверки профессиональных знаний, умений, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Коучинг – это развивающее консультирование. Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е.А. Цыбина, Н.М. Зырянова). Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. В деятельности детского сада данная идея может использоваться в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций заместителя заведующего по УВР, приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации и кафедр дошкольной педагогики и т.д. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.

Использование нетрадиционных, активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, повышает компетентность, способствует формированию профессионального творческого мышления.

Список литературы.

1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.

– М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006.



3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Айрис – пресс, 2008.

4. Ландсберг М. Коучинг. Повышайте собственную эффективность, мотивируя и развивая тех, с кем вы работаете. М.: Издательство: Эксмо, 2006

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница