Необходимость психолого-педагогической помощи учащимся Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла



Скачать 113.5 Kb.
Дата14.02.2016
Размер113.5 Kb.
ТипЛитература
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59

Психолого-педагогическая помощь

учащимся, испытывающим проблемы

в обучении и развитии

Учитель-логопед

Кузнецова С.А.

Ярославль, 2010

2

Содержание

Введение. Необходимость психолого-педагогической помощи

учащимся 3


  1. Характеристика детей школьного возраста, испытывающих

проблемы в обучении и развитии

    1. Условия и причины неблагоприятного развития 6

    2. Психологическая характеристика детей 9

    3. Особенности речи детей 12

  1. Организация специальной помощи детям, испытывающим

проблемы в обучении и развитии 15

  1. Психолого-педагогическая помощь учащимся, ранняя

профилактика и коррекция. 18

Заключение. Выводы 23

Литература 25

3

Введение. Необходимость психолого-педагогической



помощи учащимся

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различные функциональные расстройства коррелируют с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения.

Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения.

По данным различных исследователей, количество таких детей в дошкольном возрасте достигает 25%, среди учащихся школ – 20-30% от детской популяции школьного возраста. Причины стойкой неуспеваемости и школьной дезадаптации учащихся в настоящее время достаточно глубоко и многосторонне изучены, хорошо известны широкому кругу специалистов разных профилей: врачам-психоневрологам, детским психиатрам, физиологам, психологам, учителям-дефектологам.

Детей, у которых при нормальном слухе и зрении, при отсутствии умственной отсталости, выраженных дефектах речи и опорно-двигательного аппарата обнаруживаются стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, называют «детьми с трудностями в обучении» (в соответствии с психолого-педагогической классификацией). Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, и проблема трудности в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

В зависимости от подхода к изучению этих детей в разных странах предлагались разные термины: так в США эта группа детей первоначально изучалась медиками и определялась как «дети с минимальными повреждениями мозга» (или с минимальными мозговыми дисфункциями), в ГДР использовалась психолого-педагогическое понятие «дети с нарушениями поведения».

4

Отечественные психологи (Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, У.В.Ульенкова) при изучении этой группы детей пользовались определением «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в учении» и др.



Как показали комплексные исследования сотрудников Института дефектологии (М.С.Певзнер, Т.А.Власова, В.И.Лубовский, Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова, И.Ф.Марковская, М.Н.Фишман) большую часть контингента учащихся с трудностями в обучении составляют дети с задержкой психического развития, которые по сформированности ряда психических функций находятся на более ранней возрастной стадии.

Одним из ведущих признаков этого состояния является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего такие дети в шестилетнем возрасте не способны к длительным (в течение 30-35 минутного занятия или урока) волевым усилиям и сосредоточенности.

Испытывая систематические трудности в учебе, дети теряют сначала интерес к «трудным» предметам, а затем и к школе в целом. Начальное отставание в учебе ведет к педагогической запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации в подростковом возрасте.

Своевременная педагогическая и психологическая помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания. Дети с выраженной задержкой психического развития нуждаются в условиях обучения, которые могут быть обеспечены в специально созданных для них классах коррекционно-развивающего обучения. Зачисление в них производится только по заключению медико-педагогической комиссии.

При обучении в этих классах обеспечивается психолого-педагогическая помощь и коррекция отклонений в развитии детей, их познавательной деятельности и речи, восполнение пробелов дошкольного развития.

Поэтому, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее оказывается результат.

Большое значение в коррекционной работе с детьми имеют не только психолого-педагогические мероприятия, но и лечебно-профилактические,

5

поскольку у них функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегето-сосудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство воспитанников диагностико-коррекционных классов нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь школьникам из неблагополучных семей.



Таким образом, комплексный врачебный надзор, лечебно-профилактическая работа и своевременно организованная психолого-педагогическая помощь помогут ребенку в преодолении трудностей обучения и социальной адаптации в сложных жизненных обстоятельствах.

6


  1. Характеристика детей школьного возраста, испытывающих

проблемы в обучении и развитии

    1. Условия и причины неблагоприятного развития

Психолого-педагогическое наблюдение за детьми, испытывающими проблемы в развитии, и их клиническое изучение выявили ряд особенностей психического развития.

Значительное разнообразие вариантов развития зависит от ряда условий и причин. Среди них в первую очередь выделяются:



  1. Социальная ситуация развития ребенка (круг общения и характер взаимоотношений «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок», в семье, в школе, обществе в целом и т.п.).

На развитие ребенка оказывают негативное влияние следующие факторы:

- дефицит общения с окружающими взрослыми, вследствие чего не обеспечивается стимуляция развития эмоциональных, познавательных процессов, речи в периоды, когда общение является для ребенка ведущим видом деятельности;

- травмирующее действие социальной микросреды, вызывающее состояние повышенной тревожности, вырабатывающее в характере ребенка пассивно-защитные свойства (робость, безинициативность, плаксивость, замкнутость и т.п.), ил, наоборот, защитно-агрессивные свойства (жестокость, упрямство, негативизм, грубость);

- отсутствие адекватных (квалифицированных) педагогических условий, обеспечивающих реализацию полноценного развития ребенка и коррекцию неблагоприятных вариантов его развития.



  1. Развитие ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, элементов труда, труда и т.д.).

Негативное влияние на развитие ребенка оказывает отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, обеспечивающей

7

«присвоение» и смену ведущего вида деятельности в каждом календарном периоде развития ребенка.



  1. Состояние здоровья (соматического и нервно-психического).

Наличие слабовыраженных нарушений центральной нервной системы (резидуальная органическая недостаточность ЦНС) препятствует нормальному функционированию тех или иных систем мозга и задерживает его своевременное развитие. Слабовыраженные нарушения ЦНС могут проявляться в виде парциальных недостатков развития эмоционально-личностной и познавательной сфер.

Негативное влияние на развитие ребенка могут оказывать тяжелые соматических заболеваний в первые годы жизни, либо хронические формы заболевания с частыми обострениями. При тяжелых формах соматогения способна привести к более существенным нарушениям обменных процессов мозга, к более стойкой задержки развития, обусловленной, главным образом, стойкой астенией, резко снижающей психический и физический тонус ребенка.

Замедление темпа нормального хода развития, недостаточное формирование способностей к усвоению знаний может быть обусловлено как действием отдельного неблагоприятного фактора (причины), так и их сочетанием.

Наличие слабовыраженных нарушений ЦНС даже при благоприятных социально-педагогических условиях будет ограничивать возможность развития и обучения ребенка. В тоже время у здорового от рождения ребенка общая микросоциальная и педагогическая депривация, негативное и зачастую психотравмирующее влияние семьи, отсутствие индивидуализации в воспитании и обучении может обусловить своеобразное недоразвитие тех или иных функций.

Обобщая сказанное, подчеркнем, что реализация потенциальных возможностей развития психики ребенка зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых к развитию ребенка, с другой – от организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков. Своевременное выявление и квалификация тех или иных неблагоприятных вариантов

8

развития необходимо в целях профилактики и коррекции трудностей в обучении и воспитании детей.



Таким образом, возможность компенсации отставания в психическом развитии осуществима в адекватных состоянию детей психолого-педагогических условиях.

9


    1. Психологическая характеристика детей

При поступлении ребенка в школу у него не обнаруживается готовности к началу систематического школьного обучения. Это проявляется в незрелости функционального состояния ЦНС (слабость процессов возбуждения и торможения, затруднения в образовании сложных условных связей).

Большинство психических функций имеет сложное комплексное строение и основано на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с задержкой психического развития замедленно, значительно изменено и происходит иначе, чем в норме, соответственно психические функции складываются не так , как у нормально развивающихся детей.

Программа обучения в начальной школе предполагает, что дошкольник владеет значительным числом житейских понятий, сформированностью определенных умений и навыков. У детей с задержкой психического развития запас знаний крайне беден, чем у нормальных детей того же возраста. У них нет необходимых для усвоения программы знаний, умений, навыков. Поэтому дети не в состоянии без специальной помощи овладеть необходимыми навыками письма, счета и чтения. Трудно детям соблюдать и принятые в школе нормы поведения. Испытываемые учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием нервной системы, наблюдается нервное истощение, быстрая утомляемость, отказ от выполнения уже начатой деятельности, часто возникают головные боли. Дети реагируют на все изменения атмосферы.

Задержка психического развития проявляется у детей в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, несоответствии интеллектуальных возможностей возрасту ребенка. У детей наблюдается неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.

У детей, имеющих проблемы в развитии, отмечается низкий уровень развития восприятия, это проявляется:

- в необходимости более длительного периода времени для приёма и переработки сенсорной информации;

10

- в затруднении узнавания предмета, находящегося в непривычном положении, контурных и схематических изображениях;



- не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы;

- в недостаточной сформированности пространственных представлений, часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

Особенности внимания проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает у детей значительное замедление темпа выполнения заданий, увеличение ошибок. Особенно ярко эти негативные последствия проявляются, если отвлекающим фактором является речь.

Недостаточность внимания, снижение работоспособности у детей с задержкой психического развития имеет индивидуальные формы. У одних детей максимальная сосредоточенность и работоспособность в начале выполнения задания неуклонно падает по мере выполнения задания, у детей наблюдается наибольшее напряжение внимания уже после определенного периода действий. У третьей группы – периодическое колебание внимания и неустойчивая работоспособность на протяжении всего времени выполнения заданий.

Каковы же особенности в развитии памяти у детей?

У детей, испытывающих трудности в обучении, имеющих недостатки в развитии, отклонения в развитии памяти проявляются в следующем:

- снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;

- большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной;

- недостаточный объем и точность запоминания;

- преобладание наглядной памяти над словесной;

- низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения;

- недостаточная познавательная активность и целенаправленность при воспроизведении и запоминании;

11

- преобладание механического запоминания над словесно-логическим;



- повышенная тормозимость следов под воздествием помех и внутренней интерференции (взаимодействия различных мнемических следов друг на друга).

Таким образом, дети с трудом овладевают сложными видами памяти, до четвертого класса используют механическое запоминание, заучивание, опосредованное запоминание отстает.

Отставание в развитии мышления (всех форм мышления, начиная с самых ранних, наглядно-действенного и наглядно-образного) наблюдается у школьников с задержкой психического развития. По наблюдениям, в меньшей степени нарушено наглядно-действенное мышление.

В коррекционной работе большое место уделяется формированию процессов анализа и синтеза, так как у детей недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления.

При анализе предмета или явления дети называют только поверхностные, несущественные качества с недостаточной полноценностью и точностью. В результате выделяют почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. При проведении этапа классификации, основные трудности связаны у детей с тем, что они не могут мысленно совместить два или более признака или явления. Помощь в преодолении таких трудностей заключается в организации практической деятельности детей с объектами классификации. Задания должны быть так организованы, чтобы ребенок имел возможность опереться при выполнении на образец или свой житейский опыт.

При переходе из одной системы знаний и навыков к другой, дети склонны применять старые, уже отработанные способы, не видоизменяя их, что в итоге приводит к трудностям переключения с одного способа действия на другие. Таким образом, ярко проявляется инертность мышления учащихся, особенно ярко при решении проблемных задач, требующих поиска самостоятельного решения. В большинстве случаев вместо осознания задачи и поисков адекватного способа решения осуществляется репродуцирование привычных способов действия, поэтому у ребенка не развивается способность к саморегуляции , не формируется мотивация избегания неудач.

Поэтому одними из задач организации помощи детям являются:

12

формирование мотивации учения как побудительной силы и развитие любознательности, так как познавательная активность у наших детей снижена.



Снижение познавательной активности при обучении проявляется у детей с задержкой психического развития в том, что дети не стремятся эффективно использовать время, отводимое на выполнение задания, высказывают мало суждений, и тем, что у детей часто отсутствует возраст «почемучки». Одни дети практически не задают вопросов о явлениях окружающей действительности, обычно это медлительные, пассивные дети с замедленной речью. Другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов, но при этом редко выслушивают ответы до конца.

В мыслительной деятельности снижение познавательной активности выражается в слабой зависимости деятельности детей от поставленной цели, в подмене истинной цели задания более простой и знакомой, в затруднениях поиска способа решения задач.

Поэтому, оказывая помощь детям, мы должны развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу учебной познавательной активности; повышать уровень произвольности психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности; формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение последней.


    1. Особенности речи детей

Анализ устной речи детей с отставанием в развитии показал, что она удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматики. Однако речь в целом у них, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата.

Итак, у детей, имеющих проблемы в развитии, отмечаем:

- отставание в развитии речи;

- низкая речевая активность;

13

- ограниченность словаря;



- неполноценность понятий;

- низкая способность к обобщениям;

- недостаточность в словесной регуляции действий;

- запаздывание формирования внутренней речи;

- в речевом оформлении проявляется инфантилизм, бедность выразительных средств;

- недостаточное понимание многих слов и образных выражений.

Каково же состояние словаря?

У детей наблюдается преобладание пассивного словаря над активным. Словарный запас беден и недифференцирован, ограниченность ярко проявляется в незнании использования слов, обозначающих признаки и свойства предметов, передающих оценочные суждения. Неточное употребление слов, одни видовые понятия определяются через слова других понятий. Употребляют слова, свойственные детям младшего возраста. Недостаточность словарного запаса связана с ограниченностью знаний, представлений об окружающем мире, причинно-следственных отношений, определяются снижением познавательной активности.

Особенности связной речи проявляются у детей в неумении самостоятельно пересказывать текст, составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Не могут дать описание предмета, часто используют одни и теже слова, постоянно возвращаются к уже высказанной мысли. Эти особенности состояния связной речи – результат тех затруднений, которые дети испытывают при планировании и развертывании речевого высказывания. У детей наблюдается в устной речи пропуск ил замена, или избыточность членов предложения. А также: ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении предлогов, трудности в словообразовании, структурная несформированность высказывания.

Таким образом, связная речь находится на более низком уровне, чем у детей с нормальным развитием. Рассказы характеризуются бедностью языкового оформления и нарушением логической связности, отмечается

14

непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Дети часто не сохраняют основной сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали. В высказываниях детей проявляется неумение оформлять с помощью языковых средств смысловые (временные, причинно-следственные) отношения.



Поэтому особенности речи детей характеризуются нарушением речи, как системы; своеобразие речи отражает недоразвитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

Нарушение звукопроизношения у детей с проблемами в развитии встречается гораздо чаще, чем у детей без нарушения психического развития. Недостатки произношения, а иногда и восприятия у некоторых детей связаны с какой-либо одной парой звуков, при хорошем произнесении и различении всех остальных. Конечно же, бывают и более тяжелые нарушения. Поэтому для коррекции дефектов произношения предусмотрены специальные логопедические занятия.

Начинающие обучение дети часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарный звуковой анализ. Это свидетельствует о недоразвитии у учащихся фонематического слуха, об отсутствии у них речевого опыта и практических речевых, необходимых для усвоения курса родного языка, обобщений. Поэтому обучению чтению и письму предшествует коррекционная работа – подготовка к обучению грамоте.

Подведя итоги, можно сказать, что для детей, имеющих проблемы в развитии, создаются специальные классы, имеющие целью воспитание учащихся, обучение их основам наук в объеме школы, коррекцию недостатков развития, подготовку к общественной полезной деятельности.

15

2.Организация специальной помощи детям, испытывающим



проблемы в обучении и развитии

Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку, в соответствии с его возрастом, адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.

Организация психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности, имеет особую значимость. Предупреждение (профилактику) трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать как можно раньше. Принцип единства диагностики и коррекции предполагает организацию помощи детям в двух основных аспектах: диагностическом и коррекционно-развивающем.

Диагностическое направление работы обеспечивается комплексным динамическим наблюдением за ребенком специалистами консилиума образовательного учреждения. Сюда входит изучение состояния его здоровья (медицинское). Выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение). Изучение социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, в классе), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни: дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности (педагогическое изучение).

Каждый из участников консилиума образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации: установление четких целей психолого-педагогической помощи и коррекционной работы с ребенком, путей и сроков ее достижения, выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны взрослых, выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе, анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы.

16

Второе направление – коррекционно-развивающее - предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида (наряду с типичными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе педагога-дефектолога, учителей, логопеда, психолога и других специалистов образовательного учреждения.



Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу (логопеду) и учителю: стилю их общения с детьми, специальному формированию у учащихся навыков общения и представлений о правильном поведении. Демократический стиль общения, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны взрослого, формирование представлений о навыках общения и правилах поведения являются первоначальными элементами соцально-педагогической профилактики, направленной на предупреждение нежелательных отклонений в поведении, связанных с неблагополучной социальной ситуацией развития ребенка. Важное значение придается и индивидуальной психолого-педагогической помощи.

Педагог и психолог проводят динамического наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты обследования детей фиксируют в протоколах и журналах наблюдений, что помогает им планировать индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций и операций (развитие моторики, пространственного гнозиса и мнезиса, внимания, памяти, операций анализа, сравнения, обобщения и т.п.).

Психолого-педагогическая помощь и коррекция обеспечивают учащимся овладение знаниями и умениями, а также развитие мышления, памяти, других познавательных процессов до более высокого уровня, чем у детей, которые не охвачены специальной коррекционной работой. Пребывание в специальных условиях благоприятно сказывается на развитии учебной деятельности детей, их личности – интересах, мотивации учения, взаимоотношений, общения и др.

Большое значение в организации помощи детям имеют лечебные и профилактические мероприятия, поскольку у них функциональная

17

недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегето-сосудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обуславливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство учащихся нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь школьникам из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствует укреплению здоровья детей и их развитию.



Таким образом, при оказании помощи учащимся, необходима совместная деятельность специалистов: педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников, которые оказывают не только непосредственную помощь детям, но и консультативную – родителям.

18

З. Психолого-педагогическая помощь учащимся.



Ранняя профилактика и коррекция.

Психолого-педагогическая профилактика – система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Психолого-педагогическая коррекция – совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

В основе нашей работы с детьми лежат принципы профилактики и коррекции задержки психического развития учащихся:



  1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

  2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.

  3. Профессиональная компетентность и разделение функций.

  4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию его развития.

  5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

  6. Дифференцированный подход.

Ранняя профилактика непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка выделяем и используем в работе четыре группы методов профилактики:

  1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

- познавательные игры,

- создание ситуации эмоционального переживания,

- создание ситуации занимательности,

- создание ситуации опоры на жизненный опыт,

- создание ситуации успеха в учебно-познавательной и игровой

19

деятельности.



  1. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:

- создание ситуации личностной и групповой перспективы,

- коллективные игры,

- выработка коллективно-единых требований,

- коллективные соревнования,

- коллективное самообслуживание.

3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

- уважение,

- педагогическая требовательность,

- убеждение,

- осуждение,

- понимание,

- доверие,

- побуждение,

- сочувствие,

- педагогическое предупреждение, предостережение,

- анализ поступка,

- решение конфликтной ситуации.

4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности

ребенка:

- пример, разъяснение,

- ожидание радости,

- снятие напряжения,

20

- обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного,



- требование,

- внушение.

Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности неразвитости поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль в нашей работе играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реальноосознаваемых и реальнодействующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога на отношении ребенка со сверстниками, помогают преодолевать трудности в общении и обучении, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.

Значительная роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждения игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, подчеркивание достижений ребенка.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий. В силу особенностей учебной деятельности школьников, имеющих проблемы в развитии, нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Какова же роль психологической коррекции (психокоррекции) задержки развития детей? Используемая нами группа методов коррекции классифицируется по объекту (ребенок, испытывающий трудности, его воспитательный микросоциум) и по предмету, на который мы будем указывать.

К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности ребенка относятся методы развития произвольности в

21

двигательной, познавательной, эмоциональной сферах поведения и общения (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства.



Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методов снижения чувствительности к оцениванию, формированию адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы мы используем на фоне метода релаксации и отреагирования школьных страхов ребенка с задержкой в развитии.

Нарушения развития самосознания ребенка с задержкой психического развития требует применение таких методов, как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие6 позитивного восприятия других. Мы дополняем эту группу методом самовнушения – «Я хочу», «Я могу», «Я буду».

Таким образом, восстанавливать и развивать ребенка как полноценного ученика нужно в следующих направлениях:



  1. Формировать мотивацию учения как побудительную силу.

  2. Развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу познавательной активности.

  3. Повышать уровень произвольности психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности.

  4. Формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение последней.

Эмоциональное отвержение проблемных детей, отсутствие взаимопонимания с учителем связано с выбором методов, неадекватных учению (игровой мотив), или мотивов, которые не могут обеспечить успешность учебной деятельности на длительное время. Психолого-

22

педагогическая помощь ребенку, имеющему проблемы в обучении и развитии, состоит в проявлении истинной заинтересованности к его школьным делам, что будет способствовать преобладанию положительных эмоций у ребенка, что, в свою очередь, скажется на вере в его собственные силы. Успехи в учебе повлияют на развитие интереса к учению, ребенку непременно захочется повторить свой успех, закрепление же успеха способствует формированию познавательного мотива и развитию личности ребенка. Если ребенок в чем-то неуспешен, задача педагога и психолога – внушить ему, что успех обязательно придет.



Уважение, внимание, забота и одобрение окружающих повышают у ребенка чувство собственной ценности. Доминирование положительного представления о себе – «Я еще этого не знаю, но научусь» или «Мне не удается красиво написать, значит, я должен поупражняться» - порождает у ребенка желание измениться.

В заключении можно сказать, что средства психолого-педагогической помощи, профилактики и коррекции разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания могут и дают положительные результаты.

23

Заключение. Выводы

Психолого-педагогическая помощь учащимся коррекционных классов занимает важное место в процессе коррекции недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания.

В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные .особенности познавательных процессов и осуществлять дифференцированный подход к детям с различным когнитивным стилем (импульсивным и рефлексивным). Для импульсивных детей мы рекомендуем замедление темпа учебного процесса, проговаривание учебных действий и операций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации, характер заданий и т.д.

Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях школьного учреждения. Но только своевременная педагогическая и психологическая помощь таким детям является необходимой предпосылкой их успешного обучения, воспитания и развития.

Поэтому, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, чем целесообразнее сочетаются виды, формы, средства профилактики и коррекции, тем эффективнее оказывается результат.

Таким образом, психолого-педагогическая, логопедическая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, учитывает их психологические особенности и проводится нами по следующим направлениям:



  1. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

  2. Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.

  3. Формирование пространственных представлений.

  4. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

24

  1. Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики.

  2. Коррекция нарушений звукопроизношения.

  3. Развитие психических процессов внимания, памяти, мышления.

Но только комплексная работа, совместная, психологов, педагогов, логопедов, других специалистов может дать положительный результат.



25

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М., 1990.

  2. Андрюшенко Т.Ю., Корабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения /Вопросы психологии. – 1993 - № 1.

  3. Бурменская Г.В., Корабекова Н.В., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 1990.

  4. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. – М., 1991.

  5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., 1991.

  6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1999.

  7. Мухина В.С. Детская психология. – СПБ., 1992.

  8. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1999.

  9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.

  10. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. – М., 1985.

  11. Овчарова Л.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993.

  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.

  13. Учимся общаться с ребенком /Петровский В.А., Виноградова Л.М., Кларина Л.М. и др. – М., 1993.

  14. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска»./Астапов В.М., Микадзе Ю.В. – М., 1996.

Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница