Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидна. Социально- психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие



Скачать 64,41 Kb.
Дата22.02.2016
Размер64,41 Kb.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидна. Социально- психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.

Семья в силу глубокой специфичности воздействия на ребенка является необходимым фактором социального становления. Только в семейном кругу можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни. Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.

Высоконравственное поведение взрослых в семье, постоянная помощь детям в осознании ими собственного нравственного опыта создают прочную основу для выработки у школьников верных жизненных позиций.

Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями. Хорошо зная своего ребенка, родители могут уже в раннем возрасте обнаружить его индивидуальные склонности, помочь найти свое призвание. Дома ученик не только закрепляет усвоенные в школе знания, умения и навыки, но и приобретает опыт самостоятельной работы. Книги из домашней библиотеки, журналы, газеты, радио- и телепередачи обогащают его интеллект и чувства, расширяют культурный кругозор, особенно если родители помогают ребенка в отборе источников информации.

Семья может стать основой формирования глубоких морально- эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которых формируется богатство человеческих отношений: любовь, дружба, забота, уважение к старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей :

- обеспечение качественного образования учащихся;

- развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;

- формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;

- подготовка школьников к семейной жизни;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия , тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с педагогами. В то же время их реальное участие в воспитании ребенка, в делах класса существенно зависит от профессиональных и личностных качеств самого педагога ,от его желания и стремления взаимодействовать с родителями, от конкретных целенаправленных действий по привлечению родителей к организации учебно-воспитательного процесса.

Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей.

Важно привлекать родителей не только к воспитанию своего ребенка, но и к организации учебно-воспитательного процесса в классе и школе. Почему?

Во- первых, ребенок значительную часть времени проводит в школе, и родителям целесообразно знать условия обучения и воспитания детей в данном учреждении, положение ребенка в системе отношений коллектива, его контакты со сверстниками. Это возможно, если родители становятся участниками школьной и классной жизни, очевидцами главных событий в жизни ребенка.

Во- вторых, классный руководитель не может при всем желании организовать постоянную и разнообразную деятельность учащихся, учитывая и развивая интересы и способности каждого ребенка. В этой связи каждый родитель мог бы взять на себя организацию конкретной работы в классе в соответствии со своими возможностями, индивидуальными особенностями, увлечениями.

Для родителей должно быть очевидным, что чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней их ребенку в школе, тем больше получит он для своего социального развития. Участвуя в организации учебно- воспитательного процесса, делах класса, родители способствуют развитию коллектива, отношений в нем и каждого ребенка.

Мы можем поделится опытом совместной работы с родителями в своей школе.

1. В начале года организуется целеполагание и планирование работы в классе, конкретных дел с участием родителей и детей. В процессе коллективного планирования выявляются общие проблемы, способы их решения. Затем родители и дети определяют дела, в которых они могли бы быть организаторами.

2. На родительском собрании классные руководители разъясняют важность сотрудничества педагогов и родителей и предлагают перечень возможных дел, видов работы в классе, которые могут организовать родители. Работая в микрогруппах и заполняя лист с перечнем дел, родители помогают друг другу найти конкретную работу в классе. В случае затруднений на помощь приходит классный руководитель и подсказывает, рекомендует родителям форму участия в жизнедеятельности класса.

3. Педагоги, руководство школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.

4. Педагоги дают задания учащимся, выполнение которых предполагает взаимодействие детей с родителями.

5. Педагоги замечают, поощряют положительную инициативу родителей при проведении дел в классе: объявляют благодарности, оформляют благодарственные письма за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.

Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии его способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных позиций

В результате совместной работы учителей и родителей разработана программа развития взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.

1. Содержание и формы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей

1.1. Развитие познавательных интересов, творческой активности учащихся:

- познавательные конкурсы между родителями и детьми

- совместные классные собрания по итогам учебной работы, анализу учебной деятельности учащихся, тематических собраний- дискуссий по проблеме учебы, например, «Что значит хорошо учится?», «Как сделать учебу интересной?»

- деловые игры в старших классах по формированию способности ориентироваться в реальном мире.

1.2. Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:

-выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных диагностических методик («Готовность подростков к выбору профессии» В.Б. Успенского)

-организация встреч со специалистами, в зависимости от профессиональных интересов детей

-проведение классных собраний- дискуссий по профориентации

- проведение родительских собраний

1.3. Формирование у детей нравственности, культуры поведения

- организация встреч с интересными людьми

- подготовка концертов, спектаклей совместно с родителями

-знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности.

1.4. Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни:

- систематическая диагностика состояния здоровья детей

- организация просвещения детей и родителей по проблеме сохранения здоровья

-пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях

-организация профилактики отклонений от здорового образа жизни(встречи с наркологом)


2. Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми

- изучение взаимоотношений в семье (сочинения «Я и мое поколение»,анкеты)

- составление своей родословной

- проведение семейных праздников



-проведение круглых столов

Для изучения семейного социума социальным педагогом проводится постоянное анкетирование изучающее условия жизни и воспитания детей в семье, воспитательные возможности родителей, воспитательную активность семьи.
Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница